Понятие и основные принципы правового государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные принципы правового государства.



Правовое гос-во — орг-ция полит власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” гос власти с пом. права в целях недопущения злоупотреблений. Признаки: 1)Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. 2)Самоограниченность государства законом, невмешательство государства в частную жизнь граждан. 3)Равенство граждан перед законом и гарантия прав и свобод гражданам. 4)Взаимоответственность граждан и органов власти. 5)Верховенство конституции над другими правовыми актами. В правовом государстве действуют принципы: 1)Принцип приоритета права над властью государства. 2)П-п разделения властей на 3 ветви. 3)П-п гарантии прав и свобод граждан. 4)П-п приоритета норм международного права перед нормами национального права.

 

27.Государство, его сущность, признаки и функции. Государство – центральный элемент политической системы общества. Государством называют организацию политической власти, которая располагает специальным аппаратом принуждения и имеет право издавать законы. Государство использует политическую власть для управления обществом и сохранения существующих политических отношений. Власть государства всегда имеет принудительный характер и только государство обладает монополией на применение насилия. Признаки государства: 1)Публичная власть, не совпадающая с большинством гражданского населения. 2)Территориальная организация населения. 3)Налоги – регулярное, обязательное и фиксированное отчуждение части произведенного продукта или его стоимости непосредственного производителя. 4)Писанные права. 5)Суверенитет. Функции: 1)Внутренние. -Организационно-хозяйственная. -Регрессивно-охранительная. -Культурно-воспитательная(идеологическая), которую государство осуществляет с помощью СМИ и системы образования. 2)Внешние. -Охрана территории и населения. -Агрессивная- расширение территории. -Дипломатическая – поддержка отношений с другими государствами мирными средствами.

28.Устройство современного государства: формы правления и формы территориального устройства. Государственное устройство России. Форма государства – способ организации политической власти, которая включает в себя форму правления, форму территориального устройства, политический режим. Форма правления – организация высших органов власти в государстве.

Существует 2 формы – монархия и республика. Монархия означает, что верховная власть принадлежит единоличному наследнику государства. Есть 2 разновидности – абсолютная (неограниченная) и ограниченная (конституционная и парламентская). Республика означает то, что высшие органы власти избираются или формируются другим путем. Они подразделяются на: президентские, парламентские, смешанные. В парламентской республике органом власти является парламент, который формирует правительство и распускает его. Главой государства может быть выборный президент, который выполняет только представительские функции(Украина, Германия, Италия, Австрия). В президентской республике главный орган власти – президент, который является главой государства и главой правительства. Правительство формирует президент, он его так же возглавляет и может распустить (США). Парламенту президент не подчиняется. Смешанные республики сочетают черты президентских и парламентских республик – полупрезидентская республика. Правительство назначается выборным президентом (Франция, Финляндия). Форма территориального устройства – территориальная организация власти и соотношение в высших и местных органах власти. 1)Унитарная – единое государство, где отсутствует система местной власти. Власть высших органов распространяется на всю территорию страны. Существует только система высшего законодательства. Местного закона нет. Финансовая система, вооруженные силы и судопроизводство едины на всю страну. 2)Федеративная – союзное государство, части которого имеют определенные политические права. Органы власти делятся на 2 уровня – высшие федеральные органы и низшие органы власти субъектов федерации. 2 уровня законодательства – федеральное и местное, но единая финансовая система, судопроизводство и вооруженные силы. 3)Конфедерация – внешнеполитический союз государство, каждое из которых обладает суверенитетом. Нет общей территории, нет общих органов власти, законодательства, гражданства, финансов, судопроизводства, вооруженных сил. Есть союзные органы власти для решения общих проблем. Право свободного выхода из союза. Гос. устройство России: Россия — демокр. федерат. гос-во с респуб-кой формой правления. Гос. язык - русский. Федер. и регион. уровни власти. 2 уровня зак-ва. Федерация, в составе к-рой 83 субъекта. Глава – президент, не возглавляющей официально не одну ветвь власти, но: Испол. власть: предлагает ГД кандидата на пост председателя прав-ва, назначает членов пра-ва. Прав-во подотчетно президенту, он единолично принимает решение об его расформировании. Он явл-ся Верх. Главнокомандующим. Главы субъектов фед-и наз-ся президентом из 3 кан-тов предложенных партией победившей на выборах в ГД. По закон. власти: издает указ о выборах в ГД. Имеет право отклонить законопроект принятый ГД (право последней подписи). Если кандидатура предложенная през-том 3 раза откланяется парламентом, он имеет право распустить парламент и назначить выборы нового. По суд. власти: представляет в ГД кандидатуры для назначения на должности судей верховного, констит., высшего арбитраж. суда. Он же подписывает указы о назначении на должности судей всех уровней. Высший представит. орган власти – Федер. собрание (ГД и Федер. Собрание). В ГД избирается 450 деп по пропорц. избир. сис-ме. Прав-во должно докладывать ГД о своей работе. У ФС есть право на досроч. Прекращение президента (импичмент), инициатором д/б ГД. Совет Фед-и назначается, половина перз-ом, а вторая – представители субъектов фед-и.

