Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместное чтение и рисование↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Много читают только дети читающих родителей.Часто родители жалуются на детей, что те отказываются читать. А на вопрос педагога родителю, что последнее он прочел, следует ответ: «Да вы что! Нам некогда». Нельзя требовать умение читать от детей, если они не запечатлели образ читающего родителя. Прежде всего, необходимо развить у ребенка интерес к книге. Читайте книги вместе. Начните с очень простых, богато и ярко иллюстрированных книг, посвященных простым и знакомым ребенку предметам, людям животным. Насыщайте своими эмоциями поведение и речи героев сказок, появляющиеся в них предметы (яичко, репку, теремок и т.п.). Ведите своим пальцем или пальчиком ребенка по тексту, интонационно выделяя знакомые слова («Смотри, здесь ЖИЛИ-БЫЛИ написано»; «ОЙ-ОЙ – заплакал зайчик»; «Кого же теперь помогать позовут? Вот, нашла! – КОШКУ».) Совместное чтение необходимо для погружения ребенка в мир переживаний и эмоций других людей. Чтение должно быть эмоционально насыщено и, на первых порах, охватывать небольшие кусочки текста, охватывающие только одну ситуацию. (Например, мама подарила Мумми-тролю лодочку: прочитали, нарисовали, поговорили. Мумми-троль потерся о мамину шкурку носом – очень переживательная ситуация, часто вызывает волнение ребенка – мы останавливаем чтение, даем ребенку успокоиться и, уже в следующий раз, когда ситуация станет уже знакомой, ее нарисуем и о ней поговорим; мы будем возвращаться к этой ситуации пока она не станет привычной и перестанет вызывать вспышку эмоций). Читаем с родителями по очереди сказку К.И. Чуковского. /Специфика чтения/ состоит в том, что читая такие произведения, мы усваиваем систему мыслей автора только через цепь образов и картин. Художник слова не рассказывает о событиях и персонажах. Он показывает (рисует!) лица, фигуры, жесты, фиксирует голоса, звуки, особенности характеров, приметы настроений, неповторимость обстановки и т.д. Он создает художественный образ. …если читатель не увидит за словами и фразами писателя того, что он изобразил, он не почувствует себя участником событий. Он останется бесстрастным наблюдателем, вместо того, чтобы активно принимать или отвергать то, что изображено, радоваться или страдать за героев. Он не станет мысленно обращаться к прочитанному, чтобы утвердится в правильности своих представлений о добре и зле, об идеале и пороке. …в основе восприятия художественной литературы лежат образы, а не мысли, хотя образы, воспринимаемые читателем, непременно вызовут у него мысли о тех переживаниях и оценках, которые возникли по ходу чтения произведения. (Светловская, 1979, 306-307).
Работа с картинками
ВОВЛЕЧЕНИЕ РЕБЕНКА В РАЗГОВОР Первой задачей является вовлечение его в разговор любым, самым простым, словом или звуком, второй – постепенное освобождение для него «пространства» в разговоре, в общих воспоминаниях, планах, терпеливое ожидание его реакции, которая может быть запоздалой или очень замедленной. Это возможно осуществлять втроем, когда один человек является собственно партнером в диалоге, а другой, помогая ребенку, пытается осторожно подсказать ему формы, в которых можно было бы выразить то, что он желает. (Никольская, 1997, 159). Очень важно при этом рассказывать истории из жизни ребенка «как ты был совсем маленьким», «как учился ходить и говорить», «как мы поехали на поезде к бабушке», «как жили на даче летом», «как мы гуляли и попали под дождь», «как папа забыл зонтик, и мы боялись, что папа промокнет» … Все дети любят слушать такие истории из своей жизни … перед занятием мама: «как мы добирались», после занятия – «как мы тут играли и учились». И каждый рассказ должен провоцировать ребенка вставить хотя бы словечко, хотя бы звук – не по приказу, а самостоятельно, потому что рассказывающий просто делает паузу, и ребенок естественно договаривает за него… Постепенно эти рассказы становятся все более активно воссоздаваемыми общими воспоминаниями, и, наряду с событиями, жизненными деталями, в них появляется большее обращение к эмоциональной жизни других людей, обсуждение того, как они себя чувствуют, о чем думают, как шутят, обижаются, «кого нам жалко» и «на кого мы сердимся». (Никольская, 1997, 158). Итак, для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь, мы переходим от комментирования деталей, ощущений, ситуаций к сюжетному рассказу. Естественно, что в первую очередь, ребенку необходимы рассказы о нем самом, и именно на таких рассказах его легче всего сосредоточить. (Никольская, 1997, 245-246). Рассказы близких Попросили бабушку заранее приготовить понятный для ребенка рассказ, как она своего кота возила к врачу, как она и кот боялись, как доктор лечил – такой хороший, такой добрый – даже уколы делал не больно; Васька его потом поблагодарил – головкой потерся и т.д. - Рассказываем истории из жизни ребенка.
