Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речеговорение, построение речиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Построение речевого высказывания происходит на высших уровнях построения движений – Д и Е, но несет в себе фоновые автоматизмы практически всех нижележащих уровней: уровень А – тонус мышц, дыхание; уровень В – автоматизмы движений языка, губ, щек, гортани и т.д.; уровень С – целевые движения языка, интонацию; уровень Д и Е – слова и фразы.
Обратная связь: - слуховая; - проприоцептивная – глубокая и поверхностная; (Архипов – использование собственной руки); - зрительная. ОНТОГЕНЕЗ Овладению речью – через запечатление. Наша цель – дать образцы речи для запечатления. Ребенок – существо эмоциональное, он больше запоминает то, что чувствует в той или иной ситуации, а не то, что ему в этот момент говорят. Исследования в сфере звукового восприятия младенцев показали, что самые маленькие дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим звукам и шумам, окружающим их. (Разенкова, 56, 2000). Отсюда видна опасность работы с нечеловеческими звуками и шумами для аутистов. Научившись воспринимать окружающие звуки и шумы, он, прислушиваясь к внешним, особенно механическим звукам, или перестает воспринимать человеческую речь вообще, или воспринимает как фоновый шум. Гуление и лепет – явления одного порядка, но в 6 месяцев встает тонус и появляются согласные звуки.. В развитии лепета есть две стадии: - аутоэхолалия – нечаянный, случайный лепет – (гуление) – есть у глухонемых детей; - эхолалия - лепет – вначале только гласные, затем согласные: ба-ба-дю-тю-тю… - формируется механизм говорения.
После 1-3 месяцев лепет интонирован После 6 мес лепет принимает национальные черты. Как показали наши собственные и литературные данные, развитие речи в этот период определяется не количеством непосредственных занятий речью с ребенком, а количеством часов прослушивания им речи взрослых, говорящих между собой. (Лохов, 2000, 42).
В норме диалог развивается спонтанно в процессе общения со взрослым.
Первые слова речи всегда ситуативны (относятся к целостной ситуации) и всегда эмоционально окрашены. Вспоминаем первые детские слова и их эмоциональное окрашивание. Слово – ситуация – фраза – действие, глагол + эмоция.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Задержка речевого развития может иметь самые разнообразные причины – самые частые из них: Снижение активности – нарушается и восприятие и построение речи. Нарушения восприятия речи: - нарушения слуха; - нарушения фонематического слуха; - нарушения понимания речи. Нарушения построения речи: - нарушения глубокой чувствительности (ребенок плохо чувствует свои органы артикуляции); - нарушения регуляции тонуса (спастика или мышцы «не держат» напряжения); - нарушения построения целевых движений органов артикуляции; - апраксии – нарушения в построении движений, необходимых для формирования слов и фраз. Патология речевого развития носит название – алалия. К этому названию добавляется причина нарушения, например, сенсорная алалия.
Кроме того, держать развитие речи могут и страхи, часто сопровождающие развитие особых детей. У ребенка столько сил уходит на сопротивление страхам, что на речь их уже не остается: напряжение всех мышц рук и туловища как бы парализует речь. Когда появляется некое препятствие, речь уходит на задний план, обо вся энергия и все умственные способности тратятся на осмысление и преодоление препятствий. Вот идут две женщины и безумолку болтают. Вдруг они споткнулись о камень. Сразу замолкают, глядя на него, и лишь потом вновь начинают говорить. (Буянов, Уроды, 154, 2006).
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ На всех этапах развития речи очень велика роль родителей. Для того, чтобы ребенок заговорил, он должен запечатлеть, впитать в себя речь взрослых и, в первую очередь, родителей. Что запечатлел, то и говорит. Запечатлел приказы, - говорит приказы; запечатлел рассказы, - говорит рассказы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил, – говорите с ним! Говорить следует медленно, четко, ритмично, утрировано выразительно. Помните, что у особых детей часто нарушено восприятие речи, поэтому быструю смазанную неэмоциональную речь они воспринимают, как шум и не могут понять.
Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Вместо: «Я бы хотел, что бы ты перестал стучать ножом по столу» скажите: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубики в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда». (Ньюмен, 2004, 97). Учимся с родителями говорить коротко и просто «Переводите» сообщение ребенка на язык слов, обозначайте словами ситуацию и его просьбу. Например, если ребенок указывает глазами на питье или приносит вам чашку, отвечайте: «Оля хочет пить? Сейчас дадим пить». Когда ему очень чего-то хочется и понятно чего, и он тянет ручку в нужном направлении, нужно сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме воодушевленный с каким-то предметом или игрушкой в руках – «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола – «Лови меня» и т.д. Все что происходит с ребенком, все, на чем остановился его взгляд, окрашиваем эмоциональной интонированной речью. Особенное внимание уделяем глаголам. Примеры из О.С. Никольской: «Ой! Какая водичка холодная! Побыстрей-побыстрей, ручки помоем. Не замерзнем! Вытремся, скорее, полотенчиком – согреемся. Здорово! Мы теперь и чистые и теплые». Или: «Посмотри, скорее, какая киска сердитая, на собаку ругается. Боится, наверное, поэтому и сердится». «Как красиво падает снег в свете фонаря! Как стемнело, и всюду зажглись огни!» Если он пьет чай, приговариваем, что «чай сладенький, как раз как ты любишь; а как здорово ты хрустишь печеньем – совсем как мышонок». Учимся эмоциональному комментарию.
Речь родителей – рассказывание, а не приказывание; иначе это запечатляется и мы будем иметь приказы на выходе.
ВЫСОТА ЗВУКОВ РЕЧИ В раннем возрасте дети лучше слышат и воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые разговаривают с малышами тоненьким, «детским» голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты. (Ньюмен, 2004, 163). При работе с особыми детьми высотность речи подбирается из опыта. Одни дети лучше реагируют на высокие звуки, другие на низкие спокойные, некоторые лучше воспринимают шепотную речь, другие пение (шепотная речь, пение воспринимаются и строются с опорой на другие анатомические структуры мозга, чем звуковая).
СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЮБОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕБЕНКА Чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы заработали специальные артикуляционные мышцы рта и гортани, чтобы ребенок ощутил их в работе. Поэтому всячески вызывайте ответное звучание ребенка. Помните, что и плач, и смех – это варианты звукового общения. Плач мы стимулировать не будем, но если он возникнет, обязательно на него ответим. А вот смех постараемся вызвать: щекотанием ребенка, возней с ним, подвижными играми.
ЗНАКИ ОБЩЕНИЯ Мы уже говорили выше, что речь – это общение с помощью знаков. Знаки могут быть разными: мимические, жестовые (можно использовать жесты речи глухонемых), картинки, карточки со словами. Любое знаковое общение облегчает становление звуковой речи.
ПРИМЕРЫ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ На – протягиваем раскрытую ладонь Дай – просьба,- ладошка кверху, пальцы сжимаются и распрямляются Да – согласие, - кивок головой Нет – отрицание, - покачивание головой из стороны в сторону, можно добавить движение ладони Там – указание направления Вот, это – указание на объект Сюда – подзывание – взмах ладонью по направлению к себе Хорошо – одобрение, - большой палец кверху Молодец – погладить по голове Тихо – призыв к молчанию, - палец к губам Спать, баю-бай – сомкнутые ладони под щеку Привет, здравствуй – пожимаем руку Пока – машем рукой Большой – разводим руки Маленький – маленькое расстояние между пальцами Один – показать указательный палец
УСИЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ Стимулирование активности можно вести одновременно двумя путями: тоническое стимулирование и эмоциональное стимулирование. Тоническое стимулирование мы разбирали с вами на семинарах, посвященных тонической регуляции движения и общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.01 с.) |