Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полит. Воззрения эпохи возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден).

Поиск

Н. Макиавелли. «Государь». Ввел понятие гос-ва, кот. обозначил аппарат управления, полит. состояние общ-ва и закон. Гос-во создается не богом, а людьми и его задача умерить эгоизм людей. Гос-ву принадлежит монополия на власть в общ-ве и чаще всего эта власть нах-ся в одних руках. Правитель д/б опекуном народа, суровым, но справедливым; мудрым и сильным, и должен уметь отступать от добра. Он должен руководство-ваться общими интересами и ради этого прибегать к любым ср-вам, в т.ч. и аморальным. Вся политика безнравственна, цель оправдывает ср-ва. Но к жестокости правитель должен прибегать редко, чтобы она не утратила своего воспитательного значения. Насилие д.б. не разрушительным, а исправительным. Правитель – это только форма, а народ – материя. Форма не м.б. противопоставлена материи, поэтому государь должен всегда действовать в интересах народа. Если он забывает об этом, народ должен сменить форму гос-ва. Масса умнее, чем князь, а республика лучше, чем монархия. Ж.Боден. «6 книг о республике». Государь – глава семейства, поэтому его власть не д.б. произволом, он должен помнить, что не явл. гос-вом, а лишь его представителем. Гос-во - это управление на основе права, справед-ливости, законности. Его глав. фун-я – поддержание внут. Порядка и защищать от внеш. врагов. Вся власть в общ-ве принадлежит гос-ву. Она суверенна, т.е. независима не от каких полит. и религ. сил, но эта власть не произвол, т.к. ее ограничивают законы природы, божьи и чел-кие. Законы: неприкосновенность частной соб-ти, справедливость в распределении благ и наказаний и поддержание порядка и мира. В завис-ти от носителя суверенитета гос-во делится на формы: монархия, аристократия, демократия.

8. Полит. учения мыслителей Нового времени (XVII в. – Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк). Гуго Гроцкий. Учение о естеств. праве. Гос-во возникает в рез-те договора, кот зак-ют м/д собой люди. Источник власти – народ, а гос-во, механизм, кот должен защитить естеств. право, т.е. природную свободу и рав-во людей. Права делятся на естественные и общественные. Естественные люди могут получить от природы, и гос-во над ними не властно (свобода и рав-во), общественные гос-во должно гарантировать (неприкосновенность частной собственности, соблюдение договоров и равное наказание за преступления). Томас Гоббс. «Левиафан». Гос-во – чудовище, пожирающее людей и создали его сами люди, т.к. в естеств. состоянии шла война всех против всех. Люди зак-ют договор и отдают ему все свои естеств. права. Гос-во злоупо-требляет властью, но делать ничего нельзя. Дж.Локк. «2 трактата о гос. правлении» в естеств. состоянии никакой войны не было, а гос-во создали для того, чтобы оно гарантировало естеств. права людей, часть кот. ему отдали. Но гос-во попыталось захватить весь народный суверенитет, т.е. нарушен договор, поэтому у народа есть право изменить гос-во на то, где власть законодательная – принадлежит народу, а исполнительная – прав-ву, а возглавляет монарх.

9.Полит. воззрения франц. просветителей XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо). Шарль-Луи Монтескье «О духе законов»: лучшая форма гос-ва – конституц. монархия, правление осущ-ся с пом. законов одним лицом. Если монарх игнорирует законы, то это деспотия, или произвол. Хорошая форма гос-ва – это умеренно демократическая республика, где к власти не допускаются нижние слои населения, т.к. народ способен контролировать действия других, но не способен вести дела сам. На форму гос-ва влияет размер тер-и страны. Небольшие гос-ва д/б республиками (т.к. все население может принимать участие в управлени), средние – монархиями, большие – деспотиями. Без гос-ва люди жить не могут, только оно способно гаранти-ровать мир при условии, что опирается на закон. Он сформулировал принцип разделения властей. Законы должен принимать орган власти, представляющий интересы всего населения страны. Законодательная власть должна принадл. Парламенту, и он должен следить за их исполнением. Исполнять должен монарх - исполнительная власть. Они не должны вмешиваться в дела друг друга и подменять. Суд дб отделен от них, но не дб властью. Он должен решать частные конфликты граждан (гражданское право). Принцип разделения властей – признак свободного гос-ва. Свобода закл. в том, что у каждого есть право делать то, что разрешено законом, и никто не мб принужден делать то, что законом запрещено. Ж.Ж.Руссо. «Труд об общ-ном договоре» В естеств. состоянии люди равны и свободны, т.к. нет части соб-ти. Но люди усовершенствовали орудия труда, получили прибавочный продукт и возникла частная соб-ность, порадившая всеобщую вражду. Прична появления гос-ва – расслоение общ-ва на бедных и богатых в рез-те появления частной соб-ти. Гос-во создало еще одно нерав-во – полит. м/д властными и подвластными, когда оно превратилось в деспотичное, весь народ стал бесправным. Народ должен пересмотреть договор, т.к. он единственный суверенен. Он должен сделать правителем самого себя. Тогда он вернет гражд. свободу и общ. соб-ть на все что имеет.

