М. Булгаков. Собачье сердце. Повесть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. Булгаков. Собачье сердце. Повесть




 

В России, где православная религия не претерпела реформирования, подобно католицизму, религиозной аскезе, молитвенному созерцанию, бескорыстию традиционно придавалось значение высших форм нравственной жизни. Поэтому исторически образцом воспитанности признавался сначала высокообразованный, но непрактичный дворянин, а впоследствии — интеллигент (от «мыслящий»), из разных чинов происходивший, выучившийся и даже получивший за это дворянское звание. В постпетровский период «служилому люду» было отказано в праве собственности на недвижимость. Это обусловило недоступность предпринимательства, торговли для образованных людей. Интеллигенция вынуждена была ограничиться сугубо умственными, духовными занятиями — быть учителями, врачами, священниками, писателями, художниками, музыкантами. Вместе с тем, как отмечает исследователь культуры, начиная с Петра I, служение Отечеству приобретает новый смысл. «Государственное» у Петра перестает быть антитезой религиозному, так как на него переносятся нравственные ценности, взращенные в лоне христианской религии: жертвенное служение Отечеству провозглашается религиозно-нравственным призванием человека, т.е. по существу представляет собой вариант мирской аскезы протестантизма (см.: Лкиндинова Т.А. Проблема традиции в современном русском искусстве // Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы. СПб., 2000. С. 14). Увлечение идеями и опытом Великой французской революции, популярность французских просветителей, народничество с его «теорией малых дел» обусловили идеалы российских интеллигентов. Русские писатели, ученые, учителя искренне сопереживали тяжелому положению народа, участвовали в борьбе с произволом, терпели лишения, ссылки и тюрьмы во имя улучшения исторических судеб Отчизны.

Они отличались высокими духовными интересами, традиционно литературными дарованиями, ценили интеллект и образованность, искренность и правдолюбие. Интеллигенты унаследовали от рыцарей, дворян-декабристов бесстрашие перед произволом властей, питавшее как отвагу террористов, революционеров-подпольщиков, так и мужество диссидентов в советские времена. По словам М.С. Кагана, несмотря на то что интеллигенты живут по всей России, интеллигентность как особое «качество... сформировалось в Петербурге и получило здесь свое идеальное выражение». Поведение интеллигенции «определялось не эгоистическим интересом, а обретавшимся в душевной борьбе представлением о соответствии пути служения народным интересам, идеалу добра и справедливости». В своей книге М.С. Каган соглашается с оценками Д.С. Лихачева, который полагает: интеллигенты — «люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность». В этой же книге отмечается отсутствие в истинных интеллигентах агрессивности и подозрительности, наличие повышенной восприимчивости к культуре, искусству, деликатность, принципиальность, отсутствие национальной спеси, потребность постоянного осмысления жизни (см.: Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. С. 299,301-302).

Интеллигентность выражалась в заботе о культурном развитии народа и страны, отождествлялась с самостоятельностью позиций и чувством собственного достоинства, патриотизмом, но не отождествлялась с предприимчивостью, опыт осуществления которой у нее отсутствовал. Исследователь истории отечественного предпринимательства отмечает, что к концу XVIII в. «любая инициатива, в том числе предпринимательская, зачастую признавалась властью чужеродной на русской почве» (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства... С. 172). Интеллигентность как многознание и глубина внутреннего мира часто противопоставлялась торгашеству и меркантилизму купечества, заботе и жизненных удобствах и телесных удовольствиях, культивируемых в мещанском сословии. Вследствие этого интеллигентность подчас отождествлялась с обличительством, бескомпромиссностью. Если джентльмен в случае несогласия с собеседником предпочитает промолчать или уклониться от спора (так лучше для дела — выгоднее), то интеллигент видит в говорении правды едва ли не свою миссию и готов выдержать и гнев, и разрыв отношений с оппонентом ради истины. Отличительная черта истинного интеллигента — прямота, честность, подвижнический бескорыстный труд. Таковы, в частности, герои произведений А.П. Чехова — врачи, учителя, юристы. Они, рискуя жизнью, спасают детей от дифтерита, по вызову больного едут за сто верст от гроба своего ребенка, занимаются, кроме школьной работы, тяжелым в разъездах репетиторством, ведут многодневные расследования, забывая о дорогах, об удобствах. Это люди, о которых сказано было, что у них «больная совесть». Именно А.П. Чехов сформулирует важное правило интеллигентного поведения в письме к брату. Излагая свое представление об истинно воспитанных людях, Чехов пишет, что они «уходя» не говорят: «С вами жить нельзя!». Как и джентльмены, интеллигенты одержимы стремлением к творческому обновлению в своей профессиональной деятельности.

