Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила выбора исходных данных↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение технического прогресса во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением новых социальных, экономических, экологических и других проблем. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от неблагоприятного воздействия на природу и человека. Формированию современного специалиста в области экономики способствует изучение в высших учебных заведениях дисциплины "Основы экологии и экономика природопользовании". Основной задачей курса является создание предпосылок, помогающих студентам выработать идеологию экобезопасности, навыки конструктивного экологического мышления и поведения с целью эффективного осуществления ими своих профессиональных и социальных функций без ущерба для общества и природы. Практикум разработан в рамках учебной программы и призван способствовать систематизации и улучшению усвоения материала по курсу «Основы экологии и экономика природопользования». В практикуме в тезисной форме рассмотрены основные вопросы курса, предложен ряд заданий и задач для закрепления теоретических знаний и практической их реализации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. 1. Основы экологии и экономика природопользования как межотраслевая учебная дисциплина. 2. Основы общей экологии и экономики природопользования. 3. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. РАЗДЕЛ 2. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. 4. Экология и обеспечение качества воздушного и водного бассейнов. 5. Эколого-экономические проблемы землепользования, ресурсы недр. 6. Проблемы использования и охраны биологических ресурсов. РАЗДЕЛ 3. Экономические оценки природопользования. 7. Экономические оценки природных ресурсов и ущерба от антропогенного воздействия на природную среду. 8. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Экономическая эффективность природоохранной деятельности. РАЗДЕЛ 4. Институциональные механизмы регулирования природопользования. 9. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. 10. Организационно-хозяйственный механизм экологического регулирования. 11. Административно-распорядительный (нормативно-правовой) механизм экологического регулирования. РАЗДЕЛ 5. Экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования. 12. Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности. 13. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды. 14. Формирование рыночных институтов эколого-экономического регулирования.
РАЗДЕЛ 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15. Экологические проблемы и международное сотрудничество. ПРАВИЛА ВЫБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Вариант выбирается в соответствии с порядковым номером в группе (согласно списку в журнале). В заданиях вариант обозначен символом «№». В ряде случаев для определения исходных данных требуется произвести математическое действие со значением №. Например: 1. Объем выпуска продукции в результате внедрения установки предварительной очистки воды увеличится на (№ +1000) тыс. руб. Это означает, что в ходе решения необходимо использовать значение номера варианта (№) исполнителя и 1000 при единицах измерения «тыс. руб.». Т.е. для варианта 1 это значение равно 1001 тыс. руб. (1+1000), для варианта 11 – 1011 тыс. руб. (11+1000) и т.д. 2. Объем вырубленной древесины составляет (№ 100)м3 ежегодно. Т.е. для варианта 2 это значение равно 200 м3 (2 100), для варианта 20 - 2000 м3 (20 100) и т.д.
3. Разделы курса. Задачи и задания РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Задание 1.1. Экологическая реклама Задание выполняется группами численностью не менее 2 человек в каждой. Группа самостоятельно определяют тематику рекламного проекта. Обязательным условием является общность конечных функции проекта каждого исполнителя входящего в группу. Например: 1) общая функция – перевозка пассажиров: самолет, автомобиль, железнодорожный вагон, корабль; 2) очки, линзы, лазерная коррекция - способ улучшить зрение; 3) деревянные и пластиковые стеклопакеты – источник света, шумоизоляция, теплоизоляция и т.д. Основная задача, которая ставится перед исполнителем: показать, что именно его проект является наиболее перспективным в группе. При этом в основу положены три основных принципа: экономическая эффективность; экологическая безопасность; простота и удобство в процессе создания, использования (потребления) и утилизации (рециклинга). Рекомендуется согласовать тематику проекта с преподавателем, с целью предупреждения заведомого преимущества одной из сторон в рамках проектной группы, а также дублирования тематики другими группами.
