Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Такая методика поможет классному руководителю увидеть не только диапазон самораскрьітия учащегося, но и вглядеться в области закрьітьіе, о которьіх мьі и не подозревали.

Поиск

Додаток 4

КОЛЕКТИВНІ ТВОРЧІ СПРАВИ

(Путешествие по страницам газет и журналов,

Пресс-турнир, Презентація газет и журналов,

Турнир континентов, Зстафета любимьіх занятий)

Помочь заполнить досуг полезньїми делами, воспи-тать привьічку читать периодические издания, расширить знання детей об окружающем мире, научить работать с печатньїми источниками — зти задачи решают игрьі и кол-лективньїе творческие дела. Сейчас издается много хо­роших газет и журналов, рассчитанньїх на самьіе разно-образньїе запросьі подростков.

Представляєм несколько коллективньїх творческих дел (КТД), которьіе состоят почти из одних и тех же злементов, по-разно-му сочетающихся.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

Задача — приобщить детей к чтению газет и журналов, вьі-работать умение читать периодические издания, а также нахо­дить в них нужньїй материал.

Подготовка начинается с того, что дети делятся на группьі в зависимости от их интересов: одни увлекаются техникой, дру-гие любят читать о природе. Обьединившись в небольшие груп-пьі (по 3—4 человека), дети вьібирают одно-два издания, чита-ют их, ищут интересньїи материал, которьій может увлечь и других. Совет дела вьіпускает плакат, которьій должен сделать поиски материала болеє целенаправленньїми:

Где? Как? О чем? Что?

1. Какие газетьі и журнальї вьіпускают для ребят?

2. Где можно прочитать о делах ребят?

3. Какой журнал рассказьівает о науке, технике, природе, пу-тешествиях?

4. В каких газетах и журналах можно найти советьі по ве-де-нию домашнего хозяйства? И т.д.

В день проведення КТД дети приносят в класе периодические


издания. Начинается перекличка: каждая группа по очереди пред-ставляет свои издания и кратко характеризует их содержание. Затем ведущий обізявляет пєрвую тему: «История родного края». Используя журнальї, дети рассказьівают, какие материа-льі посвященьї истории Украиньї, ее городов, читают отрьівки из повести о Сергии Радонежском, показьівают рисунки на истори-ческие темьі. Кто-то вьіступит с рубрикой «Бабушкин сундучок», где расскажет о наградах прошльїх времен.

Вторая тема «Природа», которая отражена почти во всех изданиях.

Особенно интересной может стать в зтой теме рубрика «Гос-тиная кота Леопольда». Здесь интересньїе рассказьі о взаимо-отношениях человека и животньїх.

Третья тема «Смешинки».

Она присутствует почти во всех изданиях. Все группьі при-водят примерьі забавньїх случаев, смешньїх ответов на уроках, с показом весельїх рисунков.

Четвертая тема «Увлечекия».

О каких только увлечениях не пишут газетьі и журнальї!

Заканчивается путешествие по страницам газет и журналов играми, загадками, разгадьіванием кроссворда, ребусов, кото-рьіе печатаются в различньїх изданиях.

ПРЕСС-ТУРНИР

Зто коллективное творческое дело позволяет активизиро-вать интерес к периодическим изданиям, расширить знання де-тей о мире. Для проведення пресс-турнира дети делятся на группьі, представляющие различньїе пресс-центрьі: «Зкологи-ческий», «Славньїе име-на Украиньї», «Знаєте ли вьі?», «Ново-сти техники», «Литературньїй». Группьі сидят за отдельньїми столами. На столах таблички с указанием пресс-центров, на рукавах могут бьіть значки. Первьім вступает «в бой» Зкологи-ческий пресс-центр. Ребята находят прекрасньїй материал о защите природьі, рассказьівают о животньїх, занесенньїх в Крас­ную книгу: филине, газели, пятнистом олене.

После вьіступления зтой группьі — вопросьі к другим коман­дам. Например:


— Какие насекомьіе летают бьістрее птиц? (Стрекозьі.) И т.д.
Пресс-центр «Славньїе имена Украиньї».

Используя материальї различньїх изданий, рассказьівают о знаменитьіх людях. В конце зта группа также задает свои воп-росьі другим.

Пресс-центр «Новости техники» представит необьічньїе новости-маленькие хитрости. Затем идут информационньїе со-общения:

— Азропоезд, созданньїй в Америке, может развивать ско-
рость до 300 миль в час и вмещает в салоне до 90 пассажиров.
Для его продвижения достаточно всего одного рельса. А в
Японии изобрели автомобиль, умещающийся в чемодане. Но­
винку так и назвали — бегущий чемодан.