Таковы были и те, кто составил славу и гордость российской науки, образования, культуры. Российская интеллигенция утвердила за собой авторитет интеллектуальной элиты в мировой культуре, обогатив ее блестящими психологическими концепциями, богатейшим наследием художественной литературы, ставшей поистине смысловой основой современного гуманистического самосознания.

Интеллигентность культивировалась в России и в современной профессиональной этике понимается как продуманность, интеллектуальная оснащенность всякой работы, демократичность и доброжелательность в общении, отсутствие спеси и недопустимость пренебрежения интересами потребителей, партнеров, клиентов.

 

Взаимосвязь профессионального и сословного этосов

 


 

 

Благородный муж знает только долг, простолюдин знает только выгоду; благородный муж предъявляет требования к себе, простолюдин предъявляет требования к другим.

 

Конфуций. Лунь Юй


 

Занятия человека издавна считались делом рода, сословия, фамилии. В историческом прошлом сословная принадлежность определяла круг возможных профессий. Уже в античности в Афинах, например, закон обязывал отца выучить сына своей профессии или же дать ему ремесло. Если он этого не делал, то сын освобождался от заботы о престарелом отце. Знатность, принадлежность к патрициям давала право на особо уважаемые занятия, например медицину: «ранние греческие врачи были выходцами из знатных семей, о чем свидетельствуют специфические элементы их личных имен... Таков, например, элемент Ырро(з) со значением «конь» в имени Гиппократа...» (Трохачев С. Потомок Асклепия // Гиппократ. Этика и общая медицина. СПб., 2001. С. 26). Поэтому и профессиональные добродетели являлись продолжением сословных, определялись средой, из которой происходил тот или иной работник В Индии брамины рекрутировали из своей касты жрецов, кшатрии — воинов, из шудры могли выйти только слуги, ремесленники да актеры. В Артхашастре написано было, что «Соблюдение каждым своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст».

В Европе понимание взаимосвязи сословного достоинства и занятий человека выражалось в традиционных видах военной или гражданской службы. Как пишет один из немецких авторов трехтомника, изданного в начале XX в., для дворянства «карьера гражданской службы была открыта... не более ста лет тому назад. Состоятельное дворянство предпочитает... дипломатическую карьеру, для которой в последнее время не раз требовалась сильная примесь "буржуазной" крови; судебная карьера тоже пользуется симпатией; гораздо меньше влекут к себе дворян врачебная, филологическая, научная и тому подобные карьеры, хотя в числе представителей науки найдутся и дворяне» (Фон Цобельтщ Ф. Оба пола в аристократии // Мужчина и женщина. СПб., б. г. С. 248-249). Авторы названного издания отмечают, что еще в XIX в. в Германии, например, «художника неохотно принимали в обществе», и только итальянцы, поляки значительно опередили ее в этом. Многие дворяне еще раньше секретно принимают участие в занятиях ремесленников, публикуют и выставляют свои произведения под псевдонимами, но ведение мастерских дворянской моралью не допускается. Ниже сословного достоинства длительное время полагалось во дворянстве купеческое занятие, прилично считалось торговать лишь собственными продуктами, лошадьми.

