Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборудование для хранения авиатоплива (резервуарные парки)

Поиск

Назначение

Оборудование для хранения авиатоплива должно обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

- прием и выдачу авиатоплива;

- отстаивание и хранение авиатоплива в резервуарах (емкостях);

- выдачу авиатоплива в коллекторы пунктов налива и ЦЗС через плавающие устройства верхнего забора авиатоплива;

- дренирование подтоварной воды и механических примесей;

- учет поступившего, хранимого и выданного из резервуаров (емкостей) авиатоплива и подтоварной воды;

- отбор проб для контроля качества хранимого авиатоплива;

- контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

- сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ, а также в аварийных ситуациях), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков;

- зачистку и ремонт резервуаров (емкостей).

Требования к комплектации

5.2.2.1 Комплектация оборудования для хранения авиатоплива должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных п.5.2.1. настоящего стандарта.

5.2.2.2 Количество, объем и комплектация резервуаров для хранения авиатоплива оборудованием должны быть обоснованы в техническом проекте.

5.2.2.3 Комплектация оборудования должна предусматривать:

- запорную арматуру с ручным приводом;

- запорную и регулирующую арматуру с электромеханическим приводом и системой автоматики управления;

- плавающие устройства верхнего забора авиатоплива с указателями положения;

- обратные клапаны (хлопушки с приводами и без приводов);

- световые, смотровые и технологические люки;

- дыхательную и предохранительную арматуру с огнепреградителями;

- устройства ручного замера уровня авиатоплива и подтоварной воды;

- дренажные устройства;

- устройства для отбора проб авиатоплива с учетом требований ГОСТ 2517;

- устройства для отбора проб подтоварной воды;

- информационно-измерительную систему контроля уровня, температуры, плотности авиатоплива и подтоварной воды в резервуарах (в случае необходимости, в соответствии с условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования);

- систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков;

- рабочие площадки, лестницы и ограждающие конструкции.

5.2.2.4 Комплектование оборудования для хранения авиатоплива системами пожаротушения, контроля загазованности, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.2.2.5 Для каждого резервуара должен быть сформирован комплект технической документации, включающий:

- проектно-сметную документацию на резервуар;

- паспорт резервуара;

- градуировочную таблицу;

- схему и акты нивелирования окрайки и полотнища резервуара;

- схему молниезащиты и защиты резервуара от проявлений статического электричества;

- акты монтажа (замены) оборудования резервуара;

- акты нанесения противокоррозионного покрытия и окраски резервуара;

- акт выполнения работ по зачистке резервуара;

- акт скрытых работ.

5.2.2.6 В конструкторской документации на резервуары должны быть указаны требования по нанесению внутреннего и наружного противокоррозионного лакокрасочного покрытия (ЛКП) в соответствии с действующими в гражданской авиации нормами и правилами, а также ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.303.

Лакокрасочные материалы должны иметь сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения. Эксплуатационная и технологическая документация на ЛКМ должна содержать протоколы испытаний, проведенных уполномоченной организацией.

В составе ЛКП не должны содержаться в свободном виде металлы: цинк, медь, кобальт, ванадий, кадмий.

5.2.3 Общие технические требования

5.2.3.1 Конструкция резервуаров вертикальных стальных должна соответствовать требованиям действующих норм и правил; резервуары горизонтальные стальные должны изготавливаться по КД, нормативной документации и с учетом требований настоящего стандарта. На каждый резервуар должна быть оформлена документация в установленном порядке.

5.2.3.2 Для транспортирования авиатоплива на территории резервуарного парка должны применяться стальные технологические трубопроводы из электросварных и бесшовных труб.

Скорость потока авиатоплива в трубопроводах не должна превышать норм, установленных с целью обеспечения минимального уровня накопления статического электричества.

5.2.3.3 Поддержание давления в резервуарах должно осуществляться при помощи дыхательной и предохранительной арматуры с равнозначной пропускной способностью.

