Тема 1. Основные положение теории налога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основные положение теории налога



Тема 1. Основные положение теории налога

 

Экономическая сущность понятий «налог», «сбор» и т.д.

 

Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту эквивалента.

 

Ст. 8 НК: обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

Цель взимания - обеспечение деятельности государства и муниципальных образований

 

Признаки налога:

- обязательность

- индивидуальная безвозмездность

- смена формы собственности (частная –> государственная)

- безадресность (налоги идут в бюджетный фонд)

- безвозвратность

 

Пошлины — денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление действий, документ или свидетельство.

 

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц (ст. 8), уплата является условием осуществления в пользу плательщика юридически значимых действий.

 

Варианты построения национальной системы обязательных платежей

  1. Система, исключающая (минимизирующая) количество и фискальную значимость платежей неналогового характера, т.е. практически всем обязательным платежам стремятся придать неналоговый статус.
  2. Система, сочетающая платежи налогового и неналогового (когда первый не применим) характера.
  3. Система, тяготеющая к постпепенной замене налоговых платежей на неналоговые, переносящая фискальную нагрузку на них.

 

В РФ 3-й вариант, т.к.:

- Из состава местных налогов и сборов исключены регистрационный и лицензионный сборы

- Из состава федеральных налогов исключены экологический и лесной

- Всем таможенным пошлинам придан неналоговый характер

- ЕСН заменён совокупностью неналоговых обязательных платежей

 

Видовая структура обязательных платежей

Платежи налогового характера Платежи неналогового характера

               
       


Собственно Нал. сборы Таможенные Фискальные Парафискалеты

Налоги (пошлины) пошлины сборы

Для формального разделения используются методы нормативно-отраслевого регулирования.

Разграничение налога и налогового сбора

Налог Общее Налоговый сбор

законность установления

обязательность уплаты

однотипная форма (денежная)

 

Различия

 

индивидуальная безвозмездность индивидуальная возмездность

наличие объекта налогообложения, нет

наличие базы и налогового периода

регулярность уплаты нерегулярность уплаты

 

 

Сущностное различие налоговых и неналоговых (фискальных) сборов

Налоговый сбор Общее Фискальный сбор

нерегулярность уплаты

обязательность уплаты

однотипная форма (денежная)

 

Различия

 

законность (законодательство о законность (законные или

налогах и сборах) подзаконные акты)

формируют налоговые доходы бюджета формируют ненал. доходы

отсутствие индивидуальной эквивалентности индивидуальная эквивален. возможность установления

правительством

Сущностное различие налоговых и неналоговых (фискальных) сборов состоит в различном соотношении величины сборов со стоимостью оказываемой государством услуги (предоставлением прав).

Через налоговый сбор реализуется монопольное право на совершение юридических действий, величина сбора не соответствует стоимостной оценке предмета.

 

Величина фискального сбора имеет компенсационный характер, она соответствует издержкам государства либо специальной выгоде плательщика. Величина соответствует стоимостной оценке.

 

Примеры фискальных сборов в РФ:

1) За выдачу лицензий

2) Прочие лицензионные сборы

3) Плата за использование лесов

4) Плата за пользование водными объектами

5) За негативное воздействие на окружающую среду

6) Консульские сборы

7) Патентные пошлины

 

Ввозе на таможню ввозные и вывозные сопровождение, хранение)

Различия

Общий порядок уплаты (после окончания Порядок уплаты — авансовый

налогового периода) (до процедур растаможивания)

налоговое законодательство таможенное законодательство

 

Вывод: имеют налоговую природу.

 

Различия

Изменения ставок — подзаконные акты Изменение ставок — законные акты

Образуют неналоговые доходы Образуют налоговые доходы

 

Вывод: имеют налоговую природу

 

Различия

Изменение ставок — подзаконные акты Законодательные акты

 

Вывод: имеют неналоговую природу.

 

Общий вывод: видовая идентификация обязательных платежей требует дополнительных исследований, чтобы правильно рассчитывать налоговую нагрузку.

 

Учебник — Майбуров И.А., 2007. «Налоги и налогообложение»

 

Функции налогов

Фискальная Регулирующая

Формирование бюджетного фонда Государство может влиять на произв.

государства с целью обеспечения его и инвестиционные процессы путём

финансовыми ресурсами для выполнения стимулирования/сдерживания

своих функций. отраслей.

