Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия (очная и очно-заочная формы обучения)↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2.5.1. Методические указания по подготовке к семинару Вопросы семинарских занятий могут корректироваться ведущим преподавателем. Литература, рекомендуемая к семинарам, также может дополняться преподавателем или самими студентами как из библиографического списка (см. пп. 3.1. в «Информационные ресурсы дисциплины»), так и из вновь издаваемой литературы.
План семинара по теме «СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ» Литература: [1], гл. 4, 8-10, 13; [2], с. 28-39; [3], гл. 9-13; [4], гл. 7, 9, 12-14; [5], гл. II, XII; [8]; [9], гл. 3, 6, 9-17; [11]. Вопросы для обсуждения 1. Общество: понятие, характерные признаки. 2. Общество как социальная система. 3. Структура общества: функции, статусы, группы, роли, институты. 4. Типология обществ. 5. Социальная стратификация: сущность, исторические типы страт. 6. Социальная мобильность и ее формы. 7. Функционализм и теория конфликта о причинах и возможностях преодоления социального неравенства. Темы докладов и рефератов 1. Т. Парсонс и Р. Мертон о системном подходе к обществу. 2. К. Маркс о классовой структуре общества и причинах социального неравенства. 3. Современные критерии стратификации. 4. Роль церкви в аграрных или традиционных обществах. 5. Индустриальное общество: характерные черты. 6. Органический и «догоняющий» типы модернизации. 7. Постиндустриальное, или информационное, общество. 8. Факторы восходящей социальной мобильности. 9. «Утечка умов» как современная форма горизонтальной мобильности. 2.5.3. Методические указания по самоподготовке к семинарам При подготовке к семинару внимательно рассмотрите вопросы семинара и, используя приведенные выше рекомендации по изучению соответствующей темы курса и рекомендуемую литературу, составьте расширенный план или тезисы ответов по каждому вопросу. Ответ должен занимать 7-10 мин. Можно подготовить доклад по указанной тематике (до 15 мин.) и выступить с ним на семинаре, либо написать небольшой реферат (до 4-5 с.) и сдать его преподавателю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ Библиографический список Основной: 1. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2005. 2. Лопушанский, И.Н. Социология: учебно-методическое пособие (учебное пособие) / И.Н. Лопушанский. – М.: Изд-во СЗТУ, 2007. 3. Фролов, С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительный: 4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 2005. 5. Громов, И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003. 6. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. 7. История социологии XIX - начала XX века: В 2-х чч.: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2005. – Ч. 1: Западная социология; Ч. 2: Русская социология. 8. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002. 9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1998. 10. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изме нений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 11. Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. / Нац. обществ. фонд; гл. ред. В.Н. Иванов, чл.-корр. РАН. – М.: Мысль, 2003. – Т. 1: А-М; Т. 2: Н-Я.
3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине* Введение
Социология призвана помочь студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, особо остро происходящие в современной России, разобраться в причинах и последствиях социального неравенства, межэтнических, экономических и политических конфликтов, болезненной трансформации институтов российского общества, оценить неотложные задачи социальной политики государства, формируя их ценностные ориентации и активную гражданскую позицию. В заочном техническом вузе курс социологии излагается в иной методической постановке, чем в обычном институте: в его преподавании приходится отходить от предметного и опираться на проблемный подход, ограничиваться центральными вопросами социализации личности, структуры и динамики современного общества, управления малыми и крупными группами и общностями.
Модуль 1 I. Введение в социологию В разделе изучаются две темы. Формы изучения: лекции и самостоятельная работа с рекомендованной литературой. Формы контроля: самопроверка по вопросам, указанным к темам раздела; тестирование для очного и очно-заочного обучения; контрольная работа, в тематику которой входят вопросы раздела; итоговый зачет по курсу. По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в конце каждой темы. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. По теме 5 проводится семинар (для очной и очно-заочной форм образования), рекомендации по подготовке к которому смотрите в разделе 2.5. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ. * Прим. Нумерация разделов и глав соответствует рабочей программе. Предмет и метод социологии Основные вопросы темы Социология как наука. Место социологии среди наук об обществе. Структура науки. Функции социологии. Цели и задачи изучения социологии в техническом университете. Социологические дилеммы современности. Прикладные социологические исследования. Методы сбора и анализа информации.
