Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.



Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.

Политология – наука о пол-ке и власти. Объект – политическая сфера общ-ва и все, что в ней происходит. Предмет - закономерность возникновения и развития полит. отношений, процессов и институтов, а так же методы и формы полит. власти. Политология возникла на рубеже 19-20 вв, поэтому многое в ней еще не получило однозначного ответа. Составные части политологии: - полит. социология, кот. изучает соц. основу власти и взаимоотношения общ-ва и гос-ва. - полит. фил-я – изучает сущность политики, мотивы полит. деят-ти. – пол. психология, изуч. мотивы полит. деят-ти; - полит. антропология – особенности полит. жизни разных этносов; - геополитика – изучает взаимосвязь политики с географ. факторами. Глав. категории - политика и власть. Политика – это деят-то, кот. м-но представить в виде с-мы: 1. субъект, 2. цель – власть, 3. ср-ва - законы, реформы, революции, войны и тд., 4. структура – политические отношения. Власть – система отношений господства и подчинения, система принуждения чел-ка к чему-либо с пом. влияния авторитета, санкций и прямого насилия. Принципы: командование, исполнение, а проявляются они в отношении господства – подчинения. Это двусторонние отношения, ни одна из них не м/б отброшена. Команда еще не создает власти, необходимо и подчинение команды, нет власти без повиновения. Отношения господство-подчинение – структура власти, кот. объединяет эл-ты власти: 1.не менее 2-х партнеров. 2.приказ (выражение воли одного партнера угрозой применения санкций в случае неповиновения). 3.желание 2-ого партнера подчиниться. 4.Общ. нормы, кот. устанавливают, что один партнер имеет право отдавать приказы, а второй обязан подчиниться.

3.Методы и функции политики. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии. 1) Общенауч. теоретич. методы: - системный (политика изучается как система); - исторический (изучение полит. явлений в хронологической последовательности). - структурно-функц-ный (изучается полит. стр-ра общ-ва и ф-ции выполняемые каждым эл-том системы). 2) Частнонауч. теоретич. методы: - бихевнористский (изучает поведения индивида в разн. полит. ситуациях). - психологический (изучение субъективных факторов полит. поведения). - сравнительный (направлен на сопоставление однотипных полит. явл. для того, чтобы выявить в них общее и особенное). - метод групп (выявляются группы людей и сравниваются их взаимоотношения с органами власти). 3) Эмпирические методы: наблюдение, моделирование, стат. исследование, анкетный опрос, метод интервью, метод экспертных оценок. Функции: - познавательная, - аксиологическая, оценка полит. явлений, институтов и поведения людей. - мировоззренческая (формирование полит. культуры и влияние на полит. поведение людей). - прогностическая (определение перспектив полит. развития конкр. страны, моделиро-вания полит. процессов, разработка рекомендаций для политиков).

Полит. мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Платон (диалог «Государство») разделил все известные ему формы гос-ва на две группы: 1) несовершенные (демократия, олигархия, тирания); 2) совершенные, к-рых нет (утопия). Соверш. гос-во справедливо, т.к. в нем нет эксплуатации и каждый гражданин вносит пассивный вклад в общее дело в соотв. со своими способностями, это аристократич. гос-во, власть в кот принадлежит лучшим от природы. Но в этом гос-ве есть рабы – говорящие орудия, и, фактически, это рабовладельческая аристократическая республика.

Аристотель «Политика». Предложил свою модель гос-ва и назвал ее полития, власть в этом гос-ве принадлежит сред. слоям населения и форма гос-ва тоже нечто среднее м/д олигархией и демократией, лишенная их недостатков. (Золотая середина). Обеспеченные собственники у власти – самые счастливые люди, потому что все, чем они обладают, они заработали своим трудом. Им не нужно беспредельное богатство, потому что главная добродетель – умеренность. Цель их политической деят-ти – сохранение существующего положения вещей, status quo, т.е. поддержание мира в общ-ве. Он впервые объяснил происхождение гос-ва естеств. разви-тием. Чел-к – полит. животное, кот. живет только в общ-ве и нуждается в управлении. Сначала им управляет семья, затем община, затем гос-во. Гос-во – полит. орг-ция управляющая людьми. Цицерон, создал учение о синтетическом, т.е. смешанном, гос-ве, кот. должно состоять из 3х простых форм (монархия, олигархия, демократия). Оно включает в себя лучшие из простых форм: высшая власть принадлежит царям, но они правят с пом. аристократич. совета (сената), кот. выражает волю народного собрания. Все граждане свободны и равны, все участвуют в полит. деят-ти. Это смешанное гос-во он назвал res publica – дело народа, общее дело.

Полит. идеи Средневековья (А.Августин, Фома Аквинский).

В Ср.Века происхождение власти и гос-ва было связано с божеств. творением, поэтому высшей властью на земле объявлялась власть церкви («Вся власть от Бога»). Папа Римский – глава республики Христа.

