Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое признание.

Поиск

Международно-правовое признание - это акт государства, кото­рым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной могут быть: вновь возник­шее государство, новое правительство, борющиеся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация[11].

Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающего государства устано­вить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной. В то же время признание имеет большое международно-правовое значение, определяемое теми юридическими последствиями, кото­рые оно влечет за собой.

В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов между­народного права не зависит от их признания.

В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует[12].

Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъем­лемого свойства государства - субъекта международного права, ста­вит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произ­вола других государств.

Как говорилось выше, государство становится субъектом между­народного права в силу факта своего появления в качестве суверен­ного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важ­ные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания.

Не конституируя нового государства, признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение. Признание облегчает суще­ствование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это но­вое государство из международной изоляции. Признанному государст­ву легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета.

Новое государство имеет право на международное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принци­пов современного международного права, согласно которым все го­сударства обязаны развивать дружественные отношения между со­бой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.

Признание нового государства осуществляется в форме письмен­ного послания от признающего государства, передаваемого дипло­матическим путем или на торжественной церемонии провозглаше­ния независимости, как было в день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21 марта 1990 г.

Решения о признании могут оформляться постановлениями выс­ших органов государства, например в России указами Президента. Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии был из­дан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была признана Эритрея.

После возникновения в 1991 г. на месте СССР независимых госу­дарств, бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов международного права.

Признание правительства. В тех случаях, когда нового государства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства. Чаще всего это происходит тогда, когда правительство приходит к власти неконституционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правле­ние. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правитель­ством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуж­дается в признании новое правительство, пришедшее к власти обыч­ным конституционным путем, при смене правительственного каби­нета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.

Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, ес­ли оно создается в результате социальной революции или нацио­нально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государст­ва как субъекта международного права.

К признанию новых правительств примыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои орга­ны национального сопротивления, и они могут признаваться в каче­стве таковых другими государствами. Подобное признание приме­нялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистско­го веча Югославии, «Сражающейся Франции»). Но особенно широ­кое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных на­родов за свою независимость. Этим признанием пользовались На­родное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная орга­низация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как един­ственные представители народов названных стран. В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП).

Признание восставшей и воюющей стороны. Оно относится к при­знанию повстанцев на различных ступенях гражданской и националь­но-освободительной войны. Главным юридическим последствием тако­го признания является распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренние дела в отношении тех, кому оно предназначено. Каждое новое государство имеет право на признание. Однако, если новое государство возникло в результате территориальных изменений (отделения от другого го­сударства, разделения на два или несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания является урегулирование новым государством вопросов правопреемства. Что касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться[13].

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (исп. Carlos R. Tobar) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 года и в ноябре 1923 года, где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в первой половине XX века. Позднее в договорной практике, в том числе в уставе Организации американских государств, ссылок на доктрину Тобара нет. Вместо доктрины Тобара широкое распространение в договорной практике получила доктрина Эстрада[7][8][9].

Доктрина Эстрады — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против использования института признания для вмешательства США и ряда других государств во внутренние дела Мексики и остальных латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной. Она соответствует декларативной концепции признания и отвечает принципам международного права

 

Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto). В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой междуна­родно-правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.

Обе формы признания являются юридическими, поскольку вле­кут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме.

Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно оконча­тельно и не может быть взято назад. При нем с признаваемыми государ­ством или правительством в полном объеме устанавливаются ди­пломатические, консульские и другие официальные отношения; признаются их права распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов. В слу­чае признания де-факто устанавливаются только консульские или торгово-экономические отношения с признаваемой стороной. Оно носит временный и переходный к признанию де-юре характер, но может быть взято и обратно. Чаще всего такое признание применя­ется к новому правительству, а не к новому государству, да и то сравнительно редко. Обычной формой признания является, таким образом, признание де-юре.

От этих двух форм признания следует отличать «разовые контак­ты» с непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де-юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно. Скорее, в таких случаях нужно говорить о фактическом непризнании: подобные контакты нередко сопровождаются заявлением, что они не должны рассматриваться как призна­ние нового государства или правительства со стороны государства, которое вступает в такие контакты.

Участие государств в международных организациях и их признание. Уставы международных организаций, в том числе Устав ООН, не обу­словливают принятие в них новых государств признанием. Не нуждает­ся в признании новое правительство, учреждающее свое представи­тельство при международной организации.

С другой стороны, принятие нового государства в международ­ную организацию не означает его признания всеми государствами-членами. Признание и членство в международных организациях - самостоятельные институты международного права[14].

 

 

Объект правоотношения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.194 (0.007 с.)