А теперь технические вопросьі:

1. Почему летает реактивньїй самолет, ведь у него нет про-
пеллера?

2. Зачем космонавту скафандр?
Пресс-центр «Знаєте ли вьі?».

Зто сообідения о различньїх необьічньїх собьітиях, случаях, названиях, явленнях:

• Знаєте ли вьі, что Новьій год в Древней Украине-Руси встречали в начале марта?

• Знаєте ли вьі, что гриб лучше всего растєт с северной части дерева.

Вопросьі в русле тематики пресс-центра:

— Где живет личинка стрекозьі? (В воде.) И т. д.
Литературньїй пресс-центр. Начинается со стихов и рас-

сказов, сочиненньїх детьми, заканчивается также вопросами — викториной из художественньїх произведений.

ТУРНИР КОНТИНЕНТОВ

Коллективное творческое дело, обогащающее знання детей о мире, побуждающее читать периодическую печать.

Класе делитея на группьі, представляющие отдельньїе кон-тинентьі. Группьі начинают подготовку: ищут в газетах, журна­лах материал о своем континенте и придумьівают вопросьі по нему для других групп, поскольку зто состязание умов. Надо


подсказать, о чем должна бьіть информация, включить в нее географическое положение континента, сведения о народах, его населяющих, животном и растительном мире. Можно реко-мендовать для турнира использовать «Детскую знциклопедию». После вьіступления континента «Африка» можно задать та-кие вопросьі:

1. А какие государства Африки вьі знаєте?

2. Какие собьітия происходят сейчас в африканских стра-нах?

3. Что вьі знаєте о таком африканском животном, как хаме­леон?

4. Что вьі знаєте о таком чуде света, как египетские пирами-дьі? Обсуждая турнир, ребята назьівают тех, чьи вьіступления, вопросьі, ответьі больше всего понравились, делятся впечатле-ниями, что но-вого узнали.

ЗСТАФЕТА ЛЮБИМЬІХ ЗАНЯТИЙ

Когда человек имеет любимое занятие, он старается больше узнать о предмете своих увлечений.

Познакомить ребят с любимьіми занятиями однокласс-ников — зто создать в классе атмосферу заинтересован-ности, доброжелательности.

Начинается зстафета с того, что в классе появляется кра-сочное обтзявление. Учитель просит в нем родителей оказать помощь и поддержку. Затем обсуждается вопрос, у кого и ка­кие увлечения будут смотреть.

Вот примерная тематика увлечений:

• «Я б в художники пошел...»

• Искусство кулинарии.

• Резьба по дереву.

» В мире аквариумньїх рьіб.

• Цветоводом — хорошо.

• Археологом — лучше...

Зстафета может проходить в домашних условиях ученика. Она позволяет раскрьіть интересьі и способности ребят, по-буждает к самовоспитанию. Желательно, чтобьі и взросльїе рассказали и показали свои любимьіе занятия. На таких зста-


фетах дети дают цельїе лекции о предмете любви, показьівают книги, которьіе обогащают их знаннями, отвечают на вопросьі прузей. Звучит музьїка. Родители приглашают ребят к чаю.

Зстафетьі помогают воспитьівать уважительное отношение учеников, учителей, родителей друг к другу.

Суть познавательньїх КТДоткрьітие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первьій план вьіступает развитие у школьников гражданс-кого отношения к таким сторонам жизни, которьіе недо-статочно познаньї, полньї тайн, загадок, требу ют своего раскрьітия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательньїх КТД — формирование потребности в по-знании, сознательного, увлеченного, действенного отноше­ния к непосредственньїм источникам открьітия мира: к книге, ученню, различньїм средствам самообразования. Познава-тельньїе КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стрем-ление к познанию непознанного, целеустремленность, на-стойчивость, наблюдательность и любознательность, пьіт-ливость ума, творческое воображение, товарищеская за-ботливость, душевная щедрость.

Осознавая и воплощая замьісел жспедиций в мир разга— данньїх и неразгаданньїх тайн, школьники вместе со взрос-льіми и под их руководством применяют (закрепляют, рас-ширяют и углубляют) знання, умения и навьїки, полученньїе йми в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приоб-ретенньїе с помощью самостоятельного чтения, получен­ньїе из передач радио и телевидения, в повседневном обще-нии со сверстниками и взросльїми. Ребята начинают ин-тересоваться собьітиями общественно-политической жиз­ни, увлекаются искусством, примеряют на себя различньїе профессии, стремятся проникнуть в «тайньї» здоровья и человеческой психики. Все зто работает на становление духовньїх потребностей, расширение культурного круго-зора, интеллектуальное развитие.