Скорость наполнения (опорожнения) резервуара определяет пропускную способность дыхательных устройств.

Не допускается изменение производительности приемо-раздаточных операций авиатоплива после введения резервуара в эксплуатацию без пересчета пропускной способности дыхательной аппаратуры, а также увеличение производительности слива продукта в аварийных условиях.

5.2.3.4 Используемые предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на повышение величины внутреннего давления не более чем на 5 – 10% с учетом исключения внештатной ситуации в случае отказа в работе дыхательного клапана.

Дыхательные и предохранительные клапаны должны устанавливаться совместно с огневыми предохранителями, обеспечивающими защиту от проникновения пламени в резервуар в течение заданного промежутка времени.

Дыхательные и предохранительные клапаны устанавливаются на самостоятельных патрубках и должны быть не примерзающими.

5.2.3.5 Вертикальные и горизонтальные резервуары, в случаях использования их в качестве расходных, должны иметь плавающие устройства верхнего забора авиатоплива (ПУВ), которые должны быть оснащены приборами контроля их положения в пространстве (объеме резервуара).

5.2.3.6 Вертикальные резервуары, оборудованные плавающими устройствами для верхнего забора авиатоплива, должны иметь входной патрубок, который вваривается в диаметральном направлении, и выходной патрубок, который вваривается в направлении хорды, параллельной входному патрубку. Расстояние между параллельно вваренными входным и выходным патрубками определяется КД на плавающие устройства верхнего забора авиатоплива.

5.2.3.7 Приборы контроля уровня должны обеспечивать оперативный контроль уровня продукта (местный и дистанционный).

5.2.3.8 Конструкция резервуаров должна обеспечивать полный слив подтоварной воды и механических примесей путем использования следующих технических решений:

- вертикальные резервуары должны иметь уклон днища к центру в соотношении не менее 1:30, где должен быть расположен отстойник объемом не менее 0,01% от объема резервуара; отстойник должен полностью опорожняться через дренажную систему;

- горизонтальные резервуары должны быть установлены с уклоном 1:50 и иметь устройство для соединения нижней точки резервуара с дренажной системой.

Заполнение и опорожнение резервуаров должно проводиться по раздельным трубопроводам, с целью исключения смешивания авиатоплива в процессе его подготовки и заправки ВС.

5.2.3.9 Резервуары должны быть приспособлены для проведения их зачистки с учетом обеспечения безопасности выполнения этой процедуры в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации или в специальной технологической инструкции.

5.3 Оборудование для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива и систему централизованной заправки воздушных судов

Назначение

Оборудование для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива и систему централизованной заправки воздушных судов должно обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

- перекачку авиатоплива насосными установками;

- предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

- фильтрацию авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

- фильтрацию авиатоплива и отделение свободной воды с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

- учёт перекачиваемого авиатоплива с измерением температуры и плотности;

- отбор проб и контроль качества авиатоплива;

- контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

- защиту оборудования от гидроударов, проявлений действия статического электричества и электромагнитной индукции;

- рекуперацию и удаление паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

- сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

Требования к комплектации

5.3.2.1 Комплектация оборудования для внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива в пункты налива (заправки) подвижных, передвижных технических средств и системы централизованной заправки ВС должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных п.5.3.1. настоящего стандарта.

5.3.2.2 Комплектация оборудования должна предусматривать:

- систему технологических трубопроводов (всасывающих и напорных) с запорной и предохранительной арматурой, газосбрасывающими и обратными клапанами;

- электронасосные агрегаты;

- системы включения электронасосных агрегатов, обеспечивающие плавный пуск электродвигателя;

- автоматизированные системы плавного пуска или регулирования оборотов электродвигателя насосных агрегатов, питающих системы ЦЗС, в соответствии с проектными решениями или условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования;

- предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

- фильтрацию авиатоплива с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

- фильтрацию авиатоплива и отделение свободной воды с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

 