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, которая тесно связана с рядом естественных и социально-гуманитарных наук. Среди естественных наук – это математика, демографическая, экономическая и социальная статистика, информатика, помогающие социологии в изучении общества и способствующие выделению в ней самостоятельных направлений – социогеографии, социобиологии, социомедицины и т. п. Среди социально-гуманитарных наук – история, социальная философия, экономика, социальная психология, политология, социальная антропология, культурология и др. Социология – это наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования человеческих общностей и общества в целом. Она изучает: во-первых, структуру и динамику социальных систем, от мирового сообщества и конкретных обществ до социальных институтов, страт и групп; во-вторых, социальное поведение личности; в-третьих, взаимодействия между социальными субъектами. Объектом социологии является общество, и это сближает ее с социальной философией, но эта близость затрудняет понимание предмета изучения, т. е. специфики социологического познания. Особенностями же социологического подхода являются выбор фактов для изучения – являясь частью реальной жизни, они преимущественно должны быть повторяющимися, дающими основания для поиска закономерностей, – а также использование специальных процедур в процессе анализа – проведение социологического исследования, часто со сбором статистических данных, и их последующая математическая обработка. В структуре социологии можно выделить теоретический и прикладной уровни, отражающие приоритеты на каком-либо этапе работы исследователей; макросоциологию как комплексный анализ общественных систем и процессов и микросоциологию как исследование социальных общностей и взаимодействий, поведения личности; общие теории – социальных структур, социального развития, социального поведения индивидов и общностей, и частные (отраслевые) теории, касающиеся конкретных институтов и общностей, протекающих в них процессов. Функциями социологии являются познавательная, методологическая, мировоззренческая, прикладная, в том числе прогностическая, каждая из которых отражает разнообразные задачи, связанные с потребностями, интересами и ценностями индивидов и их объединений. Хотя социология и не является идеологической дисциплиной, абсолютизация какого-либо аналитического подхода или утверждения приводит к ее идеологизации. Этому объективно способствует наличие в науке ряда дилемм, основанных на реальных противоречиях общественной жизни: функционализма и теории конфликта, структурного (воздействие социальной среды) и деятельностного (роль личности) анализа, революции и эволюции (социальные реформы), приоритет в социальном анализе одного фактора (экономического, религиозного, культурологического, политического, гендерного и т. п.) перед плюралистическим подходом. Особое место в социологии занимает исследовательский процесс, включающий как теоретическую, так и прикладную составляющие. В него входят следующие этапы: определение проблемы – обзор литературы – формулирование гипотезы – разработка исследовательского проекта – проведение исследования (сбор данных) – интерпретация результатов – составление отчета по результатам – обсуждение итогов. Основными методами исследований являются наблюдение (включенное и невключенное), опросы (анкетирование и интервью), изучение документов, эксперимент. Используются результаты, достигнутые другими учеными, проводятся повторные исследования. Методы исследования, принятые в социологии, используются во многих общественных науках – политологии, культурологии, социальной антропологии, социальной психологии, криминологии и др. Их позитивной стороной является то, что теоретические выводы социологии неотрывны от социальной практики. Однако необходимость ограничивать число обследуемых респондентов, наличие указанных выше дилемм и некоторые другие выявившиеся проблемы не позволили социологии стать источником безупречных рекомендаций, как на это надеялись ее основоположники.
Вопросы для самопроверки по теме 1 1. Как соотносятся объект и предмет социологии? 2. Чем социология отличается от социальной философии, истории, психологии? 3. В чем состоит различие понятий «социальное» и «социологическое»? 4. Чем занимаются макросоциология и микросоциология? 5. Какие функции социологии Вы можете назвать? 6. Как реальные противоречия социальной жизни отразились на теоретических дилеммах социологии? 7. Какова последовательность проведения социологического исследования?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.191.227 (0.01 с.) |