Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы экономической теории

Поиск

микроэкономика - ис­следует поведение отдельных экономических субъектов

макроэкономика - рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики

мировая экономика (мегаэкономика) - рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.

Метод науки - принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.

Диалектический метод:

• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;

• развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

• движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.

Метод научной абстракции — суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).

Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элемента­ми, противоречия и намечаются пути их устранения.

Метод индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формулирование гипотез и подтверждение их фактами).

Метод исторического и логического — исследования происхождения явления, этапов и тенденций его развития.

Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.

Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать при­чины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.

Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.

Экономический эксперимент — это искусственное воспроиз­ведение экономических явлений в определенных условиях с це­лью их изучения и дальнейшего практического изменения.

Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.

2. Классическая школа (А.Смит, В.Петти, Д.Рикардо)

Англия XVII-XIX

-Зарождение и развитие промышленного капитала.

-Создание трудовой теории стоимости

-Основная сфера хозяйства- промышленное производство.

-Богатство- товары.

-Источник богатства – прибавочный труд наемных рабочих.

-Стоимость товара определяется затратами труда работника на его создание или производство.

W=(C+V)+m

W-стоимость товара

С- постоянный капитал

(C+V) – издержки

V – переменный капитал

m – прибавочная стоимость.

-Рост общего богатства обеспечивается за счет производ. труда наемных работников, те засчет роста объемов товаров, услуг.

А.Смит:

-Теория рыночного механизма и свободного предпринимательства.

- Цена товара на рынке зависит от мех. спроса, предложения, конкуренции.

-Задача гос-ва не вмешиваться в рыночный механизм, а только определять долю налога.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд всфере материального производства. У. Петти принадлежит крылатая фраза: "Природа – мать, а труд – отец всякого богатства". Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И. Ньютона в физике. В своей работе "Исследование о причинах и природе богатства народов" (1776 г.) А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но, направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под "невидимой рукой" А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов

Марксизм и Маржинализм.

Теория Маркса сер.19 века Англия.-бурное развитие промышленного капитализма.W=C+(V+m)(V+m) – новая стоимость (стоимость, созданная наемным рабочим)Маркс отталкивается только от теории трудовой стоимости и тщательно изучает механизм не только прибыли и нац богатства, но и механизм распределения созд. стоимости. Маркс формирует закон всеобщего накопления капитала, из которого следует, что рост нац. Богасва осуществляется засчет механизма эксплуатации классом собственников класса наемных работников.

Следующий шаг в развитии экономической науки связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. конструированная ими экономическая теория, – марксизм – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала. Это явление представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий

класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая lействительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее, нельзя отрицать, что К. Маркс сделал большой вклад в развитие экономической теории.

60-е годы 19 века. К.Менгер- Основа- теория рын механизма.-Вводится предельные величины, в частности предельная полезность.-Главная фигура НЕ производитель, а потребитель.Сфера потребления – главная.

-Цена зависит от псих. Субъективной оценки полезности товара самими потребителем.-Потребитель формирует спрос.В частности, австрийские ученые-экономисты (Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер) создают теорию маржинализма ("маргинальный" – крайний, предельный), которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Провозглашается принцип рационального поведения человека, т.е. человека, который руководствуется в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Основатели маржинального направления в экономике, придавая особое значение субъективизму, ввели в практику экономического анализа психологическую составляющую, принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Согласно воззрениям маржиналистов ценность благ определяется не затратами труда, а субъективными оценками покупателя и продавца, и в основе цены блага лежит предельная полезность – "субъективная полезность отдельного экземпляра того или иного блага, с помощью которого удовлетворяется наименее настоятельная потребность в товарах данного вида".

Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, что создало возможность для математической интерпретации многих экономических ситуаций. Сторонники австрийской школы были убежденными противниками широкого вмешательства государства в экономику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.174 (0.007 с.)