10.Полит. взгляды америк. просветителей 18в. (Т.Джефферсон, Т.Пейн, А.Гамильтон) Томас Джефферсон «Декларация независимости», в ней провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого гос-ва и изложены принципы, на кот. оно строилось. Все люди от природы равны и свободны и обладают неотчуждимыми правами на жизнь, свободу и стремлению к счастью - такими их создал бог и не какой общ-ный договор не может лишить их этих прав, и они не могут от них отказаться. Един-ственное гос-во, кот. отвечает этим условиям – демократ. республика, где народ явл-ся высшим сувереном. Он имеет право на восстание, если гос-во не способствует его безопасности и счастью. Он выступал за религиозную свободу и отделение церкви от гос-ва, за полное полит. рав-во и разделение властей. Т. Пейн «Права чел-ка», «Здравый смысл». Дал развернутую хар-ку демократ. республики: - рав-во и гарантия прав для всех граждан гос-ва не зависимо от имущ-ого положения, вероисповедания и профессии. - рав-во прав мужчин и женщин, в т.ч. политических. - контроль общ-ва за деят-тью гос-ва. - невмеш-во гос-ва в частную жизнь граждан. - верховенство закона, источник явл-ся воля народа. Александр Гамильтон. В общ-ве идет постоянная борьба имущ-ных кланов и в ней побеждает тот, у кого больше денег. Победа дает им власть, осущ. кот. они могут только с пом. гос-ва. Оно защищает и поддерживает богатых людей. Гос-во не м/б интересом всего народа, оно служит только правящему меньшинству. Демократия – это утопия.

4. Место политологии в сис-ме общ. наук. Пол-я развивается в тесной взаимосвязи с историей, фил-ей, соц-ей, правоведением, экон. науками. Связь с историей – история дает ключ к пониманию полит жизни общ-ва. Пол-я изучает полит опыт развития общ-ва. Предмет пол-гии - история развития полит мысли. Пол-я отличается от истории тем, что история изучает все стороны жизни общ-ва, а пол-я – только ее полит жизнь. История изучает хронологию, пол-я абстрагируется от дат. Фил-я и пол-я – основополагающие положения фил-и выступают в кач-ве методологических принципов исследования полит явлений. Пол-я и соц-я – соц-я предоставляет конкретные данные в распоряжении политологии, связанные с функционированием общ-ва как целостной соц системы. Пол-я и экон. наука – отражение диалектического хар-ра связи реальных экон и полит явлений. Изучение пол-ии с помощью др. наук позволяет понять сложные процессы современного общ-ного развития.

11. Политические концепции европейских мыслителей - начала ХХ вв. (А. Токвиль, О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер). Либерализм: главным в общ-ве явл-ся свобода, рез-ом свободы явл-ся развитие индивида и общ-ва в целом. Алексис Токвиль «Демократия в Америке». Он сделал вывод, что свобода – главн. достижен. америк. демократии, она вополощ. в полит. и правовое равенство граждан. В амер. демократ. все 3 ветви власти равны, в т.ч. и судебная власть. Это одна из важн. полит. сил в гос-ве, которая контролирует исполнит. и законодат. ветви. Недостатки: незащищ. неправящего меньш-ва, бюрократизм, взятничество и огромные траты на содержание гос. аппарата.

Позитивизм. Основатель – О'Гюст Конт, «Новая полит. философия». Он считал, что основой прогресса общ-ва явл-ся развитие чел-ого разума, поэтому каждая новая форма полит. Сознания порождает новые формы гос-ва, новые права и свободы граждан. Общ-во состоит из неравных групп и задачей гос-ва явл-ся поддержание мира м/д ними. Целью развития общ-ва явл-ся чоц-ая гармония, которая возможна при условии, что гсп-ие классы будут учитывать интересы всех срц-ых групп. Но для этого политика и политики должны стать нравственными. Герберт Спенсер создал органич-ю теорию общ-ва и уподобил общ-во живому орг-му. Главный орган (мозг) – прав-во, которое опред-ет всю жизнь гос-ва. Мозг порождает общ-ое сознание, главными формами которого явл-ся политич-ая и правовая. Эти форму опред-ют всю общ-ую жизнь. Также создал учение о естеств-ой справедливости и правах чел-ка. Естеств-ая справедливость закл-ся в том, что в общ-ве действуют законы равной свободы: каждый чел-ек свободен делать всё, что он хочет, если он не нарушает свободы др. чел-ка. Этот закон даётся чел-ку от природы идолжен охран-ся гос-ом. У каждого чел-ка есть право требовать для себя всё, что есть у других: право на жизнь, на личную свободу, на имущ-во, на свободу передвижения, вероисповедания, слова и т.д. Марксизм. Причины возникновения гос-ва: частная собст-ть, имущ-ое и соц-ое неравенство и разделение общ-ва на антагонистические классы. Когда не будет частной собств-ти и антагон-их классов, гос-во отомрёт, потому что не будет смысла в его осн-ой ф-ии – быть аппаратом насилия одного класса над другим. Макс Вебер создал социологию власти. Это отрасль соц-ии, которая изучает отношения господства и подчинения. Власть – это воля индивида или соц-ой группы, которые они проявляют по отношению к другим индивидам и группам. А эти последние подчиняются, потому что верят в легитимность (законность) власти. Выд-т 3 этапа легитимной власти: 1. рац-ый, основанный на вере в законность сущ-ого порядка и законное право правит. отдавать приказания; 2. традиц-ый, основанный на вере в обычное право (традицию) и право распоряжаться тем, кто получ. власть по традиции; 3. харизматич-ий, основанный на вере в то, что правит. обладает выд-ся кач-ми. Он проанал-л конфликт интересов группировок внутри прав-ого класса. Глав. конф-кт современности – борьба м/д палит. партиями и бюрокр. аппаратом. Он считал бюрокр. аппарат всесильным, поэтому буд. общ-во называл диктатурой чиновников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.008 с.)