ТОП 10:

Радоваться успехам, но не захваливать



Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют судовольствием. Так же и творчество -- это всегда интерес, увлечение и дажестрасть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальномунапряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именноразвить, так как сам он ниоткуда не появляется, и если иногда говорят: "Онсам интересуется", то только потому, что не знают, откуда интерес появился,кто принес его "семя" и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действуетодна закономерность: чем больше развито какое-то качество -- тем сильнеежаждет оно проявления. Посмотрите на сильного, тренированного гимнаста, наего движения, походку, жесты. Особенно, если у него дня 2 -- 3 не былотренировки. Мышцы его играют, каждое движение доставляет ему видимоеудовольствие, тело просто просит движения. Оно тоскует без него. Он ощущаеттот самый избыток сил, который ищет выхода, -- как в старых сказках убогатырей, "силушка по жилушкам поигрывает". Да что там богатыри! Зайдите вшколу перед концом урока и понаблюдайте, как почти вместе со звонкомвырываются из класса школьники, истомившиеся на уроке без движения. Какпросит их молодое тело движения после противоестественного в этом возрастенеподвижного сидения за партой и каких усилии стоит учителям и дежурнымудерживать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работымолодых тел. Так просит деятельности и творческий ум, и тем ощутимее, чем онразвитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познатьрадость успеха, радость преодоления трудности -- и как можно раньше. Как же это сделать? Обычно говорят: "Обстановка действует", нообстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первуюочередь взрослые и старшие, окружающие малыша. Вот картинка из старой книги, описывающая один из обычаев в Тверскойгубернии: "Когда ребенок первый раз станет на свои слабые ножки, то все,стар и млад, с особенным удовольствием кричат: "Дыбок, дыбок! Который Кузькегодок!" Ребенок смеется, старается передвинуть ножки, а если, потерявравновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки". Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик накубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построившийиз кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливаеткубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как толькоотпустит ручки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы иостанавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет иповторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно исерьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает -- веселосмеется: -- Поставила Люба кубик на кубик? Поставила! Умница! Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мамарассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры ужеспециально принесли Любе кубики и попросили построить "башню". И Любеудалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакалии хлопали в ладоши, а глядя на них, улыбалась Люба и тоже пробовала хлопатьсвоими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь всебольше. Итак, первое условие успеха -- улыбка, радость, похвала, искренняязаинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом,конечно, нельзя забывать, что перехваливание -- похвала не по заслугам --может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметьпоказать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше. -- Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия криваяполучилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка! Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление кпостоянному совершенствованию -- очень важное условие творческойдеятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчаютзадачу: они сами создают такую перспективу развития своимизаданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалывообще, а конкретной оценки действий ребенка: -- Ты сегодня быстро сложил узор -- быстрее, чем вчера. -- Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш несошел с линеек (на тетради в клетку). -- Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нетдвойных линий. К оценке важно привлекать и самого ребенка: -- Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? -- А что еще не совсем получилось? Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, ксовершенствованию, но...

Ни пресыщения, ни принуждения!

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом,принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доведением игры до того, чтоона стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми допресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемыйребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так ивсякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление инемедленное нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься.Наоборот, заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признакпотери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или "в другой раз мыпоиграем побольше", чтобы впереди была приятная перспектива -- завтрашняярадость. Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коемслучае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два,на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчестворазвивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода ихпроявления. Но это вовсе не значит, что надо просто ждать, когда у ребенкавозникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробуждать его,создавать условия для его возникновения. Как? Вот, например, пригласитедрузей вашего ребенка и организуйте соревнование между ними в играх "Сложиузор" или "Внимание". Наверняка и ваш малыш загорится желанием участвовать вэтих соревнованиях. А можно и иначе: поиграйте сами в "Уникуб" (там с У-35интересные и для взрослых задания), пусть ребенок просто наблюдает за вами вигре. Положите часы или секундомер на стол и заметьте время, сколько уходиту вас на задание У-35, и сравните с результатами детей. Здесь вас могутвстретить неожиданности. Я до сих пор удивляюсь, что на выполнение этогозадания мне требуется теперь около 100 с, а сын уже в 11 лет тратил только50 -- 60 с. Если вам играть интересно, то малыш посмотрит-посмотрит на вашуигру и сам попросит кубики. Во время игры не допускайте подобных замечаний по отношению к ребенку: -- Ну и бестолковый же ты! Хуже всех! -- Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай! -- Прямо глупый какой-то... и т. п. Толковее от этих обидных слов никто еще не становился, зато онивызывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы,нежелание думать -- все свойства, которые творчеству, да и не толькотворчеству, просто противопоказаны.

Самостоятельно -- без подсказки! А как быть с ошибками?

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять заданиеза ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Вовремя выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа:"Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или"Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т. п. Подчеркиваем: воздерживаться отподобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончилочередного задания. Почему они нежелательны? Нужно сказать, что вначале,когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики дажепомогают: одобрительные -- окрыляют, критические -- побуждают работатьвнимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться,потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не порезультатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому,что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага врешении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь,кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием вего оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяетсястремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже приоценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри --ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!" Лучше делать это по-другому. Вот Алеша строит сложную модель изкирпичиков: -- Пап, у меня готово! -- Хорошо, давай посмотрим... Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки. -- Не может быть! Я проверял. -- Ты проверь еще разок. -- Две ошибки Алеша обнаружил сам. А воттретья... -- Не вижу, где же еще? -- А ты по всем проекциям проверял? -- Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку... -- А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, таки быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же! Прежде чем указать ошибку (да и то не прямо), отец заставил сына"выложиться" до конца. Это очень важно. Можно пойти даже на "хитрость", т. е. сказать об ошибке там, где еенет, -- пусть ребенок докажет, что там все "по чертежу", все правильно. Илиможно специально построить что-то с ошибками (более или менее грубыми --исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскивать ошибки, дажеустроить соревнование: кто их больше найдет? Причем особенно высоко ценитьобнаружение не специальных, а действительно вкравшихся ошибок, даже если этоошибки взрослого. В умении найти ошибку или неточность малыши довольно частообгоняют взрослых, и это надо поддерживать -- пусть поднимаются вышестарших. Но -- без злорадства!






Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.214.125 (0.006 с.)