30.Политичесая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий. Политическая партия – негосударственная политическая организация, представляющая собой группу лиц, объединившихся для совместного участия в политической жизни и для завоевания политической власти. Признаки: 1)Наличие устава и программы, которая содержит цель завоевания власти. 2)Наличие внутренней организации. Лидер и штаб, партийные функционеры, члены партии. 3)Добровольное членство в партии. 4)Членские взносы. 5)Партийная дисциплина. Партии бывают массовые и кадровые в зависимости от их социальной базы. Массовые – большие по численности и обычно нацелены на насильственный захват власти. Кадровые невелики по численности, состоят из профессиональных политиков и создаются для избирательной компании и для участия в выборах. Партия делится по отношению к существующей политической системе на: левые(Радикальные), правые(консервативные), центристские. Левые вступают за качественные революционные изменения политической системы, центристские – за ее улучшение с помощью реформ, а правые за ее сохранение. Функции политических партий: 1)Разработка программы, в которой определяется политический курс. 2)Подбор кадров и членов партии. 3)Участие в выборах органов власти, в их формировании и контроле за ними. 4)Предоставление интересов социальных групп в органах власти. 5)Пропаганда своих политических целей и идеалов.

31. Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в современной России. Партийная с-ма – организация дея-ти политический партий и их взаимодействие с гос-вом. 3 партийные с-мы:1. Многопартийная: в парламентской республике в результате выборов в парламент ни одна из политических партий (3 и более) не получает большинства мест и не может сформировать правительство. Партии вынуждены создавать коалиции и формировать коалиционное правительство. 2. Двухпартийная – с-ма с 2 сильными политическими партиями, каждая из которых может победить на выборах и сама сформировать правительство. 3. Однопартийная с-ма означает, что только 1 партия является правящей, а конкурентов у нее нет вообще. В России: В России отсутствуют прочные традиции существования партийности и партийной системы. Многопартийная системы (1905-1917) за время советской власти в России (1917-1991). После отмены Конституции СССР в 1991 началась новая политическая история многопартийности России. Первым после КПСС стал Демократический союз – жестко оппозиционный КПСС. После принятия закона в 1990 «Об общественных объединениях» стали создаваться политические протии. Первой была нынешняя ЛДПР. К 1993г партий было около 60, к 1998-92. их деятельность регламентируется Конституцией РФ. Однако говорить о многопартийности в России можно условно, т.к. в России отсутствуют традиции демократии. Народ не видит в партиях реальных выразителей своих интересов. Поэтому новые партии могут заявить о себе, но тут же распасться.

32.Группы интересов, их сущность и основные методы воздействия на власть. Заинтересованная группа – добровольные организации и объединения, которые созданы для того, чтобы представлять интересы, входящих в нее людей. По характеру: социально-экономические; социально-культурные. Эти организации принимают участие в политической жизни, хотя участие – это ср-ва, а не цель. Они влияют на политику, стремясь удовлетворить свои интересы. У них м.б. устав, фиксированное членство, организационная структура. Они существуют в след. формах: 1. Общественные организации. 2.Общественный фонд. 3.Общественное движение. 4.орган общественной самодеятельности. Функции:1.выявлять или формировать интересы определенных слоев населения. 2.Воздействовать на органы власти для того, чтобы они проводили политику, удовлетворяющую эти интересы. 3. Поддержка всех политических сил, которые могут удовлетворить эти интересы. 4. Идеологическое воздействие на общество с целью формирования общественного мнения. Группы интересов действуют на двух различных уровнях. С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы — Кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность с целью создания общественного мнения.


