Гражданское общество и демократическое государство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданское общество и демократическое государство



Гражданское общество формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит одновременно с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, чье правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.

Эти права должны быть обеспечены через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой ...путем референдума и ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от суверенного народа, ибо только он может быть законным источником власти.

Что это такое – естественные и неотъемлемые права человека? Прежде всего – это право на жизнь и на достойное существование, логически выводимое из ценности, которой обладает всякая человеческая личность, помимо ее заслуг.

Политическая свобода – это свобода слова, печати, собраний, ассоциаций и демонстраций, это выбор представителей в государственные органы.

Человек должен быть свободен выбирать мировоззрение, вероисповедание, культурные приоритеты, местожительства и форму трудовой деятельности.

 

С1

Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.

 

С2

Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.

С3

Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.

 

С4

Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?

 

С5

Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?

 

 

С6

Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.

 

__________________________________________________________________

С7

В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кодификатор соответствует обязательному минимуму содержания по обшествознанию

(приложение к Приказу Минобразования РФ №1536 от 30.06.99)

 

Элементы содержания (для усвоения)  
 
Общество и его развитие
1.1 Взаимосвязь природы и общества
1.2 Основные сферы жизни общества
1.3 Традиционное индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество
1.4 НТР и ее социальные последствия
1.5 Глобальные проблемы человечества
1.6 Многообразие и единство мира
Человек и его развитие
2.1 Человек, личность
2.2 Деятельность человека, ее основные виды
2.3 Потребности и способности человека
2.4 Познание мира и самого себя
2.5 Духовная жизнь человека
2.6 Свобода и ответственность
2.7 Человек в группе
2.8 Межличностные отношения. Общение
2.8 Межличностные конфликты, их разрешение
2.9 Выбор жизненного пути
Культура и духовная жизнь
3.1 Духовная жизнь общества
3.2 Образование. Самообразование
3.3 Наука в современном обществе
3.4 Искусство, его виды и место в жизни человека
3.5 Религия, ее роль в жизни общества.
3.6 Мораль, ее категории. Проблемы смысла жизни
3.7 Основные ценности и нормы морали. Моральный выбор
3.8 Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность
3.9 Особенности развития российской культуры на современном этапе
Экономическая сфера общественной жизни
4.1 Экономика и ее роль в жизни общества
4.2 Потребности общества. Ограниченность ресурсов. Факторы производства
4.3 Экономические системы: традиционная, командно-адиминистративная, рыночная. Типы рынков
4.4 Собственность и ее формы
4.5 Потребитель, производство, производитель
4.6 Предпринимательская деятельность
4.7 Издержки производства
4.8 Рыночная экономика. Обмен
4.9 Роль государства в экономике
4.10 Государственный бюджет. Налоги
4.11 Деньги и денежная политика
4.12 Экономический рост
4.13 Безработица
4.14 Экономика переходного периода в России
4.15 Бюджет семьи
Структура общества
5.1 Структура общества и социальные отношения
5.2 Социальные группы, роли. Социальный статус
5.3 Социальный конфликт и пути его решения
5.4 Семья и этика семейных отношений
5.5 Правовые основы брака и семьи
5.6 Этнос. Нация
5.7 Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты
5.8 Социальная политика и развитие социальных отношений в современной России
Современная цивилизация и политическая жизнь
6.1 Политика, ее роль в жизни общества
6.2 Политическая власть. Разделение властей
6.3 Государство, формы правления.
6.4 Суверенитет. Национально-государственное устройство.
6.5 Политические режимы
6.6 Гражданин. Участие граждан в политической жизни  
6.7 Выборы. Референдум
6.8 Партии и движения. Многопартийность
6.9 Политические реформы в современной России
Право
7.1 Понятие и нормы права
7.2 Отрасли права
7.3 Право и закон
7.4 Правовые акты
7.4 Конституция – основной закон государства
7.5 Основы конституционного строя Российской Федерации
7.6 Федерация, ее субъекты
7.7 Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации
7.8 Институт президенства
7.9 Местное самоуправление
7.10 Права человека. Всеобщая декларация прав человека
7.11 Международное гуманитарное право
7.12 Права ребёнка
7.13 Защита прав человека
7.14 Гражданское общество и правовое государство
7.15 Преступление. Уголовная ответственность
7.16 Административный проступок
7.17 Правоохранительные органы

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

· сущность общества как формы совместной деятельности людей;

· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Уметь

· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

· объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

· осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

· первичного анализа и использования социальной информации;

· сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Приложение 3.