т


ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ

Познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаннями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной особенностью такого вечера является прием ролевой игрьі в путешествие, позволяющий строить обмен опьітом, коллектив-ное открьітие мира в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, пьітливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь. В школе вечер-путешествие можно проводить или в одном классном коллек-тиве, или несколькими параллельньїми классами, или союзом старшего и младшего классньїх коллективов. Соответственно участниками вечера могут бьіть как школьники одного возраста (начиная с 1-го класса), так и разновозрастньїе обт»единения. Взросльїе участники такого вечера — педагоги, родители, вьі-пускники школьї — легко занимают позицию старших товари-щей ребят по путешествию, вьіступая в роли ведущих или со-ветников, или рядовьіх путешественников.

Вечер-путешествие — хорошее средство об-ьединения взрос-льіх и ребят (старших и младших) в общем творческом деле, органического соединения умственного, нравственного и зсте-тического воспитания, взаимного воспитания и самовоспитания старших и младших.

Можно устраивать не только один вечер-путешествие, но и их серию (цикл) на одну тему (например, в течение года). Темьі вечеров-путешествий (и серий таких вечеров) могут бьіть самьі-ми различньїми. Вот некоторьіе из них:

«Наш город (поселок, район, край...)» — путешествие по улицам, площадям, памятньїм местам родного города;

«По родной стране» — путешествие по городам, рекам, но-во-стройкам и т.д.;

«Вокруг света» — путешествие по разньїм странам, по сто-лицам, по одной параллели земного шара и т.п.;

«Удивительное рядом» (путешествие в мир природьі) — жи-вотньїе, птицьі, растения, погода и климат, времена года и т. п.;

«Все работьі хороши — вьібирай на вкус» — путешествие по профессиям;


«Путешествиє на машине времени» — в определенньїй год или в разньїе годьі, зпохи, исторические собьітия;

«Путешествиє в мир искусства» и т.д.

Подготовка к вечеру

Тема и маршрут, а также время проведення вечера вьібира-ются коллективно — на встрече-старте участников путешествия (можно использовать при зтом конкурс между первичньїми кол-лективами на луч-шие предложения). На зтой же встрече опре-деляются (составляются) командьі, и каждая из них устанавли-вает свой участок (обьект, отрезок) путешествия — по желанию или по жребию, вьібирает своего капитана (штурмана и т. п.). Капитаньї команд и специально вьібранньїе ведущие (не менее двух) составляют совет дела — штаб путешествия.

Дальнейшая подготовительная работа команд происходит по сек-рету друг от друга. Только капитаньї и ведущие собира-ются время от времени на заседания штаба, обмениваются опьі-том подготовки, передают друг другу нужньїе материальї, со­ставляют план самого вечера. Вечер должен бьіть наполнен радостньїми сюрпризами, неожиданностями, открьітиями, как и настоящее путешествиє!

Вариантьі проведення вечера

1. Каждая команда-зкипаж вертолета (корабля, дирижаб­ля, машиньї времени, ракетьі и т.п.), которьій доставляет ос-тальньїх участников на свой участок (обьект) и знакомит с ним. При зтом варианте командьі по очереди становятся зкс-курсоводами.

2. Все командьі представляют зкспедиционньїе группьі (партии), которьіе по очереди сообщают остальньїм участникам о результатах своих изьісканий и о том, как зти изьіскания проводились.

3. Командьі вьіступают в роли различньїх делегаций (людей разньїх профессий или увлечений, разньїх исторических Бре­мен и стран и т.п.), которьіе впервьіе встречаются в гостях у одной из них или по очереди принимают друг друга.

Советьі органи за торам

Не увлекайтесь сложньїми костюмами, сложньїм оформле-


ниєм (достаточно и отдельньїх атрибутов, знаков отличия — лент, головньїх уборов, значков и т.д.).

Командьі могут построить своє вьіступление в форме зкс-курсии, устного журнала, световои газетьі, радиорепортажа, кинопанорамьі, защитьі диссертации, пресс-конференции, ин-тервью и др.