- средства объёмного учета перекачиваемого авиатоплива в соответствии с требованиями методик выполнения измерений (МВИ), предусмотренных действующей технологией авиатопливообеспечения;

- устройство отбора проб авиатоплива с учетом требований ГОСТ 2517;

- устройства контроля потока авиатоплива в технологических трубопроводах;

- систему управления, измерений и контроля параметров технологических процессов перекачки авиатоплива;

- запорную и регулирующую арматуру с механическим приводом или с электромеханическим приводом и системой автоматики управления (в случае необходимости, в соответствии с условиями договора на разработку, изготовление и поставку оборудования);

- систему предотвращения возникновения гидроударов и защиты от их воздействий;

- систему рекуперации и удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций перекачки авиатоплива;

- систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

5.3.2.3 Комплектование оборудования для перекачки авиатоплива системами пожаротушения, заземления, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.3.3 Общие технические требования

5.3.3.1 Подбор и комплектация оборудования для перекачки авиатоплива должны выбираться с учетом производительности электронасосных агрегатов при условии не превышения допустимых скоростей потока авиатоплива в трубопроводах.

Конструкция оборудования должна соответствовать требованиям действующих Правил промышленной безопасности, Строительных норм и правил, а также требованиям, определенным в нормативных документах, действующих в гражданской авиации. При этом конструктивное исполнение системы трубопроводов должно обеспечить последовательную перекачку авиатоплива вначале в отстойные резервуары, затем в расходные и, на заключительном этапе, в баки воздушных судов с использованием стационарных агрегатов заправки ВС, топливозаправщиков или агрегатов заправки ВС из ЦЗС.

Технологическая схема склада авиаГСМ должна предусматривать наличие зачистного трубопровода с соответствующими дренажными системами.

5.3.3.2 Конструкция всасывающих и напорных трубопроводов, а также их монтаж и испытания должны соответствовать проектной документации с учетом требований действующих норм и правил.

5.3.3.3 В конструкции оборудования для перекачки авиатоплива, с целью снижения отрицательных последствий гидроударов на фильтроэлементы, счетчики и другие узлы, должны быть предусмотрены технические решения защиты оборудования от обратных потоков авиатоплива и давлений, превышающих по величине рабочие.

5.3.3.4 На корпусах фильтров и фильтров-водоотделителей, а также в верхних точках трубопроводов и стояков налива должны быть предусмотрены технические решения для автоматической деаэрации, а также устройства для дренажного слива.

5.3.3.5 В конструкции оборудования на линиях основного потока авиатоплива, дренирования и деаэрации должны быть предусмотрены устройства визуального контроля непрерывности потока, размещение которых регламентируется утвержденной КД.

5.3.3.6 Перед счетчиками должно быть установлено оборудование, обеспечивающее деаэрацию авиатоплива.

 

5.4 Оборудование для выдачи авиатоплива и ПВКЖ в подвижные и передвижные технические средства заправки ВС (пункты налива)

Назначение

Оборудование для выдачи авиатоплива в цистерны подвижных и передвижных технических средств заправки ВС (АТЗ и ТЗА), а также ПВКЖ - в расходно-контрольные резервуары подвижных, передвижных и стационарных средств заправки ВС (АТЗ, ТЗА, АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С), должно обеспечивать выполнение следующих технологических операций:

- нижний налив авиатоплива в собственную цистерну АТЗ и ТЗА с использованием наконечников нижней заправки (ННЗ) или бортового штуцера (БШ);

- налив ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары АТЗ, ТЗА, АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С с использованием быстроразъемных соединений (БРС);

- объёмный учёт количества выданного авиатоплива в цистерну АТЗ, ТЗА;

- объёмный учёт количества выданного ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары АТЗ, ТЗА, АЦЗС, АФТ-П, АФТ-С;

- измерение плотности и температуры авиатоплива;

- отбор проб и контроль качества авиатоплива и ПВКЖ;

- контроль режимов работы и безопасности функционирования оборудования;