В России также считалось, что достоинства сословия являются гарантией его служения Отечеству. Так, А.Ф. Бестужев полагает, что «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное». Вторит ему и И.П. Пнин («Опыт о просвещении относительно к России»): «Добродетелей, назначаемых для состояния дворянского, кои суть правосудие и всегда готовое пожертвование собою пользам отечества», в отношении же других сословий он замечает, что «трудолюбие и трезвость нахожу я самыми приличнейшими добродетелями для земледельческого состояния, исправность и честность для мещанского,...и наконец, благочестие и примерное поведение для состояния духовного». Как видим, представители высших сословий наделяются добродетелями в воспитательных целях и вопрос о соответствии отдельных представителей идеалу не ставится. При этом дворянство обладало привилегиями не служить на государевой службе, дарованными Екатериной II («Указ о вольности дворянства»), что впоследствии явилось препятствием для развития предпринимательства в дворянской среде и породило беспомощность многих дворян перед собственными управляющими. Более того, дворянам фактически воспрещалось заниматься торговлей, а записываться в купцы не ниже I гильдии. Дворянам также воспрещалось духовное звание, в частности, Петром I. С другой стороны, в предпринимательстве ограничены были представители служилого люда, не владеющие земельным наделом и лишенные права его обретения. Дворяне имели право на высшее образование, реформы Александра II открыли доступ к нему для разночинцев. Реформы Александра II открыли дорогу юношам из низов в ряды офицерства, в юриспруденцию, медицину и журналистику. Но уже при Александре III правительством был разослан директорам гимназий и прогимназий секретный циркуляр «О кухаркиных детях» (1887 г.), предписывавший воздерживаться от приема в учебные заведения детей «лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» (см.: Константинов Н.А., Медынский Е., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982. С. 251). В нашем Отечестве профессии также переходили от отца к сыну и часто являлись определяющими фамилию — Кузнецовы (самая распространенная в мире фамилия), Каретниковы, Масленниковы, Винокуровы, Толмачевы, Ткачевы, Шиловы, Подкорытовы. В советский период в связи с раздуванием классовой ненависти и культивированием презрения к собственности негативную оценку получили и дворянское, и мещанское сословие, всем представителям которых присваивались лишь дурные свойства, мещанство же вообще стало нарицательным наименованием бездуховности. Бывшим дворянам был воспрещен доступ в высшие учебные заведения, дворянское происхождение скрывали при вступлении в КПСС, при назначении на руководящие должности. В связи с фактическим запретом на религиозные убеждения подобное отношение формировалось и по отношению к священникам и их детям. При поступлении на работу заполняли анкету, отдельной графой в которой стояло социальное происхождение, на основании которой отделы кадров принимали решение о возможности трудоустройства фактически по сословному признаку.

В крестьянской среде приветствовались не зажиточность, т. е. хозяйственность, а бедность, т.е. безлошадность, неумелость в крестьянском деле. Все названные ограничения провозглашали благую цель: преодоление социального неравенства, открытие доступа к образованию и профессиям беднейшим слоям населения, выявление из низов наиболее талантливых. В СССР был достигнут высокий уровень всеобщей грамотности населения, преодолена отсталость азиатских народов. Но поскольку реализация идеи сопровождалась репрессиями и притеснением образованной и профессионально обученной элиты общества, то часто происходило наоборот. Не наиболее талантливые, а те, «кто был ничем», грабили и распределяли награбленное, надзирали и контролировали работающих «спецов», «кухарки» управляли государством, что привело в конечном счете к снижению уровня профессионализма в целом по стране вплоть до 60-х гг. XX в. Только с демократизацией общества стали говорить о равных правах на профессиональное самоопределение для всех граждан. Но условий для этого пока не создано.

Сегодня с развитием демократии складывается понимание того, что главным достоянием народа, общества являются люди, их таланты, возможности. Во всем мире предпринимаются попытки как можно более раннего выявления задатков и способностей детей, независимо от материального и сословного положения. В этих целях в Израиле, например, создаются интернаты для особо одаренных детей, родителям которых выплачивается пособие за согласие обучать их детей музыке или живописи. В Японии тестирование способностей начинается с 3-4-летнего возраста и также имеет следствием приглашение в специальные школы. В России учреждаются специальные фонды, проводятся конкурсы «Юное дарование», «Дебют» и т.п.

Общество и каждая семья заинтересованы в наследовании профессии, семейного дела, в каждой культуре есть свои Нобели, Щукины, Штраусы, свои рабочие и купеческие династии. Но если бы эти традиции оставались неизменными, то Михайло Ломоносов стал бы рыбаком, как и его отец, сын шорника и дочери шорника Иммануил Кант стал бы шорником, а Генри Форд и продолжил бы фермерское хозяйство своего отца, и наследовал бы его ферму. И мы с вами жили бы совершенно другом мире.

 

 

Профессионализм как моральный принцип...

 


 

 

Долг определяется не тем, что сделано, но тем, как сделано. Мудрость долга в том, чтобы наилучшим образом исполнять то дело, на которое человек поставлен жизнью.

