Искусство средневековой Руси (IX-XVII вв. ): развитие архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство средневековой Руси (IX-XVII вв. ): развитие архитектуры



Искусство Киевской Руси Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». У восточных славян были свои деревянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой. Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum» стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича плинфы и камня на разовом известковом растворе цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративной задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича.

От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол.

Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав – боковые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы. Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение величавого и строгого Христа –Вседержителя. Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены масляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды сохранились значительно лучше.

Все изображения купола и апсиды носят монументальный характер. Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контурами. Фигуры тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются условностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам.

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов церкви, выполнены в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лиловых тонов с цветными тенями – серо-фиолетовыми, серо-зелеными и т. д. Мозаика сводов и фигуры отцов церкви отличаются более темной гаммой (темно -зеленых, темно -красных, синих тонов).

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и каменных кубиков неправильной формы, различной величины и цветов –прозрачных (глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени малярными записями. Их расчистка началась в 1936 году

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской Софии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом нахоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Росписи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей, конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов, цирковых состязаний в Константинополе и т. д.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 10451050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородская София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новгородскому духу. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мозаик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кирпич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось изначальной живописи.

Искусство периода феодальной раздробленности В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале ХII века новгородский князь Мстислав построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище (1113 г.). Этот собор повторял план киевских соборов конца ХI - начала ХII веков и представлял шестистолпное сооружение с пятью главами (сейчас он имеет одну главу). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады, расчлененные лопатками, украшены плоскими двухступенчатыми нишами.

В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антониева монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у северо–западного угла и живописная ассиметричная группа из трех глав, из которых одна расположена в центре, вторая – башней, а третья над противоположным юго-запад-ным углом собора.В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложен Георгиевский собор, но размером и художественным качеством занявший значительное место в Новгороде.

Этот собор был также шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной части. Квадратная башня с западной стороны органически слита с массивной главной частью собора, завершенного тремя главами. Фасады его расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю структуру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон.

Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новгороде, так же как и в других русских областях, начинают строить небольшие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширяется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.).

С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший в XII в. политическим центром Ростово-Суздальского княжества, получившего название Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Боголюбском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимавший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был богато украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трехнефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по закомарам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фризам из арочек и стройных полуколонок. Наружный облик Успенского собора, который был епископским храмом, отличается строгостью.

Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом. Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной манере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделировка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (левое деление южного фасада.

К северу и югу от собора были расположены дворцовые здания из белого камня и кирпича.Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половиныXII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, покрыт по закомарам).

Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохранились очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фрагменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и Всеволода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.145 с.)