- автоматическое прекращение налива цистерны при достижении заданного уровня наполнения с подачей звукового и светового сигналов;

- защиту оборудования от гидроударов и опасного проявления действия статического электричества;

- контроль непрерывности потока авиатоплива в трубопроводах;

- рекуперацию и удаление паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

- сбор и локализацию возможных проливов авиатоплива (при отборе проб, проведении монтажных и наладочных работ), химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

 

Требования к комплектации

5.4.2.1 Комплектация оборудования для выдачи авиатоплива и ПВКЖ в подвижные, передвижные и стационарные технические средства заправки ВС должна обеспечивать выполнение технологических операций, предусмотренных
п. 5.4.1. настоящего стандарта.

5.4.2.2 Комплектация оборудования пункта налива должна предусматривать:

- систему технологических трубопроводов или гибких рукавов для налива авиатоплива в цистерны технических средств заправки ВС с быстроразъемными соединениями;

- предохранительную фильтрацию для защиты насосных установок;

- фильтрацию с заданными значениями тонкости фильтрации и содержания механических примесей;

- средства объёмного учета авиатоплива и ПВКЖ;

- запорную, предохранительную и регулирующую арматуру;

- устройство контроля непрерывности потока авиатоплива в трубопроводах;

- систему защиты от гидроударов;

- систему технологических трубопроводов для подачи ПВКЖ в расходно-контрольные резервуары технических средств заправки ВС с быстроразъемными соединениями;

- устройство отбора проб авиатоплива и ПВКЖ;

- систему управления, измерений и контроля параметров технологического процесса с необходимой защитой оборудования при нарушении установленных режимов работы;

- устройство для прекращения налива авиатоплива при заполнении цистерны АТЗ и ТЗА до заданного уровня с подачей звукового и светового сигналов;

- устройство для прекращения налива ПВКЖ при заполнении расходно-контрольных резервуаров до заданного уровня с подачей звукового или светового сигнала;

- систему заземления и выравнивания потенциалов;

- систему рекуперации и удаления паровоздушной смеси, образующейся при выполнении технологических операций;

- систему сбора и локализации возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, химически загрязненных (смывных) технологических стоков и вод атмосферных осадков.

Допускается совмещение номенклатуры узлов и агрегатов технологического оборудованиядля внутрискладских перекачек, подготовки и подачи авиатоплива (раздел 5.3 настоящего стандарта) и пункта налива в одном модуле.

5.4.2.3 Комплектование оборудования пункта налива системами пожаротушения, энергоснабжения, освещения, охраны, оповещения и связи, а также устройствами для защиты от прямых ударов молнии и электромагнитной индукции должно быть определено в КД в соответствии с контрактом (договором) на разработку, изготовление и поставку оборудования, с учетом действующих норм и правил.

5.4.3 Общие технические требования

5.4.3.1 Спецификация (номенклатура) оборудования пункта налива должна формироваться из условия соблюдения правил безопасного заполнения цистерн технических средств заправки ВС без превышения допустимых скоростей потока авиатоплива в трубопроводах.

Конструкция оборудования должна соответствовать требованиям действующих Правил промышленной безопасности, Строительных норм и правил, а также требованиям, определенным в нормативных документах, действующих в гражданской авиации.

5.4.3.2 Конструкция всасывающих и напорных трубопроводов, а также их монтаж и испытания должны соответствовать проектной документации с учетом требований действующих норм и правил.

Трубопроводы для ПВКЖ должны изготавливаться из бесшовных труб коррозионно-стойкой стали с уплотнениями из химически стойких к эфироспиртам и растворителям полимеров и каучуков.

5.4.3.3 В верхних точках стояков и трубопроводов должны быть предусмотрены технические решения для автоматической деаэрации; в нижних точках – устройства для дренажа.

5.4.3.4 В конструкции пункта налива, с целью снижения отрицательных последствий гидроударов должны быть предусмотрены технические решения защиты технологического оборудования от обратных потоков авиатоплива и давлений, превышающих по величине рабочие.

