Узнайте, говорят ли вам правду: «зачем вы трогаете руками лицо. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узнайте, говорят ли вам правду: «зачем вы трогаете руками лицо. »



Большинство наших жестов понятны без объяснений, но есть жесты, о которых стоило бы сказать особо, – это жесты, сообщающие о том, что вам солгали. Нам всегда хочется знать – врут нам (привирают) или говорят правду. Зачастую определить это достаточно трудно, особенно если лгун сам верит в собственные россказни. Если же он пытается намеренно ввести нас в заблуждение (возможно даже и без какого-то злого умысла, а так, по доброте своей душевной), то он все-таки неосознанно совершит жест, который выдаст его с головой.

Если вы увидите, что маленький ребенок, сказав вам что-то, закрыл рот руками, можете быть уверенными, он вам солгал. У взрослого человека этот рефлекторный (автоматический) жест остается, но в значительно измененной форме. Солгав, взрослый человек может (иногда спустя несколько секунд) потереть рот или нос или «отереть» рукою лицо, наконец, протереть глаза. Если же одновременно с этим он несколько прикрыл глаза, отвел их в сторону или корпусом чуть-чуть подался в сторону, сместился от вас на пол-оборота, то можете быть уверены – он точно врет. Впрочем, точно такой же жест может быть и у человека, который слушает чью-то ложь (т. е. считает, что сообщаемое ему является ложью).

Жесты, свидетельствующие о намеренной лжи вашего собеседника, могут быть самыми разнообразными. Часто человек совершает движение, которое выполняет странную функцию, – то ли служит ему для поддержания головы, то ли для прикрытия рта. Иногда человек, сказавший какую-то неправду, начинает покашливать или невротично смеется. В случаях, когда лгущий человек чувствует, что его обман будет раскрыт, он испытывает легкий зуд в области шеи и пытается поправить воротничок или же просто протирает шею.

Однако когда человек почесывает шею одним пальцем при условии, что говорите вы, чаще всего это свидетельствует о том, что он сомневается в ваших словах. Аналогичным образом интерпретируется поведение человека, слушающего вас и одновременно потирающего, сгибающего свое ухо, потягивающего его мочку. Скорее всего, этот субъект вам не доверяет, или просто не хочет слушать то, что вы ему говорите, или уже наслушался вдоволь и хочет взять слово. Если бы он выразил свое чувство словами, то мы бы услышали, что «слушать это больше нет никакой возможности». Здесь мы имеем дело с рудиментом детской реакции – закрыть уши руками, когда тебя ругают. Если же человек считает, что вы ему врете, он может начать потирать глаза, проводить пальцем под веками, разглаживать брови. Подобные жесты означают примерно следующее: «Я не хочу этого видеть».

В тех случаях, когда вы спрашиваете человека о чем-то, что было предметом вашей договоренности, а он вдруг закидывает руку назад и начинает поглаживать свою шею и затылок, значит, он не сделал того, что следовало, и испытывает по этому поводу сильное смущение. По сути, он пытается наподдать себе подзатыльника или «по шее», так что не сердитесь на него сверх меры, он и сам недоволен собственной неисполнительностью. Если же в подобной ситуации он символически ударяет себя по лбу, вам действительно следует слегка нажать на него, ведь этот жест носит скорее демонстративный характер – данный субъект готов повиниться, но сам-то он вины не испытывает.

Во время разговора мы прикасаемся к своему лицу и со множеством других целей. Например, голова, опирающаяся на ладонь, как правило, принадлежит человеку, испытывающему скуку. Если голова человека, слушающего своего собеседника, опирается на руку, а указательный палец, отведенный кверху, застыл у виска, то можно не сомневаться – этот персонаж сильно сомневается в том, что ему говорят, относится к излагаемой точке зрения критически и думает еще много всякой нелицеприятной всячины о своем собеседнике.

Пожалуй, одна из немногих ситуаций, когда прикосновение вашего собеседника к своему лицу имеет позитивное звучание, состоит в поглаживании им своего подбородка или в прихватывании на нем кожи. Для правильной интерпретации этого жеста необходимо учесть направление взгляда и степень напряженности губ. Если человек смотрит на собеседника, если губы его слегка приоткрыты, значит, он с искренним интересом слушает то, что ему говорят (часто в этих случаях люди, ко всему прочему, склоняют голову чуть-чуть набок). Если же он, напротив, отвел свой взгляд, а его губы сомкнулись, значит, он принимает решение, что, согласитесь, тоже неплохо.

