Роль католической церкви в политической жизни средневековой Европы. Крестовые походы: причины, основные этапы и итоги. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль католической церкви в политической жизни средневековой Европы. Крестовые походы: причины, основные этапы и итоги.



Раннее Средневековье было ознаменовано осложнением отношений между римско-католической церковью, Византией и Остготским королевством. Короли, знать и большая часть Остготского королевства исповедовали арианство.
Правители Остготского королевства опирались на крупное римско-готское землевладение, – как на церковное, так и на светское. Папа римский продолжал округлять свои землевладения, а короли-ариане никаких препятствий в этом начинании ему не чинили. Однако, остготским королям было совсем не безразлично, кто будет избран на трон Св. Петра. «Борьба за папский престол имела не только личный, но и политический характер; арианское остготское королевство стремилось укрепить и создать прочную базу в Италии, Византия же мечтала о воссоединении империи».[1]

Фактически, римские папы избирались остготским королем (несмотря на декрет о выборах, изданный в 499 г. папой Симмахом, по которому папе принадлежит право указать желательного преемника, в том случае, если папа умирал внезапно, новый понтифик избирался по жребию). Византия была недовольна таким положением, так как отвергала римскую формулу двух естеств в Христе, склоняясь к монофизитству. Между 520-530 гг. в Италии разгорелась война между Византией и остготским королевством, в ходе которой Остготское королевство было полностью сокрушено и перестало существовать. Территория
Италии полностью отошла к Византии, которая на этот момент уже обладала
Сицилией и югом Испании. Варварские королевства также не могли противостоять Византии и были ею вскоре покорены. Вместе с уничтожением
Остготского королевства (552 г.) император Юстиниан I Великий получает контроль за процессом избрания на папский престол, таким образом, превращая папу в орудие императора. На мой взгляд, это естественное стремление императора обладать не только светской, но и духовной властью. Однако, такая позиция Юстиниана по отношению к папству вызывает недовольство в
Италии, Африке и Галлии. Фактически, встал вопрос di segregazione[2]
Западной и Восточной церквей. Постепенно Италия, особенно северная и центральная ее части, во главе с Римом, отрывались от Византии. Я думаю, это объяснялось тем, что зимой сообщение между Константинополем и Римом почти прекращалось и Рим получал свободу действий. Но, Рим, а именно римское духовенство, не желало вражды с Византией, так как Константинополь защищал Рим от лангобардов.

Ситуация крайне меняется с избранием на папский престол в 590 г. правнука папы Феликса III Аниция, принявшего имя Григорий I. Григорий I в отличие от большинства предыдущих пап был избран римским духовенством, а уже потом император Маврикий утвердил его избрание (обычно император первым представлял Риму своего кандидата на папский престол). При Григории I Рим неоднократно подвергался нашествию лангобардов, однако Григорий не просит помощи у Византии, а предпочитает откупаться от варваров. «Отдельные императорские гарнизоны, были совершенно недостаточны для защиты от лангобардов, и в стране стали возникать пограничные поселения военного типа с маленькими крепостями».[3] Военные поселения образовывались на земле крупных землевладельцев, которые обычно становились управляющими поселений
(трибунами). Так как церковь владела огромными землями, то трибунами становились епископы. И постепенно вся власть (военная, судебно- административная) переходит из рук византийских чиновников к крупным землевладельцам. Но Григорий I не учел того обстоятельства, что епископов, сосредоточивших у себя крупные землевладения, трудно будет подчинить папской власти. Григорий I разрешил эту проблему путем повышения арендной платы и налогов. «Много усилий потратил он на организацию папских владений, значительная часть которых находилась на юге Италии, на Сицилии, в
Далмации, Испании. Всюду он назначил экономов … поручил им составить подробный реестр доходов. Часть доходов он предназначил на нужды населения
Рима и выкуп пленников».[4] В отношении Византии папа вел хорошо спланированную политическую игру. Он использовал ослабление империи, для того чтобы восстановить папский авторитет. При формальном нейтралитете по отношению к Византии, Григорий I вел тайные переговоры с антиохийским и александрийским епископами, подстрекая их сопротивляться требованиям константинопольского патриарха. В конце концов папа прямо заявил о непризнании церковью «вселенского» титула патриарха, заявив, что существует лишь титул «верховного епископа», на который может претендовать только епископ римский, то есть папа. Но папа Григорий сохранял лояльность по отношению к светским правителям Византии. Он не колеблясь, поддержал императора Фоку (602-610 гг.), когда тот, после убийства Маврикия был возведен на престол. Мне кажется, что таким образом, Григорий I стремился не только к тому чтобы стать светским правителем, но и к тому, чтобы упрочить авторитет католической церкви в Европе.

