ТОП 10:

Б.П.Никитин. Развивающие игры



Б.П.Никитин. Развивающие игры

Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати овоспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своейсемье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развитиятворческих способностей ребенка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственнойгимнастикой", подробное описание методики их проведения и способаизготовления. Для родителей. Рецензент кандитат педагогических наук Г. Г. Левитас Москва, "Педагогика" 1981 --------

Не универсальное средство, а одно из средств

Но всегда ли развивающие игры действуют столь эффективно? Увы, нет... Диме 5 лет. Еще полгода назад папа сделал для сына игру "Сложи узор","Уникуб" и др. Время от времени играет с ним, стараясь соблюдать все главныеправила новых игр, а результатов пока не видно. Почему? -- Дима! Повесь курточку на место! Сколько раз тебе повторять? До чегоже ты невнимательный! Говоришь-говоришь тебе -- все без толку! -- Смотри, Дима, что я тебе принес! Подожди, не трогай, а то сломаешь!Я тебе все сначала покажу сам. Вот ручка, сюда насаживаешь вертолет, здесьтянешь за веревочку, а другой рукой держишь вот так. Посмотри еще раз: этотак, это так... Ну, теперь попробуй. Да не так! Все как-то криво у тебяполучается. Дай я тебе покажу еще раз... -- Димочка, положи нож -- порежешься! Какие еще кусачки?! Может, тебееще верстак на паркет поставить? Вот, пожалуйста, тебе кубики, сложи покартинке узор -- можешь даже и без меня играть... Чудная вещь -- ни пыли, нимусора, красиво и... очень полезно для развития. А ты опять какие-то грязныежелезки натащил!.. Вот такая "забота" и "помощь" -- весь день, а развивающие игры -- пополчаса, да и то не каждый вечер. Но ведь игры -- вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимаякоторый "через день по столовой ложке" можно достичь желательныхрезультатов. Развивающие игры не могут заменить "этих грязных железок" иверстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческогоподхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развитияспособностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будетпротиворечий между принципами, которые легли в основу этих игр, ипринципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Думается, что Диме от развивающих игр будет мало толку до тех пор, покапапа и мама не увидят эти противоречия и не начнут изменять свой стильобщения с ребенком. А вот в семье, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавитьот трудностей, где ему стараются дать простор для исследований идеятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогутстать стимулом развития творческих способностей ребенка.

С какой игры начинать?

Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначногоответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игрыподряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой изних и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзябрать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, итогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких,которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя дотрудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер итемперамент ребенка. И все-таки, если речь идет о малыше 1 -- 3 лет, пожалуй, лучше начать сигры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых)задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?" Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки скубиками, задайте вопрос: "А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?"И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик изкоробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними непросунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньшестаршие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для негоэто настоящая проблема. А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, есливсе пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернутьэтот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2-- 3? Как это трудно -- если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, самискладываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истинавсем известная", а для малышей на определенном уровне развития этоопять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не одини не два дня! После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", черезнеделю-другую можно ввести в строй следующую игру -- "Рамки и вкладышиМонтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложиквадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" -- именнов этой последовательности и даны игры в книге. Этот порядок лишьориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровнюразвития ребенка.

По воле "волн"

Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много,надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жесткихрекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главнуюцель -- успешное развитие малыша, рост его способностей -- и помня, что иградолжна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избытокнемедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужныймомент". Дети переживают свои увлечения периодами, обычно исчисляемыми днями,неделями и реже месяцами. Особенно хорошо это видно в школе. Если упятиклассников появились бумажные голуби, то эта "болезнь" захватитпостепенно все пятые классы. Голубей делают на уроках, на переменах.Голубиная "болезнь" достигает наибольшей высоты, а потом начинает спадать,то ли потому, что "выдохлась", то ли потому, что ее стала вытеснять новаяигра -- "морской бой". Интерес к развивающим играм подчинен закону "волны". И игру "Сложиузор" малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, поканаконец совсем не оставят, натолкнувшись на "непреодолимые" пока узоры. Ненадо настаивать на продолжении игры. Ведь невозможно справиться со всемизаданиями игры за неделю или за месяц, рассчитанными на несколько лет.Поэтому "забывайте" иногда игру вместе с малышом. Пусть пройдет недели двеили даже месяц. В это время может подняться "на волне" другая игра. Но когдамалыш, забыв об игре, снова возвращается к ней, она приобретает прелестьпочти новой. И теперь "непреодолимые" прежде узоры могут быть играючипреодолены, пока на пути не встретятся новые трудности, новые барьеры. Такоепериодическое "остывание" детей к своему увлечению -- явление естественное,с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр. А можно ли в один день играть подряд в две или даже в три развивающихигры? Конечно, можно, но только, чтобы минимум две из них были уже малышухорошо известны и чтобы у него было настроение за них браться. Это условиенадо соблюдать всегда. Не следует только ставить такую цель: "играть 10минут" или "играть 5 минут". Такая установка может убить все живое. Играпревратится в 5 -- 10-минутную "отсидку". Пусть ребенок играет, сколькохочет, и пусть ему никто не делает замечаний, если он принес "Уникуб" через5 минут, сложив только одно задание У-35, или просидит над сложнойдвусторонней шахматной доской У-46 целый час. Зато он закончит дело --сложит то задание, которое давно собирался сделать. Когда в ходу несколько игр (2 -- 3), то лучше, если они различны посвоему характеру. В одной, например, малыш складывает кубики, а в другойрисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знаютни усталости, ни скуки.

