Эмоциональное стимулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное стимулирование.



В первую очередь – это телесные игры с ребенком, которые так любят самые маленькие дети: «Коза рогатая», «Щекотушки» и т.п. (Разенкова Ю.А. ИГРЫ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. М., «Школьная-пресса», 2000.) Баенская: …в состоянии эмоционального подъема малыша следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Любые появляющиеся звуки, достраиваем до целых слов («иии» – «иди» или «и я буду…» и т.п.)

 

ИНТОНАЦИЯ

Поэтому к развитию речи ведем через просодику, через интонацию.

Появление интонаций – выход в поле.

ЛЕПЕТНЫЕ ДИАЛОГИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители гулят сами – друг перед другом в присутствии ребенка, но не обращаясь прямо к нему. Подобное «представление» занимает и радует малыша, со временем он начинает включаться в родительские «диалоги».

Разыгрываем лепетные диалоги с родителями.

 

ИГРА С ИНТОНАЦИЕЙ

Привычные фразы как можно чаще оживляем интонацией: «Попьем чайку? Попьем чайку… Попьем чайку!»…(Никольская).

Интонации: порычать как лев, попищать как мышка, помяукать как кошка, погавкать. Собака злая, добрая, обиженная, радостная.

Мышка пищит громко, радостно – мама покушать принесла; пищит тихо-тихо, чтобы кошка не услышала.

Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией и жестами. Например, вместо простого «нет», говорите, картинно мотая головой: «Не-е-е-ет!».

Интонация помогает справится и с речевыми аутостимуляциями ребенка, с эхолалиями: просто нужно повторить его фразу или слово с необычной интонацией.

При появлении элементарной игры, вводим диалоги героев на их языке, используя звуки, которые присутствуют в лепете ребенка, вводя их в звукоподражания: черепаха – че-че, крокодил – кхе-кхе, сова – ух-ух, лисичка – ох-ох, динозавр – пых-пых, летучая мышь – ди-ди и т.д. в зависимости от имеющихся игрушек и вашей фантазии.

Например разговор бегемота и крокодила: «Ам ам ам.» – «Кхе кхе? Кхе кхе кхе.» – «Аааам!» - с интонацией возмущения, - «Кххе?» и т.д.

- Лепетные диалоги.

Играем с интонацией – по разному читаем знакомые стихи.

- Разыгрывание по ролям несложных детских сказок.

- Чтение сказок, проигрывая высоту голоса, интонацию, ритм главных героев – каждый говорит утрированно по-своему.

 

Озвучивание зверей.

Корова – мммуу;

Собака – ав-ав или гав-гав;

Кошка – ммяу или ммау;

Гусь – га-га-га;

Утка – кря или ка-ка;

Лягушка – ак-ак;

Лисичка – ох-ох;

филин или сова – ух-ух;

динозавр – пых-пых;

маленький динозавр – пих-пих;

мышка, ципленок – пи-пи;

летучая мышь – ип-ип;

крокодил – кхе-кхе или ке-ке;

змея – шшш;

черепаха –пч-пч;

оса – жжжж;

муха – вжик»

стрекоза –тч-тч-тч;

жук – жжуу;

дятел – ды-ды-ды;

девочка – ля-ля-ля;

овца – бэ-бэ, ягненок – бе-бе;

коза – мэ-мэ, козленок – ме-ме;

бегемот – ам-ам;

попугай – «болтушка», любые доступные ребенку звуки;

летящая птица – ффвв;

комар – зззз;

 

в диалогах:

отрицание – но-но-но;

согласие – да-да-да;

еда – ням-ням;

ПОГРУЖЕНИЕ В РИТМ.

Ритм – предсказуем, к ритмичному движению легче формируется преднастройка. Ритм – основа антиципации, предвосхищения.

Речь ритмична, слоги – такты речи, есть и ударные такты, как в музыке.

Ритм позволяет прогнозировать события, и все системы подтягиваются к точке ожидания.

Ритмичная речь задает ритм движениям, делает их более организованными, узнаваемыми для ребенка… И наоборот, движения руки, отбивающие слоговой такт, помогают становлению речи. Четкая ритмичная речь легче ребенком усваивается, понимается.

Проговариваем с родителями естественные биологические ритмы ребенка.