Природопользования
Впервые понятие экология было введено в широкие научные сферы Э. Геккелем в 1866 году (oikos – место обитания, жилище; logos – наука). Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (на всех уровнях и этапах развития) между собой и с окружающей средой с учетом изменений, вносимых в эту среду деятельностью человека. Самостоятельной наукой экология стала в начале 20 века. Совокупность всех факторов воздействующих на живой организм называется экологическими факторами. Экологические факторы делятся: 1. По характеру воздействия: 1.1 абиотические – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм: - химические факторы (например: химический состав воздуха, воды); - физические (климатические) факторы (например: сила тяжести, температура, влажность); 1.2 антропические – совокупность воздействий антропогенной деятельность на органический мир (например: выхлопные газы транспорта); 1.3. биотические – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (например: вирусные инфекции). 2. По происхождению: 2.1 экзогенные (внешние) (например: солнечный свет); 2.2 эндогенные (внутренние) (например: иней, туман). 3. По изменчивости: 3.1 переменные (например: солнечный свет); 3.2 постоянные (например: сила тяжести). 4. По воздействию на биокомпоненты: 4.1 витальные, компоненты непосредственно влияющие на процессы жизнедеятельности (например: температура); 4.2 сигнальные, которые свидетельствуют о изменении витальных (например: животные перед землетрясением покидают опасную территорию). 5. По отношению к плотности популяции: 5.1 зависимые (например: пища); 5.2 независимые (например: климат). Популяция – это совокупность особей одного вида имеющая общий генофонд и общие условия обитания. Группы различных популяций взаимосвязанных между собой на ограниченной территории называются - биоценоз. В биоценозе организмы делятся на: 1. Автотрофные – способные превращать солнечную энергию и неорганические вещества в органику (например: береза, клевер). 2. Гетеротрофные – для поддержания жизни используют в основном органику (например: корова, волк). Продуценты – организмы, формирующие из солнечной энергии и других элементов первичную биологическую продукцию (например: яблоня). Консументы – гетеротрофные организмы питающиеся растениями или другими гетеротрофами (например: кролик, собака). Редуценты (деструкторы) – разрушители органического вещества (например: бактерии). Специфической характеристикой описывающей перенос энергии по пищевой цепочке в биоценозе являются трофические уровни. Понятие «биосфера» произошло от 2-х латинских слов: bios – жизнь и shera – шар, т.е. сфера жизни. Биосфера – область распространения жизни на земле, включающая в себя нижнюю часть атмосферы до озонового слоя (тропосферу, 25-30 км), практически всю гидросферу (11-22 км) и верхнюю часть литосферы (на глубину до 3 км). Ноосфера (сфера разума) – это сфера гармонии социально-экономических интересов (законов) общества и естественных законов природы. Экономика природопользования – это наука, изучающая хозяйственные отношения, возникающие в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Задание 2.1. Пищевая цепочка Необходимо сформировать пищевую цепочку (не менее 5 звеньев) и затем указать в ней автотрофные и гетеротрофные организмы, продуценты, консументы (1,2 и т.д. порядка) и редуценты (деструкторы). Например: ряска – карась – окунь – щука – бактерии. Автотрофные организмы: ряска. Гетеротрофные организмы: карась, окунь, щука, рак. Продуценты: ряска. Консументы: карась (1-го порядка); окунь (2-го порядка); щука (3-го порядка). Редуценты (деструкторы): бактерии.
