Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, аппиевой (ее строительство в IV В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, аппиевой (ее строительство в IV В.



Со II в. до н. э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, ибо снабжение Рима водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной из главных задач

Открытие нового стро­ительного материала — бетона дало новые конст­руктивные возможности сроительства гигантских зданий и сводчатых пере­крытий. Снаружи здание облицовывалось мрамо­ром или камнем. В куль­товом зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера, по-этруски модифицируя его в псевдопериптер (распо­лагали его на высоком подиуме с лестницей и де­лали углубленный портик, а колонны храма превра­щали в полуколонны, не имеющие конструктивно­го значения), либо тип ро­тонды, круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами, как например, храм на так называемом Бычьем рынке в Риме (I в. до н.э.) с 10-метровыми коринфскими колоннами.

Римский скульптурный портрет — одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульпту­ры, ставившей своей задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погре­бальном портрете и в древ­них обычаях самих римлян ставить в домах портрет­ные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масок (или гипсовые слеп­ки) хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точ­ной передаче черт челове­ческого лица. Трезвый, объективный, рациональ­ный ум римлян способст­вовал развитию именно портретного жанра. Брон­зу как основной скульп­турный материал сменил в I в. до н. э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает худо­жественному обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему — образ делового человека, оратора, гражданина Респуб­лики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур — «тогатус».

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13—9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы. Каждый император в поисках славы сооружал новые пло­щади, административные здания, зрелищные сооружения.

Прежде всего он расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (Базилику Юлия, например), построил так называемый театр Марцелла (14 г. до н. э.).

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75—82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от латинского слова «колоссеум» — колоссальный, по мнению же некоторых исследователей, слово «Колизей» возникло потому, что у амфитеатра Флавиев бы­ла поставлена статуя Не­рона в 39 м высотой, позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу кото­рого и по сей день соору­жаются стадионы. В пла­не Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Сте­на высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (послед­ний) —глухой, разделен­ный лишь окнами. Пер­вый ярус украшен полу­колоннами дорического ордера, второй —иониче­ского, третий—коринф­ского, а верхний —ко­ринфскими пилястрами.

Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех-и пятипролетной, в честь того или иного императора.

В результате многолетних раскопок, не прекращающихся и по сей день, открылись улицы, довольно ши­рокие, торговая площадь, административные здания, храмы, мас­терские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — од­но- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддержи­ваемая 4 колоннами, имела отверстие — для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения.

Этот принцип заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был перистиль — внутренний двор прямоугольной формы, заимство­ванный римлянами от греков, любимое место отдыха семьи. Фонтаны, ниши, статуи обиль­но украшали перистиль. Вокруг атриума и перисти­ля группировались также хозяйственные и жилые помещения.

Полы в богатых домах украшались мозаикой — наборной живописью из естественных горных по­род или цветных морских камешков —гальки, а также из цветной стеклян­ной пасты (смальты).

Стены дома расписывались фресками. Во II в. до н. э. чаще всего фреска подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль). В I в. до н. э., еще в период Республики, стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали — колонны, карнизы, пилястры, капители.

Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна (109— 113 гг.), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь — 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь.

При императоре Адриане (117—138 гг.) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов», построенный из камня, кирпича и бетона в 118—125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-крас­ного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодче­ства. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цвет­ного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Сокра­щающиеся в перспективе кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким. Освещение интерьера решено отверстием, «окном» в куполе (диаметр его 9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под «окном» имеет незаметный скат для стока воды.

Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Термы — это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211—216) площадью более чем 11 гектаров.

Около 170 г. была от­лита конная статуя импе­ратора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих евро­пейских монументов. В XVI в. Микеланджело по­ставил ее в центре площа­ди на Капитолии. «Философ на троне», стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье.

Со второй половины II в. глубокий экономический и социаль­но-политический кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и конфликт между индивидом и обществом. И это находит отражение в портрете.