Метод "ледокола", или шаг назад -- два шага вперед

Мы уже говорили, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточнолегких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы.Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодняего не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучшепопробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легкихили с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, поканеодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед оченьтолстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набираетскорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целыйлед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда сноваотходит немного назад и опять все сначала. Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как онвселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну аесли и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Какбыть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание ивзять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательноболее трудных. И есть, наконец, еще выход из трудного положения -- оставить эту игрудо нового увлечения. Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившисьчерез месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное длянего задание. Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, ноинтуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долювзрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалитьребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущееи пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте ещене мог решать такие трудные задачки.

С помощью сказки и без нее

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несутобразной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких,характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходствомежду игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, какправило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерамдостаточно, например, поставить три стула подряд -- получится "автобус" или"самолет" и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать,чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес кним. Одно впечатление будет у малыша, если вы выложите кубики на стол,покажете узор-задание СУА 1 ("дорожка") и скажете: -- Сложи в ряд четыре кубика красной гранью вверх, как на этойкартинке. А можно все сделать иначе. Рассмотрите с сыном сначала кубики, а потомрисунки: -- Посмотри-ка: правда, похоже на дорожку, посыпанную красным песком?-- говорит отец, показывая первый узор СУА 1. -- Сможешь сделать точно такуюже из кубиков? И если малыш умеет находить красные грани на кубиках, то "дорожка" унего получается легко. Можно даже "пройти" по дорожке двумя пальцами:"Топ-топ". -- А когда придет осень и листья на деревьях пожелтеют, какого цветастанут красные дорожки? -- спрашивает отец, доставая узор с желтой дорожкой. -- Желтыми! -- догадывается сынишка, а папа прикрывает красную дорожкужелтой и, как только желтая дорожка готова, продолжает свой рассказ. -- А зимой станет холодно, все дорожки покроются снегом. -- Они станут беленькими! -- радуется сын и может, уже не глядя набелый узор, начать делать белую дорожку. -- По такой снежной дорожке хорошо и пробежаться, и прокатиться на... -- Санках, -- добавляет малыш, -- давай тогда сделаем ее подлиннее! Вряд ли кто станет возражать, что во втором случае игра большезаинтересует ребенка. В описаниях игр приводятся примеры подобного образного "оживления"разных игровых ситуаций. Здесь опять-таки простор для творчества и взрослых,и самих детей. Дети, например, по собственной инициативе многимузорам-заданиям дали "имена", и это, конечно, намного понятнее и приятнеедля ребенка, чем номер задания, которым пользуются взрослые. И в описанияхигр, где задания даны в уменьшенном масштабе, многие названия приводятся.Играя с детьми, и мы говорим: "фонарик", "лодочка", "конфетка" и т. п.,тогда узоры-задания "оживают" в воображении ребенка и могут быть включены врассказ или сказку, придуманную тут же по ходу игры. Попробуйте не читатьсразу эти названия, может быть, ваш ребенок придумает другие. В дальнейшем, и это надо помнить, по мере освоения игры, происходитзакономерный отход от сказки и выдумки, привлекающих детей к игре в самомначале. Постепенно ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то,сделать правильно, преодолеть трудный барьер сложного задания. Ни с чем несравнимое чувство радости и победы становится сильнее и действеннее всякихсопровождений, оживляющих игру, а потому надобность в них просто отпадает. Итогда одно только ваше замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчаспопалась!" -- сразу вызовет у ребенка желание побороться, поломать голову,но добиться победы над этой самой "трудной задачкой", а потом сказать папе сгордостью: "Ты говорил тру-у-дная, а я -- сделал!"

Непринужденная обстановка

Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когдавсе внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы "сесть какследует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь". В современных, особенно городских, условиях у ребенка мало возможностейдвигаться. По улице его до 2 -- 3 лет чаще всего возят в коляске, нередкодальше манежа или уголка с игрушками не пускают, бегать негде ("да иопасно!"), полазить и вовсе нельзя. Где же тогда развиваться мышцам? Видимо,это естественная потребность детского организма -- после сиденияподвигаться. Хотя бы чуть-чуть, просто встряхнуться. Это похоже на разрядку.Как будто скопился "дух движения", и надо его выпустить -- попрыгать отрадости на месте, сделать кувырок на диване или перевернуться вперед иназад, ухватившись за папины пальцы на вытянутых руках. А потом опять заигру. И не обязательно за стол, а можно на полу и не только сидя, а и лежана животе -- как удобнее.