КАРТИНКИ Для работы по развитию речи с ребенком всегда требуется много картинок. Слова - номинанты, глаголы, - в отсутствии образа, ситуации плохо воспринимаются ребенком, он их хуже использует, хуже повторяет. Развитие фонематического слуха непосредственно опирается на слова – образы: дочка, точка, ночка, бочка и т.п. Картинки лучше использовать не статичные. А заполненные действием, переживанием, эмоционально-заряженные. Наиболее профессионально сделаны рекламные картинки из многих журналов. Мне очень нравятся рекламы из журнала «Компьютера»: котенок на компьютере, арбуз, вишни… Очень хороши картинки с коробок сухого корма для животных. - В-третьих, … Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классической древности; необходимо ввести в отдел общей и школьной гигиены задачу развития груди, упражнение голоса, разговор, чтение и декламацию. Все эти упражнения независимо от своей непосредственной цели – развития речи – будут содействовать вместе с тем укреплению воли, согласно афоризму Гиппократа упражнение голоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. (Сикорский, 2006).
СУФЛИРОВАНИЕ Даже уже говорящему аутичному ребенку обычно бывает трудно подобрать слова, вступая в общение с другими детьми или взрослыми. Здесь мы используем суфлирование. Мы уже указывали раньше, что взрослый должен стать как бы тенью ребенка, помогая ему действовать, общаться, социализироваться. Для стимулирования речевого развития мы, с одной стороны, обыгрываем возможные диалоги на занятиях, разговаривая за кукол, с другой стороны, суфлируем тихонько на ухо ребенку, когда он реально общается с другими детьми или людьми, подсказывая ему нужные фразы, слова и действия. Со временем их помощь уменьшается, но вновь потребуется при попытке ребенка вести более сложные беседы.
Поскольку у аутистов часто речь развивается после периода сензитивности речевого развития, - речь развивается у них хуже и дольше; часто без специального воздействия, обучения речь не развивается вообще. При стимуляции всегда начинает происходить развитие тех или иных психологических функций; возраст развития следует считать с начала стимуляции. Например, если ребенок заговорил в шесть лет, то и развитие речи мы должны считать с учетом этой задержки; поэтому в 8 лет мы должны ожидать речи 3-хлетнего ребенка (с учетом пропуска сензитивного периода для развития речи).
Для растормаживания речи больных больше подходят рисунки юмористические, забавные с положительным эмоциональным зарядом…чем психологически более комфортно больному, тем быстрее он заговорит. (Шувалова, 2001).
Народ не терпит предметов, оторванных от действительности, поэтому непроизвольно он живет не среди деревьев, а среди дубов, буков, берез, а злаки должны быть или рожью, или пшеницей.
/Специфика чтения/ состоит в том, что читая такие произведения, мы усваиваем систему мыслей автора только через цепь образов и картин. Художник слова не рассказывает о событиях и персонажах. Он показывает (рисует!) лица, фигуры, жесты, фиксирует голоса, звуки, особенности характеров, приметы настроений, неповторимость обстановки и т.д. Он создает художественный образ. …если читатель не увидит за словами и фразами писателя того, что он изобразил, он не почувствует себя участником событий. Он останется бесстрастным наблюдателем, вместо того, чтобы активно принимать или отвергать то, что изображено, радоваться или страдать за героев. Он не станет мысленно обращаться к прочитанному, чтобы утвердится в правильности своих представлений о добре и зле, об идеале и пороке. …в основе восприятия художественной литературы лежат образы, а не мысли, хотя образы, воспринимаемые читателем, непременно вызовут у него мысли о тех переживаниях и оценках, которые возникли по ходу чтения произведения. (Светловская, 1979, 306-307).
Интересно, что от эпохи праславянской общности до нас дошли в неизменном состоянии словотворческие элементы: корни, приставки, суффиксы…
При развитии ситуативной связной речи мы используем картинки сначала, как опору, наружную схему для построения фразы; затем лишь как тему для разговора (Ахутина, 2002). Хорошо прорисовывать ситуации, придумывать картинки-рассказы. Здесь очень важно, чтобы картинка, рисунок или ситуация были эмоционально значимы для ребенка, чтобы ему хотелось об этом поговорить (Никольская, 1997).
Предлоги - Посредством слова человек овладел пространством и временем. ЛЕКСИКА. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ. Приставка глаголов тянет за собой предлоги. Отрабатывать предлоги следует только вместе с приставочными т бесприставочными глаголами: - подойду к маме, дому; отойду от дома; сойду со ступеньки; приду домой; разойдусь от веселья; уйду из дома; обойду вокруг дома и т.п. - иду домой, иду с мамой, иду к папе, от папы и т.п.
СОВЕТЫ 128 …при работе с агрессивным ребенком стимулируется с помощью поощрений не его просоциальное поведение в целом, а передача игрушки брату по просьбе последнего (…выдача сладости). У ребенка с отставанием развития в игровой форме развивается не речь, а речевое действие… (Лаут, 2005).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.190.118 (0.007 с.) |