Ответы на задания части А

№№
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
А15
А16
А17
А18
А19
А20
А21
А22
А23
А24
А25

Ответы на задания части В

№№
В1 массовое производство АББА БААБ прибыль фирмы
В2 АААБ в красоте БГАВ ГВАД
В3 БААБ ААББ БАГВ директивные цены
В4 ААВБ
В5 БААВ АВДБ человек
В6 ААББ ВАБГ АБББАА АББА
В7 сферы общества духовная
В8 ДАБВ социальная догматы БААБ
В9
№№
В1 ААББ цензура
В2 АББА АААБ
В3 правовых
В4 АБАБ монархия БАГД
В5 ГВБА АББА
В6 либералы БВЕД АВДГ
В7 нормы ААББ
В8 прогул
В9 БААБББ ББАА ГВАБ

Ответы на задания части А и В итогового теста

ответ ответ ответ ответ
А1 А6 А11 А16
А2 А7 А12 А17
А3 А8 А13 А18
А4 А9 А14 А19
А5 А10 А15 А20
В1 АБАБ
В2
В3
В4 эксперимент
В5 ААБА
В6 БВГД

Ответы на задания с развернутым ответом

(соответствующие формату ЕГЭ)

И критерии их оценивания

Тема 1.

С1

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная революция». Составьте небольшой текст (два предложения) с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Раскрыт смысл понятия: социальная революция - это коренное, радикальное изменение общества, с возможным распадом старых отношений и формированием новой общественной структуры;   Составлены предложения, например: 1)Социальная революция часто сопровождается разрушением общества, социальной катастрофой; 2)Социальные революции могут охватывать сферы экономики, политики, культуры.   Может быть и иное верное определение, составлены иные предложения.  
Правильно дано определение понятия и составлены два предложения
Правильно дано определение понятия и составлено одно предложение или составлены два предложения, но не дано определение
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

С2

Приведите два конкретных примера, иллюстрирующие негативные последствия глобализации.

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Могут быть приведены примеры: 1) в результате глобализации наносится ущерб национальной культуре малых народов; 2) глобализация приводит к размещению наиболее вредных производств в развивающихся странах; 3) глобализация выдвигает в качестве приоритетных ценности западного общества, а это приводит к дискриминации иных ценностей.    
Приведены два верных примера
Приведен один верный пример
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

Тема 2.

 

С1

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Ответ должен содержать в себе позиции: Раскрыт смысл понятия, например: Под «социализацией личности» ученые понимают освоение индивидом в процессе взаимодействия с обществом опыта и знаний предыдущих поколений людей, освоение способов общения, поведенческих норм, образцов культуры.   Составлены предложения, например: 1) Посредством социализации человеческий индивид приобретает качества личности и научается жить в мире людей. 2) Важнейшими институтами социализации выступают образование и воспитание. Могут быть приведены и иные предложения    
Раскрыт смысл понятия и приведены два предложения
Раскрыт смысл понятия и приведено одно предложение ИЛИ смысл понятия не раскрыт, приведены два предложения
Раскрыт смысл понятия ИЛИ приведено одно предложение ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл

 

 

С2

Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Сформулировано понимание слов автора, например: Писатель подчеркивает, что в деятельности заключен весь основной смысл человеческого бытия, что человек не может не действовать. Именно деятельностное существование, а не прозябание в бездеятельности необходимо человеку и для морального и для физического здоровья.   Высказано собственное отношение к словам автора    
Сформулировано понимание слов автора и высказано собственное отношение
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ высказано собственное отношение
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

С3

С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Приведены качества, например: · обогащение эмоциями; · развитие фантазии; · развитие логики, воображения; · способность находить сложные и интересные решения.   Приведены примеры качеств, например: · недостаточная наблюдательность; · неспособность составить точное описание предмета, объекта.    
Правильно приведены два качества и два примера качеств
Правильно приведены два качества ИЛИ два примера качеств
Приведено одно качество ИЛИ один пример ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл

 

С4

В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Дан ответ с опорой на текст: 1) Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы.   Сформулированы два продолжения фразы: «Игра мне нужна для · того, чтобы в процессе игры заводить новых друзей, расширять круг общения; · овладения новыми знаниями, способами разрешения различных жизненных ситуаций.    
Дан ответ и сформулированы два продолжения
Дан ответ и сформулировано одно продолжение
Дан ответ ИЛИ сформулировано одно продолжение ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл

 

С5

Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Сформулировано понимание слов автора: Автор подчеркивает, что игра содержит в себе интересную задачу, в которой необходимо найти решение. Поиск этого решения действительно может быть приключением. Примером могут служить детские игры · в пиратов, · в разведчиков, · в полицейских и воров и т.д.   Могут быть иные примеры.  
Сформулировано понимание слов автора и приведен один пример.
Сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один пример.
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

Тема 3

С1-С2

Ответы формулируются в свободной форме. Оценивается степень логичности ответа, аргументированности, наличие собственного суждения.

 

 

С3

После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд, необходимо соблюдать создателям и продавцам продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Баллы
В ответе должны содержаться три любых верных нормативных требования, например: 1) произведения культуры для детей должны соответствовать гуманистическим принципам; 2) детские произведения не должны включать сцены жестокости, насилия; 3) детские произведения не должны изображать страшных, агрессивных героев, способствующих вызвать агрессию в поведении детей и т.д.    
Правильно указаны три положения
Правильно указаны одно-два положения
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

 

Тема 4.

