Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как изготовить рамки и вкладышиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Задания к игре Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней(круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша иуровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначалеподбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесьнет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор", и заданиянадо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствоватьвозможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться совсеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить ихмалышу. 1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание удетей. Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем ещемалы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскиваниячто-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска,всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять этозадание. Ребенку 1,5 -- 2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следуетдать только 4 -- 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками вволшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши -- ставнями, которыми фея изакрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетелчерез окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброесолнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлыелучи". Главное -- с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу -- плотнозакрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы,что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения. Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу:"сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже". Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можноустроить соревнование -- кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки,например: "Гроза приближается -- надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этомслучае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведьмалыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот,что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, апотом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, котораянеобходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить5 -- 8 мин, а 6 -- 7-летние дошкольники могут это делать уже за 1,5 -- 2мин. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим "контрольныепроверки" на быстроту выполнения задания N 1 и результаты записываем или вдневник малыша, или в "тетрадь достижений". 2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, этонамного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг иэллипс, очень трудно -- звездочку. Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробуетобвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамкунадо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему удругих ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него-- нет. -- Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошополучаться круг. -- Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этогосекрета. Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от рукисолнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так"закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен. Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольникили вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходитьидеально правильными. Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4,5, 6 и т. д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т. е.дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы врядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочкавыросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они некасались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга"("цепочка"). Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы оникасались друг друга. Это "портняжное" задание -- как из одного куска материивыкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков?Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисуеткружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы наэтом листе поместилось как можно больше фигур?). Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения дляелки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки,вырезаете их ножницами. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чемрамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно.Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этогомалыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки.Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить еговнимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тутприменить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене,стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш -- дозор лишился одногосолдата. Сколько солдат доберется до конца? 3. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это заданиевыполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколькоконтуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить ихцветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышамтрудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесьесть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур счеткими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначалазакрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура.Сам контур становится широким, в 3 -- 4 мм, и тогда внутреннюю часть можнозакрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала долженувидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, ондолжен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот"секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность ион будет помнить его всю жизнь. Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, которыйизображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым иликрасным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик,то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, окоторых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения. -- Что это у тебя будет? -- можете спросить у него. -- Как ты хочешьпокрасить? Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляетв игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: большевозможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше длястарших -- им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо всевремя "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз ипредставляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднятьсамостоятельность и инициативу самих малышей. Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку ввиде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случаегоризонтально, в другом -- вертикально, в третьем -- наклонно. Можно сделатьдаже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками илиромбиками. Все эти виды штриховки -- великолепная подготовка малыша к овладениюписьмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки",определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенноевладение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой,совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе. 4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры сдвойным контуром, например: эллипс -- синий контур, а внутри равномерноотстоящий от него красный контур (просвет -- 2 -- 3 мм). -- Как это делают два эллипса? -- удивитесь вы. -- Снаружи -- синий, авнутри -- красный? Давай попробуем сделать такой же! И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка соспособами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрестихотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой -- 1-йконтур сделать по рамке, а 2-й от руки, на глаз, не торопясь и выдерживаяпостоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контурбудет уступать 1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно2-й контур сделать с помощью линейки. Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем иобвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как 1-й, но тут труднодобиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в однусторону или повернутыми Друг относительно друга. Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотноприжатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурамиздесь получается большой -- в толщину карандаша. И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5-- 6 мм и толщиною 1 -- 2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й --карандашом, как обычно, а 2-й, вставив острие карандаша в отверстие шайбы.Видимо, возможны и иные способы. Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет междуэтими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать ибольше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например впоследовательности цветов в радуге, и т. п. 5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно изповторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур,как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером,цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесьширокий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится,ему надо показать несколько образцов. Для начала покажите ему детскиерисунки, приведенные на с. 49. 6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре вжмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок наощупь определяет фигуру и говорит, как она называется. -- Правильно! -- одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, ималыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальнымтоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево"считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто большеузнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всехрамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе сфотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.Можно узнавать на ощупь и вкладыши. 7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания,исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнаютназвания фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надособлюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состояниисделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о зломкрокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого сталотемно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всемпришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои домапробираться ощупью. В первый раз можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши кним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16вкладышей к 16 рамкам. 8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое инесложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 изнают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесьопределяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать всетреугольники, затем в другой ряд -- четырехугольники, пятиугольники,шестиугольники и т. д. Это задание на классификацию фигур дает малышу представление овозможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации,приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разныхфигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и унекоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремлениерасположить предметы по какому-то порядку: матрешки -- по росту, частиквадратов -- по цвету, карточки -- по числу точек на них, кубики -- по числукрасных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора"-- по числу отверстий в них и т. д. --------* "Уникуб (У)" * Как изготовить игру Возьмите 27 деревянных кубиков с ребром 30 мм (можно и с ребром 35 и 40мм), если они оклеены бумагой, то размочите ее, удалите и просушите. Послепрошлифуйте все грани мелкой наждачной бумагой и уложите в куб 3Х3Х3, какпоказано на рисунке. Красным карандашом пометьте все 6 сторон этого куба, т.е. сделайте черточку на каждой из 54 граней, обращенных наружу, как этовидно на рисунке слева. Не рассыпьте куб, когда будете помечать "дно". Послеэтого куб нельзя уже поворачивать на бок, пока не закончите разметку. Поднимите сразу весь верхний слой из 9 кубиков, сжав их в руке, ипометьте обе соприкасающиеся горизонтальные грани разъема желтым карандашом.