Не забудьте о песнях, стихах, речевках-приветствиях, музьі-каль-ном сопровождении, о световьіх и шумовьіх зффектах (за-темнение, освещение бельїм и цветньїм лучом, показ картин, репродукций, рисунков, фотографий, карт через зпидиаскоп, воспроизведение звуков самолета, поезда и т. п.).

Если участвуют старшие и младшие ребята, применяйте раз-деление труда: пусть младшие делают то, что старшим слиш-ком легко, а старшие — то, что еще не могут делать младшие.

Ведущие вечера должньї вьібрать роли, которьіе позволят естественньім образом вести вечер, передавая зстафету от од-ной командьі к другой. В случае непредвиденньїх осложнений (кто-то не смог прийти, кто-то забьіл роль, вьіступил не в свою очередь и т. п.) не теряйтесь, вьіходите из положення шуткой, речевкой, песней — ведь и настоящие путешествия не обходят-ся без неожиданностей, а зна-чит, зкспромтов!

ЗАЩИТА ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Познаватель-ное делообозрение, во время которого каж-дая группа (бригада) участников демонстрирует подготовлен-ньій ею проект, вопло-щающий представление авторов об од-ной из сторон жизни в будущем, и отвечает на вопросьі ос-тальньїх участников, стараясь как можно убедительнее обосно-вать свои предложения.

Подготовка к защите проектов может длиться 2—3 недели, несколько дней или всего ЗО—40 минут, если зто дело-обо-зрение носит характер зкспромта, импровизации. Однако в любом случае оно начинается с общего сбора-старта всех уча­стников, на котором определяется состав бригад и намечаются тємьі проектов. При зтом возможньї следующие вариантьі:

1. Каждьій микроколлектив или союз микроколлективов вьібирает свою тему.


2. Между микроколлективами (или их союзами) проводится конкурс на лучшее предложение о темах проектов, затем отби-рается (большинством голосов, по жребию или решением со-вета капитанов вместе с ведущими) одна из тем, и на зту об-щую тему каждьій микроколлектив (или союз) готовит свой проект.

3. Участники вьідвигают свои предложения о темах проек­тов, вьібирают несколько самьіх интересньїх, затем создают сводньїе бригадьі желающих участвовать в разработке того или иного проекта.

Примерьі тем фантастических проектов:

«Дом будущего», «Школа будущего», «Наш город, посе-лок, край в будущем», «Транспорт будущего: автомобили, са-молетьі, корабли, вездеходьі», «Завод будущего», «Знергетика будущего», «Освоение земньїх недр», «Освоение океанов и морєй»",< «Освоение Антарктидьі», «Освоение космоса», «Ме­дицина будущего», «Спорт и физическая культура в будущем», «Искусство будущего: музьїка, изобразительное искусство, кино, театр и др.».

Советьі организаторам

На общем сборе-старте можно условиться, к какому именно будущему должньї относиться проектьі — к ближайшему, к на-шему веку или к более отдаленному будущему.

Пусть каждая бригада оформит свой проект в схемах, ри­сунках (общий вид, разрез, наиболее важньїе части).

К началу защитьі могут бьіть вьівешеньї все проектьі и дано время для предварительного свободного ознакомления с ними всех участников и гостей; можно вьівешивать проектьі и посте-пенно, по ходу защитьі (тогда будет действовать зффект неожи-данности), но в любом случае перед началом защитьі все проек-тьі должньї бьіть сданьї ведущим, чтобьі участники не отвлека-лись на доработку своих проектов во время защитьі других.

Очень важно, чтобьі докладьівал о проекте и отвечал на во-просьі не один из членов бригадьі, а весь авторский кол-лектив. Позтому пусть во время защитьі своего проекта вся бригада займет место перед ним, после краткого общего обзо-ра, которьій может сделать капитан, каждьій скажет своє слово


как специалист; с ответами на вопросьі также вьіступают соот-ветствующие специалистьі, а на самьіе трудньїе вопросьі оппо-нентов ответьі готовит вся бригада в течение установленного ведущими времени, например, минутьі.

Ведущим надо заботиться о том, чтобьі вопросьі по проек­там задавали не одни и те же оппонентьі, а как можно больше участников, чтобьі возражения носили серьезньїй, а не легко-весньїй характер (последнее надо «отводить»).

Ведущими должньї бьіть взросльїе и старшие ребята, кото-рьіх утверждает или вьібирает общий сбор-старт участников; причем они могут вести всю защиту сообща или сменять друг друга в зависимости от характера проектов и своих интересов. Кроме участия в коллегии ведущих, взросльїе, друзья ребят могут вьіступать в качестве консультантов бригад.

