Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок
Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяютему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположногорезультата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес ижелание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надоиспользовать в общении с ребятами. И в играх -- тоже. Вечер. Вы выбрали полчаса, чтобы поиграть с дочкой. А она занята куклой-- у нее "гости". -- Наташа, давай поиграем! -- Папочка, я делаю пирог. -- Да что ты все с куклами и с куклами? У меня времени немного есть --давай из кубиков узоры сложим, -- Ну, папа, я немного еще поиграю. Потом! -- А позже я не смогу. Ну-ка быстренько ко мне, а куклы твои подождут! Как неохотно дочка идет к вам, мысли ее заняты совсем не кубиками, онаоглядывается на кукол... -- Ну-ну, не отвлекайся, смотри вот сюда на узор... И Наташа смотрит на кубики уже с неприязнью -- ведь они оторвали ее отигры. Вряд ли ей захочется заниматься ими в другой раз. А вот другая картина. Воскресенье. Вся семья дома, хорошо выспались,позавтракали не торопясь. Дочка помогает маме убрать посуду. Скоро онаосвободится, и... чем бы заняться? -- Светик, а я тебе сделал новые кубики, -- говорит папа, -- особенные,цветные, ты таких еще не видела. Показать? -- У папы такой тон, что и непоймешь, то ли он собирается их показать, то ли нет. Жаль, если не покажет,ведь новые и наверно интересные. -- Показать, показать! Я уже убрала посуду. -- Только это не простые кубики. Они задачки задают, и довольнотрудные. Не знаю, сумеешь ли ты решить! -- Сумею, сумею! -- уверяет дочка. Она нисколько не сомневается в том,что это так. -- А может быть, пока отложим? Ты подрастешь, поумнеешь и тогда легко сними справишься. Задач там, наверное, целая сотня, надолго хватит. -- Нет, сейчас! Нет, сейчас! -- Света заинтригована, подпрыгивает отнетерпения, кубики в ее воображении стали совсем соблазнительными. И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игрыпревращать в обычные, всегда доступные игрушки. Сделали вы кубики для игры"Уникуб", поиграли с малышом и... оставили на полу вместе с другимиигрушками. Хочешь -- бери, не хочешь -- не надо, можно их смешать с другимикубиками и пустить в "строительство", а можно "подфутболить" под шкаф илипод диван, так что и не достать сразу. Не доводите до этого! Такое обращениес игрой быстро сделает ее непригодной, потому что кубики иликарточки-задания неизбежно будут теряться, а тогда уже не все задания можнобудет выполнять полностью. Но это еще полбеды -- недостающие кубики илирисунки можно восстановить. Беда в другом: игра становится доступной,привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всеаккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все-такитакое, чтобы игра была видна самому малышу. У детей ведь очень многоезависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь -- захотелось взять еепоиграть, а не попадется -- может надолго забыть о ней. Когда ребенок начнет играть самостоятельно, без взрослых, т. е. когдаинтерес к развивающим играм разовьется и укрепится, тогда можно найти вместес малышом другое место, доступное для него, и поручить ему следить запорядком в играх, брать их, когда захочется, приглашать поиграть другихребят. Но при этом, конечно, следует время от времени проверять порядок. Дляэтого надо просто поиграть с детьми. И игра сама покажет, как он справляетсясо своими обязанностями.
С какой игры начинать?
По воле "волн"
Метод "ледокола", или шаг назад -- два шага вперед
С помощью сказки и без нее
Непринужденная обстановка
Когда игры себя исчерпают? С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку,сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала емунеинтересна и, значит, исчерпала себя. В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можносудить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Этоколичество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий онвыполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но дажев том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще покрайней мере две существенные ступени развития. Первая -- сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнениезаданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т. е., уметь решитьзадачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры"Уникуб" хорошо развитый 7-летний ребенок впервые может сложить за 30 -- 40минут. Если же он хотя бы 2 -- 3 раза в год возвращается к нему или,увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своейработы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справитьсяс ним уже за 12 -- 15 минут, а к 10 -- 11-летнему возрасту -- за 5 -- 6минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое идовести до 3 -- 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в 10 раз. Не всезадания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достиженияс результатами малышей, уже можно получить представление, каких жерезультатов можно ожидать от ребенка. Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растутего результаты, и стремиться достичь как можно более высоких. Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Этозначит, что занятие игрой стало для ребенка настолько привлекательным, чтоон сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее,складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всемнравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать,сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Воткогда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достиглинаивысшего из возможных результатов -- ребенок сам начал творить. А теперьправила все вместе и коротко (вместо памятки).Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успехмалыша -- это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему -- этоокрыляет малыша, это залог его будущих успехов. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, недоводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре. 3. Развивающие игры -- игры творческие. Все задания дети должны делатьсамостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, нивздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всесамому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со всеболее и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческиеспособности. 4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем даватьзадания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время,за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать еебыстрее. 5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частейих. Успех в самом начале -- обязательное условие. 6. Если ребенок не справляется с заданием, -- значит, вы переоцениваетеуровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните сболее легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания сучетом своих возможностей. Не торопите его! 7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и"Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, аобщее правило -- наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник егоуспехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задачапапе и маме. 8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенкаостывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, апотом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней. 9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальнымиигрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их илисам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступномместе. 10. Для самых маленьких (1,5 -- 3 года) оживляйте игру сказкой илирассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям,рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнетувлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, 11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждетоно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главнымпричинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или...взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставивнеприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случаенеудачи подбодрите малыша. 12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайтедвигательную активность ребенка. 13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям ужеосвоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайтетуда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели,узоры, фигуры. 14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми.Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 15, 16 и т. д. -- это те правила, которые вы... найдете сами, чтобыигра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха! --------* "Сложи узор (СУ)" * Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубикаокрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- идаже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминаютконтуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Вигре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор изкубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунокузора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческуюработу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и поформе (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложностьзаданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу,этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякойинтеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.Как изготовить игру Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы"Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски.Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке (см. с. 30):передняя грань -- белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань --желтая, правая грань -- синяя, левая грань -- красная, верхняя грань --желто-синяя, нижняя грань -- красно-белая (линии раздела идут по диагонали ипараллельны). Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такиекубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже небезразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку сцветом узоров-заданий. Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой --35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм. Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробкуразмером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в неесвободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складыватьузоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрыватьузор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги снаклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающимисерию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждойсерии можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можнодавать малышам начиная с 1 -- 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно,но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных гранейк двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) -- резкий скачок в уровнесложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но содноцветными гранями, узоры из которых складывать проще. На рисунках (с. 36 -- 40) вы можете выбрать эту последовательность,зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисункахузоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можноустановить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можноотмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще"не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Сцелью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узориз кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Детинередко предпочитают свои "имена".Мы начинаем играть
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.013 с.) |