Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превращение лепетных звуков в слова

Поиск

… «ка» … мама подхватывала это «ка» с его интонацией, а затем дополняла: «Ка-кой, ах ка-кой ты умный, ка=ак хорошо занимался». Или, в другой ситуации, мама могла подхватить: «Ка-таться, кататься поедем. На машине ка-таться», Или: «Ка-ти мне мяч! Мяч, ка-тись!»

… «с» или «ш» (то посвистывал, то шипел), мама подхватывала: «С-с-солныш-шко! Солшышко с-светит! А мы с тобой с-свистим!»…

… «И-и-и» … «И-ишь какой!», либо: «И-иго-го, поет лошадка!, либо: «Ми-и-илый мальчик».

Просим родителей придумать и помочь собрать такой словарь превращений звуков в слова.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА

Для того, чтобы говорить, нужно уметь форсированно выдувать воздух из полости рта.

Учите ребенка задувать свечку, дуть на мыльные пузыри, на «бегающего человечка», выдувайте воздух через соломинку в стакан с водой, дуйте на разноцветные бумажки, ватки. Дуйте на одуванчики.

Свистите на свистульках, играйте на дуделках и дудочках.

Тяните любые доступные ребенку звуки. Особенно хороши для стимуляции артикуляторной мускулатуры длительное произнесение звуков МММММ…, ЗЗЗЗЗ…., ЖЖЖЖЖ….

- Учимся длинному выдоху.

Учимся с родителями тянуть звуки.

Не забывайте все это сопровождать веселым комментарием.

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

По нашим наблюдениям у большинства аутичных детей наблюдаются нарушения фонематического слуха. Поэтому, как только ребенок начинает показывать картинки, вводим: а) упражнения по обучению глобальному чтению (смотри ниже); б) упражнения по развитию фонематического слуха, с опорой на картинки.

Сначала используем слова похожие, но четко различающиеся по звуковому составу (очень важно, чтобы слова были ребенку знакомы): мама/папа; мальчик/пальчик. Затем звуки становятся более близкими по звучанию: бочка/ дочка/ночка. И, наконец, переходим к дифференцировке звонких и глухих, мягких и твердых звуков.

Для облегчения понимания задания очень важно каждое слово не только показать на картинке, но и эмоционально обыграть: «Ночка. Темная, только луна светит. Немножко страшно. – Дочка. Девочка спит, мишку к себе прижала. Хорошая, славная девочка. – Бочка … с водой. Вот какая большая и воды то в ней сколько! После дождя налилось». Тогда ребенку становится легче слышать различие между словами.

- Эмоциональное обыгрывание слов для развития фонематического слуха.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Произносите гласные звуки ритмично и утрированно:

А – широко открывая рот;

У – далеко вперед вытягивая почти сомкнутые губы;

О – округляя губы как «О»;

И- растягиваем углы губ в стороны, как Буратино;

Е – резко, весело, широко открывая рот.

Для формирования верхнего подъёма языка – стимулируйте ребенка на облизывание верхней губки: намажьте ее медом или сметанкой.

По возможности, больше давайте твердую пищу, которую нужно жевать.

Работа у зеркала: отрабатывание движений подражания

– открыть и закрыть рот («А-а-а-ммм»), высунуть и спрятать язык («Вот он – язычок! … Нет язычка!) и т.п.; Здесь возможна опора на более низкий уровень В – врожденная мимика и одновременно на более высокий уровень D – слежение за собой: сделай как будто ты смеешься (рот растянулся),

- тебя обидели (губы надулись, нижняя губа и челюсть выходят вперед – мы приближаемся к звукам Ы или У),

- покажи как ты будешь спать (закрыли глаза) и т.д

– почувствовав движение сделанное «случайно», просим ребенка повторить его осознанно.

или на сохранный уровень сознания – тогда мы просим ребенка «вести движение глазами», заранее продумывать и планировать, что он будет делать.

