Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Теоретические основы экологии иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема 1. Основы экологии и экономика природопользования как межотраслевая учебная дисциплина
В широком смысле под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению. В узком смысле под природопользованием понимается деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям. Задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной с непосредственным пользованием природной средой и (или) с изменяющими ее воздействиями. Объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека. методы, используемые в природопользовании: диалектический, системный, районирования, картографический, космический, экономико-математический др. функции эколого-экономических исследований: направляющая, координирующая, стимулирующая. Цели курса: 1. Изучение систем государственного и экологического регулирования, прогнозирования и контроля состояния окружающей среды. 2. Научное обоснование хозяйственного механизма рационального природопользования в условиях становления рыночных отношений. 3. Изучение стратегических направлений ресурсосберегающей политики отдельных субъектов хозяйствования и государства в целом. 4. Совершенствование организационных основ управления природопользования. 5. Изучение экономического механизма природопользования. 6. Изучение подходов к оценке эффективности природоохранных мероприятий и т.д. Задание 1.1. Экологическая реклама Задание выполняется группами численностью не менее 2 человек в каждой. Группа самостоятельно определяют тематику рекламного проекта. Обязательным условием является общность конечных функции проекта каждого исполнителя входящего в группу. Например: 1) общая функция – перевозка пассажиров: самолет, автомобиль, железнодорожный вагон, корабль; 2) очки, линзы, лазерная коррекция - способ улучшить зрение; 3) деревянные и пластиковые стеклопакеты – источник света, шумоизоляция, теплоизоляция и т.д. Основная задача, которая ставится перед исполнителем: показать, что именно его проект является наиболее перспективным в группе. При этом в основу положены три основных принципа: экономическая эффективность; экологическая безопасность; простота и удобство в процессе создания, использования (потребления) и утилизации (рециклинга). Рекомендуется согласовать тематику проекта с преподавателем, с целью предупреждения заведомого преимущества одной из сторон в рамках проектной группы, а также дублирования тематики другими группами.
Тема 2. Основы общей экологии и экономики Природопользования
Впервые понятие экология было введено в широкие научные сферы Э. Геккелем в 1866 году (oikos – место обитания, жилище; logos – наука). Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (на всех уровнях и этапах развития) между собой и с окружающей средой с учетом изменений, вносимых в эту среду деятельностью человека. Самостоятельной наукой экология стала в начале 20 века. Совокупность всех факторов воздействующих на живой организм называется экологическими факторами. Экологические факторы делятся: 1. По характеру воздействия: 1.1 абиотические – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм: - химические факторы (например: химический состав воздуха, воды); - физические (климатические) факторы (например: сила тяжести, температура, влажность); 1.2 антропические – совокупность воздействий антропогенной деятельность на органический мир (например: выхлопные газы транспорта); 1.3. биотические – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (например: вирусные инфекции). 2. По происхождению: 2.1 экзогенные (внешние) (например: солнечный свет); 2.2 эндогенные (внутренние) (например: иней, туман). 3. По изменчивости: 3.1 переменные (например: солнечный свет); 3.2 постоянные (например: сила тяжести). 4. По воздействию на биокомпоненты: 4.1 витальные, компоненты непосредственно влияющие на процессы жизнедеятельности (например: температура); 4.2 сигнальные, которые свидетельствуют о изменении витальных (например: животные перед землетрясением покидают опасную территорию). 5. По отношению к плотности популяции: 5.1 зависимые (например: пища); 5.2 независимые (например: климат). Популяция – это совокупность особей одного вида имеющая общий генофонд и общие условия обитания. Группы различных популяций взаимосвязанных между собой на ограниченной территории называются - биоценоз. В биоценозе организмы делятся на: 1. Автотрофные – способные превращать солнечную энергию и неорганические вещества в органику (например: береза, клевер). 