Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личности. Девиантное поведениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы темы Культура: понятие, функции и значение в обществе. Культурные этноцентризм и релятивизм. Ценности и нормы в культуре общества. Субкультуры и контркультура. Ценностные ориентации и социальные установки индивида. Теории развития личности. Социализация личности. Социальный контроль. Виды норм и санкций. Конформизм и девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Аномия. В человеке «состоявшемся» (в отличие от феральных, диких детей человека, воспитанных животными, – такие редчайшие случаи описываются учеными с XVIII в.) наряду с природными чертами присутствуют и особенности, присущие данной общности людей, начинающиеся с членораздельной речи и языка общения и продолжающиеся в общих чертах образа жизни, обрядов, правил, норм, окружающих предметов быта и многих других проявлений, носящие обобщенное название культуры. Определений понятия «культура» не мало: от простейшего – «культура – это все, что произведено человеком», до более пространных – «культура – это ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества», «культура – это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы» и т. п. Функции культуры, такие как познавательно-эвристическая, функция передачи от поколения к поколению знаний и предметов материального производства, регулятивная, ценностная, отражают ее определяющее значение в социальном прогрессе. Культурам различных обществ присущи как общие черты, получившие название универсалий, так и специфические, отражающие суть различий обществ, разнообразие культур. Оценка других культур с позиций собственной называется этноцентризмом, способным привести к национализму. Напротив, культурный релятивизм означает целостный и непредвзятый подход к чужим ценностям и обычаям. Т. е. культура, с одной стороны, формирует чувство единства, принадлежности к определенной группе или сообществу, а с другой – такое самосознание способствует разделению групп и обществ. Специфические черты культуры, определяемые как субкультура, могут быть присущи не только обществу, но и отдельным социальным группам. Если эти отличия противоречат ценностям и нормам общества, то это явление определяется как контркультура. Духовные ценности и нормы имеют ключевое значение в культуре каждого общества. Процесс усвоения индивидом ценностей и норм общества, формирования собственных ценностных ориентаций и социальных установок получил название социализации. Участниками (агентами) социализации выступают семья, школа, группы сверстников, трудовые коллективы, правоохранительные органы и другие учреждения. Социализация продолжается практически всю жизнь, причем наиболее интенсивно при смене жизненных циклов (детство, юность, учеба, работа, создание семьи, старость). При резком изменении условий жизни (особенно при угрозе, стрессе) возможна ресоциализация. Теории развития личности разнообразны: в прошлом ученые обычно рассматривали формирование личности в детстве – наиболее известны теории «зеркального Я» (Ч. Кули), «игр» (Дж. Мид), когнитивная (Ж. Пиаже), психоаналитическая (З. Фрейд) и др.; современные ученые развили (а иногда пересмотрели) положения этих теорий и распространили анализ на социализацию взрослых. За усвоение в процессе социализации правил жизни общества, как традиционных, так и действующих в его современных правовой и политической подсистемах, отвечает система социального контроля, включающая ценности, нормы и санкции. Под ценностями понимают представления о добре, зле, справедливости, одобряемые группой или обществом в целом и оказывающие влияние на индивидуальные установки. Нормы являются отражением ценностей в предписаниях и социальных образцах поведения: они варьируются от этикета до закона. Они могут составлять основу как самоконтроля индивида, так контроля со стороны общества. Действенность норм подкрепляется санкциями – поощрениями и наказаниями за уровень их соблюдения, которые могут быть неформальными и формальными (от похвалы и насмешек до ордена и осуждения на смертную казнь). Поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе, называется конформностью. Однако есть разница между следованием нормам вследствие принятия ценностей и подчинения нормам из страха перед санкциями (последнее рассматривается иногда как осуждаемый конформизм индивида, хотя с точки зрения социологии конформист – это индивид, следующий нормам). Нонконформизм означает несогласие с принятыми нормами, однако поведение при этом может быть различным – от попыток в рамках действующих правил изменить норму – этим занимаются депутаты-законодатели, реформаторы в различных сферах жизни, до несоблюдения сложившихся норм в виде отклоняющегося (девиантного) поведения. Каждая культура или субкультура обладает своим взглядом на позитивные (например иночество в православии) и негативные (раздражающее и порой опасное поведение – от подросткового фрондирования до наркомании и преступлений) девиации. Ослабление социального контроля приводит к массовому несоблюдению норм общественного поведения. Такое состояние общества Э. Дюркгейм назвал аномией, позднее эту концепцию привел к современному виду Р. Мертон. Аномия возможна как в переходном обществе, в котором ориентиры прошлого устарели, а новые еще не утвердились, так и в обществе процветающем, но в котором индивидуализм превалирует над ценностями социальной солидарности.
Вопросы для самопроверки по теме 4 1. Какое из определений понятия «культура» Вам ближе? 2. Какое значение имеет культура для социального прогресса? 3. Что такое культурные универсалии? 4. Что определяет особенности культур разных обществ? 5. Какое место в культуре занимают ценности и нормы? 6. В чем суть противостояния культурного этноцентризма и релятивизма? 7. Как происходит формирование ценностных ориентаций и социальных установок индивида? 8. Какие теории развития личности Вы знаете? 9. В чем сущность теории «зеркального Я» Ч. Кули? 10. Какие стадии развития личности рассматривал в своей концепции Дж. Мид? 11. Особенности представлений З. Фрейда о развитии личности ребенка. 12. Какие агенты социализации играют, на Ваш взгляд, наибольшую роль в различные возрастные периоды жизни личности? 13. В чем предназначение социального контроля в обществе? 14. Какие виды норм и санкций Вы знаете? 15. Что такое конформизм? 16. Что такое девиантность? Может ли девиация носить позитивный характер? 17. Какое содержание вкладывали Э. Дюркгейм и Р. Мертон в понятие «аномия»?
Тесты по разделу II
1.Личность – это …
2. В чем проявляется социальная сущность человека?
3. Социальное взаимодействие – это …
4. Социальная напряженность лежит в основе:
5. Какие взаимодействия субъектов характеризуются как конфликт?
6. Какой термин следует применить для определения всех форм и способов жизнедеятельности людей и ее материальных и духовных результатов?
7. Под культурой понимается:
8. Как называется освоение индивидом (группой лиц) ценностей и норм культуры данного общества?
9. Можно ли считать социализацией:
10. Образец общепринятого поведения называют:
11. К санкциям относятся:
12. Какой термин применяется для обозначения совокупности норм, предписаний и санкций, обеспечивающих конформное поведение?
13. Девиантное поведение – это …
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.007 с.) |