Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Аддиктивное поведение. Общая характеристика.

Поиск

Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Аддиктивное поведение. Общая характеристика.

Подростковый возраст является определенным этапом созревания и развития человека между детством и взрослостью, это один из важных периодов становления личности. Проблема девиантности носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т.д.), считаются нормальными, или общество относится к ним довольно толерантно. Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы термины «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуи-рованное поведение» и т.п. Если говорить о девиантных отклонениях в поведении подростков, то по мнению К. Левина, подросток находится в положении маргинальной личности (принадлежащей к двум культурам). Он больше не хочет быть в сообществе детей, и в то же время он знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряж.нность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения. Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Согласно И.А. Горьковой, «важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).

 

Большие и малые социальные группы.

Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

 

Основные методы и техники клиент-центрированного подхода в консультировании и терапии.

Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гума­нистическом клиент-центрированном подходе, разработанном аме­риканским психотерапевтом Карлом Роджерсом. В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивиду­альный подход к консультативной работе с семьей, опора на личнос­тные ресурсы клиента и психолога, закономерности и психотерапев­тический потенциал общения в диаде (консультант — клиент) и в группе (в том числе и семейной); использование потребности в по­мощи, ее профессиональный характер. Таким образом, эта модель предполагает, во-первых, установле­ние контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зре­ния, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психо­логической диагностики, направленной на выявление причин небла­гополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, соб­ственно консультативную работу, коррекционные или психотерапев­тические мероприятия, направленные на снятие имеющегося небла­гополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Гуманистический клиент-центрированный подход подразумевает установку психолога-консультанта на активное слушание и понима­ние клиента, его безусловное принятие, безоценочное отношение, эм-патию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность делают его образцом душевного равновесия, чем позитив­но влияют на процесс консультирования и его результат. Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консуль­тант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о сла­бом, безвольном, не способном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном. Наоборот, для клиент-центрированного подхода в кон­сультировании характерно позитивное представление о человеке.

 

Девиантное поведение детей и подростков. Делинквентность. Аддиктивное поведение. Общая характеристика.

Подростковый возраст является определенным этапом созревания и развития человека между детством и взрослостью, это один из важных периодов становления личности. Проблема девиантности носит междисциплинарный характер и находится на стыке социологии, психологии, медицины, биологии, юриспруденции и этики. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т.д.), считаются нормальными, или общество относится к ним довольно толерантно. Наряду с термином «девиантное поведение» исследователями употребляются как синонимы термины «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение», «дезадаптивное поведение», «асоциальное поведение», «неадекватное поведение», «деструктивное поведение», «акцентуи-рованное поведение» и т.п. Если говорить о девиантных отклонениях в поведении подростков, то по мнению К. Левина, подросток находится в положении маргинальной личности (принадлежащей к двум культурам). Он больше не хочет быть в сообществе детей, и в то же время он знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряж.нность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам. Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения. Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Согласно И.А. Горьковой, «важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.006 с.)