Затем поднимите второй слой из 9 кубиков и пометьте обе грани синимкарандашом. Возвратив оба слоя на место без смещения и поворотов, приступите кразметке в вертикальной (фронтальной) плоскости и, наконец, в третьейплоскости (см. рисунок на с. 62). Таким образом у каждого из 27 кубиковбудут помечены все 6 граней. Все три цвета при такой окраске оказываютсяравноправными. Только после разметки можно приступать к оклейке кубиков цветнойбумагой или окраске. Пометки, сделанные на кубиках цветными карандашами,обозначают, какой цвет должна иметь грань. Краски берите только технические (художественные слишком долговысыхают), масляную или нитрокраску. При окраске подберите тона, близкие ктонам на рисунках-заданиях. Для "Уникуба" необходима и коробка с внутренним размером 95х95х90 мм, скрышкой. Это позволяет без пересчета сразу видеть, все ли кубики на месте, инакрывать уложенный определенным образом "Уникуб" вместо медленной укладки27 кубиков по одному в коробку. Чтобы убедиться, что окраска "Уникуба" сделана без ошибок, сложитекубики, как в задании У-47, и, если есть ошибка, вы ее сразу обнаружите. Рисунки-задания к "Уникубу" для малышей надо увеличить и разделить надве части -- от 1 до 22 и с 23 до 50 задания (см. рис. на с. 58 -- 63).Уложите их в два пакета из плотной бумаги.50 заданий к "Уникубу" 1. Красный поезд (У-1). Нужно сложить из кубиков поезд, как показано нарисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз -- красные (с тех сторон, которыевидны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикальноперед малышом рисунок У-1. Длина поезда может быть и точно такая, как нарисунке, и больше. Это зависит от настроения "машиниста". В первых трехзаданиях точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудностьзадания для 3-летнего малыша -- одновременно следить за двумя плоскостями ик тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями). Если онраньше выполнял задание "Сложи узор", задание для него будет сравнительнолегким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатсяне у всех вагонов красными -- похвалите его. -- Хорошо маляры покрасили крыши -- все красные. А теперь посмотрим,как маляры покрасили стенки. И "идите" указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесьоколо вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон вперекраску или нет?" Решение должен принять сам "машинист". 2. Синяя труба (У-2). Кубики надо сложить в столбик, 2 видимые грани иверх трубы -- синие. Высоту можно задавать в 6, 7, 8 кубиков и даже: "У когобудет выше всех?" Тогда ребенок будет совершенствовать способ установкикубиков друг на друга. Чем выше труба, тем точнее требуется устанавливатькубики, а рекорды высоты для малышей интересны. 3. Желтая квадратная коробка (У-3). Малыш должен решить, какие кубикинадо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми? Варианты -- синяя икрасная коробки. 4. Синяя квадратная площадка из 9 кубиков (У-4). Это игровая площадкадля дошкольников. Все 4 боковые ее грани синие. 5. Желтая квадратная площадка из 16 кубиков (У-5). Это может бытьспортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, -- желтые. 6. Красная квадратная площадка из 25 кубиков (У-6). Здесь уже надоразличать, какие "сорта" кубиков надо укладывать по периметру и какие вцентр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета. 7. Двухцветная башня (У-7). Одна видимая грань -- красная, вторая --желтая и верх -- синий. Более сложный вариант башни -- 2 стенки,примыкающие, красные и 2 желтые, т. е. надо "окрасить" все 4 стены: и те,что видны на рисунке, и те, что не видны. Если оба варианта не поддаются малышу, можно перейти к классификации(У-23), после которой кубики приобретают "имена" и ребенок получаетпредставление, какой "стройматериал" у него есть и какой требуется порисунку. 8. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета (У-8).Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки. 9. Синяя буква П (У-9). 10. Красная буква Н (У-10). Так же можно складывать любые буквы,которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.). 11. Трехцветная скамейка для электрички (У-11). К сожалению, наневидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что ина видимой, а спинки получаются другого. 12. Рыцарский замок с 4 башенками по углам (У-12). 13. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтымипалубными надстройками (У-13). 14. Разноцветная крепость с бойницей (У-14). 15. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон (У-15). Сколькокубиков надо для такой лесенки? 16. Шахматная доска 5Х5 с желто-красными клетками (У-16). Четыребоковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя,желто-синяя. 17. Египетская пирамида (У-17). Правые и левые стенки -- красные,передние и задние -- желтые, "крыши" всех ярусов -- синие. Для пирамиды необязательно иметь 30 кубиков, вполне достаточно 27 кубиков. Задайте малышузадачу: как построить прочную пирамиду, если 3 кубиков не хватает? Где можносэкономить эти кубики? (Вместо 4 центральных кубиков в 1 ярусе можнопоставить 1 в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов,чтобы на него опирались сразу 5 кубиков 11 яруса.) 18. Желтое шоссе размером 3Х9 с одним красным квадратом в центре(У-18). Четыре боковые грани -- желтые. 19. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажахи красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могутбыть любого цвета (У-19). 20. 21. 22. Три водонапорные башни разной высоты (У-20, У-21, У-22).Кроме со блюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологиистроительства. Без открытия этого "секрета" построить 2-ю, а особенно 3-юбашню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоитв порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складываниенадо начинать с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всякомстроительстве.) 23. Классификация (У-23). Разложите кубики по "сортам". В 1 рядпоставьте все кубики с одной красной гранью (К-1), во 11 -- с двумя краснымигранями (К-2), в III -- с тремя красными гранями (К-3) и в IV -- без красныхграней (К-0). Получаются три "состава" разной длины и один "тепловоз". С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому ееможно дать значительно раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий,особенно в том случае, если малыш уже считает до 3 -- 5 и может различать"сорта" кубиков. Мы не придумали названия каждому "сорту" кубиков ипользуемся плодами детского словотворчества: "однушка красная", "двушкасиняя", "трешка желтая" и "нулевка". В таком названии ясно видно, по какомуцвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышейтакая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнеготеатра (У-6), они сразу говорят: "По углам я поставлю "красные трешки",между ними "красные двушки", а в середину можно класть "красные однушки" ичто останется". Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтомуцвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малышипо собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делаюттакую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать иделать ли классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или "двушки". 24. Посчитайте, сколько кубиков каждого сорта в игре (6, 12, 8, 1).(Сколько вагонов в электричке, где вагоны с красными крышами?) Из кубиковкакого "сорта" можно сложить малый куб одного цвета? 25. Малый куб красного цвета (У-25). Все 6 граней должны быть красными.Варианты: желтый и синий кубики. К сожалению, их нельзя сложитьодновременно, а только последовательно. 26. Малый куб трех цветов (У-26). По 2 соседние (примыкающие) граниодинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет). 27. Малый куб двух цветов (У-27). Три грани, образующие одну вершину,-- синие, три другие -- желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий. 28. Малый куб трех цветов (У-28), Противоположные грани одного цвета(куб Вадика Склере, 6 лет). 29. Малый куб двух цветов (У-29). Нижняя, задняя и верхняя грани синегоцвета, а левая, передняя и правая -- красного. Варианты -- иные сочетанияцветов. 30. Синяя вокзальная скамейка (У-30). Со всех сторон она окрашена всиний цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного илижелтого цвета. 31. Красный колодец (У-31). Снаружи он со всех сторон красный, а внутри-- синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синейграни и в колодце виден "песок" (одна желтая грань). 32. Кресло с подлокотниками (У-32). Обтянуто снаружи синим, а внутри испереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять. 33. Антошина скамейка (У-33). Сколько человек могут сесть на скамейкуодновременно (каждый кубик -- сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны --красные, с другой -- синие, а верх и торцы -- желтые (скамейка АнтонаНикитина, 7 лет). 34. Почему кубиков с 1 красной гранью только 6? (По числу граней куба.)Почему кубиков с 2 красными гранями -- 12? (По числу ребер куба). Почемукубиков с 3 красными гранями -- 8? (По числу вершин куба.) Почему кубиковбез красных граней только 1? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрееподсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней навсех кубиках? Сколько граней у 6 кубиков, у 8 кубиков, у 12 кубиков, у 27? 35. Большой куб красного цвета (У-35). Проверьте, все ли 6 гранейкрасного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые)забывают, что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани.Можно складывать большой синий и большой желтый кубы. Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают"на время". На складывание у 3 -- 4-летних уходит 10 минут, у 5 -- 6-летних-- до 2 минут, а 10 -- 12-летние дети могут выполнить это задание даже за 1минуту. "Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе,могут "выйти из минуты". 36. Большой куб трех цветов (У-36). Две соседние грани одинаковогоцвета. 37. Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета(У-37). 38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета(У-38). 39. Двухцветный куб, 3 грани, образующие вершину, -- желтого цвета, 3другие -- синего (У-39). Возможны другие сочетания цветов: желтого скрасным, красного с синим. 40. Большой двухцветный куб (У-40). Нижняя, задняя и верхняя гранисинего цвета, а левая передняя и правая -- красного (куб Саши Дунаева, 6лет). Можно использовать и другие сочетания цветов. 41. Высотный дом желтого цвета на 20 квартир (У-41). В основании -- 4кубика, и высота -- 5 этажей. Стены, крыша и пол на 1-м этаже желтого цвета.Окраску дома можно делать и красной, и синей. 42. Большой куб с шахматной окраской всех 6 граней (У-42). Сочетанияцветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные. 43. Двойная классификация (У-43). Кубики сначала надо разложить по"сортам", как в задании У-23, по красному цвету. Получится ряд с однойкрасной гранью (К-1), ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремякрасными гранями (К-3). Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (илиесли надо -- желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синимигранями, далее -- с двумя и еще дальше -- с одной. Получаются "триады", какна У-43. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейшихзаданий N 44 -- 50, так как сразу можно найти кубик с заданным числом ицветом граней. Например, все "трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешкисиние" -- это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно), а "трешкижелтые" -- самые дальние в каждом ряду. 44. Малый куб красного цвета (У-44). Любые грани разъема одного цвета(куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб. 46. Двухсторонняя шахматная доска, размером 5Х5 (У-46). Все 6 ее гранейимеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна бытькрасно-желтой или желто-синей, а узкие грани -- той же окраски, что и однаиз широких. На рис. 46 все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий.При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на ихисправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет). 47. Большой красный куб (У-47). Все 6 наружных граней -- красные, любыесоприкасающиеся грани разъема -- одноцветные (желтые или синие). Возможныварианты другого цвета. Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его,можно убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной.Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и слюбым другим. Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самойначальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем ониизменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти дорезультатов, показываемых детьми уже в 10 -- 12 лет (отстают по времени в 2-- 3 раза). Исключения здесь крайне редки. 48. Большой красный куб (У-48). Любые соприкасающиеся грани разъемаразного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннееустройство" у него другое -- соприкасающиеся грани разъема -- разного цвета.Внешнюю окраску можно задавать и другого цвета (желтую или синюю), но тогдасоответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10лет). 49. Большой красный куб (У-49). Любые соприкасающиеся грани разъема --полосатые. Возможны 6 вариантов: три варианта определяются цветом внешнейокраски (красный, желтый, синий), и внутри каждого из них есть по дваварианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке-заданииУ-49, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синиес желтыми), и второй -- когда соприкасаются полосы одноцветные (куб АнтонаНикитина, 10 лет). 