Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и сущность денег. Функции денег. Современные деньги.

Поиск

Стоимость товаров измеряется в деньгах. Деньги — особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента стоимости всех других товаров

В теории рыночной экономики под деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.

Деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность использования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержками обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.

Функции денег

• мера стоимости — выражают стоимость всех других товаров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономическую ценность данного блага).

• средства обращения — выполняют роль посредника в процессе товарного обмена, который называется товарным обращением: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т – купля. Эта функция позволила заменить натуральный обмен одного товара на другой (бартер).

• средство сбережений или накопления — деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покупка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.

• средство платежа — используются тогда, когда товары продаются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной ренты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;

• роль мировых денег — обслуживают международные торговые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.

В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:

Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.

Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные деньги практически не имеют собственной вещественной стоимости. Раньше они выступали как представители (заместители) золота в обращении. С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.

Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.

Виды кредитных денег

• вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы;

• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совершении кредитных операций;

• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.

• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.

Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных банков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных денег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

Теории денег

• металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естественных свойств;

• номинальная — деньги считаются знаками стоимости, условными счетными единицами, а товарная природа денег отрицается;

• количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);

• регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количество денег в обращении может определяться государством.

 

 

10. Сущность и функции рынка.Рын. механизм.Рыноксистема экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

Сущность рынка

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; част­ная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-про­дажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения куп­ли-продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики:

· экономическая свобода участников рыночной экономики;многообразие форм собственности;

· примат потребителя (производство для потребителя);наличие инфраструктуры производства и потребления;

· рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);конкуренция в различных формах;

· государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономиче­ских операций;

· саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и тех­нических разработок, снижение затрат на производство продук­ции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;• санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;• социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Рыночная экономика способствует:

• удовлетворению раз­нообразных потребностей людей, повышению качества то­варов и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

• свободе выбора и действий потребителей и производителей;• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;

• максимальному использованию достижений и стимулирова­нию научно-технического прогресса;

• невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;• созданию стимулов к труду. негативные черты рыночной экономики: • монополизация рынка ведет к ограничению конкурен­ции, падает эффективность распределения ресурсов;• рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок; • рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов; • рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.006 с.)