2. Гетеротрофные – для поддержания жизни используют в основном органику (например: корова, волк). Продуценты – организмы, формирующие из солнечной энергии и других элементов первичную биологическую продукцию (например: яблоня). Консументы – гетеротрофные организмы питающиеся растениями или другими гетеротрофами (например: кролик, собака). Редуценты (деструкторы) – разрушители органического вещества (например: бактерии). Специфической характеристикой описывающей перенос энергии по пищевой цепочке в биоценозе являются трофические уровни. Понятие «биосфера» произошло от 2-х латинских слов: bios – жизнь и shera – шар, т.е. сфера жизни. Биосфера – область распространения жизни на земле, включающая в себя нижнюю часть атмосферы до озонового слоя (тропосферу, 25-30 км), практически всю гидросферу (11-22 км) и верхнюю часть литосферы (на глубину до 3 км). Ноосфера (сфера разума) – это сфера гармонии социально-экономических интересов (законов) общества и естественных законов природы. Экономика природопользования – это наука, изучающая хозяйственные отношения, возникающие в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Задание 2.1. Пищевая цепочка Необходимо сформировать пищевую цепочку (не менее 5 звеньев) и затем указать в ней автотрофные и гетеротрофные организмы, продуценты, консументы (1,2 и т.д. порядка) и редуценты (деструкторы). Например: ряска – карась – окунь – щука – бактерии. Автотрофные организмы: ряска. Гетеротрофные организмы: карась, окунь, щука, рак. Продуценты: ряска. Консументы: карась (1-го порядка); окунь (2-го порядка); щука (3-го порядка). Редуценты (деструкторы): бактерии.
Тема 3. Природные условия и ресурсы как фактор Экономического развития Окружающая среда – это совокупность всех факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности. Выделяют природную среду (совокупность факторов природного происхождения, подвергшихся незначительному антропогенному воздействию) и техносферу («вторую природу») – среду, искусственно созданную человеком. Природные ресурсы – элементы природы, которые при данном уровне развития производственных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базы (например, уголь, нефть, руда и т.д.). Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но оказывают прямое влияние на его результаты. хозяйственная (экономическая) классификация природных ресурсов: 1. Ресурсы материального производства: 1.1. промышленные ресурсы (например, нефть); 1.2. сельскохозяйственные ресурсы (например, земельные ресурсы); 1.3. строительные ресурсы (например, песчано-гравийные смеси). 2. Ресурсы сферы услуг: 2.1. ресурсы прямого потребления (например, питьевая вода); 2.2. ресурсы косвенного потребления (например, деревья в городских парках). Рекреационные ресурсы – ресурсы, способствующие восстановлению жизненных сил и здоровья населения (например, санитарно- курортные зоны, парки, лесопарки). Бальнеологические ресурсы – минеральные грязи, минеральные воды (столовые и лечебные). Природная или естественная (по генезису) классификация: минеральные ресурсы, земельные ресурсы, биологические ресурсы, ресурсы животного и растительного происхождения и т.д. Природно-экологическая (экологическая) классификация: 1. Исчерпаемые: возобновляемые (например: растения и животные) и невозобновляемые (например: нефть, уголь, газ). 2. Неисчерпаемые: космические (например: энергия солнца), климатические (например: сила ветра), водные (например: морская вода). Рыночная классификация: 1. Стратегические ресурсы – непосредственно влияющие на безопасность (например: урановые руды). 2. Ресурсы экспортного назначения — ресурсы, формирующие значительные валютные поступления в бюджет страны (например: для РФ: нефть, уголь; для РБ: лес, калийные соли). 3. Ресурсы внутреннего рынка (например: строительные пески). Классификация по степени вовлеченности в хозяйственный оборот: 1. Вышедшие из оборота (например: уничтоженные виды животных и растений). 2. Вовлеченные в хозяйственный оборот (например: медь, нефть, уголь). 3. Потенциальные ресурсы (например: солнечная энергия). 4. Гипотетические ресурсы (например: «космический ветер»).
Задание 3.1. Классификация природных ресурсов
Аудитория разбивается на группы, каждая из которых составляет перечень разноплановых природных ресурсов. Затем группы обмениваются своими разработками. Группа, получившая перечень должна рассмотреть каждый вид указанного ресурса и отнести к той или иной категории, согласно рассмотренным классификационным группам. Например: Беловежский зубр. Естественная классификация: животное. Природно-экологическая: исчерпаемый, возобновляемый ресурс. По степени вовлеченности в хозяйственный оборот: ресурс в обороте и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.009 с.) |