У особых детей часто наблюдаются явления ЭПИ-синдрома при обследовании энцефалограммы. Быстрые частоты внешних раздражений – часто провоцируют ухудшение энцефалограммы (возникновение или усиление острых сигналов или разрядов). Наиболее безопасные ритмы для наших детей – их собственные биологические ритмы дыхания и сердечных сокращений. Именно в этих ритмах рекомендуется работать с детьми.

Просим родителей посчитать ритм их сердечных сокращений и попробовать говорить в этом ритме.

Кроме того, в исследовании методов коррекции заикающихся детей заметили, что когда вся семья переходит на медленную, четкую ритмичную речь – улучшается энцефалограмма.

 

Поэтому, все, что мы делаем с ребенком, мы стараемся делать ритмично: говорить, играть, читать, рисовать и т.п. Сначала подстраиваемся под ритм ребенка, потом ведем его за собой.

Лучше постоянно утрированно отбивать ритм руками, палочками, притоптыванием и т.п. очень хорошо отбивать ритм ладошками ребенка (причем опора при ударе ладошек друг о друга должна приходиться не на пальцы, а на запястья).

Мы используем, например, те моменты, когда он прыгает, приговаривая в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал, поскакал».

Когда качаем ребенка на качелях, то используем ритм их движения: «До не-ба – и вниз! До не-ба – и вниз!» или «!Я лечу, я лечу, я лечу, как самолет!»

Когда ребенок сидит у вас на руках: «Поехали, поехали, за спелыми орехами». (Никольская, 1997).

Обычно дети легко и быстро подчиняются ритму музыки. Музыка успокаивает возбужденного, бодрит и активизирует вялого, заторможенного ребенка. (Смирнова, 1967, 19). Здесь также следует напомнить об опасности быстрых ритмов – возможна провокация усиления ЭПИ-активности. Наиболее безопасна и даже считается лечебной – музыка В.А.Моцарта. Я рекомендую еще музыку Гайдна, спокойные песни бардов, лучше мужчин.

 

СОБЛЮДЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ.

Речь – это диалог, когда инициатива переходит от одного собеседника к другому. Умение соблюдать ритм общения – очередность – важное умение, которых, к сожалению, плохо владеют современные взрослые и я в том числе.

До 3-х лет инициатива исходит от взрослых, взрослые простраивают ритм общения ребенка: ты мне покатил мячик, я – тебе; сначала взрослый помахал рукой, потом ребенок и т.п.. Эта очередность очень важна для становления дальнейшего послушания.

Обучение родителей: диалог постукиваний..

 

ТОНКАЯ МОТОРИКА

Развитие речи в филогенезе идет одновременно с развитием кисти руки. Восстановление моторных компонент речи происходит быстрее при постоянно двигательной нагрузке на верхние конечности, особенно правой руки. (Основы…, 1998, 84).

Здесь рекомендуются все упражнения пальчиковой гимнастики.

Родители показывают свои любимые упражнения пальчиковой гимнастики.

ПОДРАЖАНИЕ РЕБЕНКУ

Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им.

Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций: подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают их, превращая их в реальные слова, связывая с ситуацией. Происходит становление диалога. Включение взрослого в непроизвольное звучание ребенка, повторение его звуков, повторение звуков с разной интонацией, разной эмоциональной окраской.

Издавайте смешные звуки, стройте смешные рожицы, побуждайте ребенка вам подражать.

Проиграть.

 

ИГРА

Игра - это основной путь развития речи ребенка. Внутри игры с ребенком – телесных, взаимоконтактных играх, лучше с родителями, на индивидуальных занятиях по развитию игры мы стараемся вызвать, спровоцировать любое звукоподражания, любое звучание. Не просим сказать, а заражаем своей игрой, своей эмоционально интонированной речью. В конце концов, ребенок подхватит ваши звуки или зазвучит по-своему.

Иногда появляются слова или звукоподражания, иногда более-менее интонированный лепет, который мы тут же подхватываем и обыгрываем. Подхватываем звучание ребенка, повторяем его с той же интонацией, повторяем его звучание с другой интонацией: «Бу-бу. … Бу-бу-бу? Бу. Бу.» Или повторяем интонацию ребенка, наполняя ее другим звучанием.

Проигрывание предполагаемых диалогов.

Игре и ее развитию у ребенка будут посвящены отдельные семинары.

Игра «Звонкое ведерко»

Говорить песенки или потешки, наклонившись к ведру. Ведро усилит и изменит ваш голос. (Разенкова, 88, 2000).