Наконец, иногда можно видеть следующую картину: понурый человек подпирает рукой голову, оттягивая пальцем этой руки нижнюю губу. Чаще всего это свидетельствует о чувстве отчаяния, о состоянии сильного душевного угнетения, ощущении безвыходности. И это тоже из детства: малыши борются с чувством одиночества, с ощущением своей отверженности, посасывая палец, это напоминает им о нежности и опеке матери (сосание груди).


 

Самый простой способ понять собеседника: «Гляжу я, вам не сидится…»

Как мы уже говорили, сидящий человек может принимать самые разные позы – «открытые» и «закрытые», «агрессивные» (когда человек подается вперед, сжимает подлокотники, поднимает плечи) и «застенчивые» (когда человек сидит на краешке стула, прижав к телу локти, а также с сомкнутыми коленями или сведенными на уровне лодыжек). Так что в целом один этот показатель уже сам по себе весьма информативен, нужно лишь приложить достаточную наблюдательность.

В ряде случаев эффективным средством, обеспечивающим точную интерпретацию чувств и состояния вашего собеседника, является простое подражание его позе. Попробуйте занять положение, которое занял ваш собеседник, попробуйте повторить его позу (если нет такой возможности, то попытайтесь хотя бы представить это), а затем проанализируйте собственное состояние – вы узнаете, что человек должен испытывать, находясь в той или иной позе. Если вы это поймете, то вам будет легче с ним взаимодействовать.

Поэкспериментируйте. Вы знаете, что некоторые люди иногда садятся на стул «верхом», т. е. поворачивают стул со спинкой к себе сиденьем, садятся на него и упираются руками (всей поверхностью предплечий) в торчащую перед ними спинку. Что ж, попробуйте сделать то же самое. Как вы себя ощущаете? Что вы чувствуете? Если вы будете внимательными и сосредоточитесь на собственных ощущениях, то быстро обнаружите, что, во-первых, чувствуете себя под защитой (спинка стула напоминает в этом случае своеобразный щит, не говоря уже о том, что руки оказываются здесь в положении скрещенных на груди), а во-вторых, доминантны и агрессивны.

Теперь проведите другой эксперимент: сядьте в кресло, руки закиньте за голову, а ногу на ногу. Что вы чувствуете?.. Вы, по всей видимости, испытаете чувство превосходства. А какие слова соответствуют этому моменту?.. Наверное, вы могли бы сказать: «Я – супер! Я разбираюсь в этом полностью! Я знаю, что говорю!» Разумеется, подобное состояние весьма естественно для этой позы, ведь вы стали выглядеть «больше» по своим размерам, а потому более значительными. Всякий раз, когда одно животное пытается показать другому свое превосходство, оно пытается создать иллюзию своих «гигантских» размеров – распушает шерсть, оперение и т. п. Здесь вы проделали фактически то же самое, вот и чувствуете себя соответственно.

Точно так же вы можете экспериментировать на ниве интерпретации. Вы можете заняться постановкой опытов и иного рода, что мы и проиллюстрируем на двух описанных только что примерах. Поразмышляйте, что нужно сделать, чтобы вынудить своего собеседника перестать «скакать» на стуле? Это достаточно просто: во-первых, можно зайти к нему за спину – он будет вынужден развернуться; во-вторых, если вы заведомо знаете, что этот человек любит «покататься» на стуле, просто предложите ему сразу сеть на стул с подлокотниками или на кресло (разумеется, он уже не сможет принять свою любимую позу, а вы получите хороший кредит инициативы). Если же ваш собеседник относится к числу тех, кто любит выказывать свое превосходство, откидываясь на спинку кресла с закинутыми за голову руками, вы вполне можете вынудить его принять «приличную» позу, приблизившись к нему и оставаясь стоять. В этой ситуации вы смотрите на него сверху вниз, а потому он уже никак не сможет чувствовать свое превосходство и будет вынужден сесть так, как вам бы того хотелось.

БЛАНК ТЕСТА

НА «ТОЛЩИНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОЖИ»

 


 

Узнайте, о чем человек думает: «А глаза-то – бегают!»