33. Сущность и структура политического процесса. Политический процесс - совокупность последовательных явлений и событий, которые происходят в политической жизни общества и регулируются нормами права. Они происходят на уровне гос-ва в административных районах, отдельных населенных пунктах, внутри наций, классов, социальных демографических групп, в политических партиях и общественных движениях. Политический процесс включает в себя 4 элемента: 1.Политический субъект – отдельные граждане, политические и общественные организации, социальные и этнические общности. 2.У каждого субъекта есть цели и задачи, которые определяют его интересами. Главная цель у всех одна – политическая власть.3. Политические отношения, которые складываются между субъектами. Это м.б. отношения сотрудничества, согласия, соперничества, конфликта и борьбы. 4. Политическая деятельность субъекта, т.е. завоевание власти с помощью специфических средств и методов. Одним из видов полит. деят-ти явл. полит. участие граждан, целью к-го явл. оказание влияния на полит. жизнь общества: голосования на выборах и референдумах, членства в партиях и движениях, участие в полит. акциях, участие в избир. компаниях. Политический процесс может протекать в двух режимах: 1.режим функционирования, который означает, что политическая жизнь происходит без качественных изменений.2.Режим развития или режим политических изменений. Политический процесс проходит стадии: 1.Осознание политическим субъектом своих интересов и их выражение группам интересов. 2. Выражение этих интересов политическим партиям. 3. Выработка на основе этих интересов программы действий органами власти. 4. Реализация этой программы. 5. Контроль за ее реализацией. Политические процессы ведут к изменениям общества, они могут быть революционными и реформационными. Революционные уничтожают старую политическую систему, реформационные ее модернизацию.

34.Динамика политического процесса (режим протекания, стадии развертывания, политические технологии). Политический процесс- совокупность последовательных явлений и событий, которые происходят в политической жизни общества и регулируются нормами права. Режимы протекания – режим функционирования; режим изменения, развития. Стадии развертывания – характерной особенностью режима функционирования политического процесса является цикличность – повторяемость стадий и способов взаимодействия главных субъектов политики. Внутри цикла политического процесса выделяют несколько фаз осуществления в нем основных функций политики. На 1. стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп. 2. стадия характеризуется «агрегаций интересов» - процесс укрупнения. Сведения относительно мелких, частных интересов в обобщенный политический интерес. На 3. стадии достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики. 4. стадия заключается в осуществлении коллективных политических решений. Политические технологии- совокупность правил и действий политика, способов и приемов достижения конкретных политических целей. Наиболее разработанные: избирательные-комплекс организационных, пропагандийских, рекламно-информайционных и других мероприятий, которые должны привести политическую партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах; информационно-аналитические; рекламно-имиджевые; политический маркетинг; лоббирование – особый механизм воздействия на властные структуры; политическое консультирование и т.д.

35. Политическое участие и его основные формы. Одним из видов политической дея-ти является политическое участие граждан, целью которого является оказание влияния на политическую жизнь общества. Формы политического участия: голосования на выборах и референдумах, членство в политических партиях и движениях, участие в политических акциях, участие в избирательных компаниях избирателей. Также выделяют масштабное – локальное, интенсивное – вялотекущее политическое участие. Формы политического участия:. выборы. референдумы. политический протест. Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике: • личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях; • личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции); • личность с различным уровнем компетентности, наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего в ней; • пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике; • аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике.

36.Концепция политической модернизации. Специфика политической модернизации в России. Концепция полит модернизации – соврем теория кот объясняет причины и процесс протекания полит изменений. Она объявляет зап. Европу самой передовой цивилизацией в мире, т.к. в 17-18вв. в ней произошли первые бурж. революции, рез-том кот стала так называемая первичная мод-ная полит сис-ма. Кроме Европы ее пережила и США. Она заложила основу всемирной демократии. Поэтму те страны, кот стали модернизировать свою полит сис-му в 20в. (Россия, страны Азии и Лат. Америки, вост. Европа), повторяли тот путь, кот прошли передовые страны запада. Поэтому их мод-ция наз-ся вторичной или догоняющей. Они позаимствовали принцип парламентаризма, многопартийности, разделения властей, невмеш-во гос-ва в эк-ку. Осн. признаки: - усиление и централизация гос. власти - специализация полит институтов - расширение полит участия масс - образование неродовых элит - использование совр. полит технологий. Особенности в России: - временная растянутость и незавершенность. - этатизм, т.е. исключ. роль гос-ва в инициировании, определении направленности и осуществлении мод-ного процесса, что объясняет многие устойчивые признаки крупных реформ в России. - противоречивость мод-ных преобразований: с одной стороны, гос-во есть сила, инициирующая реформационные изменения, а с другой – инертная структура, по сути, не соотв-щая природе глубинных преобразований как таковых и, блокирующая, в этой связи, разрешение назревших противоречий - Традиционная “мод-ская” роль адм.-чиновничего аппарата - бюрократия вызывает разрыв в отношениях общ-ва и власти, осущ-ние непопулярных мер, устойчивость старых стереотипов, еще более усиливают этот разрыв, порождая недоверие к преобразованиям, равнодушие населения к политике. - периодически проявляющаяся “разнонаправленность процессов мод-ции гос-ва и мод-ции общества”. В России, постоянно передвигающейся по пути реформ, мод-ция общ-ва постоянно подменяется мод-цией гос-ва, или его отд. эл-тов. - культурных и идейно-полит. расколах общ-ва в его отношении как к конкретным этапам мод-ции, так и к осн. перспективам и направлениям дальнейших эволюционных изменений.