С1

Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Приведите любой аналогичный пример, иллюстрирующий данную функцию денег.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Баллы
В ответе должна быть указана функция: - накопление. Могут приводиться примеры: - покупка высокодоходных акций компаний; -хранение средств в золотых банковских слитках или монетах.    
Правильно указана функция денег и правильно приведен пример
Правильно указана функция денег ИЛИ правильно приведен пример
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

С2

Читая статью о состоянии экономики своей страны в текущем году, гражданин нашел информацию о том, что валовый внутренний продукт (ВВП) возрос на 5,6%. О чем свидетельствует данный показатель? Укажите любой показатель, который должен был бы встревожить гражданина, свидетельствовав о неблагоприятной ситуации состояния национальной экономики.

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Баллы
В ответе должно быть указано: 1) Данный показатель свидетельствует об увеличении объемов национальной экономики, произведенных в ней товарах и услугах. Это хороший показатель.   2) В качестве негативного показателя состояния национальной экономики, к примеру, могут выступать данные о(об): · возрастании процента инфляции, · росте безработицы, · увеличении дефицита государственного бюджета, · росте государственного долга и т.д.    
Правильно указаны обе позиции
Правильно указана любая одна позиции
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

 

Тема 5.

С1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных ролях человека.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «социальная роль – это совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенный статус в данном обществе»; 2) два предложения с информацией о социальных ролях, опирающейся на знания курса, например: - «Социальные роли определяются ожиданиями людей». - «Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения».  
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены ИЛИ дано определение понятия без предложений ИЛИ предложения без определения понятия ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл
     

 

 

С2

Приведите примеры типичных для подростка социальных ролей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Баллы
В ответе должны содержаться три любых социальных роли, например: 1) член семьи; 2) участник дружеской компании во дворе; 3) участник детской художественной студии.    
Правильно указаны три роли
Правильно указаны одна-две роли
Ответ неправильный
Максимальный балл

 

Тема 6

С1

Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три общих и по три различных черты. Ответ оформите в виде таблицы:

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
В ответе могут быть сформулированы общие позиции: · Создание избирательных участков; · Ведение кандидатами предвыборной агитации; · Определение в законодательстве избирательных цензов; · Представление кандидатами социальных интересов избирателей и т.д.   Могут быть указаны и иные общие позиции.
Указания к оцениванию Баллы
Указаны не менее трех позиций
Указана две позиция
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно
Максимальный балл
В ответе могут быть сформулированы различные позиции:  
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА
· Голосование проводится по партийным спискам; · Формируется единый общенациональный избирательный округ; · Законодательно определяется избирательный порог; · Места в парламенте распределяются в зависимости от количества голосов, полученных партией на выборах; · Избиратели голосуют прежде всего за политическую программу, а не за конкретную личность.   · Формируются одномандатные избирательные округа, в которых могут выдвигаться различные кандидаты; · Победивший в округе кандидат определяется по большинству голосов (возможно относительное большинство, возможно абсолютное); · Избиратель прежде всего голосует за личность кандидата; · Возможен второй тур голосования для определения победителя;    
Указания к оцениванию Баллы
Указаны не менее трех позиций
Указаны две позиции
Указана одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно
Максимальный балл
Максимальный балл за все задание

 

 

С2

В ходе кампании по выборам депутатов законодательного собрания один из кандидатов, сначала зарегистрированный избирательной комиссией, затем был снят с дистанции. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата?

 

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)
В ответе должны присутствовать позиции:
1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил неправильно оформленные подписные листы
2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе
3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс
Указания к оцениванию балл
Указаны не менее трех позиций
Указаны две позиции
Указана одна позиции, позиции не названы или названы неверно
Максимальный балл

 

С3

Назовите любые три внутренних функции государства политики и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.

 

Ответ:

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) Баллы
В ответе должны быть: 1) названы три внутренние функции государства; 2) приведены соответствующие примеры. Допустим: 1) экономическая функция (принятие государственного бюджета и контроль за его расходованием); 2) социальная функция (реформа системы образования); 3) политическая (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) культурно-воспитательная (охрана исторических памятников);    
Названы и проиллюстрированы примерами три внутренние функции государства
Названы две-три внутренние функции государства, две из которых проиллюстрированы примерами
Названы одна–три внутренние функции государства, одна из которых проиллюстрирована примерами ИЛИ названы три внутренние функции государства без примеров
Названы одна-две внутренние функции государства без примеров ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3

 

 

Тема 7.

С1

Укажите любые два основных принципа демократического судопроизводства.

Ответ:

Содержание верного ответа
Должны быть приведены принципы: - презумпция невиновности; - состязательность процесса; - право подсудимого на защиту; - право родственников не свидетельствовать против подсудимого и т.д.
Указания к оцениванию Балл
Приведены два принципа
Приведен один принцип
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

 

С2

Приведите три примера ситуаций, подпадающих под действие гражданского права.<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.177.24 (0.031 с.)