Аврелий Августин, в своем труде «О граде божьем» определил гос-во как мно-во людей, кот. управляют государь, и, если он соблюдает моральные и религиозная нормы, то ему нужно подчиняться. Если он забывает о религии и опирается на силу, то он помощник дьявола, и ему подчиняться нельзя. Эти идеи явились отражением полит. борьбы м-ду католич. церковью и светской властью. Первый этап борьбы закончился победой церкви, и власть Папы была объявлена выше власти королей. Ф.Аквинский. «О правлении властителей», утвердил тезис, что власть от бога, поэтому власть римского папы выше власти монарха. Папа – глава республики Христа, наместник божий и от имени бога он может благосло-вить или отлучить от монарха. Он может освободить подданных от присяги монархов и подданные могут восстать против своего государя, но восстание против власти вообще смертный грех. Подданные должны повино-ваться правителям и в этом зак-ся их долг перед богом. Пытался осмыслить роль и значение монархии, аристократии, олигархии, демократии и тирании в жизни людей. При этом считал, что ни одна из форм не явл-ся идеальной, ибо не может создать всех необходимых условия для существования людей. Хотя предпочитал монархию. Но утверждал, что наилучшей явл-ся форма гос-ва сочетающая элементы монархические, аристократи-ческие и демократические. Выступал против идеи соц. рав-ва.

В 14в началось движение за реформу католической церкви (Реформация), кот. привело к изменению отношений м-ду Папой и светскими правителями. Отныне стал действовать принцип «Богу – богово, Кесарю - кесарево». Отныне политика перестала определяться теологией.

Русская политическая мысль XIX – начала ХХ вв.

В первой половине XIX в. глав. полит. вопросами России были вопр. о монархии и вопр. об отмене крепостного права. С М.М. Спиранского нач-ся умеренно-либеральное направл. полит. мысли. Оно отрицало любые револ. преобразования и планир. мирную реформу полит. сист. На смену самодерж. д.б. придти констит. монархия. Воля народа должна выражаться гос. думой – законодат. органом власти. Для этого все граждане должны получить свободу и полит. права. Гос-во д.б. правовым, но в то же время огранич. волю чел-ка общими интересами. Гос-ая власть д.б. сильной, но не должна вмеш-ся в частные дела граждан. Революционное направл. – его цели не были реал. до февраля 1917г. Оно было начато декабристами. Насильств. свержение самодерж. И передача власти народу. Вместе с властью народ должен получ. землю и демокр. полит. свободу. Целью общ-го развития был крестьянский социал-м, к которому можно было прийти через крест-ю общину. Одни револ-ры собирались уничтожить гос-во вообще, как институт насилия (анархисты), другие хотели уничт. существ-ее гос-во и создать новое – диктатуру большинства (народа). Револ. идеи были реал. в ходе февральской и октябрьской револ. 1917г. Февр. револ. заменила самодерж. буржуаз. республ., но не дала реальной власти и ср-ва производства народу. Рез-ом октябр. револ. стало провозглашение диктатуры большинства и национал. всех ср-ты произ-ва.

Политология как наука, её объект, предмет и осн. категории.

Политология – наука о пол-ке и власти. Объект – политическая сфера общ-ва и все, что в ней происходит. Предмет - закономерность возникновения и развития полит. отношений, процессов и институтов, а так же методы и формы полит. власти. Политология возникла на рубеже 19-20 вв, поэтому многое в ней еще не получило однозначного ответа. Составные части политологии: - полит. социология, кот. изучает соц. основу власти и взаимоотношения общ-ва и гос-ва. - полит. фил-я – изучает сущность политики, мотивы полит. деят-ти. – пол. психология, изуч. мотивы полит. деят-ти; - полит. антропология – особенности полит. жизни разных этносов; - геополитика – изучает взаимосвязь политики с географ. факторами. Глав. категории - политика и власть. Политика – это деят-то, кот. м-но представить в виде с-мы: 1. субъект, 2. цель – власть, 3. ср-ва - законы, реформы, революции, войны и тд., 4. структура – политические отношения. Власть – система отношений господства и подчинения, система принуждения чел-ка к чему-либо с пом. влияния авторитета, санкций и прямого насилия. Принципы: командование, исполнение, а проявляются они в отношении господства – подчинения. Это двусторонние отношения, ни одна из них не м/б отброшена. Команда еще не создает власти, необходимо и подчинение команды, нет власти без повиновения. Отношения господство-подчинение – структура власти, кот. объединяет эл-ты власти: 1.не менее 2-х партнеров. 2.приказ (выражение воли одного партнера угрозой применения санкций в случае неповиновения). 3.желание 2-ого партнера подчиниться. 4.Общ. нормы, кот. устанавливают, что один партнер имеет право отдавать приказы, а второй обязан подчиниться.

3.Методы и функции политики. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии. 1) Общенауч. теоретич. методы: - системный (политика изучается как система); - исторический (изучение полит. явлений в хронологической последовательности). - структурно-функц-ный (изучается полит. стр-ра общ-ва и ф-ции выполняемые каждым эл-том системы). 2) Частнонауч. теоретич. методы: - бихевнористский (изучает поведения индивида в разн. полит. ситуациях). - психологический (изучение субъективных факторов полит. поведения). - сравнительный (направлен на сопоставление однотипных полит. явл. для того, чтобы выявить в них общее и особенное). - метод групп (выявляются группы людей и сравниваются их взаимоотношения с органами власти). 3) Эмпирические методы: наблюдение, моделирование, стат. исследование, анкетный опрос, метод интервью, метод экспертных оценок. Функции: - познавательная, - аксиологическая, оценка полит. явлений, институтов и поведения людей. - мировоззренческая (формирование полит. культуры и влияние на полит. поведение людей). - прогностическая (определение перспектив полит. развития конкр. страны, моделиро-вания полит. процессов, разработка рекомендаций для политиков).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.01 с.)