Когда игры себя исчерпают?

С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку,сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала емунеинтересна и, значит, исчерпала себя. В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можносудить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Этоколичество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий онвыполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но дажев том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще покрайней мере две существенные ступени развития. Первая -- сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнениезаданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т. е., уметь решитьзадачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры"Уникуб" хорошо развитый 7-летний ребенок впервые может сложить за 30 -- 40минут. Если же он хотя бы 2 -- 3 раза в год возвращается к нему или,увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своейработы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справитьсяс ним уже за 12 -- 15 минут, а к 10 -- 11-летнему возрасту -- за 5 -- 6минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое идовести до 3 -- 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в 10 раз. Не всезадания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достиженияс результатами малышей, уже можно получить представление, каких жерезультатов можно ожидать от ребенка. Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растутего результаты, и стремиться достичь как можно более высоких. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Этозначит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, чтоон сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее,складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всемнравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать,сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Воткогда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достиглинаивысшего из возможных результатов -- ребенок сам начал творить. А теперьправила все вместе и коротко (вместо памятки).

Правила игры

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успехмалыша -- это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему -- этоокрыляет малыша, это залог его будущих успехов. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, недоводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре. 3. Развивающие игры -- игры творческие. Все задания дети должны делатьсамостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, нивздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всесамому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со всеболее и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческиеспособности. 4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем даватьзадания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время,за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать еебыстрее. 5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частейих. Успех в самом начале -- обязательное условие. 6. Если ребенок не справляется с заданием, -- значит, вы переоцениваетеуровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните сболее легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания сучетом своих возможностей. Не торопите его! 7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и"Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, аобщее правило -- наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник егоуспехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задачапапе и маме. 8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенкаостывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, апотом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней. 9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальнымиигрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их илисам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступномместе. 10. Для самых маленьких (1,5 -- 3 года) оживляйте игру сказкой илирассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям,рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнетувлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, 11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждетоно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главнымпричинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или...взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставивнеприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случаенеудачи подбодрите малыша. 12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайтедвигательную активность ребенка. 13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям ужеосвоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайтетуда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели,узоры, фигуры. 14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми.Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 15, 16 и т. д. -- это те правила, которые вы... найдете сами, чтобыигра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха! --------

* "Сложи узор (СУ)" *

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубикаокрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- идаже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминаютконтуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Вигре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор изкубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунокузора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческуюработу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и поформе (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложностьзаданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу,этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякойинтеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Как изготовить игру

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы"Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски.Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке (см. с. 30):передняя грань -- белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань --желтая, правая грань -- синяя, левая грань -- красная, верхняя грань --желто-синяя, нижняя грань -- красно-белая (линии раздела идут по диагонали ипараллельны). Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такиекубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже небезразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку сцветом узоров-заданий. Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой --35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм. Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробкуразмером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в неесвободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складыватьузоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрыватьузор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги снаклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающимисерию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждойсерии можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можнодавать малышам начиная с 1 -- 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно,но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных гранейк двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) -- резкий скачок в уровнесложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но содноцветными гранями, узоры из которых складывать проще. На рисунках (с. 36 -- 40) вы можете выбрать эту последовательность,зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисункахузоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можноустановить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можноотмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще"не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Сцелью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узориз кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Детинередко предпочитают свои "имена".