Динамика С и S путём изменения

ставок косвенных налогов.

На уровне доходов лиц — путём уст.

дифференцированных ставок, льгот.

Gks.ru

Январь-июль, доход РФ:

44% - добыча полезных ископаемых

41% - НДС

7% - налог на прибыль

5% - акцизы

3% - остальные налоги

 

nalog.ru – ФНС

 

Инструменты регулирования:

- налоговые ставки

- налоговые льготы

 

Кривая Лаффера.

 

Классификация налогов

«Налоги, люди, время» - Брызгалин.

«Пером и кистью о налогах».

 

Классификационные признаки

Субъект:

- налоги физических лиц

- налоги юридических лиц

- налоги физических и юридических лиц

 

Вид ставки:

- твёрдые (специфические) – устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения

- процентные (адвалорные) – устанавливаются в % к единице налогообложения

- комбинированные – сочетают твёрдую и процентную ставки

 

Объект налога:

- реализация товаров, работ, услуг

- имущество

- прибыль

- доход

- расход

 

Метод обложения: (порядок изменения ставки в зависимости от роста базы)

- равные: для каждого налогоплательщика равна сумма налога

- пропорциональные: равная ставка налога

- прогрессивные: с ростом базы растёт ставка

- регрессивные: с ростом базы уменьшается ставка

 

Периодичность:

- разовые: уплата связана с бессистемным, случайным событием

- регулярные (систематические текущие): взимаются с определённой периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход

 

Бюджетное назначение:

- общие – налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода

- целевые – налоги, предназначенные для финансирования конкретного расхода бюджета

 

Возможность переложения:

- прямые: налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика

- косвенные: налоги, которые включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают её, и оплачиваются потребителем ТРУ в их цене.

 

По платежеспособности налогоплательщика:

- личные: налоги, которые учитывают платежеспособность

- реальные: не учитывают финансовое положение, уровень доходности объекта

 

По способу уплаты:

- начисления (декларационный) – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах

- кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода

- удержания (у источника выплаты дохода) – обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу закона обязано выступить налоговым агентом

 

Принадлежность к уровням власти и управления:

- федеральные

- региональные

- местные

 

Задачи налоговой политики

- Фискальная – мобилизация денежных средств бюджетов всех уровней для обеспечении государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами

- Экономическая или регулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране

- Контрольная

Типы налоговой политики

- Максимальный уровень налогового бремени

- Фискальные интересы и интересы налогоплательщика

- Достаточно существенный уровень налогообложения (компенсируется социальной защитой)

 

 

Типы налоговых систем

- Англосаксонская

- Евроконтинентальная

- Латиноамерианская

- Смешанная

 

Англосаксонская:

- преобладание прямых налогов

- незначительная доля косвенных налогов

- преобладание налогообложения физических лиц

США, Австралия, Великобритания, Канада

 

Евроконтинентальная:

- высокая доля отчислений на социальное страхование

- преобладание косвенных налогов

- незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше, чем косвенных)

Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия

 

Латиноамериканская:

- обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики

- преобладание косвенного налогообложения

- незначительный уровень прямых налогов

Чили, Боливия, Перу

 

Смешанная:

- сочетает черты разных моделей

- позволяет избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов

- вводится для диверсификации структуры доходов

Используется во многих странах, в том числе в России

 

Налоговая система РФ – совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

 

I этап. Квалификация сделок

Сравнение цены с рыночной

1) Цена, применённая сторонами сделки, отклоняется от рыночной более чем на 20% à для целей налогообложения применяется налоговыми органами à рыночная цена

2) Цена отклоняется менее чем на 20% à для целей налогообложения применяется налоговыми органами à цена, указанная сторонами сделки

 

Скидки при определении рыночной цены могут быт вызваны:

(надо записать в ценовую политику предприятия)

1) Сезонные и иные колебания потребительского спроса

2) Потерей товаром качества или иных потребительских свойств

3) Истечением сроков годности или реализацией товаров

4) Маркетинговой политикой

5) Реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей

 

Со дня вступления в силу №227-ФЗ от 18.07.2011 (1 января 2012 и позднее) применяются положения раздела 5.1 НК РФ

«Взаимозависимые лица. Общие положения. О ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

 

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и(или) результаты сделок совершаемых этими лицами, и(или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (ст. 105.1 содержится 11 оснований).