 

Л. Толстой


 

В Новое время профессионализм получает статус морального принципа, он сформировался как основной принцип этики бизнеса (деловой этики) и стал означать:

♦ понимание работы как долга, призвания, понимание ее как «служения» делу, людям, Родине;

♦ высокое качество производимого продукта, услуг, профессиональных достижений;

♦ уважение и доверие к другим профессионалам (профессионал во всем стремится иметь дело с профессионалами, а не дилетантами);

♦ стремление во всем (даже за пределами профессии) к почти профессиональной основательности;

♦ энергичность, творчество, стремление к новому, постоянное повышение квалификации, осведомленность обо всем новейшем в своем деле;

♦ честная конкуренция с другими профессионалами: хочешь больше зарабатывать — лучше работай!

♦ уважение коллег, сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха;

♦ трудолюбие в сочетании со «здоровым» образом жизни, умением отдыхать, восстанавливаться (так, в деловом мире многих западных стран не только не принято работать в выходные дни, но считается едва ли не неприличным проводить их не на природе, — словом, «...помни день субботний»).

Профессионализм как нравственное достоинство человека, умеющего хорошо делать свое дело, означает также и нежелание вести разговоры на профессиональные темы на досуге или с незнакомыми людьми. Нарушение этого неписанного правила воспринимается как невоспитанность, бестактность, ведь и пословица гласит: «Делу — время...». Названное правило является условием сохранения профессиональной тайны, в той или иной мере присутствующей в каждой специальности.

Профессионализм в особенности востребован сегодня в предпринимательстве, где, по мнению некоторых, людям бывает не до этики. Ведь предпринимательство предполагает конкуренцию. Но именно умение конкурировать отличает истинных профессионалов. Мировой опыт деловых отношений держится на убеждениях людей, сумевших понять и сформулировать нравственные основы конкурентной борьбы.

Так, председатель правления автомобильных заводов Фольксваген Д. Гедевер, автор книги «Будущее зовет», полагает, что экономическое развитие должно отвечать нравственным требованиям: «наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды;

♦ конкуренция должна осуществляться по честным правилам;

♦ созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не способствовать появлению деклассированных слоев населения;

♦ техника должна служить человеку, а не человек технике;

♦ разумные формы участия служащих в делах предприятия не только увеличивают желание трудиться лучше, но и развивают чувство ответственности;

♦ экономика в отличие от религии ориентирована не на нравственное регулирование, а на распределение материальных благ, однако она везде, где это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным нормам (Известия. 1991.20 июня).

Уважение партнеров требует специальных умений в деловом общении. Это пунктуальность и бережное отношение к чужому достоянию, навык коротко и ясно излагать свои идеи, владение этикетом письменного общения, забота о собственном имидже (внешнем виде, производимом впечатлении), имидже своей фирмы. Словечко «профи» — это знак высшего класса.

В индустриальном и постиндустриальном обществе развитие техники, СМИ, углубление процесса разделения труда и утверждение профессионализма в качестве требования ко всякому работнику наряду с расширением информационного пространства приводит к усложнению многих традиционных профессий, появлению новых.

 

 

И основа жизненного успеха

 


 

Успех, достигнутый этими старыми сычами, поражал своей неожиданностью и совершенством. Взять хотя бы это цветовое сочетание золотого с зеленым в интерьере: утверждая его, разве они не учитывали того, что эти два цвета в большинстве стран цивилизованного мира означают деньги? А традиционное бесстрастие клерков? Ни в одном спектакле Пальмер не видел еще такого блестящего исполнения актерами своих ролей. А ведь никто и никогда не говорил им, что они должны вести себя именно таким образом.

 

Л. Уоллер. Банкир


 

Достижение профессионализма — едва ли не главное в прогнозе жизненного успеха. Сегодня об этом пишут немало авторов. В Тюмени эта проблема, как уже отмечалось, является ключевой в деятельности коллектива этиков, возглавляемых В. И. Бакштановским. Тюменскими специалистами, в частности, разработаны специальные курсы по формированию профессионализма в различных областях деятельности. Так, «Курс "Этика профессионального успеха" рекомендуется как факультативный для дополнительного образования и для самообразования, и призван сыграть роль культурного и нравственного ориентира в формировании устремлений к профессиональной деловой активности и самостоятельности студентов профессиональных учебных заведений» (Волошина Г.К. Этика профессионального успеха. Тюмень. 1998. С.6). Автором предлагаются тесты для профессионального самоопределения, проверки на коммуникабельность, конфликтность, организаторские и управленческие способности.