Не стоит устраивать соревнования между бригадами, чтобьі не разжигать ненужного соперничества и не гасить творческих устремлений у «побежденньїх». В заключительном слове глав-ньій ведущий должен отметить достоинства каждого проекта, назвать вопросьі, над которьіми стоит еще подумать.

Введение злементов ролевой игрьі (например, защита про­ектов в конструкторском бюро или доме техники, в НИИ или академии наук) позволяет ведущим более определенно и не-принужденно (с нужной долей юмора) направлять и оценивать ход и результате защитьі.

Защита фантастических проектов дает возможность вьіяв-лять познавательньїе интересьі, знання, мечтьі ребят, делиться зтими знаннями и мечтами, сообща раскрьівать и строить даль-ние радостньїе перспективьі; развивает творческое воображе-ние, пробуждает и усиливает интерес к профессиям, к различ-ньім сторонам общественной жизни, к чтению научно-популяр-ной литературьі.

ПРЕСС-БОЙ

Познавательное дело-обозрение, хорошее средство расши-рения политического кругозоре, обмена общественньїми зна­ннями, воспитания ингереса к международной и внутриполити-ческой жизни, к материалам прессьі. Проводить пресс-бой можно


между бригадами (командами) и между старшими классами (группами) и т.п. Зто своеобразная разновидность турнира-вик-ториньї.

Возможньїе вариантьі пресс-боя /. Свободньїй пресс-бой («атака веером»). Коллектив делится на 3—4 командьі, которьіе придумьівают се-бе названия. Ведут пресс-бой 2—3 человека, один из них записьівает очки, присуждаемьіе командам (за правильний от-вет — 2 очка, за частично правильньїй — 1 очко). Ведущий предлагает командам при-думать по 3 вопроса — по одному для каждой из остальньїх команд (на зто дается 10—15 ми-нут). Затем он дает старт: «Первая атакует, остальньїе командьі обороняются». Командир (или представитель) первой командьі задает поочередно вопросьі каждой обороняющей-ся команде. Обороняющаяся команда должна ответить, затратив на обду-мьівание не более минутьі (или двух — по предварительной договоренности). Если команда, которой задан вопрос, не су-мела на него ответить или дала частично правильньїй ответ, любая из двух других команд может попросить слова и дать свой ответ. За такой ответ тоже присуждаются очки. Если же никто не может ответить на вопрос атакующеи командьі, она сама должна зто сделать (допускается совещание участников боя. Отвечает желающий или уполномоченньїй командьі).

Далее по вьізову ведущего атаковать начинает следующая коман-да, а остальньїе занимают оборону. Всего, таким обра­зом, будет задано 12 вопросоз. Судейская коллегия имеет пра­во отводить те вопросьі, которьіе носят случайньїй или слиш-ком сложньїй характер. В зтом случае команда должна задать другой вопрос. В конце пресс-боя судейская коллегия обьявля-ет результатьі. В свободном пресс-бое могут бьіть заданьї лю-бьіе вопросьі по международной жизни и внутреннему положе-нию.

2. Пресс-бой по континентам («оборона веером»),

В зтом случае создают несколько команд. Каждая (по жела-

нию или по жребию) становится представителем какого-либо

континента. Например, команда А — Азии, Б — Африки, В —

Европьі, Г — Америки. За несколько дней (а может бьіть, за две

\


недели) участники знакомятся с материалами о жизни своего континента по газетам и журналам и готовят втайне по одному вопросу для других команд по их континентам. Например: «Ев-ропа» готовит вопрос по Азии для «Азии», вопрос по Африке для «Африки», вопрос по Америке — для «Америки». На са-мом пресс-бое оборону занимает по очереди каждая команда, отве-чая на вопросьі по своєму континенту. В остальном зта форма пресс-боя напоминает свободньїй пресс-бой.

3. Пресс-бой типа КВН.

Участники разбиваются на две командьі (позтому данная форма особенно удобна для пресс-боя между группами, клас-сами). Заранее создается судеиская коллегия, которая сама разрабатьівает вопросьі, во время пресс-боя предлагает их по-очередно командам и дает оценку ответам. При зтом судьи могут задавать каждой команде разньїе вопросьі (но обг>еди-ненньїе одной темой) или один и тот же вопрос — обеим ко­мандам. За более полньїй и глубокий ответ дается большее число очков.