Экономического развития Окружающая среда – это совокупность всех факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности. Выделяют природную среду (совокупность факторов природного происхождения, подвергшихся незначительному антропогенному воздействию) и техносферу («вторую природу») – среду, искусственно созданную человеком. Природные ресурсы – элементы природы, которые при данном уровне развития производственных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базы (например, уголь, нефть, руда и т.д.). Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но оказывают прямое влияние на его результаты. хозяйственная (экономическая) классификация природных ресурсов: 1. Ресурсы материального производства: 1.1. промышленные ресурсы (например, нефть); 1.2. сельскохозяйственные ресурсы (например, земельные ресурсы); 1.3. строительные ресурсы (например, песчано-гравийные смеси). 2. Ресурсы сферы услуг: 2.1. ресурсы прямого потребления (например, питьевая вода); 2.2. ресурсы косвенного потребления (например, деревья в городских парках). Рекреационные ресурсы – ресурсы, способствующие восстановлению жизненных сил и здоровья населения (например, санитарно- курортные зоны, парки, лесопарки). Бальнеологические ресурсы – минеральные грязи, минеральные воды (столовые и лечебные). Природная или естественная (по генезису) классификация: минеральные ресурсы, земельные ресурсы, биологические ресурсы, ресурсы животного и растительного происхождения и т.д. Природно-экологическая (экологическая) классификация: 1. Исчерпаемые: возобновляемые (например: растения и животные) и невозобновляемые (например: нефть, уголь, газ). 2. Неисчерпаемые: космические (например: энергия солнца), климатические (например: сила ветра), водные (например: морская вода). Рыночная классификация: 1. Стратегические ресурсы – непосредственно влияющие на безопасность (например: урановые руды). 2. Ресурсы экспортного назначения — ресурсы, формирующие значительные валютные поступления в бюджет страны (например: для РФ: нефть, уголь; для РБ: лес, калийные соли). 3. Ресурсы внутреннего рынка (например: строительные пески). Классификация по степени вовлеченности в хозяйственный оборот: 1. Вышедшие из оборота (например: уничтоженные виды животных и растений). 2. Вовлеченные в хозяйственный оборот (например: медь, нефть, уголь). 3. Потенциальные ресурсы (например: солнечная энергия). 4. Гипотетические ресурсы (например: «космический ветер»).
Задание 3.1. Классификация природных ресурсов
Аудитория разбивается на группы, каждая из которых составляет перечень разноплановых природных ресурсов. Затем группы обмениваются своими разработками. Группа, получившая перечень должна рассмотреть каждый вид указанного ресурса и отнести к той или иной категории, согласно рассмотренным классификационным группам. Например: Беловежский зубр. Естественная классификация: животное. Природно-экологическая: исчерпаемый, возобновляемый ресурс. По степени вовлеченности в хозяйственный оборот: ресурс в обороте и т.д.
И водного бассейнов Атмосфера – это воздушная оболочка земли, общая масса которой составляет 5,5-5,6*1018 кг. Высота атмосферы 1,5-2 тыс. км. Состав атмосферы (по объему): азот – 78,08%, кислород – 20,95%, аргон - 0,93%, углекислый газ – 0,03%, другие газы (неон, гелий, метан и др.) – 0,01%. Элементы атмосферы делят на: 1. Постоянные (например: азот, кислород). 2. Переменные (объём и состав меняются в зависимости от сложившейся ситуации). Атмосфера состоит из нескольких слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, ионосферы и экзосферы. Экологические функции атмосферы следующие: - источник жизни (необходима для дыхания); - физическая защита (предохраняет от падения космических объектов, ультрафиолетовых лучей); - светорегулирование (рассеивает и распределяет световые потоки); - терморегулирование (предохраняет от резких колебаний температур); - среда распространения звука, вибрации, органических и не органических элементов; - климатообразование (обуславливает температурный режим, влажность и др.). Экономические функции атмосферы следующие: - источник сырья; - источник энергии; - транспортная функция; Гидросфера объединяет все свободные (т.е. не связанные с минералами земной коры) воды Земли, которые могут передвигаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного агрегатного состояния в другое. Гидросфера включает в себя: мировой океан – 94 % от общего объёма, подземные воды – около 4%, ледники – 1,7%, озера – 0,02%, почвенная влага – 0,01%, пары атмосферы – 0,001%, реки - 0,0001%. Экологические функции гидросферы: - условия жизни на земле; - всеобщий растворитель; - влияет на климатические процессы; - участвует в газообмене; - среда распространения звука, вибрации, органических и не органических элементов; - элемент продуктов питания. Экономические функции гидросферы: - транспортный путь; - источник энергии; - используется в промышленности и сельском хозяйстве; - используется в рекреационных целях. Загрязнение атмосферы и гидросферы – формирование в воздушной и (или) водной среде посторонних (не характерных) веществ, шумов, вибраций, излучений и др. Классификация загрязняющих веществ (загрязнителей): По агрегатному состоянию: 1. газообразные (например:выхлопные газы транспорта). 2. твердые (например:бытовой мусор). 