50. Большой красный куб (У-50). Соприкасающиеся грани разъема имеютшахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных граней, асоприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением другдруга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб АнтонаНикитина, 10 лет).Как играть Прежде чем предлагать игру "Уникуб" малышу, попробуйте поиграть сами.Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкойили секундомер и, заметив время, сложите из всех 27 кубиков куб одного цвета(У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за 2 минуты -- у васблестяще развито пространственное мышление, но сначала охватите куб двумяруками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались.Посмотрите, как окрашено "дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кромеизбранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначалапотренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб" в отношении ошибок: непозволяет сделать ни одной! Да и "говорит" он об ошибках тонко: "Вы где-тодопустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И найти ошибку нетак просто -- нужна сразу хорошая "система контроля", в один день вряд ли высумеете ее выработать. Чтобы предлагать ребенку эту игру, родителям надо представлять себе,различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинаковогоцвета или нет, складывает ли из кубиков "поезд" и "башню", может ли уложить"площадку", построить "дом" или "лесенку". Внимательно просмотрите тексты и рисунки нескольких заданий ипопробуйте их выполнить. Тогда вы будете иметь возможность начать спосильных для малыша задач, чтобы через 2 -- 3 игры вплотную подойти ктрудным для малыша задачам. Метод "ледокола", описанный в игре "Сложи узор",следует использовать в полную меру. Задания в "Уникубе" трудные и требуют поэтому больших затрат времени исил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания иреже 2 -- 3, в зависимости от возможностей малыша. Дети в нашей семье всем заданиям дали "имена", попробуйте это сделать ивы вместе с ребенком и пользуйтесь, сколько можете, выдумками, сравнениями,образными картинами -- всем, что делает игру живее и интереснее. Оченьхорошо, если и ребенок начинает подбирать аналогии, фантазировать, сочинятьсам. Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунокдети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает,что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно датьсловесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, чтомалыш может сложить и "малый куб синего цвета" (из 8 "синих трешек") и"большой куб красного цвета" (из 27 кубиков) по одному словесному заданию,можно ослабить внимание к проблеме -- как задавать задание: устно илиграфически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когдаон одинаково хорошо воспринимает задания как в устной форме, так и в формерисунка. Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, нострогой последовательности мы еще не добились, и там, где будут попадаться"провалы" и возникать "неприступные скалы", папе и маме надо самим подбиратьзадания промежуточной сложности или изобретать новые. Мы пробовали иногдапосле У-3 перейти на У-23, и получалось хорошо. Малыши, научившись в 3 -- 4года классифицировать кубики по "сортам", легко и уверенно шли как вперед,так и назад к У-4, У-8 и другим заданиям. И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, какмалыш строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку,как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится лиэтот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, безобъяснения со стороны старших. Но старший -- лицо, тоже заинтересованное вуспехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или дажечуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Выогорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что еслисегодня и неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех ипобеда, "неприступный лед" будет сломан. Правда, трудно ждать, когда малышсам найдет решение, но наберитесь терпения... и обязательно похвалитеребенка за успех. Иногда подсказка взрослого равносильна обиде. -- Я сам хотел, а ты -- подсказал, -- и слезы, и плач, и горе такоегорькое, что малыш сгоряча может всю работу развалить. И главное --оправдания никакого не найдешь в таком случае. У папы просто не хватилотерпения немножко подождать... Играть в "Уникуб" можно лишь, пока сохраняется весь комплект -- 27кубиков, поэтому игру надо беречь, а еще лучше -- сделать отдельный комплектдля каждого ребенка, а если в семье один малыш, то два комплекта. Приизготовлении второго комплекта игры можно чуть-чуть изменить тон одного изцветов (например, желтого), что легко позволит различать комплекты. Если увас в семье несколько комплектов игры, то это существенно облегчит ееорганизацию. Папа или мама смогут тогда сесть рядом с малышом и тоже строитьразные модели, но при этом идти не впереди малыша, а за ним следом,чуть-чуть отставая от него, копируя его действия. Тогда лучше видны иощутимы находки, открытия, удачи ребенка, а их обязательно надо подчеркнуть,чтобы малыш чувствовал, где он особенно успешно "работал". Желательно вести запись достижений ребенка: какие выполнял задания исколько затратил на них времени, какие задания вызвали у него трудности. --------"Сложи квадрат (СК)" Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из несколькихкусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже длявзрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула намысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут крешению сложного. Получая части квадрата и задание "Сложи квадрат!", малыш выполняетнесколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности.Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень страннойформы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачиватьвсе кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкамцветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения исообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможныхвзаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданийпозволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надоприменять каждый раз со знакомых и более прос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.025 с.) |