- налогом на прибыль

- НДПИ

- НДФЛ по ст. 227

- НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся(ийся) налогплательщиком НДС или освобождённая(ый) от исполнения обязанностей по НДС).

 

Если в сделках между лицами, которые взаимозависимы, создаются иные условия, чем по сопоставимым сделкам, то:

любые доходы (прибыль, выручка), которые недополучены вследствие сделки, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

а) определение в целях налогообложения доходов производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору (гл. 14.3 НК)

б) налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов по истечении календарного года включающего налоговый период. При своевременном погашении пени не начисляются.

 

Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения:

- в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа

- по сделкам на бирже в соответствии с законами РФ или иностранного государства

- если стоимость объекта оценки определена оценщиком

- в сделках, где цена определена в соответствии с соглашением о ценообразовании в соответствии с гл. 14.6 НК РФ

- если главами части 2-й НК РФ, регулирующими вопросы отдельных налогов, определены иные правила определения цены для налогообложения

- при применении регулируемых цен

 

Федеральный орган для определения цены может использовать следующие методы:

- метод сопоставимых рыночных цен

- метод цены последующей реализации

- затратный

- сопоставимой рентабельности

- распределения прибыли

 

Допускается комбинация методов.

Используется наиболее эффективный метод.

 

При определении доходов в сделках с взаимозависимыми лицами используются следующие показатели рентабельности:

- валовая рентабельность = валовая прибыль/выручка от продаж (без учёта акцизов и НДС)

- валовая рентабельность затрат – прибыль валовая/себестоимость ТРУ

- рентабельность продаж = прибыль от продаж/выручка от продаж (без акцизов и НДС)

- рентабельность коммерческих и управленческих расходов = валовая П/коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей ТРУ

- рентабельность активов = прибыль от продаж/текущая рыночная стоимость активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке

- рентабельность затрат = прибыль от продаж/сумма себестоимости ТРУ, коммерческих и управленческих расходов, связанных с ними

 

В целях НК сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. К ним приравниваются:

1) Совокупность сделок с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми,

- если участники сделки не несут никаких дополнительных функций или не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов

 

2) Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

3) Сделки, одной из сторон которой является лицо, местом регистрации, жительства или налогового резидентства является государство или территория в соответствии с перечнем Минфина п.п. 1 п.3 ст. 284.

 

Сделка признаётся контролируемой при наличии хотя бы одного условия.

- сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за год превышает 1 млрд. руб. (2012 – 3 млрд., 2013 – 2 млрд.)

- одна из сторон является плательщиком НДПИ по процентной ставке, сделка идёт по полезному ископаемому, сумма доходов превышает 60 млн. за год

- хотя бы одна из сторон применяет ЕСХН или ЕНВД

- хотя бы одна сторона освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0% (сумма доходов более 60 млн.)

- сторона сделки является резидентом особой экономической зоны, где есть специальные льготы по налогу на прибыль (60 млн.)

 

Сделки признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары:

- нефть и нефтепродукты

- черные и цветные металлы

- минеральные удобрения

- драгоценные металлы

 

Крупнейшие налогоплательщики вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, чтобы заключить соглашение о ценообразовании. Может быть заключено по 1 или нескольким однородным сделкам на срок не более 3 лет. Можно продлить не более чем на 2 года.

 

Вопрос 8. Исполнение налоговой обязанности (Глава 8 НК РФ: ст. 44-60)

Обязанность возлагается на налогоплательщика с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК и законодательством.

Прекращается при:

1) Уплате налога налогоплательщиком

2) Со смертью налогоплательщика

3) С ликвидацией организации

4) При возникновении обстоятельств, предусматривающих прекращение уплаты данного налога

Взыскание налога за счёт имущества налогоплательщика-организации или ИП производится последовательно в отношении (ст. 47 НК РФ)

1) Наличные денежные средства в банках

2) Имущество, не участвующее непосредственно в производстве ТРУ

3) Готовой продукции т.п., не предназначенных для участия в производстве

4) Сырьё и материалы, а также основные средства, участвующие в производстве

5) Имущество, переданное во владение, пользование или распоряжение другим лицам

6) Другое имущество, за исключением предназначенного для личного пользования ИП или членами его семьи

Взыскание налога за счёт имущества физического лица произодится последовательно в отношении (ст. 48):