3. жидкие (например:канализационные стоки). По источникам воздействия: 1. естественного происхождения (например:космическая пыль). 2. искусственного (антропогенного) происхождения (например:выбросы предприятий). По классам опасности: I класс (чрезвычайно опасные); II класс (высоко опасные); III класс (умеренно опасные); IV класс (мало опасные); Классификация загрязнений: 1. По характеру распространения по поверхности: 1) точечные; 2) пятнистые; 3) сплошные. 2. По характеру распределения во времени: 1. распределенные во времени: - постоянные (например: загрязнения обусловленные падениемкосмической пыли); - периодические (например: загрязнения вызванные осенним листопадом); 2. стихийные (например: загрязнения вызванные взрывом, пожаром). По скорости распространения: 1. внезапные (например:загрязнения, возникающие при извержениях вулканов, взрывах). 2. стремительные (например: загрязнения вызванные продуктами горения при пожарах). 3. умеренные (например: загрязнения в результате наводнений). 4. плавные (например:эпидемии). По масштабам: 1) локальные; 2) местные; 3) региональные; 4) национальные; 5) глобальные. 4. По характеру воздействия: 1) химические; 2) физические (механические, радиоактивные, тепловые, шумовые, электромагнитные, и т.д.); 3) биологические. Пример 4.1: Определите ущерб, наносимый теплоэлектростанцией (ТЭС), работающей на каменном угле, если известно, что используемые на ТЭС электрофильтры улавливают 45 % выбросов сажи, а оставшиеся в количестве 5 т/год из трубы высотой 50метров выбрасываются в атмосферу. Зона активного загрязнения (ЗАЗ) составляет 4000 га, из них 20 га занимает санитарно-защитная зона и 3980 га леса первой группы. Разница температур у устья источника и в окружающей среде составляет 100 °С.
Методические указания
Экономическая оценка ущерба, произведенного годовыми выбросами в атмосферу, для отдельного источника определяется по формуле:
, (4.1)
где – множитель, численное значение которого равно 2,4 ден. ед. / усл. т; – показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха (табл. 4.1).
Таблица 4.1 Задание 4.1. Классификация загрязнений
Аудитория разбивается на группы, каждая из которых составляет перечень разноплановых загрязнений. Затем группы обмениваются своими разработками. Группа, получившая перечень, должна рассмотреть каждый вид указанного загрязнения и отнести к той или иной категории, согласно рассмотренным классификационным группам. Например: Загрязнение, возникшее в результате аварии на ЧАЭС: по происхождению: антропогенное (искусственное). по скорости распространения: внезапное. по характеру воздействия: физическое (радиоактивное) и т.д. Задание 5.1. Классификация полезных ископаемых Аудитория разбивается на группы, каждая из которых составляет перечень различных ресурсов. Затем группы обмениваются своими разработками. Группа, получившая перечень, должна распределить полезные ископаемые по классификационным группам. Например: топливно-энергетические: нефть, уголь. рудные: железная руда. строительные материалы: мрамор. гидроресурсы: минеральная вода. Биологических ресурсов На земле насчитывается 250000 видов высших растений, которые объединены в 12,3 тыс. родов и 431 семейство. В хозяйственной деятельности наибольшую значимость имеют: бобовые (12 тыс. видов), злаковые (10 тыс. видов), крестоцветные (3 тыс. видов), паслёновые (2,3 тыс. видов) и др. по принципу использования в хозяйственной и (или) иной деятельности выделяют следующие группы растений: технические, кормовые, лекарственные, фитомелиоративные, биоцидные, пищевые, декоративные, индикаторные, этнические, средообразующие. Растения по ресурсной значимости делятся на 7 категорий: 0. Не имеют ресурсной значимости. 1. Очень высокая. 2. Высокая. 3. Довольно высокая. 4. Низкая. 5. Незначительная. 6. Ресурсная значимость не определена. Основные функции растений: - пищевая; - кормовая; - эстетическая; - этническая; - техническая; - средообразующая и т.д. Лес представляет собой природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или нескольких видов, растущие близко друг от друга и образующие относительно сомкнутый древостой. Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы (живицу, пробку, грибы, ягоды, лекарственные растения и т.д.). Леса делят на две основные группы: 1 группа: леса, выполняющие водоохранные, санитарно-гигиенические, защитные и рекреационные функции; 2 группа: промысловые леса. Животный мир представляет собой важную часть биосферы планеты. Участвуя в круговороте веществ в природе, воздействуя на состояние и развитие других ее компонентов, животные тем самым поддерживают систему динамического устойчивого равновесия в природе. Одной из форм охраны биологических и других ресурсов являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ – участки земли (включая атмосферный воздух над ними, гидроресурсы и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами или объектами, имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особы режим охраны и использования. Установлены следующие виды ООПТ республиканского значения: - национальные парки - комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения; - заповедники - природоохранные и научно-исследовательские учреждения; - заказники - территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса; - памятники природы - уникальные объекты природного происхождения, имеющие этическую, историческую, экономическую и иную ценность.