 

Движения, особенно ритмичные, сначала делаем очень медленно, прослеживая, прочувствуя его, напитываясь его афферентациями. Затем убыстряем ритм до необходимого.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Начальное развитие речи идет не столько через обучение, сколько через запечатление. О растормаживании речи мы с вами уже говорили раньше.

Теперь мы будем говорить о речевом развитии или об обучении речи.

Когда я только начинала работать логопедом, у меня было две группы детей. Одна более легкая, им нужно было поставить 1-2 звука и ввести их в речь. Другая более тяжелая. – этим детям требовался логопедический массаж. Массаж полости рта – процедура крайне неприятная и, чтобы детям было веселее, я рассказывала им веселые истории про своего умного кота Мяушку. В конце года все дети, которым я рассказывала истории – свободно и интересно говорили, рассказывая о событиях, произошедших у них дома или во дворе; дети которым я не делала массажа и не рассказывала про кота, говорили короткими фразами, собственного рассказа у них не было.

Играем с родителями, рассказывая короткие истории.

Наша речь всегда ситуативна. Она привязана к событию к ситуации.

Берем любые предложения и стараемся увидеть в них ситуацию.

Слова – топологичны, целостны, завязаны на ситуацию, на ситуативную память. Слово имеет значение только внутри определенной ситуации. Поскольку у аутистов ситуационное, пространственное восприятие нарушено, взрослые помогают ребенку своим эмоциональным заражением связать слово, ситуацию и эмоцию. В норме этот процесс проходит автоматически – слово становится частью ситуации, частью образа. У аутиста слово может восприниматься само по себе, оторвано от ситуации. В результате мы будем иметь хорошо читающих детей, абсолютно не понимающих прочитанного (прочитанные слова остаются звучаниями, не вызывающими никаких ситуативных ассоциаций).

 

Но если посмотреть, как родители разговаривают со своими детьми, мы увидит, что их речь, в основном, состоит из приказов и указаний. К определенным действиям такая речь побуждает, но говорить ребенка не учит.

Кроме того, приказывая, вы лишаете ребенка выбора и тормозите развитие его мышления.

 

Поэтому, развивая речь,мы всегда исходим из определенной ситуации. Сначала мы «привязываем ее к картинкам. 1 картинка, 1 сюжет, 1 предложение.

Короткая, эмоционально заряженная фраза.

Родители получают картинки и придумывают к ним короткие эмоциональные фразы.

 

При развитии ситуативной связной речи мы используем картинки сначала, как опору, наружную схему для построения фразы; затем лишь как тему для разговора (Ахутина, 2002). Хорошо прорисовывать ситуации, придумывать картинки-рассказы. Здесь очень важно, чтобы картинка, рисунок или ситуация были эмоционально значимы для ребенка, чтобы ему хотелось об этом поговорить (Никольская, 1997).

 

Рассказ, история тяготеет к действиям, глаголам, сказуемым; также как и мышление: пошел, увидел, победил; собираетесь в магазин: пойду …загляну … выберу. не забыть! … найти.

И уже на эти действия (глаголы) садятся номинанты: пойду на рынок, загляну в бутик, выберу шампунь, на забыть петрушку, найти свежую клубнику.

Номинанты связывают предложения в одно целое.

Знакомство с пособиями «Связанные одной цепью».

 

Действия же (глаголы) тянут за собой предлоги. Поэтому монотонное обучение: за столом, за шкафом, за деревом …, часто бывает неэффективно. Предлоги – это кусочки действия: под, через, на …

Легче, когда ребенок может представить себе ситуацию в целом - ее можно нарисовать или проиграть. В нашей работе мы чаще всего используем игру: кошка гоняется за мышкой. На столе стоит банка или коробка с отверстием. Мышка убегает, прячется, кошка пытается ее поймать. Здесь вы весело, эмоционально сможете отработать все предлоги, посаженные на глаголы.

Демонстрация.

 

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЯЗЫКА

Предлоги.

Предлоги проигрываем в игре; более тщательно отрабатываем по картинкам.