Борьба между папой и константинопольским патриархом выявила единственного главу церкви – римского папу. Теперь, когда авторитет церкви на высоте, Риму необходимо установить связь с большинством европейских держав и обратить их правителей в свою веру, что и осуществляет Григорий.
Политика Григория характеризовалась поворотом к новым возникающим в
Западной Европе государствам. Он установил контакты с королями Испании, с
Брунгильдой – королевой Австразии, и прежде всего с лангобардами. Я считаю, основной достижением Григория I было обращение англосаксов в христианскую веру. Начинания папы Григория Великого явились поворотным пунктом в истории католицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать 300 лет. Григорий
I в период своего понтификата стал светским главой Рима и заложил основы могущества церковного государства. Григорий I скончался в Риме 12 марта 604 г., уже современники назвали его Великим, традиция зачислила его в список докторов церкви.

Григорий I вывел римско-католическую церковь из под контроля византийского императора. Григорий во многом увеличил авторитет папской власти за счет ослабления Византийской империи. Естественно, этого могло и не быть в том случае, если бы Константинополь уделял большее внимание
«нейтральной» политике Рима. Однако, в это время Византийская империя подвергалась нападениям лангобардом и несла огромные материальные потери, в отличие от Рима, который предпочитал платить лангобардам, а затем стремился сделать их союзниками, обратив в католицизм. Византия имела один светский и два духовных центра. Борьба за власть между римским и константинопольским духовенством была неизбежна, так как римский папа все больше подчеркивал свои притязания на власть «во всей церкви», а константинопольский патриарх носил титул «вселенский», что говорило о его превосходстве над властью римских пап. Григорий I поставил для себя цель – наладить связь с Европой и обратить ее в католицизм, что он и сделал. Григорий Великий предвидел, что
Европа обеспечит процветание римско-католической церкви. К сожалению, бесталанность преемников Григория I в значительной мере ослабила эффект его деятельности.

Часть 2. Обретение папой светской власти.

В предыдущей части я рассмотрела и проанализировала проевропейское направление политики папы Григория I. Григорию I удалось обрести светскую власть в Риме, но после его смерти необходимо было избрать достойного преемника для того, чтобы эту власть удержать.

В 691 г. осенью в Трулле – купольном зале императорского дворца в
Константинополе был открыт собор, одобривший 102 канона, регулирующих церковную жизнь. Собор признал недостоверными Апостольские Постановления
(сборник из 8 книг, якобы написанных апостолами). Юстиниан II, византийский император, не смог принудить папу Сергия I (687-701 гг.) изменить обычаи римской церкви. Единственное, что мог сделать Юстиниан – это созвать собор.
Собор был признан урегулировать церковно-правовые отношения в христианстве.
«Папа Сергий послал на собор двух легатов. Каноны собора преследовали цель поднять христианскую мораль и покончить с остатками языческих обрядов.
Собор разрешил духовенству вступать в брак».[5] Папские легаты одобрили решения собора, но сам папа высказался против, так как собор навязывал западному христианству обычаи восточной церкви. Мне кажется, что основная причина недовольства Сергия I крылась в том, что собор уравнял в правах константинопольского патриарха и римского папу. Таким образом, византийский император получил отпор при попытке вмешательства в дела католической церкви. Я полагаю, что Сергий I, отказавшись принять решения собора, подтвердил религиозную и политическую независимость Рима от византийских василевсов. Рим все больше отдаляется от Константинополя. Особенно это стало заметно в период понтификата Константина (708-715 гг.) и Григория II
(715-731 гг.). Константин и Григорий II также как и Григорий Великий старались напрямую не выражать недовольства политикой Византии. Константин не одобрял политическую линию, проводимую Юстинианом II, однако согласовал с ним спорные вопросы собора в Трулло. Когда Юстиниан II был убит заговорщиками, во главе которых стоял императорский офицер Барданес, папа
Константин отказался признать узурпатора (Барданеса). Таким образом,
Константин использовал внезапно возникшую неразбериху вокруг наследника византийского престола для того, чтобы еще больше отдалится от Византии.
Григорий II продолжает искать союзников в государстве Меровингов в Англии, а также среди недавно обращенных в христианство племен, находящихся за
Рейном. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III, но следил за тем, чтобы дело не дошло до антиимперского восстания, так как понимал, что не наступил еще удобный момент для освобождения из под власти
Константинополя. В 751 г. лангобарды захватили византийскую Равенну и включили этот город с прилегающими провинциями в свое королевство. Таким образом, уже при папе Захарии (741-752 гг.) Рим был освобожден из под власти Восточной Империи.

