РЕЧЕГОВОРЕНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕЧЕГОВОРЕНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ



Построение речевого высказывания происходит на высших уровнях построения движений – Д и Е, но несет в себе фоновые автоматизмы практически всех нижележащих уровней:

уровень А – тонус мышц, дыхание;

уровень В – автоматизмы движений языка, губ, щек, гортани и т.д.;

уровень С – целевые движения языка, интонацию;

уровень Д и Е – слова и фразы.

 

Обратная связь:

- слуховая;

- проприоцептивная – глубокая и поверхностная; (Архипов – использование собственной руки);

- зрительная.

ОНТОГЕНЕЗ

Овладению речью – через запечатление. Наша цель – дать образцы речи для запечатления.

Ребенок – существо эмоциональное, он больше запоминает то, что чувствует в той или иной ситуации, а не то, что ему в этот момент говорят.

Исследования в сфере звукового восприятия младенцев показали, что самые маленькие дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим звукам и шумам, окружающим их. (Разенкова, 56, 2000). Отсюда видна опасность работы с нечеловеческими звуками и шумами для аутистов. Научившись воспринимать окружающие звуки и шумы, он, прислушиваясь к внешним, особенно механическим звукам, или перестает воспринимать человеческую речь вообще, или воспринимает как фоновый шум.

Гуление и лепет – явления одного порядка, но в 6 месяцев встает тонус и появляются согласные звуки..

В развитии лепета есть две стадии:

- аутоэхолалия – нечаянный, случайный лепет – (гуление) – есть у глухонемых детей;

- эхолалия - лепет – вначале только гласные, затем согласные: ба-ба-дю-тю-тю… - формируется механизм говорения.

 

После 1-3 месяцев лепет интонирован

После 6 мес лепет принимает национальные черты. Как показали наши собственные и литературные данные, развитие речи в этот период определяется не количеством непосредственных занятий речью с ребенком, а количеством часов прослушивания им речи взрослых, говорящих между собой. (Лохов, 2000, 42).

 

В норме диалог развивается спонтанно в процессе общения со взрослым.

 

Первые слова речи всегда ситуативны (относятся к целостной ситуации) и всегда эмоционально окрашены.

Вспоминаем первые детские слова и их эмоциональное окрашивание.

Слово – ситуация – фраза – действие, глагол + эмоция.

 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития может иметь самые разнообразные причины – самые частые из них:

Снижение активности –нарушается и восприятие и построение речи.

Нарушения восприятия речи:

- нарушения слуха;

- нарушения фонематического слуха;

- нарушения понимания речи.

Нарушения построения речи:

- нарушения глубокой чувствительности (ребенок плохо чувствует свои органы артикуляции);

- нарушения регуляции тонуса (спастика или мышцы «не держат» напряжения);

- нарушения построения целевых движений органов артикуляции;

- апраксии – нарушения в построении движений, необходимых для формирования слов и фраз.

Патология речевого развития носит название – алалия. К этому названию добавляется причина нарушения, например, сенсорная алалия.

 

Кроме того, держать развитие речи могут и страхи, часто сопровождающие развитие особых детей. У ребенка столько сил уходит на сопротивление страхам, что на речь их уже не остается: напряжение всех мышц рук и туловища как бы парализует речь.

Когда появляется некое препятствие, речь уходит на задний план, обо вся энергия и все умственные способности тратятся на осмысление и преодоление препятствий. Вот идут две женщины и безумолку болтают. Вдруг они споткнулись о камень. Сразу замолкают, глядя на него, и лишь потом вновь начинают говорить. (Буянов, Уроды, 154, 2006).

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

На всех этапах развития речи очень велика роль родителей. Для того, чтобы ребенок заговорил, он должен запечатлеть, впитать в себя речь взрослых и, в первую очередь, родителей. Что запечатлел, то и говорит. Запечатлел приказы, - говорит приказы; запечатлел рассказы, - говорит рассказы.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил, – говорите с ним! Говорить следует медленно, четко, ритмично, утрировано выразительно.Помните, что у особых детей часто нарушено восприятие речи, поэтому быструю смазанную неэмоциональную речь они воспринимают, как шум и не могут понять.