5.4.3.5 В конструкции оборудования на линиях основного потока авиатоплива, дренирования и деаэрации должны быть предусмотрены устройства визуального контроля непрерывности потока, размещение которых регламентируется утвержденной КД.

5.4.3.6 Раздаточные рукава, используемые в пунктах налива, должны быть антистатическими и стойкими к воздействию авиатоплива.

Раздаточные рукава пункта налива должны оснащаться наконечником нижней заправки (ННЗ) и быстроразъёмными соединениями (БРС) для налива ПВКЖ.

ННЗ должны оснащаться сетчатым фильтроэлементом, устройством для отбора проб и тросиком (со штырем или зажимом типа «крокодил») для выравнивания потенциалов.

Тонкость фильтрации сетчатых фильтроэлементов ННЗ должна быть не менее 30 мкм.

ННЗ должны комплектоваться легкосъемными крышками (колпачками) с фиксацией их при снятии тросиком или цепочкой и защитными чехлами.

Конструкция ННЗ и быстроразъёмных соединений (БРС) должна обеспечивать разъединение составных частей без пролива рабочей жидкости.

5.4.3.7 Счетчики, используемые в системах учета авиатоплива и ПВКЖ пункта налива должны обеспечивать заданную точность измерения выданного объема продукта в соответствии с требованиями методик выполнения измерений, предусмотренных действующей технологии авиатопливообеспечения.

5.4.3.8 Пункты налива должны быть оснащены электрооборудованием (электросистемой), совместимым с характеристиками (параметрами) энергообеспечения объекта авиатопливообеспечения. Конструктивное и монтажное исполнение электрооборудования и кабельных линий должны исключать возможность возникновения электрической искры или теплового возгорания.

Все кабели, токоведущие провода и электрические соединения должны быть промаркированы и закодированы в КД.

5.4.3.9 Комплектация электрооборудования пункта налива должна предусматривать возможность использования серийно выпускаемых и сертифицированных электротехнических изделий. Монтаж электросистемы должен быть выполнен с учетом требований действующих норм и правил.

5.4.3.10 Электропроводка, находящаяся в зоне возможных проливов авиатоплива и ПВКЖ, а также соприкасающаяся с корпусными поверхностями узлов и агрегатов, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от механических повреждений и попадания авиатоплива и ПВКЖ. Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.

5.4.3.11 Токоведущие провода должны быть тщательно заизолированы и надежно закреплены; соединение проводов должно производиться специальными зажимами или пайкой и иметь запас для повторного подсоединения проводов после ремонтно-восстановительных работ.

5.4.3.12 Световые приборы, входящие в состав электрооборудования пункта налива, средства управления и сигнализации должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении и иметь соответствующую маркировку по ГОСТ 12.2.020.

5.4.3.13 Система заземления и снятия статического электричества должна включать:

- цепь постоянного заземления, которая должна быть надежно соединена с общим контуром заземления объекта авиатопливообеспечения;

- барабан с тросом выравнивания потенциалов между пунктом налива и АТЗ, ТЗА, АФТ-П;

- шунтирующие перемычки на всех фланцевых соединениях трубопроводов и оборудования;

- трос выравнивания потенциалов с контактными устройствами на ННЗ и БРС.

Длина троса выравнивания потенциалов должна обеспечивать его соединение с АТЗ, ТЗА, АФТ-П.

Трос выравнивания потенциалов должен иметь сопротивление, не превышающее 10 Ом.

5.4.3.14 Все металлические и электропроводные неметаллические части технологического оборудования должны быть заземлены, независимо от применения других мер защиты от статического электричества.

5.4.3.15 Органы управления, приборы контроля за режимами работы оборудования и средства измерения должны обеспечивать выполнение операций по п.5.4.1 и должны быть доступны для управления оператором в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.033.

Размещение приборов и средств измерения должно обеспечивать удобство их замены при проведении поверок (ремонта).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.012 с.)