4. Свободньїй пресс-бой двух команд («дузль»).

В отличие от пресс-боя типа КВН здесь вопросьі придумьі-ваются заранее самими командами и передаются для утвержде-ния в судейскую коллегию. Зтой коллегией предварительно определяется, сколько во-просов должна придумать каждая команда и на какие темьі. По сигналу судьи-ведущего предста-витель атакующей командьі задает вопрос обороняющейся. По желанию атакующей командьі зтот вопрос может бьіть задан точному адресату (персонально) или всей команде. Но за пра­вильний ответ в первом случае присуждается уже не 2, а 4 очка, за частично правильньїй — тоже в два раза больше: не 1, а 2 очка. На обдумьівание вопроса даются 2—3 минутьі (по предварительной договоренности). Если вопрос задан персо­нально, то думает и отвечает тот, кому бьіл задан вопрос, без посторонней помощи. Если вопрос задан всей команде, то до-пускается обсуждение, и командир (или уполномоченньїй) дает ответ. Судьи учитьівают сложность вопроса и неординарность ответа.


ТУРНИР ЗНАТОКОВ

Познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждьій из которьіх по очереди организует твор-ческое состязание (свой тур) между остальньїми участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классньїми коллективами, а также меж­ду сводньїми командами старших и младших.

Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (не более 3—5). Каждьій коллектив является органи-затором одного из туров (проводит состязание между всеми другими коллективами), а в остальньїх турах вьіступает как ря-довой участник соревнований.

Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или бьіть комплексньїм, когда каждьій тур состязании имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием четьірех коллективов может состоять из туров-состязаний: 1) знатоков математики, 2) знатоков музьїки, 3) знатоков родного края, 4) зна­токов медициньї.

В состязаниях каждьій коллектив может участвовать или целиком, или вьідвигая из своего состава команду знатоков. Главньїми ведущими могут бьіть двое-трое взросльїх или взрос-льій вместе с одним-двумя старшими школьниками.

Подготовка к турниру знатоков

Главньіе ведущие созьівают общий сбор-старт коллективов, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается совет дела — штаб турнира, куда входят представители каждого коллектива (командирьі, штурманьї, за-стрельщики и т. п.) и главньіе ведущие.

Затем общий сбор решает, каким способом будут вьібраньї про-фили (а при однопрофильном турнире — видьі) творческих состязании: каждьій коллектив одновременно с другим посове-щается (5—7 минут) и придумает тот профиль (вид), по кото-рому будет проводить свой тур состязании между остальньїми коллективами, или сначала все коллек-тивьі посоветуются и предложат возможньїе профили (видьі) состязании. Далее со-обща (или на летучке штаба) будут отобраньї (по числу коллек-


тивов) самьіе удачньїе и по желанию или по жребию распреде-леньї между участниками.

После того как профили (видьі) придуманьї и об-ьявленьї (или распределеньї), каждьій коллектив снова совещается (15— 20 минут) и решает, как он будет вести свой тур состязаний: какие творческие задания сообщит всем заранее для предвари-тельной подготовки, какие обьявит только на самом турнире, кто и как будет давать задание и оценивать вьіполнение. Для того чтобьі сделать организацию состязаний интереснее, кол­лектив может придумать себе общую организаторскую роль соответственно профилю (виду) состязания («приємная комис-сия», «ученьїй совет», «жюри фестиваля» и т.п.), а каждьій член зтого коллектива вьібирает для себя и свою личную роль, может придумать псевдоним, профессию, звание и т.п.

В заключение общего сбора, после того как будут обьявле-ньі задания и дата проведення турнира, создаются командьі знатоков для тех туров, в которьіх будут состязаться не коллек-тивьі целиком, а их представители.

После общего сбора-старта каждьій коллектив готовится (целиком и по командам) к вьіполнению техзаданий, которьіе обьявленьї предварительно, к проведенню своего тура состяза­ний, придумьівает и подготавливает призьі для победителей.

Возможньїе профили состязаний:

• конкурс знатоков науки, например, математики или физи-ки, химии или биологии;

• состязание знатоков родного края, города, села (между командами туристов, краеведов или зкскурсоводов и т. п.);

• соревнование журналистов (например, между командами вьіпускников журналистского факультете, сдающих зкзаменьї государственной комиссии);

• конкурс знатоков искусства: музьїки или живописи, по-ззии или театра (например, между командами абитуриентов, поступаю-щих в консерваторию или литературньїй институт);

• состязание знатоков техники (например, между команда­ми кандидатов на Всемирную техническую вьіставку); конкурс знатоков атеизма; соревнование знатоков медициньї; состяза-


ниє знатоков танца (например, между делегациями на фестива-ле) и т.д.