В 754 г. на реке Эна (Франкское государство) произошла встреча между папой Стефаном (II) III и франкским королем Пипином III Коротким. Франкский правитель обещал основать церковное государство, которым будут править папы, и защищать его. Папа Стефан в ответ на это, признал Каролингов законными королями Франкского королевства. Этот договор между папой и королем спас Рим от лангобардов. Кроме того, король лангобардов Айствульф под давлением франков передал папе Равенский экзархат. Передача этих земель папе именуется Пипиновым даром. Союз между папой и Франкским государством оказался решающим фактором западной политики.

Взаимоотношения с папами и вытекающие из них конфликты окажутся в будущем главной проблемой западноевропейских империй, первая из которых, -
Франкская, - была основана в 800 г.

Часть 3. Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров (IX-XI вв.).

После того как папа получил светскую власть, он стал собственником всех земель на территории папского государства. Таким образом, никто кроме папы не может отдавать в аренду или продавать земли.

Однако, римская земельная знать не соглашалась подчиняться папским чиновникам и желала заполучить земельное могущество понтифика. Для баронов, папа являлся, прежде всего самым богатым, крупным и сильным феодалом. В борьбе с феодальной знатью папство пыталось объединить вокруг себя мелких феодалов. Но это привело к тому, что папские родственники (обычно они назначались управляющими этих маленьких бароний) после смерти il papa natio[6] при следующем понтифике попадали в опалу (так как законодательно отсутствовала наследственная передача Престола Св. Петра, а новоизбранный папа пытался упрочить свои позиции за счет привлечения родственников), что вынуждало их (так как они не могли противостоять силе нового понтифика) соединятся со знатными конкурентами папы и вести против него такую же борьбу как и старые земельные магнаты.

В середине IX в. появляются лжеисидоровы декреталии, представляющие собой сборник, составленный (больше чем на половину) из подложных документов. Основная идея декреталий сводилась к тому, что епископат должен быть поставлен под опеку римского папы. Согласно декреталиям, папа был свободен от ответственности перед королем и людьми. Мне кажется, что при помощи этого наполовину сфальсифицированного сборника, папство пыталось вернуть людям веру в святость римского епископа. Нечто подобное произошло уже в XIX в., в 1869 г., когда «Пий IX созвал Первый Ватиканский вселенский собор, который провозгласил догмат о непогрешимости папы».[7]

В ходе ожесточенной борьбы между римскими феодалами и папством, из рук римского епископа постепенно начинает уходить светская власть. В результате папа вновь оказывается под контролем императора, но на этот раз уже императора Франкской империи. Император Франкского империи Лотарь I издал Constitutio Romana, закон, который урегулировал отношения папы и императора в пользу последнего. Данный акт признавал верховенство императора над понтификом. Согласно этому закону новоизбранный папа обязан присягать на верность императору. Церковный совет находился под контролем императорского уполномоченного.

