Тема 10. Организационно-хозяйственный механизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Организационно-хозяйственный механизм



Экологического регулирования

Фундаментальные НИОКР в основном финансируются государством; прикладные – финансируются чаще субъектами хозяйствования. Это связано с тем, что прикладные разработки дают более гарантированный и быстрый эффект, в тоже время, требуют, как правило, меньшего количества исходных ресурсов.

Экологическое образование и воспитание можно разбить на 4 основные ступени:

- начальное экологическое воспитание и образование;

- основы экологии;

- изучение дисциплины в рамках специальности;

- подготовка специалистов-экологов.

Экологический мониторинг – система наблюдений за состоянием окружающей среды с целью изучения и прогноза дальнейшего его развития.

В Республике Беларусь выделят следующие виды экологического контроля:

- государственный;

- ведомственный;

- производственный;

- общественный.

Экологическая экспертиза – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности нормам природоохранного законодательства. Выделяют следующие формы экологической экспертизы:

- государственная;

- общественная.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная проверка и оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Организация природоохранных и природовосстановительных мероприятий, экологическая реклама и пропаганда, международное экологическое сотрудничество так же является важными инструментами организационно-хозяйственного механизма экологического регулирования.

Задание 10.1. Мониторинг, контроль, экспертиза, аудит

Необходимо самостоятельно сформулировать отличительные признаки для указанных инструментов природопользования. Результаты целесообразно представить в виде таблицы.

Пример 10.1.

Таблица 10.1

Отличительные признаки инструментов организационно-хозяйственного механизма экологического регулирования

Признак Отличия
Мониторинг Контроль Экспертиза Аудит
Виды (по организационному критерию) международный, национальный, локальный государственный, ведомственный, производственный, общественный государственная, общественная внешний, внутренний

 

Тема 11. Административно-распорядительный (нормативно-правовой) механизм экологического регулирования

 

Основополагающим источником экологического права в нашей стране является Конституция Республики Беларусь.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере природопользования, является Закон РБ «Об охране окружающей среды».

В Беларуси действуют четыре природоохранных кодекса:

- Лесной кодекс;

- Кодекс о недрах;

- Водный кодекс;

- Кодекс о земле.

Правовое регулирование природопользования осуществляется и другими законами и прочими нормативно правовыми актами.

Важнейшим административно распорядительным инструментом экологического регулирования является экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – это установление показателей (стандартов) качества природной среды, а также нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, других нормативов в области охраны окружающей среды.

ПДК (предельно допустимая концентрация) – это такая концентрация, при которой существующими на сегодняшний день средствами диагностики не определяется негативное влияние вещества, находящегося в окружающей среде на организм человека, ни на момент проверки, ни в перспективе.

ПДУ (предельно допустимый уровень) – это такой уровень воздействия фактора, при котором не определяется негативное влияние на организм человека, ни на момент проверки, ни в перспективе.

ПДВ (предельно допустимый выброс) – это такой выброс веществ в атмосферу, при котором не происходит превышения ПДК.

ПДС (предельно допустимый сброс) – это такой сброс, при котором не происходит превышение ПДК в окружающей среде.

Для однокомпонентного загрязнения и для многокомпонентного загрязнения разнонаправленного действия применимо правило:

 

,

 

где Сi – концентрация i-го вещества,

ПДКi – предельно допустимая концентрация i-го вещества.

Для многокомпонентного загрязнения однонаправленногодействия применимо правило: сумма отношений концентрации загрязняющих веществ к их предельно допустимым концентрациям £ 1:

Пример11.1. Определите очередность природоохранных мероприятий и согласованность мнений экспертов. Исходные данные представлены в таблицах 11.1, 11.2.

