Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и подхода.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВПК – направление и компонент деятельности практического психолога, работающего с детьми. Возникает и развивается в рамках русской психологической школы. За рубежом такого направления нет. В консультативной деятельности возрастного психолога выделяют 2-а аспекта: 1. Ребенок выступает в качестве клиента, но самостоятельно решить собственную проблему не может. 2. Запросы всегда поступают от родителей или другого взрослого, но он не остается в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребенка До подросткового возраста. Основная цель: 1) Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития. 2) Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей. Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана: 1) Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения. 2) Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях. 3) Влияние социально психологических факторов. Задачи ВПК: 1) Пропаганда психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка (родителям и учителям) 2) Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в медико-психологические консультации 3) Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Психолог решает эти проблемы в содружестве с педиатрами и патопсихологами 4) Разработка рекомендаций на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в школьном обучении детей (для родителей, учителей, воспитателей). 5) Коррекционная работа в группах при консультациях (коррекция детско-родительских отношений, коррекция общения, разработка рекомендаций по воспитанию детей в семье). ВПК направленно на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию. Другими словами ВПК охватывает все виды деятельности сегодня. Существует 2 подхода в психологии о необходимости ВПК: 1) ВПК необходимо, так как оно имеет свою специфику и большинство проблем ребенка невозможно решить без учета его развития в онтогенезе, социальной ситуации и других аспектов. 2) Возрастное консультирование выделять самостоятельную область не следует, так как в работе с детьми и так можно применить традиционные способы и методы. В западной психологии много школ и направлений. И работы с детьми осуществляется в рамках этих школ, применяет то, что применяют и в консультировании для взрослых. Однако для западной психологии характерно: 1) Иной подход к пониманию природы психического развития, его движущих сил и механизмов. 2) Большинство теоретических подходов создают собственные методы в том числе и методы консультирования, которые не бесспорны. 3) Большинство западных психологов отмечают ряд трудностей в решении детских проблем и выделяют специфику. В российской психологии специфике ВПК уделяется большое внимание, так как оно связано с семейным консультированием, консультированием родителей и детей с отклонениями. В возрастном консультировании необходимо применять системный анализ к психике ребенка и рассматривать ее в связи с социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и новообразованием.
6. Воспитание как целенаправленный процесс: его содержание и методы. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним. Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания. Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают: конфессиональное (религиозное), авторитарное, демократическое, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание. Формой реализации целей и содержания воспитания являются его методы. Методы воспитания — научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, психолого-педагогического воздействия на сознание и поведение последних, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Основной характеристикой и главным проявлением методов воспитания является его результат, т. е. оказанное влияние. Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом. Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания. Поощрение в воспитании — это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Принуждение в педагогике — это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
7. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса». Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт. На основании государственного образовательного стандарта: 1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам; 2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны; 3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением; 4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений; 5) устанавливается эквивалентность документации об образовании. В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения. 1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. 2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. 3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки. Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики. В структуре учебного плана выделяют: 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; 2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности. В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями. В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению. Каждый учебный предмет в системе школьного образования имеет утвержденную учебную программу. Это следует из принципа единства и государственности школ в нашей стране. Единая цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – обеспечивается в школе единым содержанием обучения, одинаковыми учебными программами. Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.009 с.) |