Во второй половине IX в. феодальный распад и процесс дальнейшей децентрализации власти быстро усилился. После императора Лотаря I территория империи раздробилась на ряд самостоятельных феодальных государств. В это время на папский престол восходи Николай I (858-867 гг.).
Николай I произвел так называемое разделение властей. Он разрешил вечный спор между папой и императором за власть, решив, что впредь император не будет присваивать себе роли римского епископа, а папа имени императора.
Исходя из такого представления о папстве, Николай I требовал всеобщего признания своего авторитета. Я полагаю, что могущество папства при Николае
I объясняется слабостью власти ближайших преемников Карла Великого, наследовавших отдельны части его распавшийся империи.

В X в. папа попадает под контроль знатной семьи Теофилактов. Снова начинается борьба за папский престол, которая истощает казну папского государства. В результате распрей папа римский становится вассалом префекта
Рима Альбериха Теофилакта. Он уже не утверждает кандидатуру, предложенную духовенством, а прямо назначает папу. Незадолго до смерти, Альберих взял клятву с римской аристократии, что при ближайших выборах папы они будут голосовать за его сына Октавиана. Кроме того, Альберих заявил, что светская власть передается его сыну по наследству.

В 955 г. Октавиан был избран римским папой, и взошел на престол под именем Иоанн XII. Но «молодой» папа (ему было 18 лет) не мог руководить целым государством. «Материальную базу курии подрывали, угрожая основам папского государства, чрезмерные притязания земельной аристократии, избавившейся после смерти Альбериха от его террора. Крупные представители итальянской знати и духовенства постепенно становились независимыми от папы».[8] Стало ясно, что папское государство не может существовать без королевской или императорской опеки, без сильной руки. Иоанн XII был вынужден искать светского покровителя, коего он, и нашел в лице германского короля Оттона I. Сам факт обращения папы за помощью к королю поставил
Иоанна XII в подчиненное светскому правителю положение. Оттону не было нужно укрепление авторитета папы, ему нужна была лишь корона, полученная из рук папы римского. Оттон поощрял концентрацию крупных земель в руках епископов. Иоанн XII, поняв политику Оттона I, изменил присяге императору и вступил в переговоры с врагами Оттона, подстрекал венгров и византийцев напасть на Германию. Оттон I, в свою очередь, прибыл в Рим с целью организовать собор, на котором вскоре папа Иоанн XII был предан проклятью и низложен. Результатом проведения собора был закон, смысл которого состоял в том, что папа будет избираться с согласия германского императора.

В середине XI в. папство вступило в острый конфликт с Византией. Папа
Лев IX (1049-1054 гг.) потребовал от Византии возвращения папству земель
Южной Италии. Однако, Византия не пошла на поводу у Рима и собрала собор, на котором император Византийской империи обвинил Рим в искажении одного из наиболее существенных догматов веры («святой дух исходит не от одного Бога, но и от сына»). На основании этого, собор пришел к выводу, что дальнейшее общение Востока (Византии) с Западом (Римом) невозможно, и 1054 г. был ознаменован разделением церквей.

Таким образом, исключительное положение, которое занимал папа в VII-
IX вв. в Европе, свелось практически к нулю в IX-XI вв. Папа перестал быть самостоятельным правителем и главой римско-католической церкви одновременно.

Крестовые походы на Восток

 

В эпоху Средневековья Христианство не имело ограничивающих ее действия рамок. В частности, Римская церковь исполняла не только свою духовную функцию, но и влияла на политическую жизнь многих стран. Вы также можете ознакомиться с темой: борьба Католической церкви с еретиками. Чтоб закрепить свою власть в обществе церковь шла на весьма нехристианские поступки: под знаменами католической церкви развязывались войны, казнили всех, кто в той или иной степени не поддерживал католическую идеологию.

Естественно, рождение и развитие Ислама на Востоке не могли пройти незамеченными Римской церковью. С чем ассоциировался Восток у католического духовенства? Это в первую очередь несметные богатства. Нищая, вечно голодная Европа, прикрывши свои алчные побуждения именем Иисуса Христа, пошла грабительскими походами на Святую землю.

Цель и причины Крестовых походов

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян. Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим.

За два столетия католической церкви удалось организовать восемь Крестовых походов, большинство из них было направленно не только на Восток, но и на территории Прибалтики.