В достижения успеха каждый, как правило, проходит несколько стадий. Сначала это признание окружения — в офисе, цехе, на заводе. Затем признание в кругу коллег за пределами непосредственного места работы. Здесь возможен и далее все более высокий уровень состязания, например в конкурсах профессионального мастерства. Профессиональные сообщества проводят конкурсы государственного и международного уровня «Лучший в профессии» — «Учитель года», «Лучший парикмахер», «Лучший официант», «Лучшая публикация», «Лучшая роль» и т. п. Конкурсы служат самоутверждению истинных мастеров, их признанию, повышают престиж всего цеха, привлекают молодежь, пропагандируют высоты мастерства. В некоторых профессиях конкурсов нет или они невозможны. К примеру, не принято проводить конкурсы — «Лучший хирург», «Лучший массажист», «Лучший летчик», хотя и существуют публичные формы признания в этих профессиях, например звание «Золотой скальпель». Успехи, достижения в этих и смежных областях, в медицине, фармацевтике публикуются в профессиональных изданиях, СМИ, становятся известны и коллегам, и обществу. Признание многих профессионалов — наличие постоянных клиентов, высокие рейтинги, много приглашений на работу, большие заработки. В науке, литературе признание высокого уровня мастерства, профессионализма знаменуется большими тиражами публикаций, премиями государственного или международного уровня. Так, лауреаты Нобелевской премии являются гордостью своего народа, получение этой награды признано высшим достижением в научном мире.

Некоторые специалисты, достигнув мастерства, открывают собственное дело или продвигаются по служебной лестнице. Не каждый способен быть хорошим руководителем, но настоящий профессионал способен увлечь своим примером подчиненных, и в этом ему помогает достижение высокого качества работы. Человек, сам добившийся успеха, с большей вероятностью способен организовать успех своего дела, фирмы.

Успех может быть стабильным финансовым. Он может быть ознаменован популярностью на весь мир. Успех может быть неожиданным и громким, как у венгра Рубика, придумавшего наборный кубик — игрушку для детей и взрослых Успех может принести человеку мировую известность, прославить его имя, и человек сможет зарабатывать на своем имени, рекламируя лучшие товары, продавая право называть своим именем кофе, рестораны, бутики, как Пеле, Шварценегер, Андрей Макаревич, Алла Пугачева, Павел Буре. Успех может быть заслуженным результатом усилий, многотрудной работы, преодоления неудач, ошибок, длительного ученичества и по каплям набираемого опыта. В этом случае, став мастером, человек ценит свой путь, стремится развить и продолжить достигнутое, как А. Чехов, говоривший: «Как хорошо, что я так плохо начинал!». Успех может буквально «свалиться на голову», как слава Л. Ди Каприо, ставшего после роли в «Титанике» любимцем молодежи многих стран. Не остановиться в момент достижения успеха, не зазнаться, не начать тиражировать, эксплуатировать достигнутое в ущерб таланту, мастерству — вопрос этики специалиста. Когда все хвалят тебя, когда «все в восторге от тебя», когда подчиненные поминутно одобряют и поддакивают, трудно, но необходимо не терять голову, критически относиться к себе и продолжать работать, а не «почивать на лаврах». В этом и заключается этика успеха.

Признание успеха — условие формирования самодостаточной личности. Оно необходимо в обучении и воспитании. Без него не бывает умелого руководства, хороших отношений в коллективе. Уметь отметить успех подчиненного, коллеги означает не простую вежливость, но этику профессионализма. Многие события, связанные с признанием досгагнутого, — вручение аттестатов, дипломов, грамот, подарков, сопровождаемые признанием успехов каждого, запоминаются на всю жизнь, служат предметом гордости, стартом для новых достижений. Непризнание успехов, наоборот, может расхолодить, отбить охоту к качественной работе, стать поводом для неверия в себя.

Человек, добивающийся успехов в своем деле, более уверен в себе, более независим материально, чаще бывает в хорошем настроении, доброжелателен, самодостаточен. Вследствие всего этого профессионалы вызывают уважение представителей противоположного пола, им везет в любви, личной жизни.

Иногда признание состоит в добрых словах, сказанных коллегой, случайным посетителем, слушателем, читателем, но я они дорогого стоят.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.044 с.)