Советьі организаторам

Задания должньї носить творческий характер (например: написать короткий рассказ или очерк, исполнить сценку, про­вести репортаж и т.п.). Чтобьі турнир не затянулся, можно за-ранее установить максимальное время для проведення каждого тура, скажем, не более 15—20 минут.

После того как проведеньї все турьі состязания, нужно дать время (15—20 минут), чтобьі каждьій коллектив мог подвести итоги своего тура, т.е. того соревнования, которое бьіло орга-низовано зтим коллективом, и подготовить оценки в соответ-ствии с принятой ролью. Например, «государственная комис-сия» вручает командам диплом об окончании института, «жюри фестиваля» — призьі или грамотьі и т. п.

В заключение турнира главньїе ведущие предоставляют по оче-реди слово каждому из коллективов, которьіе и обьявляют итоги своего турнира состязаний.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ поззии

Познавательное дело-обозрение. Цель турнира — пробудить, удовлетворить и развить интерес к поззии разньїх зпох, жан-ров, стилей; расширить литературньїй и жизненньїй кругозор на основе обмена знаннями и увлечениями; содействовать фор-мированию зстетического вкуса, воспитанию нравственньїх чувств, развитию творческих способностей.

Участниками турнира знатоков поззии могут бьіть ребята одного или нескольких классов вместе с их старшими друзья-ми, а также сводньїе командьі (допустимо, когда для каждого тура коллектив вьщвигает отдельную команду знатоков).

Примерньїе видьі (тури) состязаний

1. Конкурс позгических чувств. Все участники получают задание найти стихи, в которьіх наиболее ярко вьіраженьї Чув-ства любви, печали, радости, сочувствия и т.п. После подготов-ки Командьі на турнире поочередно читают стихи, отражающие зти чувства. Коллектив-организатор тура (или жюри) решает, кому удалось найти самьіе вьіразительньїе произведения.

І


2. Конкурс юмора и сатирьі в поззии, Задание по зтому конкурсу также дается предварительно на общем сборе-старте. Коллектив, организующий зтот тур состязаний, решает, затем обг>являет остальньїм содержательньїе оценки наиболее удач-ньіх ответов, делает сравнения разньїх решений одних и тех же позтических задач.

ЗСТАФЕТА ЛЮБИМЬІХ ЗАНЯТИЙ

Дело-обозрение, во время которого каждьій из членов кол-лектива по очереди знакомит остальньїх со своим любимьім занятием, рассказьівает о том, как он им увлекся, о своих поис-ках, удачах и неудачах, о своих планах, показьі-вает, чего он достиг, отвечает на вопросьі, дает советьі товарищам.

В числе любимьіх занятий могут бьіть рисование и лепка, вьішивание, коллекционирование, вьіпиливание, вьіжигание по дереву, моделирование, чтение книг (сказок, о путешествиях и т.д.), сочинение интересньїх историй, решение занимательньїх задач (ребусов, головоломок, кроссвордов и др.). вьіращива-ние цветов и других растений, уход за домашними животньїми, фотографирование, спорт и т.д.

Советьі организаторам

Лучше всего проводить зстафету любимьіх занятий на сбо-рах-встречах небольших коллективов (микроколлективов). Нуж-но, чтобьі такие встречи проходили в приятной, как бьі семей-ной обстановке, носили непринужденньїй характер, когда даже самьій застенчивьій поделится своим заветньїм, Особенно ус-пешно проходит зстафета любимьіх занятий в гостях у старше-го друга, например, у родителей одного из ребят. Благотворно влияют друг на друга старшие и младшие, укрепляются товари-щеские отношения между ними на сборах-встречах двух разно-возрастньїх микроколлективов.

Зстафету любимьіх занятий можно устроить не только меж­ду представителями отдельньїх микроколлективов (звеньев, звез-дочек), двух или нескольких параллельньїх классов, но и меж­ду союзами старших и младших ребят с участием взросльїх, а также между сводньїми бригадами (обг>единениями по интере-сам, общим увлечениям), в том числе разновозрастньїми (каж-


дая бригада готовит коллективное вьіступление для остальньїх с рассказом о своем любимом деле).