1) Денежные средства на счетах

2) Наличные денежные средства

3) Имущество переданное во владение, пользование, распоряжение

4) Другое имущество, за исключением предназначенного для личного пользования

 

Формы проведения

- Налоговые проверки

- Получение объяснений налогоплательщиков, агентов плательщиков сбора

- Проверка данных учёта и отчётности

- Осмотр помещений и территорий, используемый для получения дохода (прибыли)

- Другие формы по НК

 

Виды налоговых проверок

1) Камеральные

2) Выездные

3) Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (гл. 14.5)

Целью камеральной и выездной проверок является (ст. 87) контроль за соблюдением законодательства.

 

1) Камеральная (ст. 88) проводится по месту нахождения налогового органа, на основе деклараций (расчётов) и документов. Проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиком декларации (расчёта).

 

2) Выездная налоговая проверка (ст. 89) проводится на территории налогоплательщка на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Может быть охвачен период не более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

 

Нельзя проводить 2 и более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении 1 налогоплательщика более 2 выездных проверок в течение календарного года (кроме решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти)

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Можно продлить до 4 месяцев, иногда до 6.

 

Повторная выездная проверка (независимо от времени предыдущей) может проводиться

- вышестоящим налоговым органом

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя в случае предоставления уточнённой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного

 

Взаимозависимые лица

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов проводится федеральным органом по месту его нахождения.

Проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует камеральным и выездным проверкам за тот же период.

Проверка в срок не более 6 месяцев (до 12-ти).

Проверяются сделки со сроком исковой давности 3 года.

 

Оформление результатов налоговой проверки

Выездная – в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведённой проверке должен быть составлен акт налоговой проверки

 

Налоговый контроль в связи со сделкой между взаимозависимыми лицами – в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведённой проверке должен быть составлен акт проверки

 

Камеральная налоговая проверка – в течение 10 дней после окончания проверки должен быть составлен акт налоговой проверки

 

Вопрос 11. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Уголовная ответственность

Согласно 14 статье УК под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания

Деяние должно:

- быть общественно опасным

- проводиться в форме, предусмотренной и запрещённой уголовным законодательством и вызывающей определённого рода последствия

- совершаться виновно, т.е. определённым моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям

 

Преступление Наказание Статья УК РФ
Уклонение от уплаты налогов физ. лицом в крупных размерах. Крупный размер – сумма налогов за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600 тыс. при условии, что доля неуплаченных налогов и/или сборов больше 10% подлежащих уплате сумм налогов и/или сборов, либо превышающая 1 млн. 800 т.р. Штраф 100000-300000, арест 4-6 месяцев, лишение свободы до 1 года 198 п.1
Уклонение в особо крупном размере. Особо крупный размер – 3 года подряд более 3 млн. руб. (доля превышает 20%, либо превышает 9 млн.) Лишение свободы до 3 лет, штраф 200-500 тыс.  
Уклонение от уплаты налогов и/или сборов организации, совершенное в крупном размере Штраф 100 – 300 т.р. либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет 199 п.1
То же деяние, совершенное: А) группой лиц по предварительному сговору Б) В особо крупном размере Штраф в размере от 200 до 500 тр. либо лишение свободы до 6 лет 199 п.2
Неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере и особо крупном Штраф от 100 до 200 т.р., лишение свободы до 2 лет, запрет заниматься соответствующей деятельностью. Если особо крупный размер – 200-500, до 6 лет с возможным лишением права заниматься соответствующей деятельностью 199.1 п.1
Сокрытие денежных средств либо имущества организации/ИП, за счёт которых должно быть произведено взыскание недоимки. Крупный размер по ст. 199, 199.1 – сумма налогов и сборов за 3 финансовых года подряд более 2 млн. (и доля более 10%; либо более 6 млн.) Особо крупный размер – за 3 года 10 млн. (доля более 20%, более 30 млн.) Штраф 200-500 т.р., лишение свободы до 5 лет, лишение права заниматься деятельностью. 199.2

Лицо, впервые совершившее преступление по ст. 198, 199 и 199.1, освобождается от УО если оно полностью уплатило суммы недоимки и пеней. а также штраф в размере в соответствии с НК. (ФЗ от 29.12.2009 №383)

 

 

II часть НК РФ

НДС

Вопрос 1. Экономическая сущность НДС. Методы определения добавленной стоимости и НДС

Добавленная стоимость – это часть стоимости ТРУ, которую производитель добавляет к стоимости сырья и т.д., используемых в производстве.