37. Трансформация политической системы России в 90-х гг. 20в. В 90-ег. в полит. жизни России участвуют соц. силы, различные по своему кол-ву и составу. Особое место занимают полит. партии, общ. движения, гражд. инициативы, любительские объединения по интересам. Взлет общ. инициативы особенно четко проявился во вт. пол. 80-хг. Наряду с традиц. общ. орг-ми (профсоюз, комсомол и др.) стали возникать многочисл. новые объединения, кот. на 1-ом этапе своего формирования были названы неформ. движением. Для этих организаций хар-но. - они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общ-ных проблем. - новые общ-ные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами - среди части общ-ных формирований появились орг-ции, группы риска, кот. хар-ся не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Идет глубокая трансформация существовавших общ. структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить их способность к развитию в новых условиях. Т.е. возникновение и функц-ние новых объединений, преобразование старых общ. орг-ций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию полит. системы нового общ-ва еще далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки соц. инициатив.

38. Политические конфликты, их структура, особенности и типология. Конфликт – форма борьбы за власть м/у субъектами с противоположными политическими интересами или целями. Субъектом и оппонентом конфликта м.б. социальные группы, гос-во, органы власти, индивиды. У каждого субъекта свои мотивы, поводы и причины, но одна общая цель – власть. Конфликт проходит стадии: 1. Формирование противоречивых интересов и целей.2.Осознание участниками (субъектами) этих интересов и целей. 3. Столкновение субъектов. 4. Разрешение конфликта. Лучшим ср-вом разрешения конфликтов является компромисс и консенсус (решение с которым все согласны). Виды: 1. М/у органами власти и социальными субъектами, не имеющими доступа к власти. 2. Внутри системы власти из-за перераспределения властных полномочий (например, м/у политическими партиями во время выборов). 3. Горизонтальное – м/у субъектами равными по статусу. 4. Вертикальное – м/у субъектами разных уровней. 5. Антагонистические (не рареш-ся мирно) и неантагонистические – можно решать с помощью компромисса или консенсуса. 6. Внутриполитические/ внешнеполитические (с другой политической системой).

39. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов и ценностей). Конфликт – форма борьбы за власть м/у субъектами с противоположными политическими интересами или целями. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. В основе любого политического конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов, наций и иных общностей, как опосредующее звено между изменениями условий жизни общества и его политической системой. Однако не сами интересы являются непосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Они приобретают силу детерминантов лишь при вхождения в противоречие друг с другом. При этом интересной представляется точка зрения выделяющая три типа интересов, детерминирующих конфликтную ситуацию: консервативная модель, заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы, укрепления консервативных установок; конформистская модель – терпимое отношение к общественному строю, политическим институтам и их решениям; критическая модель, в основе которой лежит негативное отношение и восприятие определенного строя, в том числе и политической системы. По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между властью.

40-41. Избирательная система: сущность и основные компоненты. Избирательная система – способ распределения мест в представительных органах власти м/у кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательная система основывается на избирательном праве, т.е. совокупности норм, которые регулируют процедуру выборов и закрепляют активное и пассивное избирательное право. Субъектами избирательной системы являются избиратели, политические партии, кандидаты, избирательные органы и гос-во. Избирательная процедура – комплекс правил, которые определяют организацию и проведение выборов. Существует 3 типа избирательной системы: 1. Мажоритарная – при которой избранными считаются те кандидаты, которые получили установленные з-ном большинство голосов: 1. С-ма относительно большинства – избранным считается кандидат, получивший любое наибольшее кол-во голосов. 2. С-ма абсолютного большинства – избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос. Президент избирался по этой с-ме.2. Пропорциональная используется при выборах в Гос. Думу. Места в Думе распределяются м/у партиями пропорционально кол-ву получивших партийными списками голосов. Избранными считаются партии получившие не менее 7% голосов избирателей (загородительный пункт). С 2011 года одно место в парламенте будет получать партия, получившая от 5% до 7% голосов. 3. Смешанная избирательная с-ма, при которой половина депутатов парламента избирается по мажоритарной с-ме, а вторая по пропорциональной. До 2007 года так избиралась гос.дума. Сегодня все 450 депутатов избираются только по пропорциональной системе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.63.57 (0.016 с.)