Пример 6.1. По данным таблицы рассчитайте экономическую эффективность выращивания древостоя. Таблица 6.1 Продукции
Методические указания
Показатель общей экономической эффективности выращивания леса (Эз) определяется по формуле:
, (6.1)
где Эл – экономический эффект от выращивания леса, ден. ед.; Св – себестоимость выращивания леса, ден. ед. Экономический эффект от выращивания леса (Эл) определяется по формуле:
, (6.2)
где Тз, Тк, Тпк – таксовая стоимость запаса древесины в возрасте рубки, ликвида кроны, пней и корней соответственно, ден. ед.; Дп – доходы от подсочки и побочного лесопользования, ден. ед.; Ппп – продукция промежуточного лесопользования, ден. ед.
; ; .
Наибольшая эффективность выращивания леса отмечена на II делянке, наименьшая – на I делянке.
Задача 6.1. определите эффективность выращивания леса по данным таблицы 6.2. Таблица 6.2 Продукции
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Методические указания 1) По методике С.Г. Струмилина экономическая оценка земель определяется по формуле:
, (7.1)
где – экономическая оценка 1 га земли, ден. ед.; – средняя стоимость освоения 1 га земли по стране, ден. ед.; и – отношение урожайности к текущим затратам на производство земледельческого продукта на оцениваемом участке и в среднем по стране. 2) Расчет дифференциальной ренты проводиться по формуле:
, (7.2)
где – дифференциальная рента, ден. ед.; , – замыкающие и индивидуальные затраты на производство продукции соответственно, ден. ед./га. Для экономической оценки земли в рамках рентной концепции используется следующая формула:
, (7.3)
где – экономическая оценка 1 га сельхозугодий, ден. ед.; – норматив эффективности равный 0,1. Решение: 1) Проведем оценку 1 га сельхозугодий по областям затратным методом:
; ; ; ; ; .
Как видно из результатов расчетов, наибольшую оценку получили земельные ресурсы Гомельской области (280,2 ден. ед./га), наименьшую – Витебской области (111,7 ден. ед./га). 2)Рассчитаем ценность земельных ресурсов рентным методом:
; ; ; ; ; .