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей1,5 -- 2 лет развита способность копировать, они любят делать так, какстаршие. Если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой 1 год 3 месяца,тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я недам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда онаначинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске,по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисункиее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша -- схватывать большое,главное, самое заметное -- и надо использовать. Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем небезразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазахмалыша открыли крышку и -- бух! -- с грохотом выбросили на стол все кубикисразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул отнеожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станетточно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или"башен" из них. Поэтому мы стараемся не демонстрировать такие нежелательные способыобращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядкекубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно другза другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Любаудивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!",двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я нескрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и несовсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именнопока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку всекубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т. е.красная). Но если малышу уже 2 -- 4 года, он знает цвета и может найти нужнуюгрань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самыйпривлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранеепо этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малышвместе с вами полюбуется узором. -- Как ты думаешь: мы научимся складывать такие же красивые узоры изкубиков? -- Конечно, научимся, -- не сомневается он. Положите тогда узор "дорожка" (СУ А1) перед малышом и дайте ему заданиесложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство малышей обычнолегко справляются с этим заданием. Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и нестрашно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо 4кубиков взял только 3. -- Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем накартинке? Давай сравним! И малыш сам исправит ошибку. -- Вот теперь получилось точно, без ошибки, -- можете похвалить его. Итак подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая ибыстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства егодействий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности ивнимания могут дать ростки именно здесь, в игре. Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть,5, а может быть, и 10 -- все зависит от настроения ребенка и еговозможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы,значит, все в порядке. -- Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтраеще поиграем, -- мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень.Главное -- как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готовзаплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенкуеще 1 -- 2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то онсогласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итогпервой игры. Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этоминтересуется: -- А завтра мы еще поиграем? Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", ипослезавтра, и через 2 -- 3 дня... Такая "волна" интереса к игре, когдамалыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5 -- 7, наиболееудачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться вигру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, малыш успеет пройтичерез все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок"возможностей в данное время. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вынаучитесь чувствовать его возможности. А это умение -- очень важное дляруководства развитием в любой области. Оно позволит вам правильно определитьдозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того как малыш переключится на выполнение серии узоров Б и В, онможет срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками,развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводитькарандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобнорисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первыеоткрытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малышисначала просто не обращают внимания -- линии слишком тонки, клетки мелки ипотому мало заметны. Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегосявыполнению задания к предельно сложному, требующему максимальногонапряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. Умалышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, аи фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию полинейке в тетради -- предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, ктоумеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, -- тот "не падает вреку" и проходит по мостику. Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного большевремени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовываниедавайте ребенку в 2 -- 3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать,когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когдапредложить закончить игру, Узоры можно рисовать в разном масштабе -- 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6(одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышупо силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложкекоторой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите емуобразец. Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнитподготовительные упражнения (см. с. 41). 1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Малыш при этом не только учится рисоватьточки, но и учится считать. 2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечениилинеек? Задавать можно разное число точек -- от 2 до 10, а в качествеконтрольного упражнения -- весь треугольник из точек, как на рисунке. 3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точнопо линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.? 4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно полинейке: линию длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.? 5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Ктонарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.? 6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку"). 7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисуетквадрат со стороной в 2 клетки, 3 клетки, 4 клетки и т. д.? 8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветнымкарандашом так, чтобы не выходить за контур? 9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали изакрасить разными цветными карандашами? 10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равныхквадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческимиэлементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной изсерий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенокнаучится складывать почти все узоры серии В. Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый,симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такиеузоры и надо считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда удается имсложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленнозарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики -- и узора больше нет. Такпоявился у нас "Зоопарк" -- серия СУд , где почти все узоры придумали дети. Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ееименем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можнонарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можнонаклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги. Такую серию новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом,малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения. Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит мамечто-нибудь, сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот деньвсе вспоминают только о новорожденном: поздравляют -- его, подарки -- ему,праздник -- ради него, а о маме как-то забывают. В такой день для мамы самымдорогим подарком будет то, где все свое -- и идея узора, и исполнение его;"Смотри, мама, -- я расту, я уже многое умею!" --------

* "Рамки и вкладыши Монтессори (М)" *

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога МарииМонтессори (1870 -- 1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданийи умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, такуспешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми оназанималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию дажепревосходили нормальных детей. Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в несколькихнаправлениях: 1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и ихположение на плоскости (зрительно и на ощупь); 2) готовит детей к овладению письмом и рисованием -- вырабатываетумение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки",умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз,различать границы фигур и видеть линии-контуры; 3) знакомит с геометрической терминологией -- названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетнимималышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы впознании мира. В возрасте 8 -- 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям неразрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии. Игра представляет собою набор квадратных рамок -- пластинок размером100Х100 мм, толщиною 1,5 -- 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие,закрывающееся крышкой -- вкладышем такой же формы и размера, но другогоцвета (см. с. 42, 48). Набор состоит из следующих фигур: 1. Круг (диаметр -- 50 мм). 2. Квадрат (сторона -- 40 мм). 3. Треугольник равносторонний (сторона -- 50 мм). 4. Эллипс (диаметры -- 70 и 40 мм). 5. Прямоугольник (стороны -- 60 и 40 мм). 6. Ромб (сторона -- 40 мм и острый угол -- 60 градусов). 7. Трапеция (основания -- 60 и 40 мм, высота -- 40 мм). 8. Четырехугольник неправильный (стороны -- 65 и 35 мм, один прямойугол). 9. Параллелограмм (стороны -- 50 и 42 мм, острый угол -- 75 градусов). 10. Треугольник равнобедренный (стороны -- 65, 40 мм). 11. Шестиугольник правильный (сторона -- 30 мм). 12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности -- 65 мм). 13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты -- 60 мм). 14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности -- 60 мм). 15. Шестиугольник неправильной формы (стороны -- 30 мм, двапротивоположных угла -- 90 градусов). 16. Треугольник разносторонний (стороны -- 40, 60, 80 мм).

Задания к игре







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.15.142 (0.011 с.)