Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионализм не сводится к одной этике

Поиск

 

Тезис о профессионализме как моральном принципе не означает тождества профессиональной компетентности и профессиональной этики. Подобные попытки смешения и подмены одного другим неоднократно делались в прошлом. В одном из монологов замечательного советского артиста А. Райкина его герой — «ученый» с кафедры провозглашал: «Партия учит нас, что газы при нагревании расширяются». К чему приводило апеллирование к авторитету любой идеологии, сегодня всем уже хорошо известно.

В современных условиях, когда встает вопрос о возможном нарушении профессиональной этики, он не может быть разрешен без участия специалистов. При разбирательстве конфликтов с потребителями, решении вопросов производства, регулировании договорных отношений, выяснении отношений с конкурентами необходимая информация, предложения исходят от независимых экспертов-профессионалов, которым и принадлежит решающее слово. Конечно, комиссии по этике, специалисты по проблемам этики данной отрасли (как, например, и журналисты) обязаны разбираться в деталях проблемы, но, не имея в силу специфики своей работы полного доступа к информации, эти люди не могут взять на себя и всю полноту ответственности. Не этик определяет необходимость операции больному. Не этик устанавливает пределы пропускных способностей фильтров фабрики и т. д. Но без этика, без этих докучливых «зеленых», без судов, присуждающих компенсации за моральный вред, врачи могут и не спросить больного, не позвать родственников, дирекция может и не посоветоваться с муниципальными органами. Баланс интересов, необходимость постановки вопроса об ответственности делает необходимыми 31 и комиссии. На крупных предприятиях, фирмах, учреждениях в работе комиссий по этике участвуют также юристы, консультирующие других членов комиссии в вопросах соответствующих статей законодательства. Без комиссий по этике может статься, что никто и не вспомнил бы о новых фильтрах, правах жителей микрорайона, рабочих на фабрике и т. п., не пригласил бы экспертов...

 

 

Специалисты-людоведы

Современный этап развития мировой культуры характеризуется гуманитаризацией — признанием роли гуманистического компонента во всех сферах жизни общества Особую роль в процессах развития общества приобретает деятельность представителей гуманитарных профессий. К таковым в широком смысле относятся все, объектом приложения сил в которых является человек, его духовная и душевная жизнь. Несмотря на эти ограничения, все другие специальности, конечно, также предполагают направленность результатов труда конкретным людям. И все же к гуманитарным относят не технические и не военные специальности. Это профессии журналистов и психологов, библиотекарей и музейных работников. Это педагоги и переводчики, филологи, историки и деятели искусства.

Многие гуманитарии реально объединены в профессиональные цехи, союзы, постоянно общаются посредством чтения профессиональной прессы, поддерживают личные контакты.

В гуманитарной области профессиональная этика связана прежде всего с приращением гуманитарных ценностей — знаний, оценок, методологий, подходов. Долг гуманитариев не ограничен узкими рамками конкретной ответственности по месту работы. Это также осознанное участие в формировании общественного мнения, поскольку от них, людей более других искушенных в науках и искусствах, более подробно, чем другие, изучивших историю, общество вправе ожидать понимания настоящего и перспектив будущего. Пристальное внимание к вопросам общественной жизни, независимо от конкретного характера профессии, присуще истинному гуманитарию. Этика гуманитарных профессий охватывает деятельность политиков и биологов, медиков и правоведов, ученых независимо от профиля научных интересов.

Современность со всей очевидностью выявила значимость идей, их гуманистического, мировоззренческого потенциала для судеб культуры. Сегодня, когда отчетливо осознается потребность в гуманизации культуры, противостоянии ее техницизму, ни для кого не секрет, что социальные идеи являются важнейшим фактором общественной жизни, определяя устремления людей, придавая ту или иную направленность историческому процессу.

Гуманитарий как профессионал создает и пропагандирует идеи, обладающие социальной значимостью, следовательно, несет ответственность за их ценность. Ведь в конечном счете все, что происходит и творится людьми в этом мире, изначально побуждаемо идеями. Требование соединения культуры и этики в первую очередь касается гуманитариев. Оно означает невозможность в гуманитарной области быть только узким специалистом, несочетаемость профессионализма с гражданской и правовой индифферентностью, узостью кругозора, нечувствительностью к искусству. Гуманитарии призваны рождать идеи, улучшающие ситуацию общественной жизни, открывающие лучшие возможности для людей. Для гуманитария неприемлема позиция тоталитаризма и национализма, фарисейства и вульгарного цинизма.

Профессионализм гуманитария — в широком общекультурном и профессиональном кругозоре, знании иностранных языков и непрерывном чтении, осмыслении реалий жизни, нового, умении оценить качество и ценность информации, отделить главное от второстепенного, ориентироваться. Для гуманитария важно прислушиваться к другим профессионалам и знать их мнение, обладать навыками классификации и оценки качества источника информации. Профессионал в гуманитарной области обязан ответственно подходить к отбору и распространению информации, тщательно проверять данные из популярных изданий, источников прошлого, не поддаваться слухам, непроверенным гипотезам. В определенном смысле его информационные источники должны быть элитарны — скрупулезно отобраны и самостоятельно сверены, поскольку в этом и выражается профессионализм.