В ряде случаев важно понять не только то, что ваш собеседник думает, но и то, как он думает. Если вы знаете, что он думает, используя зрительные образы (т. е. представляет внутри своей головы некие красочные картины), это одно дело; если он размышляет с помощью логических конструкций – другое. Есть и другие нюансы: например, разговаривая с вами, человек может конструировать ситуацию, придумывать ее «по ходу пьесы», а может вспоминать реальные события. Наконец, он может вести с собой «внутренний диалог», а может, напротив, раздумывать над тем, что и как вам ответить. Для выяснения всех этих чрезвычайно важных нюансов нужно обратить внимание на поведение глаз вашего собеседника, о чем миру поведали создатели психотерапевтической технологии «нейролингвистического программирования» – Джон Гриндер и Ричард Бэндлер[3]. Эти товарищи выяснили, что наши глаза занимают то или иное положение в зависимости от того, что и как мы думаем. И сейчас мы рассмотрим наиболее важные для нас пункты.

Глаза смотрят вверх и налево [4]. При таком положении глаз человек видит картины внутренних образов, он не представляет, а скорее вспоминает какие-то «иллюстрации» из своей жизни. Видимые им в этот момент образы эмоционально насыщены, они не просто картинки, они – картинки-переживания (это существенно, поскольку переживающий человек – это совсем не то же самое, что человек думающий, с ним для достижения «общего языка» нужно говорить о «чувствах», а не о «закономерностях»). Вспомните, как выглядит дом, в котором вы когда-то жили, или школа, в которой вы учились, ваши глаза автоматически потянутся вверх и налево.

Глаза смотрят вверх и направо – значит, человек не вспоминает какие-то реальные события из своей жизни, а конструирует некие картины, свидетелем которых он в действительности не был (даже если уверяет, что был). Здесь значительно больше рассудка и рассуждений, а образы носят характер искусственности, выдуманности. Например, в пылу ревности представляет себе сцену измены ее молодого человека с некой дамой нескромного поведения. Куда будут направлены глаза этой «несчастной», которая придумала себе эту сцену? Они будут смотреть вверх и направо, а вы, соответственно, будете видеть, как она закатила глаза кверху и налево.

Глаза смотрят прямо, взгляд расфокусирован. Бывает, что вы смотрите в книгу и читаете, а бывает, что смотрите в нее и видите… Да, вот во всех случаях, когда человек смотрит куда-то, но не видит того, на что он смотрит, его взгляд приобретает характерное расфокусированное состояние. На самом деле его «взор» в этот момент направлен не во внешний мир, а вовнутрь; он размышляет образами, но не разглядывает, не вспоминает и не конструирует какие-то картины, а находится в своеобразном потоке своих мыслей, представляющихся ему визуальными образами (картинками).

Глаза смотрят вбок налево, когда человек вспоминает, как ему кто-то что-то говорил, т. е. чей-то голос или какие-то другие звуки – например, мелодию какой-то песенки, шум улицы или стук колес поезда. Если же его глаза смотрят вбок направо, то человек не вспоминает, а конструирует чью-то фразу или какой-то звук. Знание этой закономерности может помочь вам в такой ситуации: кто-то не выполнил вашу просьбу, а вам хотелось бы знать, сделал ли он это нарочно или действительно просто забыл. В случае если человек забыл о том, что вы ему говорили, он будет конструировать звук произнесенной вами фразы, а потому посмотрит вбок и направо. Если же он хорошо помнит, что вы ему это говорили, то он будет смотреть вбок и налево.

Глаза, смотрящие вниз и налево, принадлежат человеку, который тихо сам с собою ведет беседу. Глаза, смотрящие вниз и направо, принадлежат человеку, который вспоминает какие-то телесные ощущения, чьи-то прикосновения и т. п.

Наконец, человек, опустивший глаза к полу и подпирающий свою щеку кулаком (так, словно бы он держит в нем телефонную трубку), находится в состоянии глубокого размышления о жизни, о своем месте в ней и о том, как мы – общающиеся с ним – бессмысленны в сопоставлении с Вечностью, Космосом и по-настоящему хорошей выпивкой.

БЛАНК ТЕСТА

 

Подсчет: подсчитайте сумму баллов по строкам, помеченным буквой «М» («мыслитель») и буквой «Х» («художник»).

«М»___ – «мыслитель»;

«Х»___ – «художник».

Если «М» > «Х» больше чем на 5 баллов, то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, пилотом, водителем, чертежником, продолжите этот список сами.

Если «Х» > «М» больше чем на 5 баллов, это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т. п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, – художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.


 

Часть вторая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.3.178 (0.017 с.)