Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства.



Гражданское общество как философское определение было внесено в науку Аристотелем. Он считал, что гражданское сообщество существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага. То есть существует такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, а полноправных граждан), которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни. Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому «общество и государство имеют органическую связь и общество без государства существовать не может».

Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что люди находятся в хаотическом или «естественном» состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу и «не завися от чьей-либо воли». Это состояние обладает рядом «неудобств». Для их устранения люди должны объединиться на договорных началах в «политическое или гражданское общество», наделив его определенной властью. В таком обществе договор «устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами». При этом мыслители отождествляли гражданское общество с государством.

Мыслитель итальянского возрождения Николо Макиавелли представлял гражданское общество как совокупность противостоящих интересов – классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для демократии, так как демократия требует от народа должной этической основы. Он усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, которое лишь изредка откликается на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество – это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Гражданское общество и правовое государство. Основные признаки правового государства.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием.

Правовое государство – это такое демократическое государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основные признаки правового государства:

1. Принцип разделения властей.

2. Наличие Конституционного Суда

3. Верховенство закона и права

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов.

8. Правовая культура граждан.

Истоки, роль и назначение теории разделения властей.

Теория разделения властей, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

Теория разделения властей возникает и начинает «материализовываться» лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием «теория разделения властей».

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса во Франции, так же, как и в Англии, усматривалась конституционная монархия.

По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик в академических и политических кругах не только Англии и Франции, но и ряда других стран. В России теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского.

М. Ориу считал возможным использование теории или принципа разделения и сдерживания (равновесия) властей для анализа не только властных взаимоотношений, возникающих в государственной сфере, но и взаимоотношений в различных общественных сферах. Аналогичные подходы к анализу разделения властей и расширительной трактовке этой теории в последующем использовались и многими другими авторами.

Соотношение права и закона.

О соотношении права и закона существуют различные точки зрения.

Если исходить из представления, что право есть творение государственной власти, то в этом случае право и закон - тождественные понятия. С точки зрения теории естественного права, психологической и социологической школ закон и право - разные понятия. Сторонники «широкого» подхода к праву, считают, что право более широкое понятие, чем закон.

Право и закон могут быть тождественными понятиями только в том случае, если закон является правовым, т. е отвечающим интересам общества, отражающим объективную реальность. Закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. Чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым. Это можно выяснить опросом общественного мнения, а в некоторых случаях и провести референдум.

При оценке правовой природы закона следует иметь в виду еще некоторые обстоятельства:

§ на стадии подготовки и принятия закона его правовая или неправовая природа может только предполагаться. Выявляется же она в ходе реализации закона, в результате отношения к нему людей;

§ один и тот же закон может быть правовым и неправовым на различных исторических этапах развития общества;

§ оценка закона как правового и отношение к нему в значительной степени зависят от общей и правовой культуры общества. Каково само общество, таковы и его представления о праве и справедливости. С повышением уровня культуры изменяются и критерии, отделяющие правовой закон от неправового.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.008 с.)