Вместе с тем он должен удовлетворять потребность общества в обнародовании знаний, сведений, в пропаганде нового, прогрессивного в культуре. Его профессиональный долг — обрести уверенные навыки коллегиального и межличностного общения, умения правильно и доходчиво говорить, легко выражать свои мысли в устной и письменной форме, стремиться понять других и быть понятым. Гуманитарий — человек, обладающий широким кругозором, живым интересом к общественной жизни. Ему чужды обывательское безразличие и уклонение от острых проблем, требующих участия. Таковыми были лучшие представители отечественной науки и культуры — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, просветитель и издатель Н.И. Новиков, юрист А.Ф. Кони, историк В.О. Ключевский, академики А.Ф. Лосев, Б.Б. Пиотровский, многие другие. Так ощущал свой профессиональный долг Д.С. Лихачев. Вспомним, как в момент, когда вокруг церемонии захоронения останков семьи последнего русского царя разгорелась полемика грозящая расколоть общество, академик Лихачев обратился к президенту страны с просьбой приехать на похороны в Санкт-Петербург, и его доводы были сочтены убедительными. Так, выражаясь его собственной формулой, «не по лжи» живет А.И. Солженицын.

 

Гуманизация социальных отношений

И формирование идеологии прав человека

 


 

 

Природа говорит мне (незаконнорожденному): не будь беден, не будь богат, но будь независим) ЕСЛИ мне удается сделать доброе дело и это становится известным, то я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.

 

И. Шамфор. Максимы и мысли


 

Представление об этических основах профессиональной деятельности наряду с традицией формируется в общественном мнении художественной литературой, выступлениями правозащитников, публицистикой. Художественная литература, апеллируя к чувствам читателей, является важным фактором самосознания общества традиционно формирует аргументы общества в диалоге с властью. В истинно художественной литературе нет места конъюнктуре, здесь приоритет отдается культурному кругозору, мастерству типизации, способности осмысления и образного выражения моральной ситуации общества, «болевых точек»-, проблем общества В художественной литературе формируется смысловая основа мироощущения поколений, и значение ее трудно переоценить.

Известно, какую огромную роль в самосознании россиян сыграли А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов, А. Кольцов, Л. Толстой, А. Платонов, М. Булгаков. Язык и образы их произведений стали языком и метафорическими формами осмысления собственной жизни, пословицами и поговорками, создающими представление о душе и чаяниях народа

Александр Солженицын открыл всему миру главное доказательство аморализма советизма - лагеря для политзаключенных, опубликовав художественно-документальные тома «Архипелага ГУЛаг». На средства от этих публикаций он основал фонд, который материально помогает оставшимся одинокими бывшим узникам Гулага, а подчас и содержит их Он также материально поддерживает наиболее талантливых писателей, которым ежегодно присуждается премия его имени.

Татьяна Гнедич переводит Байрона в застенках сталинской тюрьмы, сидя в камере с воровками и убийцами, оставаясь профессионалом и создавая тексты, которым и сегодня нет равных по глубине и близости к первоисточнику. Невозможно представить себе этого, но переводчик не имеет ни переводимого текста, ни бумаги для записи, ни даже карандаша — все содержится в памяти — тысячи страниц на двух языках. Достойная сочувствия, жалости, сострадания, эта женщина тем не менее благодаря своему профессионализму сама спасает свой народ, сохраняя в памяти одно из главнейших сокровищ его культуры - материал для его мыслителей и художников — богатство литературного языка.

Корней Чуковский в условиях советского «железного занавеса переводит У. Уитмена, О. Уайльда, делая достоянием русского читателя зарубежную классику, отказывается подписывать письма, осуждающие писателей-диссидентов. Эти и многие другие примеры свидетельствуют о способности специалистов-гуманитариев пробивать стены тоталитарных режимов не танками, но словом и мыслью, которые все-таки всегда сильнее и гуманнее.

Гуманитарные идеи А.Д. Сахарова, по профессии физика-ядерщика, его правозащитная деятельность, участие в политической и культурной жизни общества требовали порой отчаянного мужества, но всегда достигали цели.

Подобные примеры подвижнической работы, творчества, жизни вселяют надежду, становятся образцом для подражания, создают ценности этики профессионализма. Наряду с развитием экономики формирование идеологии прав человека на достойную жизнь и внимание к личным проблемам каждого является условием развития жизни общества, его гуманизации, т.е. «очеловечивания». Гуманитарии, как правило, даже являясь членами профессиональных объединений, сохраняют самостоятельность позиций и этических принципов поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.01 с.)