 

Методы определения:

Сложение (аддитивный)

Вычитание (инвойсный)

Аддитивный: ДС = РОТ + А + Рпр + П

НДС = (РОТ + А + Рпр + П)*Сндс

 

Инвойсный: СТ = Расходы + П = МР + ДС

ДС = СТ-МР (материальные расходы)

НДС = (СТ-МР)*Сндс

НДСбюдж = СТ*Сндс-МР*Сндс

 

СТ*Сндс – сумма НДС, предъявляемая покупателю

МР*Сндс – сумма НДС, предъявляемая к вычету

 

Этап движения Стоимость покупки без НДС НДС при покупке Стоимость продажи без НДС НДС при продаже Цена продажи НДС в бюджета
Первичный производитель сырья - - 10 000 1 800 11 800 1 800
Обрабатывающее предприятие 10 000 1 800 20 000 3 600 23 600 1 800
Оптовый продавец 20 000 3 600 25 000 4 500 29 500  
Розничный продавец 25 000 4 500 30 000 5 400 35 400  
Конечный потребитель 30 000 5 400        

 

НДС – налог на суммарную налоговую базу, представляющую собой стоимостное выражение операций по реализации ТРУ и иных операций, облагаемых по одной ставке, уменьшенный на сумму налоговых вычетов.

 

Механизм освобождения 1.

Субъекты – организации, ИП

Основание – сумма выручки от реализации ТРУ за три предшествующих месяца подряд не превышает 2 млн. руб.; в течение 3 мес. не было реализации подакцизных товаров

Срок -год

Порядок – в налоговый орган до 20 числа представляются: письменное уведомление; документы, подтверждающие право на освобождение

Последствия нарушения условий – потеря права на освобождение; восстановление суммы НДС и уплата в бюджет; взыскание налоговых санкций и пени

 

Механизм освобождения 2 – Сколково, самостоятельно.

Ст. 151

Таможенный режим Порядок налогообложения
Ввоз товаров на территорию РФ
Выпуск для внутреннего потребления Налог в полном объёме
Реимпорт Суммы налога, от которых был освобождён, либо суммы, которые были возвращены в связи с экспортом
Транзит, таможенный склад, реэкспорт, беспошлинная торговля, свободная зона уничтожение, отказ в пользу государства Налог не уплачивается
Переработка на таможенной территории Не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с территории Таможенного Союза в определённый срок
Временный ввоз, ввоз продуктов переработки товаров, помещённых под таможенный режим переработки вне таможенной территории Полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном Таможенным законодательством
Режим переработки для внутреннего потребления Налог уплачивается
Вывоз товаров с территории РФ
Экспорт: - помещение товаров под режим таможенного склада в целях вывоза товаров с режимом экспорта - при помещении под режим таможенной зоны Налог не уплачивается
Реэкспорт Уплаченные при ввозе суммы НДС возвращаются налогоплательщику
Вывоз припасов, товаров в целях завершения специальных процедур Налог не уплачивается
Иные таможенные режимы Освобождение или возврат не производится, если иное не предусмотрено
Порядок в отношении физических лиц
Перемещение товаров, предназначенных для личных нужд Порядок уплаты определяется законодательством ТС

Налоговая база

1) Налоговая база при реализации ТРУ = стоимость ТРУ с учётом акцизов. При определении базы выручка от реализации, передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанны ТРУ, имущественных прав, полученных в денежной и/или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения базы при реализации.

 

Доходы – Расходы = Прибыль

 

Налоговая база при реализации определяется с учётом особенностей:

- передачи имущественных прав (ст. 155)

- определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров (ст. 156)

- определения налоговой базы и особенностей уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (ст. 157)

- определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (ст 158)

 

2) Налоговая база при передаче ТРУ для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль определяется как стоимость ТРУ, исчисленная исходя из цен идентичных товаров, действовавших в предыдущем налоговом периоде а при их отсутствии – исходя из рыночных цен с учётом акцизов

St + A

3) Налоговая база при выполнении СМР для потребления определяется как стоимость работ исходя из фактических расходов, включая расходы реорганизуемой организации.