 

Таблица 11.1

План природоохранных мероприятий в городе

Номер мероприятия Мероприятие
1. Озеленение городских кварталов
2. Установка фильтров на автомобилях
3. Развитие сети автодорог
4. Расширение парка городского электротранспорта
5. Реконструкция канализационной сети
6. Ограничение движения на территории города
7. Модернизация водоочистных установок
8. Использование альтернативных источников энергии
9. Рекультивация земель

Таблица11.2

Исходные данные для определения очередности мероприятий

№ стр. Эксперты Номер мероприятия и присвоенный ему ранг
                 
  А                  
  Б                  
  В                  
  Г                  
  Д                  
  Е                  
  Ж                  
  З                  
  И                  
  К                  
11 ∑R 35 56 59 48 42 66 70 36 38
12 Новый ранг 1 6 7 5 4 8 9 2 3

Методические указания

Для определения очередности реализации природоохранных мероприятий применяется метод экспертных оценок.

Процесс разбит на несколько этапов:

- составление перечня необходимых природоохранных мероприятий и рабочей анкеты;

- выбор представительной группы экспертов, компетентных в решении поставленных задач;

- распространение анкеты среди экспертов, обработка результатов;

- обобщение полученных оценок, определение степени согласованности мнений;

- ранжирование мероприятий по доле вклада в решение проблемы.

Одним из наиболее распространенных методов экспертных оценок является метод ранговой корреляции. Эксперт, получив рабочую анкету, распределяет мероприятия по местам в соответствии со степенью важности. Он ставит на первое место то мероприятие, которое, по его мнению, является наиболее важным и которое должно быть осуществлено в первую очередь, присвоив ему самый высокий ранг – 1. Другим присваиваются ранги 2, 3, 4 и т.д. – по степени важности. Ранг, равный n, где n – число мероприятий в анкете, присваивается мероприятию, обладающему наименьшей природоохранной эффективностью. Если эксперт считает, что несколько мероприятий одинаково важны, то он может присваивать им одинаковые ранги.

Необходимым условием экспертного анализа является определение согласованности мнений экспертов. Такой оценкой согласованности служит коэффициент конкордации W, который может изменяться от 0 до 1. Чем меньше W, тем ниже степень согласованности мнений экспертов.

Коэффициент конкордации вычисляю следующим образом. Определяют суммы рангов по столбцам матрицы:

, (11.3)

где – ранг, присвоенный j -ым экспертом i -ому мероприятию;

m – число экспертов.

Вычисляют среднюю по всем параметрам сумму рангов:

 

, (11.4)

 

где Rср – средняя сумма рангов.

Определяют сумму квадратов отклонений от средней суммы:

, (11.5)

где – отклонение от средней суммы по i-ому мероприятию.

Вычисляют коэффициент конкордации:

 

. (11.6)

 

Затем находят статистический критерий c2 с n –1 степенями свободы:

 

. (11.7)

 

Если рассчитанный c2 превышает (либо равен) табличному значению c20,05, то коэффициент конкордации существенно отличается от 0, и согласованность мнений экспертов является достаточной.

Решение:

Используя формулу, определим сумму рангов, результаты представим в строке 11 таблицы 11.2.

Мероприятию, получившему наименьшую сумму рангов (Озеленение городских кварталов — сумма рангов 35), присваиваем номер 1 и далее определим новый ранг мероприятий по возрастающей сумме рангов. Результаты представим в строке 12 таблицы 11.2.

Проведем проверку надежности полученных результатов.

Рассчитаем среднюю по всем параметрам сумму рангов:

 

.

 

Определим сумму квадратов отклонений:

 

 

Вычислим коэффициент конкордации:

 

.

 

Рассчитаем статистический критерий со степенью свободы 8(9-1):

 

.

 

Так как рассчитанный 16 больше табличного значения (табл. 11.3), то коэффициент конкордации существенно отличается от 0. Следовательно, полученную нами очередность мероприятий можно считать достоверной.

Таблица11.3

Значения критерия c20,05, соответствующие степеням свободы n-1

Степень свободы n-1 c20,05
  14,1 15,5 16,9 18,3 19,7 21,0 22,4 23,7

 

Задание 11.1. Необходимо каждому студенту разработать комплекс мероприятий по улучшению экологической ситуации в районе (населенном пункте, области и т.п.) проживания. Затем требуется составить перечень 8-15 наиболее часто встречающихся мероприятий в аудитории.

Задача 11.1. Используя результаты задания 11.1,проранжируйте природоохранные мероприятия и определите очередность их реализации. В качестве экспертов привлекаются 8-16 человек из аудитории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.047 с.)