Архитектурные стили европейского Средневековья

 

Искусство средневековья

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художе­ственном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аске-тичность. Релегия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда обра­зованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Это не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашли отражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира.

Другая особенность средневекового искусства — это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народ­ные обычаи, устное творчество, задорный и хлесткий юмор народ­ных карнавалов — все это наложило отпечаток на искусство сред­невековья. Оно многослойное, чем искусство древнего мира, уже не игнорирует народ, тем более, что оно и создается руками ремесленников, вышедших из самой гущи этого народа.

V век принято считать началом новой эпохи — феодельной формации, названной в истории сред­ними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, с V до середины XVII в., от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Средневековую историю обычно делят на три периода: VI— XI вв.—раннее средневековье, период становления феодализма; XII—XV вв.—классическое средневековье, развитой феодализм; XVI —первая половина XVII в.—позднее средневековье, период упадка феодализма.

Конечно, среди произведений средневекового искусства более всего сохранились произведения культового назначения. Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главная задача которого — наставлять в вере.

Искусство западноевропйского средневековья подразделяется в своей эволюци на три этапа: дороманский —VI—Х вв., роман­ский —XI—XII вв. и готический —XIII—XV вв. Название «ро­манский» происходит от слова «Roma», Рим, и возникло условно в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название «готика» — от готов и еще более условно (как символ варварского искусства).

Раннехристианское искусство

В росписях катакомб(галереи и прямоугольные помещения- кубикулы) использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Роспись была похожа на тайнопись, понятная лишь посвященному.

Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты — женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования. Иной мир изображения, иное мышление требовали иного художествен­ного языка.

С признаним христианства (313 г., эдикт Константина), с пре­вращением его в государственную религию появляются и первые христианские храмы — базилики (название произошло от дома архонта-базилевса в Афинах). Базилика —вытянутое по оси во­сток — запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами или кораблями (ведь церковь—корабль, спасающий души). Перед западной частью храма иногда размещался атрий (атриум) — двор с водоемом. Войдя в храм, прихожане попадали сна­чала в поперечное по отно­шению к нефам помещение —наргекс, первоначально предназначавшийся для «оглашенных» — тех, кто еще готовился принять христианство. В самой ба­зилике ритм колонн на­правлял взор верующего к алтарю, к апсиде, где раз­мещалась алтарная часть, ориентированная всегда на восток, на «гроб Госпо­день». Центральный неф был выше боковых. Он за­вершался триумфальной аркой перед главным алта­рем и освещался окнами, расположенными близко к кровле. Первые христиан­ские базилики имели пло­ское перекрытие с дву­скатной крышей в центре и односкатными над боковыми нефами. С развитием богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф — трансепт. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви —соборы имели здания для крещения — баптистерии, особенно необходимые в первые века официальной новой религии; позже стали ставить купель просто в церкви.(базилика св. Петра в Риме (около 330 г.))

Помимо базилик существовал другой вид храмов — центриче­ского типа: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане, например церковь Сан Стефано ротондо в Риме (конец V в.). По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V в.), мавзолей св. Констанцы в Риме (первая половина IV в.).

Раннехристианские церкви были скромны по наружному офор­млению, но славились роскошью внутреннего убранства. Стройные колонны ионического или коринфского ордера (подчас перенесен­ные во фрагментах прямо из языческих храмов); наборные полы из цветного камня; мозаика, размещенная уже не на полу, как было принято в античные времена, а в простенках между окнами и в апсиде и составленная уже не из естественных камней, а из стек­лянной смальты, характерной своей блестящей и мерцающей по­верхностью, золотом и создающей мистическое впечатление; дра­гоценная утварь.

Росписи христианских храмов отличались от живописи ката­комб не только техникой, но главным образом содержанием. Так, на фоне архитектурного иеру­салимского пейзажа изображен восседающий на троне Христос, проповедующий апостолам, в мозаике апсиды церкви Санта Пуденциана в Риме (конец IV — начало V в.). Фигуры еще объемны и материальны, позы естественны. Такие сцены прославляют Хри­ста и ветхозаветных царей, как в рельефах колонн и триумфальных арок прославлялись римские императоры.