В любом из вариантов зстафета любимьіх занятий помогает раскрьіть интересьі и способности ребят, обменяться увлечени-ями, знаннями, умениями, воспитьівает заботливое отношение каждого к своєму коллективу и уважение коллектива к каждо-му своєму члену, побуждает к самовоспитанию.

Полезна такая зстафета еще и тем, что дает толчок к новьім коллективньїм творческим делам, удовлетворяющим разнооб-разньїе интересьі, которьіе проявились и усилились во время зстафетьі. От нее легко перейти к таким познавательньїм де­лам, как вечер разгадан-ньїх и неразгаданньїх тайн, пресс-кон-ференция, устньїй журнал и т.д.

Взросльїе (учителя, родители, вожатьіе), кроме общей орга-низа-ции зстафетьі, могут консультировать ребят при подго-товке сборов-встреч, бьіть ведущими и участниками зтого КГЦ, т.е. делиться своими интересами, любимьіми занятиями.

ДЕНЬ ЗНАНИЙ

Основная воспитательная задача зтого КТД — укрепить граж-данское отношение к своей школе, «второму дому». День зна­ний в честь начала учебного года — зто увертюра школьной жизни, и от того, как зтот праздник организовать, зависит очень многое.

Если ограничиться призьівами любить школу, хорошо учить­ся, хорошо себя вести (к чему, по существу, и сводится тради-ционная линейка, митинг перед зданием школьї в первьій день сентября) или организовать различньїе мероприятия для детей (вьіход в парк, аттракционьї, просмотр кинофильмов), школь-ники с самого начала учебного года становятся на позицию потребителей благ, которьіе дают им взросльїе.

Но можно (и нужно!) действовать по-другому: сделать зтот день праздником радости, подаренной старшими младшим, школе. Ведь особенно дорого то, о чем позаботился сам чело-век, позаботился доб-ровольно, бескорьістно, творчески, вмес-те с товарищами. Например:


об украшении школьї к празднику, благоустройстве при-школьной территории;

• о первоклассниках (организация зкскурсии по школе, как по городу Добрьіх Волшебников, с показом чудес и тайн в кабинетах, библиотеке и т.д.);

. • о творческих подарках, сюрпризах (рисунках, песнях, иг-рах) для всех (сверстников, старших и младших, учителей, ро-дителей, рабочих, ремонтировавших школу, обслужи вающего персонала);

• о товарищах по классу и ребятах из других классов (на-
пример, на первьіх уроках концерт-представление «Путешествие
по лету», во второй половине дня — веселая спартакиада, сбо-
рьі и вечера дружбьі).

Подготовка к Дню знаний

За несколько дней до начала учебного года педагоги, от-ветственньїе за подготовку и проведение праздника, или про­сто учителя-знтузиастьі собирают по цепочке ребят-вожаков, которьіе могут участвовать в подготовке праздника, а они — своих друзей. Так создается сводньїй коллектив («трудовая ко­манда») активньїх участников подготовки к Дню знаний. Они составляют небольшие бригадьі, лучше — разновозрастньїе из старших и младших, которьіе после вступительной (стартовой) беседьі советуются, а затем на общем сборе-старте «трудовой командьі» вьіступают со своими предложениями о делах на пользу школе; коллективно составляется план праздника; от-дельньїе дела (операции) распределяются по желанию или по жребию между бригадами. Каждая бригада готовит своє дело, привлекая возможно большее число добровольцев — ребят и взросльїх.

Командирьі бригад составляют штаб праздника. Штаб коор-динирует действия сводньїх бригад, организует их взаимопомощь, обсуждает все части коллективно составленного плана Дня зна­ний и принимает мерьі, необходимьіе для его вьіполнения.

Сам праздник может бьіть проведен в течение одного или двух-трех дней. Вот возможньїе зтапьі праздника, организуемо-го по второму варианту (их можно творчески использовать и


обогатить коллективньїм творчеством участников и при осуще-ствлении первого, т.е. однодневного, варианта).

День первьій — 31 августа. Одна или несколько творческих бригад устраивают для новьіх первоклассников путешествие по городу Добрьіх Волшебников или по лестнице-чудеснице. В зтом знакомстве мальїшеи со школой самьіе интересньїе места нужно как-то обьіграть, например:

• в библиотеке из-за книжньїх полок появляются литератур-ньіе герой, персонажи любимьіх сказок и разьігрьівают неболь-шие сценки, вовлекая в действие мальїшеи, разговаривают с ними, загадьівают загадки;

• в актовом зале мальїш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.022 с.)