Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика производственной среды. Источники опасных и вредных производственных факторов. Понятие о предельно-допустимых концентрацияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы 1.Виды труда 2. Психологические аспекты безопасности 3. Эргономические основы безопасности труда 4. Классификация вредных и опасных производственных факторов 5. Нормирование
Виды труда Физический и умственный труд - умственный труд - физический труд - монотонный труд Физический и умственный труд. В зависимости от доли физического и умственного труда различают следующие его формы: 1. труд, требующий значительной мышечной активности; 2. механизированные виды труда, требующие средних или лёгких мышечных усилий; 3. Полуавтоматизированные и автоматизированные виды труда; 4. групповой (конвейерный) труд 5. Труд, связанный с использованием дистанционного управления; 6. Умственный (интеллектуальный) труд. Принята классификация видов физического труда по тяжести или величине энергозатрат: 1. легкий труд: до 2,5 ккал/мин; 2. средний: 2,5 - 4,1 ккал/мин; 3. тяжелый: 4,1 - 6,0 ккал/мин; 4. очень тяжелый: больше 6,0 ккал/мин. Напряженность труда отражает нагрузку (определяется нагрузкой) на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, скоростью изменения параметров командных сигналов, состоянием анализаторных систем, выраженностью эмоций и определяется степенью напряжения внимания. По проценту длительности работы, требующей концентрации внимания, труд делят на 4 группы: 1. ненапряженный: до 25 %; 2. мало напряженный: до 50 %; 3. напряженный: до 75 %; 4. очень напряженный: больше 75 %. Любую разновидность труда можно оценить критериями тяжести и напряженности. Например, труд студентов по тяжести относится к 1 группе, а по напряженности: к 3 - 4. Умственный труд. Умственный труд имеет ряд особенностей, отличающих его от физического. Для умственного труда характерны большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие в ЦНС различную информацию, необходимость принятия конкретных, иногда нестандартных решений. Принятие решения – наиболее ответственная стадия умственного труда. Здесь проявляются интеллектуальные возможности человека. Например, врач принимает решение, оформляемое в виде диагноза. По ходу лечения осуществляется наблюдение за состоянием больного, уточняется диагноз, осуществляется коррекция лечения, его способов и средств. Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного и свойственен лишь человеку. С учётом того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интенсивность самого умственного труда в истории цивилизации исключительно велики, можно считать, что на протяжении развития человека как вида в его организации ещё не сформировались механизмы удовлетворительной адаптации к нему. По – видимому это обусловлено двумя взаимопротивоположными обстоятельствами. Во – первых, объём информации в мире каждые 10 – 12 лет удваивается, что ведёт к заметному уплотнению объёма информации, которую человек должен усвоить в единицу времени, - это требует от него высокой психической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания и т. д. Во – вторых, пропорционально снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании обоих этих условий наступающее умственное утомление в отличии от мышечного не приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведёт к перевозбуждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих стоматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных систем организма. Умственный труд объединяет работы связанные с приёмом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. В зависимости от того, на какие системы или процессы падает нагрузка, различают зрительно напряженные работы, работы с напряжением внимания, эмоционально и интеллектуально напряженные работы, интеллектуально – творческие работы. I. Разновидности умственного труда. Операторский труд связан с дистанционным управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Этот вид трудовой деятельности реализуется с помощью различных пультов. Управленческий труд осуществляют руководители учреждений. В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое II. Физиологические сдвиги при умственной работе. Умственный труд, как и физический, но в меньшей степени, вызывает изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, минутного объема крови, усиливает обмен веществ. Любой вид умственного труда сопровождается генерализованным увеличением активности мозга. Вместе с тем наблюдаются и локальные изменения активности в структурах, участвующих в осуществлении конкретных видов деятельности. Лобные доли мозга играют существенную роль в психической деятельности. Благодаря обширным связям с различными областями мозга в лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей среды и внутренней среды организма, от нижележащих структур мозга и центров старой коры. Умственный труд, сопряженный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность симпатико – адреналовой и гипоталамо – гипофизарно – адреналовой систем, обеспечивающих мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Повышается возбудимость ЦНС, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, активизируется углеводный, жировой обмен. Отмечены увеличение частоты дыхания, уменьшение дыхательного объема, нарушение структуры дыхательного цикла. При напряженной умственной деятельности происходит значительное увеличение расхода энергии, что связано с непроизвольным сокращением скелетных мышц, не имеющих непосредственного отношения к выполняемой работе. При этом нередко возникают двигательные реакции (жестикуляция, хождение по комнате, перекладывание предметов на письменном столе), а при их произвольном подавлении усиливается познотоническое (изометрическое) сокращение мускулатуры. Физический труд. Различают несколько видов физического труда. Труд, требующий значительной мышечной активности (землекопы, лесорубы, косари, кузнецы, хоккеисты), характеризуется: а) повышенными энергетическими затратами; б) стереотипностью, повторяемостью движений, что ведет к гипертрофии в основном проксимальных мышечных групп конечностей и вспомогательной мускулатуры; в) социальной неэффективностью, выражающейся в том, что для достижения оправдывающей себя производительности требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил. Механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий (токари, фрезеровщики и др.), характеризуются: а) средними энергетическими затратами, меньшими мышечными усилиями; б) определенной направленностью мышечных усилий; в) усложнением программы действий. Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев конечностей на дистальные. Это обеспечивает большее разнообразие в двигательных актах, более тонкую градацию мышечных движений для управления механизмами (станками), позволяет увеличить скорость и точность производственных движений. Монотонный труд. Механизация и автоматизация трудовых процессов привели к появлению монотонного труда. Монотонный труд – это труд однообразный, требующий от человека длительного выполнения однотипных простых операций или непрерывной концентрации внимания в условиях поступления малого объема профессионально значимой информации. Одним из видов монотонного труда является работа на конвейере. Основой высокой производительности на конвейере являются дифференциация труда и автоматизация двигательных навыков у человека. Для человека характерна естественная вариабельность реакций. Поэтому четкий ритм конвейера в сочетании с упрощенными рабочими операциями представляет собой неблагоприятный фактор, создающий условия для развития гипокинезии. Помимо конвейерных работ, монотонностью характеризуется и ряд других групп трудовых процессов: • работы, выполняемые поточным способом, темп и ритм которых определяются головным рабочим; • работы, выполняемые в свободном темпе и ритме с использованием простых рабочих операций на станках-автоматах и полуавтоматах; • контрольно-измерительные работы, связанные с браковкой изделий; • многие виды операторского и диспетчерского труда, связанного с регулированием работы конвейеров; • труд операторов, связанный с длительным пассивным наблюдением за ходом технологических процессов по показаниям приборов; • однообразный труд в условиях непрерывно действующих факторов рабочей обстановки (шум, вибрация и др.). При монотонном труде в организме человека может развиться комплекс физиологических и психологических изменений, известный как состояние монотонии. Наиболее типичными психологическими проявлениями состояния монотонии являются апатия, скука, потеря интереса к работе, рассеянность внимания, сонливость, а нередко раздражительность, утомление, нежелание работать. В конкретных производственных условиях монотонный по внешним признакам труд, как правило, сочетается с другими факторами профессиональной деятельности. Одни из них могут усиливать синдром монотонии, другие – уменьшать или даже предотвращать его. В ряде случаев, несмотря на объективно существующие признаки монотонного труда, состояние монотонии может не возникать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.007 с.) |