 

4) Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется как сумма:

 

- таможенной стоимости

- пошлины

- акцизов

St + П + А

 

Налоговая база при реализации увеличивается:

1) На суммы финансовой помощи, связанной с оплатой за реализованные ТРУ

2) Страховых выплат по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств

3) Процентов по векселям, облигациям, по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ

Момент определения налоговой базы по НДС

Как правило, наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров

- день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок

 

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

НБ1*18%

НБ*10%

или НБЗ*(10/110 или 18\118)

Общая сумма при реализации – сумма налога, полученная в результате сложения сумм.

СУММ НДСобщ = НБ1*18% + НБ2*10% + НБЗ*(10/110 или 18/118)

 

Если налогоплательщик не ведёт раздельного учёта, то НДС ему исчислит налоговый орган расчётным путём.

 

При реализации ТРУ налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС.

 

Соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки, передачи прав или получения сумм оплаты. частичной оплаты.

 

В расчётных документах сумма налога выделяется отдельной строкой.

 

При реализации ТРУ по 149 ст. и 145-й сумма не выделяется, ставится штамп «без НДС».

 

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДС на установленные вычеты.

Вычетам подлежат:

1) Предъявленные налогоплательщику ТРУ, либо уплаченные при ввозе в соответствующих режимах в отношении

а) ТРУ, признаваемых объектами налогообложения

б) ТРУ, приобретаемых для перепродажи

2) Уплаченные в соответствии со ст. 173 налоговыми агентами.

3) Предъявленные продавцами налогоплательщику-иностранному лицу, не состоявшему на учёте в налоговых органах РФ. Возвращают иностранному лицу.

Указанные суммы подлежат вычету или возврату:

- после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика

- при условии постановки налогоплательщика-иностранного лица на учёт в налоговых органах РФ

4) Предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них.

Данные вычеты производятся в полном объёме после отражения в учёте операций по корректировке в связи с возвратом ТРУ не позднее 1 года.

5) Предъявленные подрядными организациями (застройщиками) при проведении капитального строительства и т.д. в случае использования для выполнения СМР.

Если идёт собственное потребление, то происходит такое же право на вычет.

6) Уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении НПО (в соответствии с утверждёнными нормативами).

7) Исчисленные налогоплательщиком с сумм частичной оплаты в счёт предстоящих поставок. Вычеты производятся с даты отгрузки.

8) Исчисленные в случае отсутствия документов, подтверждавших факт экспорта товаров.

Сроки уплаты

1) По операциям на территории РФ уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3-х месяцев, следующего за истекшим периодом

2) При ввозе – не позднее дня подачи таможенной декларации

3) Если налогоплательщик – иностранная организация, не состоящая на учёте, то одновременно с выплатой денежных средств таким налогоплательщикам налоговые агенты уплачивают НДС в бюджет.

Налог уплачивается по месту учёта налогоплательщика, а налоговыми агентами – по месту нахождения.

 

Налогоплательщики и налоговые агенты представляют декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца после налогового периода.

 

Порядок возмещения налога

Если по итогам налогового периода получается отрицательный результат расчётов, то происходит зачёт в счёт предстоящих платежей или возврат (по письменному заявлению налогоплательщика).

Действия налогового органа

1) После представления декларации проводится камеральная проверка суммы, заявленной в возмещении.

2) По окончании проверки в течение 7 дней принимается решение о возмещении, если нет нарушений.

3) Если есть – составляется акт. (ст. 110, 111). Выносится решение о привлечении или нет к ответственности. При этом одновременно принимается решение о возмещении полностью суммы налога; об отказе в возмещении; о частичном возмещении.

4) При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам и штрафным санкциям, налоговый орган самостоятельно производит зачёт в счёт погашения недоимки и задолженности.

5) Если недоимки нет, должно быть письменное заявление о возврате.

 

ЗАДАЧА №16

По ставке 18%

(1830 + 12 + 650 + 50 + 18 + 150) * 0,18 = 487,8

ЗАДАЧА №2 стр.17

(118000

6608)*18/118=35208 – НДС с облагаемого оборота

50000*10%=5000 +150000*18%=27000 = 32000 + 70800*18/118=10800

Итого 42800

НДС к возврату 42800-35208=7592

ЗАДАЧА №7 стр.20

Не пользуется освобождением

Пользуется освобождением



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.295 с.)