Последствия Крестовых походов

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

Еще в начале XX века Ватикан принес официальные извинения перед мусульманским миром за Крестовые походы.

11 Классическое средневековье и образование сословно – представительских монархий в Западной Европе. Столетняя война.

В XIII – XV вв. в странах Западной Европы складываются черты новой формы средневекового государства – сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия – это форма феодального государства, в котором относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий. В основе централизации средневековых государств стран Западной Европы лежали, прежде всего, социально-экономические причины.

Со второй половины XI в. Наблюдается подъем земледелия в странах Западной Европы. Повсеместно распространяется трехполье, расширяются посевные площади, осваиваются залежные земли, расчищаются леса. Урожайность повышается благодаря лучшей обработке земли и применению удобрений. Интенсификация хозяйства повысила уровень жизни населения, реже стали голодовки и эпидемии. Рост производительности труда наблюдался, прежде всего, в крестьянском хозяйстве. Феодалам стало выгодно вместо барщины взимать налоги с крестьян деньгами. В связи с этим сокращалась, а местами исчезала барская запашка, а земля раздавалась крестьянам в наследственные держания.

Замена отработочных повинностей оброком диктовалась интересами феодалов и сопровождалась усилением эксплуатации. Хотя крестьяне приобретали при этом большую хозяйственную самостоятельность, они вынуждены были отдавать феодалу все более значительную часть производимого ими продукта. Крестьяне сопротивлялись усилению эксплуатации: отказывались уплачивать новые поборы, бежали в города, уходили в другие места, массами вступали в крестоносные ополчения, поднимали открытые восстания. Большей частью борьба крестьян носила локальный характер. Восстания жестоко подавлялись, но проходили бесследно. Феодалы вынуждены были отказываться от чрезмерных требований, устанавливать более или менее твердые нормы повинностей, что создавало условия для развития крестьянских хозяйств и вовлечения крестьян в товарно-денежные отношения.

Заметно оживилась и городская жизнь. Поднимались пришедшие в упадок старые города и возникали новые. В городах сосредоточивались ремесло и торговля, хотя еще долгое время городское население продолжало заниматься и сельским хозяйством. Постепенно города начинают добиваться свободы различными способами. Королевская власть не сразу оценила выгоды от освободительной борьбы городов и вначале поддерживала то одну, то другую сторону в зависимости от того, кто больше платил. Но постепенно она все больше склонялась к поддержке городов, которые являлись самыми надежными союзниками в борьбе с феодальной знатью. С помощью городов монархии удалось справиться со своими политическими противниками и занять независимое положение. Свободные города распространяли свое влияние на сельскую округу. В них скрывались беглые крестьяне, обретая в городах свободу.

В борьбе c крупными феодалами королевская власть использовала поддержку общественных сил, заинтересованных в ликвидации феодальной раздробленности и централизации государства. Короля поддерживали отдельные группы господствующего класса, прежде всего мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с его помощью упрочить свои права на владения. Пользуясь этим, король стал устанавливать прямую зависимость мелких вассалов от монархии.

Королевская власть находила также поддержку среди значительной части духовенства, заинтересованного в установлении внутреннего мира и нуждавшегося в охране своих прав на церковную собственность. Используя право «покровительства», короли починяли церковную иерархию, защищали привилегии духовенства от покушения светской знати. За это духовенство прославляло королей, придавало их власти ореол святости и тем самым укрепляло ее авторитет.

Но наиболее действенную помощь в борьбе с феодальной знатью король находил в лице поднимавшихся городов. На определенном этапе политического развития у монархии и у городов оказался общий противник – феодальные магнаты, что послужило основой их временного союза. Города, ведя борьбу против своих сеньоров, сокрушали могущество феодальной знати и облегчали подчинение ее королем. За поддержку и покровительство короля они щедро вознаграждали его денежными взносами и военной помощью. Но союз этот был недолгим. Укрепившись, король лишил города вольностей, поставив их под власть своих чиновников. Король не везде поддерживал освободительную борьбу городов, а только там, где сталкивался с враждебными ему сеньорами. Коммуны возникали преимущественно вокруг королевского домена. Освободившиеся города становились коллективными королевскими вассалами, обязанными оказывать монархии денежную и военную помощь.