ПОЙТЕ РЕБЕНКУ

Построение певческой речи базируется на иных анатомических структурах, чем речь. Иногда эти анатомические структуры оказываются более сохранными, чем те, что ответственны за речь, тогда ребенка легче научить сначала петь, а уж потом говорить.

«Способность некоторых больных с афазиями и почти полной потерей речи к пению; могут петь гимны, но не могут сказать ни единого слова.» (Лохов, 2000, 28)

Очень помогают развитию речи песни, которые поют папа с мамой, поэтому мы всегда просим родителей петь как можно больше, независимо от того, хороший ли у них слух или голос. Необязательно петь те песни, которые традиционно считаются детскими, - пусть мама с папой поют те песни, которые любят сами. (Никольская, 1997, 174).

 

Любое звучание ребенка стараемся ввести в ритм, – например, распевание мелодии песенки на па-па-па.

 

Выберите мелодию, которая вам нравится, и пойте ее, подставляя вместо текста песни подходящие по случаю слова. Например: «Мы едем, едем, едем/ На кухню кушать суп…». Детям это обычно очень нравится и помогает разрядить ситуацию. Дети обожают живые концентры, а разницу между вами и Паваротти ребенок еще долго не заметит. Так что пойте, как сможете и не стесняйтесь, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. (Ньюмен, 2004, 106). Работая в интернате, когда на каждого сотрудника приходилось 8-10 детей, такое распевание во время повседневных дел очень радовало, веселило и объединяло детей.

Распевание бытовых фраз.

В работе с пением определенных детей (чаще с синдромом РДА) есть одна особенность, опасность – пение детей строиться на основе механизма эхолалии. Такие дети автоматически распевают длинные тексты, практически не понимая о чем поют и не связывая слова песни с ситуацией и событием. Такое пение лучше не стимулировать, поскольку, в конце концов, накопится большой объем песен, и они будут выскакивать на любое знакомое слово. Например, мама говорит: «Пойдем кушать», а ребенок в ответ: «…пойдем копать картошку! Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!» и т.д. до конца песни. Или мама делает замечание: «Не качайся!», а ребенок сразу начинает петь: «Что стоишь качаясь, тонкая рябина,…».

 

ЗАПЛАНИРОВАННАЯ ОСТАНОВКА (СБОЙ РИТМА).

В равномерности движения знакомого, много раз говоренного речевого ритма надо создавать иногда неожиданный перерыв: поймать и на 2-3 секунды удержать качели; в игре «Поехали, поехали» - непременно «… в ямку – бух!». Ребенок, захваченный ритмом, с неудовольствием воспринимает его сбой и, скорее всего, постарается понудить вас каким-либо звучанием на продолжение игры.

То же, когда мы читаем ему хорошо знакомые ему стихи или поем песни, то оставляем паузу в конце строфы, провоцируя его на договаривание нужного слова. Если ребенок не делает этого, то мы сами договариваем слово (можно иногда это делать шепотом, а можно и беззвучно – только артикулировать).

В ванне, бассейне: «Шалтай-болтай», «Баба сеяла горох».

Проиграли

 

ПРОВОЦИРОВАНИЕ ПРОСЬБЫ ЧЕРЕЗ «НЕПОНИМАНИЕ»

Всякий раз, когда ребенок чего-то от вас хочет, стоит подсказать ему короткую формулировку просьбы, сопровождать его беззвучную просьбу нужным словом.

Если фраза была много раз говорена, и вы знаете, что ребенок может повторить всю ее или хотя бы малую часть, отдельные звуки, - то взрослый может притвориться, что не понимает, чего хочет ребенок, пока тот не обратится к нему словом или хотя бы звуком. Когда ребенок простроил нужную фразу про себя, у него на лице мелькает легкая улыбка понимания; нам остается только дождаться, когда он сделает это вслух. Иногда на это уходит минут 20-30, но с каждым разом время ожидания становится все меньше.

 

ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ

Первые слова аутичные дети частот произносят тихо, шепотом, буквально «шелестят». (Проводящие пути в центральной нервной системе для громкой и шепотной речи несколько различаются). Поэтому надо очень внимательно прислушиваться к таким детям.

Проиграли

 

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

 

Когда появляются первые действия по подражанию и указательный жест, начинаем утрировано произносить слова, указывающие на действия –УПАЛА, БАХ, ПОЛЕТЕЛИ, АМ и т.д. По нашему опыту, такие слова легче подхватываются детьми, чем названия предметов. (Р.Т.Августова «Говори! Ты это можешь»).

На тело воздействуют!глаголы (А,С,)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.035 с.)