Роль книги в христианском богослужении вызвала к жизни еще один вид живописи —книжную иллюстрацию, книжную миниа­тюру. Появлению иллюстрации способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей кожи — пергамена, лучше воспринимающего краску, чем древний папирус (II—TV вв.). Глав­ным заказчиком богато иллюстрированной богослужебной книги становится церковь. Книгу украшают изображения евангелистов, сюжетные иллюстрации из Евангелия, золотые и серебряные буквы на пурпурном фоне придают ей великолепие (Венская Книга Бытия, V—VI вв.). Искусство книги и миниатюры было не единственным художественным ремеслом в монастырях — этих главных очагах раннехристианского искусства. Из их стен выходили замечательные образцы резьбы по слоновой кости, разнообразнейшие ювелирные изделия. С падением Западной Римской империи завершается история раннехристианского искусства и начинается новый этап — искусства дороманского.

 

Дороманское искусство

С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была абстрактная «звериная орнамен­тика».

Дороманское искусство значительно меньше связано с антич­ностью, чем раннехристианское., в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главны­ми чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строи­тельной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упо­миналось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие антич­ности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колон­ны разных ордеров — вперемешку.

От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искус­ства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведе­ний искусства раннего средневековья. Этот период —царство ор­намента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь —укра­шена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фанта­стических животных и птиц.

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность.

Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями

Возникли произве­дения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг.) —по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.).

При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архи­тектурный комплекс, центром которого являлась базилика с риз­ницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке,иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Мону­ментальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сю­жетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов — сцены из Священного Писания, на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художествен­ной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением клас­сической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и дви­жений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

Особого внимания заслуживает каролингская рукописная кни­га, в которой с чисто декоративным принципом украшения соче­тается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предста­ют величавые мужи в античных тогах с книгой в руках.

Романское искусство

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекры­тиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом — камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на воз­вышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями

 

С развитием торговли и ремесла в XI—XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос скученно, вверх. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. С XII в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города — рыночная площадь, на которой строился собор города и позже — ратуша

 

XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном запад­ный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. Искусство стремились сделать не только «еван­гелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых.

Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюб­ленным мотивом романского искусства.

В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложил­ся законченный стиль романской архитектуры.

Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огром­ны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Type, X—XI вв.). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скалах, с их боко­выми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, 1099—1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн. Известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую арку и нервюрный свод, предваряя таким образом, искания и находки готики.

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче про­слеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостно­го локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах.

С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии.Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вы­леплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. Рельефы лише­ны пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот — также черта, роднящая с миниатюрой.

в Германии рано начали складываться города, которые к XIV—XV вв. достигли большой силы. Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башня­ми по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181—1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие —крестовые своды.

Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Это резьба купелей, крестов, окла­дов, иногда надгробия, еще реже — статуи. Ма­териал —бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия это­го времени создают образ, застылый и статичный по форме, аскетический по духу.. Это скорее символические изображения, олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла. Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра где были изображения властителя на троне в окружении символов власти.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в средние века связь с Древним Римом. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в италь­янской архитектуре, естествен­ность и жизненность в соедине­нии с благородством и величием красоты — в итальянской пла­стике и живописи. Раннее зарож­дение в итальянском средневе­ковье элементов гуманистиче­ского мировоззрения привело к новой эпохе — Ренессансу. Церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередко аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане —даже многоцветный, как, например, на фасаде флорен­тийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI —начало XIII в.). Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви.

Флоренции — это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс; собор с наклонной башней и баптистерий, монументальной живописи Италии отчетливо прослеживают­ся воздействие византийского искусства и прочные раннехристи­анские традиции. В английском зодчестве романского периода много черт фран­цузской архитектуры: большие размеры, высокие центральные не­фы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имею­щие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи).

XII век — «золотой век» романского искусства, распространив­шегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.028 с.)