Столетняя война 1337—1453 гг., война между Англией и Францией. Осн. причины войны: стремление Франции вытеснить Англию с юго-запада страны (провинция Гиень) и ликвидировать этот последний оплот английской власти на франц. тер., а Англии — упрочиться в Гиени и вернуть утраченные ранее Нормандию, Мен, Анжу и др. франц. области. Англо-французские противоречия осложнялись соперничеством из-за Фландрии, формально находившейся под властью франц. короля, но фактич. независимой и связанной торг, узами с Англией (англ, шерсть была основой сукноделия во Фландрии). Поводом к войне послужили притязания англ, короля Эдуарда III на французский престол. На стороне Англии выступили герм, феодалы и Фландрия. Франция заручилась поддержкой Шотландии и рим. папы. Англ, армия в основном была наёмной, находилась под командованием короля. Её основу составляли пехота (лучники) и наёмные рыцарские отряды. Основой франц. армии было феод, рыцарское ополчение (см. Рыцарское войско).

Первый период С. в. (1337-1360) характеризовался борьбой сторон за Фландрию и Гиень. В Слёйсском морском сражении 1340 англичане нанесли франц. флоту тяжёлое поражение и завоевали господство на море. В авг. 1346 в битве при Креси они добились превосходства на суше, а в ходе 11-мес. Осады овладели мор. крепостью и портом Кале (1347). После почти 10-летнего перемирия (1347—55) англ, армия развернула успешное наступление по овладению юго-западом Франции (Гиень и Гасконь). В сражении при Пуатъе (1356) франц. армия вновь была разгромлена. Непомерные налоги и поборы, установленные англичанами, и царившая в стране разруха стали причиной восстаний франц. народа — Парижское восстание под руководством Этьена Марселя 1357—58 и Жакерия (1358). Это вынудило Францию подписать в Бретиньи (1360) мирный договор на чрезвычайно тяжёлых условиях — передача Англии земель к югу от Луары до Пиренеев.

Второй период С. в. (136 9—8 0). Стремясь ликвидировать завоевания Англии, король Франции Карл V (правил в 1364—80) реорганизовал армию и упорядочил налоговую систему. Франц. рыцарское ополчение было частично заменено наёмными пех. отрядами, созданы полевая арт-я и новый флот. Главнокоманд. армией (коннетаблем) был назначен талантливый военачальник Б. Дгогск-лен, получивший широкие полномочия. Используя тактику внезапных нападений и пар-тиз. войны, франц. армия к концу 70-х гг. постепенно оттеснила англ, войска к морю. Успеху воен. действий способствовало применение франц. армией арт-и. Сохранив ряд портов на побережье Франции (Бордо, Байонна, Брест, Шербур, Кале) и часть франц. тер. между Бордо и Байонной, Англия в связи с обострившейся обстановкой внутри страны (см. Уота Тайлера восстание 1381) заключила перемирие с Францией, в к-рой также начались нар. волнения.

Третий период С. в. (141 5—2 4). Воспользовавшись ослаблением Франции, вызванным обострением внутр. противоречий (междоусобная война феод, группировок — бургундцев и арманьяков, новые восстания крестьян и горожан), Англия возобновила войну. В 1415 в сражении при Азенкуре англичане нанесли поражение французам, с помощью вступившего с ними в союз герцога Бургундского овладели Сев. Францией, что вынудило Францию подписать 21 мая 1420 в Труа унизительный мирный договор. По условиям договора Франция становилась частью объединённого англо-франц. королевства. Англ, король Генрих V объявлялся правителем Франции на правах регента, а после смерти франц. короля Карла VI получал права на франц. престол. Однако в 1422 внезапно скончались и Карл VI и Генрих V. В результате обострившейся борьбы за королевский престол (1422—23) Франция оказалась в трагическом положении: расчленённой, разграбленной захватчиками. Население на тер., занятой англичанами, было задавлено налогами и контрибуцией. Поэтому для Франции война за королевский престол переросла в национально-освободит. войну.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.037 с.)