Если ребенок ошибается в окончаниях – подбираем для отработки картинки на слова с одинаковыми окончаниями: в ложке, в чашке, в доме (но отдельно – в лесу, во бору). Отыгрывание значений предлогов, четкое произнесение окончаний слов.

Демонстрация альбома.

Суффиксы.

Суффиксы изменяют значения слов.

Демонстрация альбома. Игры с суффиксами.

Приставки.

Приставки также меняют значения слов. Их мы сначала отыгрываем в игре: прилетел, подлетел, налетел, облетел, улетел и т.д. – все демонстрируется с помощью игрушек. Затем переходим к альбому, где подобраны слова на одну приставку; эмоционально обговариваем ситуации, представленные на картинках, помогаем ребенку почувствовать значение приставки.

Примеры такой работы.

Затем предлагаем ребенку изобразить действие по нашей просьбе.

Играем с родителями.

 

Обучение глобальному чтению. При обучении ребенка очень опасно развивать у него звуко-буквенный анализ. Восприятие аутичного ребенка фрагментарно, его внимание легко разбивается, фокусируясь на отдельные детали. А целостное восприятие слова может не встать. Тогда ребенок легко разбивает слово КОТ на К, О, Т. Но зато и встретив слово КОТ, он его также и читает: К, О, Т. Другой вариант, когда дети начинают играть со слиянием букв в слова, никак не связывая их со смыслом. Такие дети научаются бегло читать, воспринимая текст, как поток звуков, и совершенно не понимая прочитанного.

(Никольская, 1997, 260).

 

Как учить читать конкретного ребенка лучше посоветоваться с дефектологом.

Для всех детей можно рекомендовать подписывать рисунки 1-2 словом, лучше рукой ребенка. Возвращаться к этим словам, чтобы ребенок их «прочитывал», узнавал.

Приготовить карточки с любимыми словами: мама, папа, имя ребенка и близких друзей дома, названия того, что интересует ребенка (у некоторых это марки машин, у некоторых – названия насекомых …). Перебирать и прочитывать эти карточки вместе с ребенком.

Приготовить альбом. Каждая страничка альбома посвящена одной букве, написанной крупно по центру или в углу. На страничке 3-4 картинки для иллюстрации слов, начинающихся с этой буквы. Каждая картинка подписана. Отдельно готовятся карточки с этими же словами. Ребенок «читает» знакомы надписи, раскладывает карточки, как лото.

Читать вместе с ребенком названия книг, знакомые стихи, сказки: вы прочитываете несколько слов, проводя под ними пальчиком ребенка, он за вами повторяет эти слова и т.д.

 

Напишите на карточках два знакомых, но различающихся слова (в нашем опыте первые слова - это МАМА и ПАПА, имя ребенка и его близких, УХО и НОС, АВТОБУС и АИСТ – хотя бы одно слово из пары должно вызывать у ребенка положительный интерес, заинтересовать).

Если ребенка заинтересовала одна – две пары слов, можно приступать к составлению альбома.

Когда ребенок узнает 30-40 слов на взгляд, можно начинать работу по букварю.

 

 

ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Обучение чтению часто помогает развитию речи. Некоторые дети сначала обучаются читать, а уже потом говорить. О методе обучения глобальному чтению мы поговорим на дальнейших семинарах.

ЧТЕНИЕ

Советы

Никогда не оставляйте игру или занятие не законченным. Ребенок должен усвоить, что любое дело следует доводить до конца,

То же при обучении чтению: обучаем только глобальному узнаванию целых слов. Если аутичный ребенок освоит сначала буквы или слоги, то в тексте будет стереотипно выделять только их. (Никольская, 2001, 190).

Глобальное чтение – это чтение целыми словами и фразами. Если вы присмотритесь к тому, как читаете сами, то увидите, что читаете вы глобально. В старину так и учили читать: по псалтири чтение знакомых псалмов или по библии чтение знакомых текстов.

Методику обучения глобальному чтению мы рассмотрим несколько позже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.012 с.)