Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии периодизации возрастного развития. Периодизации возрастного развития, предложенные отечественными и зарубежными психологами.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным. Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед. В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно. Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания. Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста. Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование. Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов. Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них. 3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня. 1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ. 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей. Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов: 1) доверие – недоверие (1 год); 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года); 3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет); 4) умелость и неполноценность (6-11 лет; 5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики); 6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст); 8) целостность и безнадежность. На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу. Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет). Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации. Периодизация Л.С. Слободчикова: 1 ступень – оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет); 3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). А. Дистервег установил три возрастные стадии: 1 стадия – господства ощущения: 2 стадия – господства памяти; 3 стадия – господства разума. Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека. Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.
12. Межэтнические, межконфессиональные и межрелигиозные конфликты.
Сфера межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации была и остается одним из самых проблемных и сложно регулируемых аспектов жизнедеятельности общества. Современная миграция населения приобрела характер вынужденных переселенцев и представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. К тому же, надо признать, что миграционные потоки, «неоднородны по этническому и социальному наполнению, по определяющим причинам миграции, по направленности, протяженности в пространстве и во времени». Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом. Это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями: 1. в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку; 2. стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде; 3. в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации; 4. новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка; 5. этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп. Примеры: 12 июня 2011 года — межэтнический конфликт в посёлке Кобралово — массовая драка между русскими и дагестанцами, начавшаяся на дискотеке в честь Дня России. 2 июля 2011 года — конфликт на Урале в поселке Сагра под Верхней Пышмой между местными жителями и наркоторговцами — азербайджанцами и цыганами. В результате конфликта от полученного огнестрельного ранения скончался 28-летний уроженец Азербайджана. 20 июня 2012 года — конфликт в Осинском районе Иркутской области между жителями поселка Бильчир и работающими на местной пилораме гражданами Китая, в результате которого пострадали десятки человек, трое их них оказались в больнице. 22 июня 2012 года — конфликт в поселке Демьяново Подосиновского района Кировской области между местными жителями и уроженцами Дагестана. По предварительным данным, 3 человека получили ранения.
Историей не раз доказано, что религией часто манипулировали различные силы, а обращение к ней в ходе того или иного конфликта, как правило, влекло за собой его ужесточение. Анализ религиозных конфликтов позволил конфликтологам выделить следующие их основные типы: конфликт религии с традицией («материнским лоно»); конфликт религии с иноверием (другой религией); конфликт религии с ересью (внутриконфессиональным компонентом); конфликт религии с неверием (атеизмом). онфликт религии с «иноверием» присутствует всегда в межконфессиональных отношениях, так как любая религия рассматривает себя как религиозную истину, считая все другие религиозные течения и ответвления ложными. Сама природа религии не допускает существования других религий, что и приводит к межконфессиональной напряженности. Мировой опыт показывает, что в ходе исторического развития конфликты с иноверием до сегодняшнего дня не только сохранились, но и расширили свою географию, например: противостояние ислама и христианства выражается в карабахском, осетино-ингушском, югославском конфликтах, в ущемлении прав славян в центральноазиатских государствах СНГ и т.д.; противостояние иудаизма и ислама вылилось в палестино-израильский конфликт; начиная с 1983 г., правительство Судана насильственно обращает в мусульманство живущих в стране протестантов; в Бирме ведутся военные действия против племени «карен», в большинстве своем протестантов, борющихся за независимость (они насильственно обращаются в буддизм, а в случае отказа подвергаются казни). На сегодняшний день мировые религии в основном локализованы территориально. Это свидетельствует о существовании незримой связи между вероисповеданием и этносом (суперэтносом), хотя прямой зависимости здесь нет. В то же время есть культурная совместимость конкретных этносов и религий. В России, например, вопреки православной традиции, большинство татар и башкир довольно легко приняло ислам. Конфессии служат индикатором принадлежности отдельного человека и этноса к «своему» суперэтносу. Религии как бы блокируют слияние суперэтносов. Существует много общего в теологии христианства, ислама и даже буддизма. Но все попытки создать на их основе межсуперэтническую систему терпели крах и приводили только к кровопролитиям. Практика свидетельствует о том, что между некоторыми из религий сложилось своеобразное «поле напряженности» (повышенной конфликтности). Традиционные религии, являясь формирующей и связующей доминантой «своих» суперэтносов, претендуют на «вселенскую значимость», то есть на расширение ареала по всему миру. Религиозные ценности – общий суперэтнический знаменатель, определяющий геополитическую ориентацию. Религиозная карта мира имеет прямое отношение к политической карте мира, и поэтому на земле нет «конфессионального вакуума». Исторический опыт межсуперэтнических религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.007 с.) |