Согласно рентной концепции, наибольшую ценность имеют ресурсы Гомельской области (10300 ден. ед./га), наименьшую – Витебской области (8000 ден. ед./га). Задача 7.1. Определите экономическую оценку участков земли на основе затратного и рентного подходов. Данные представлены в таблицах 7.2, 7.3. Таблица 7.2 Замыкающие затраты
Пример 7.2. определите ущерб, наносимый сельскому хозяйству загрязнением среды, если известно, что вследствие ухудшения среды снизились надои молока на 2000 кг/год на одну корову и уменьшилась урожайность пшеницы на 2 ц/га. Общее поголовье молочных коров составляет 500 голов, а общая площадь земель занятых под посевы пшеницы — 100 га. Закупочная цена за 1 кг молока составляет 0,1 ден. ед., а за 1 центнер пшеницы - 15 ден. ед. К тому же из оборота было изъято 10 га земельных угодий, чистый доход с которых составлял 1500 ден. ед./га. Методические указания Ущерб, наносимый сельскому хозяйству () можно определить по формуле:
, (7.4)
где – ущерб от изъятия земель сельскохозяйственного оборота вследствие их загрязнения, ден. ед.; – ущерб от недобора продукции в растениеводстве вследствие снижения урожайности, ден. ед.; – ущерб от недобора продукции в животноводстве вследствие снижения продуктивности, ден. ед. Ущерб от изъятия земель из оборота может быть рассчитан по формуле:
, (7.5)
где – площадь i-го участка, изъятого из оборота, га; – среднегодовая величина чистого дохода получаемого с 1 га площади i-го участка, ден. ед. Ущерб в растениеводстве рассчитывается по формуле:
, (7.6)
где – загрязненные площади, занятые i -ой культурой, га; – снижение урожайности i -ой культуры, ц/га; – закупочная цена за 1 ц продукции i -ой культуры, ден. ед. Ущерб животноводству рассчитывается по формуле:
, (7.7)
где – поголовье i-ой продуктивной группы, голов; – снижение продуктивности i-ой продуктивной группы в натуральном выражении; – закупочная единицы продукции i-ой продуктивной группы, ден. ед. Решение: Ущерб от изъятия земель из оборота:
.
Ущерб в растениеводстве:
.
Ущерб в животноводстве:
.
Суммарный ущерб, нанесенный сельскому хозяйству загрязнением среды:
Результаты расчетов показали, что вследствие загрязнения среды сельскохозяйственному предприятию был нанесен ущерб в размере 118000 ден. ед., большую часть которого составил ущерб животноводству (100000 ден. ед.). Задача 7.2. Определите ущерб, наносимый сельскому хозяйству загрязнением среды. Данные для расчетов представлены в таблице 7.4. Таблица 7.4 Методические указания Расчет эффективности водоохранных мероприятий () выполняется по формуле:
, (8.3)
где – ущерб от загрязнения поверхностными стоками, ден.ед./год; – объем годового сброса неочищенных сточных вод, содержащих i-ый вид загрязнителя, м3; r – норматив эффективности равный 0,1; – удельные капитальные вложения, необходимые на очистку 1-го м3, ден. ед.; – удельные эксплуатационные затраты на очистку 1-го м3, ден. ед. Экономическую оценку годового ущерба от загрязнения поверхностными стоками можно определить по формуле: , (8.2)
где – константа для оценки экономического ущерба от годовых поверхностных стоков в реку, ден. ед./ усл. т; – приведенная масса, усл. т; – константа для водохозяйственного хозяйства (табл. 8.1); Таблица 8.1 Значение константы для различных водохозяйственных Участков
Приведенная масса определяется по формуле:
, (8.3)
где – количество веществ; – масса i-го вещества, т; –показатель относительной опасности для i-го вещества.
Показатель относительной опасности рассчитывается по формуле:
, (8.4)
где – предельно допустимая концентрация для i-го вещества (табл. 8.2). Таблица 8.2 Загрязняющих водоемы
Решение: Определим коэффициент относительной опасности для загрязняющих веществ:
; .
Приведем загрязнения к единому «монозагрязнителю»:
Найдем предотвращенный ущерб:
.
Рассчитаем экономический эффект от природоохранного мероприятия:
(ден. ед.)
Абсолютная экономическая эффективность затрат в водоохранное мероприятие составит: .
Полученные результаты показывают, что установка водоохранного оборудования экономически обоснована и позволяет получить экономический эффект равный 6500 ден. ед. Абсолютная экономическая эффективность затрат в рассматриваемое мероприятие составит 0,35. Задача 8.1. На одном из предприятий города очищается № млн.м3 воды, которые в последующем через систему канализации попадают в реку. Из сточных вод в процессе очистки извлекается М1 т вещества А и М2 т вещества В. Удельные капитальные вложения в очистные сооружения составляют К ден. ед., удельные эксплуатационные расходы на очистку 1-го м3 – С ден. ед. Дайте экономическую оценку эффективности природоохранного мероприятия, если константа для оценки экономического ущерба от годовых поверхностных стоков в реку γ = 140 ден. ед./усл. т.
Таблица 8.3 Сущность, методы, функции Управление |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.132 (0.011 с.) |