 

Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Вместо: «Я бы хотел, что бы ты перестал стучать ножом по столу» скажите: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубики в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда». (Ньюмен, 2004, 97).

Учимся с родителями говорить коротко и просто

«Переводите» сообщение ребенка на язык слов, обозначайте словами ситуацию и его просьбу. Например, если ребенок указывает глазами на питье или приносит вам чашку, отвечайте: «Оля хочет пить? Сейчас дадим пить». Когда ему очень чего-то хочется и понятно чего, и он тянет ручку в нужном направлении, нужно сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме воодушевленный с каким-то предметом или игрушкой в руках – «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола – «Лови меня» и т.д.

Все что происходит с ребенком, все, на чем остановился его взгляд, окрашиваем эмоциональной интонированной речью. Особенное внимание уделяем глаголам. Примеры из О.С. Никольской: «Ой! Какая водичка холодная! Побыстрей-побыстрей, ручки помоем. Не замерзнем! Вытремся, скорее, полотенчиком – согреемся. Здорово! Мы теперь и чистые и теплые». Или: «Посмотри, скорее, какая киска сердитая, на собаку ругается. Боится, наверное, поэтому и сердится». «Как красиво падает снег в свете фонаря! Как стемнело, и всюду зажглись огни!» Если он пьет чай, приговариваем, что «чай сладенький, как раз как ты любишь; а как здорово ты хрустишь печеньем – совсем как мышонок».

Учимся эмоциональному комментарию.

 

Речь родителей – рассказывание, а не приказывание; иначе это запечатляется и мы будем иметь приказы на выходе.

 

ВЫСОТА ЗВУКОВ РЕЧИ

В раннем возрасте дети лучше слышат и воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые разговаривают с малышами тоненьким, «детским» голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты. (Ньюмен, 2004, 163). При работе с особыми детьми высотность речи подбирается из опыта. Одни дети лучше реагируют на высокие звуки, другие на низкие спокойные, некоторые лучше воспринимают шепотную речь, другие пение (шепотная речь, пение воспринимаются и строются с опорой на другие анатомические структуры мозга, чем звуковая).

 

СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЮБОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕБЕНКА

Чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы заработали специальные артикуляционные мышцы рта и гортани, чтобы ребенок ощутил их в работе. Поэтому всячески вызывайте ответное звучание ребенка. Помните, что и плач, и смех – это варианты звукового общения. Плач мы стимулировать не будем, но если он возникнет, обязательно на него ответим. А вот смех постараемся вызвать: щекотанием ребенка, возней с ним, подвижными играми.

 

ЗНАКИ ОБЩЕНИЯ

Мы уже говорили выше, что речь – это общение с помощью знаков. Знаки могут быть разными: мимические, жестовые (можно использовать жесты речи глухонемых), картинки, карточки со словами. Любое знаковое общение облегчает становление звуковой речи.

 

ПРИМЕРЫ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ

На –протягиваем раскрытую ладонь

Дай –просьба,- ладошка кверху, пальцы сжимаются и распрямляются

Да –согласие, - кивок головой

Нет –отрицание, - покачивание головой из стороны в сторону, можно добавить движение ладони

Там –указание направления

Вот, это –указание на объект

Сюда –подзывание – взмах ладонью по направлению к себе

Хорошо –одобрение, - большой палец кверху

Молодец –погладить по голове

Тихо –призыв к молчанию, - палец к губам

Спать, баю-бай –сомкнутые ладони под щеку

Привет, здравствуй –пожимаем руку

Пока – машем рукой

Большой – разводим руки

Маленький– маленькое расстояние между пальцами

Один –показать указательный палец

 

УСИЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ

Стимулирование активности можно вести одновременно двумя путями: тоническое стимулирование и эмоциональное стимулирование.

Тоническое стимулирование мы разбирали с вами на семинарах, посвященных тонической регуляции движения и общения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.01 с.)