Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая власть, ее сущность, структура и основные особенности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Полит. власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь опр-ые полит. взгляды, теории, с помощью спец. органов. Полит. власть осущ-ся через полит. партии и движения через гос-ва. Власть полит. партий и движен. будет реальной лишь тогда, когда они связаны с гос-ом. Полит. и гос-ая власть не тождественны. Власть гос-ва распр-ся, прежде всего, на органы гос-ва и лишь частично на гражд. общ-во. А полит. партии осущ-ют свою власть по отношению к гражданам, а не к органам власти. Только у гос-ва есть ср-ва принуждения и право издавать законы, с помощью чего оно насаждает свою власть. Ср-ом власти полит. партии явл-ся её устав. Гос-во доминирует в общ-ве как верховная власть. Субъектами полит. власти явл-ся гос-во, полит. партия, полит элита и полит. лидеры. Объектом полит. власти явл-ся всё гражд. население, отдельные соц-ые группы и индивиды. Субъект всегда стремится подчинить своей воле объект. Основой его власти м.б. богатство, информация, занимаемое положение и сила. Власть м.б. реальной и потенциальной (ресурсом власти). Рес-ми власти явл-ся важные для объекта ценности, оружие, ср-ва инф-ии и карательные органы. В демократ-ом гос-ве главными рес-ми власти явл-ся мат-ые интересы объекта и его страх потерять эконом. благополучие. В недемократич. общ-ве рес-ми власти явл-ся карательные органы, страх перед ними и массовое чувство, распр-ое ср-ми массовой инф-ии. Власть гос-ва всегда легитимная (законная), гос-во политически господствует над общ-ом и это господство м.б. 3 видов: 1. Традиционное - основано на традиции, обычаях, авторитете предка. 2. Рационально-легальное – основано на предположении, что власть соотв. правовым нормам. 3. Харизматичное – основано на авторитете выдающейся личности. 14. Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М. Вебера. Отношение власти зарождается в первобытном общ-ве. Сначала – власть вожака, самого сильного мужчины, кот. подчиняются все остальные члены кол-ва. Затем возникает власть кол-ная (рода и семьи). На этом этапе объект и субъект власти совпадет, поэтому нет пол-ки. Но с возникновением нерав-ва меняются отношения и в семье и в общине. Главой семьи становится самый старший мужчина, так возникает отцовская власть, все остальные члены семьи ему подчиняются, они становятся зависимыми людьми. В общине народное собрание всех общинников превращается в собрание вооруженных мужчин. Причина изменений – развитие ср-в про-ва и возникновение про-ного хоз-ва (земледелия и скотоводство). Мужчины как осн. произ-ли становятся соб-ками ср-в про-ва, возникает имущ-ное нерав-во. Власть вождя не абсолютна, она ограничена народ. собранием. Со временем вождь превратился в постоянно действующего князя, а народ. собрание в дружину. Князь и дружина – первые органы форм-ния гос-ва, кот превратятся в монарха и армию. Гос-во окончательно сформ-ся с появлением бюрократии, посредники м/д субъектом и объектом власти. Власть окончательно будет от делена от народа и превратится в инивид. наследуемую по традиции. Гос-во полит-ки господствует над общ-вом. Гос-во м/б: традиционным (основан на традициях), рационально-легальным (основан на предположении, что власть соответствует нормам права), харизматический (основан на авторитете исключит. одаренной личности). Гос-во — полит структура особого рода, возникшая на опред. этапе общ развития, представляющая собой центр. институт власти в полит сис-ме конкр. общества. Легальность власти – юрид понятие, обозначающее, что происхождение власти, способы её функционирования зафиксированы законом. 16. Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования. Полит элита - большая соц. группа, обладающая опред. уровнем полит. влияния и явл-ся осн. источником руководящих кадров для институтов власти того или иного гос-ва, сообщества. Виды: 1.Правящая. 2.Опозиционная. Общие черты: Отрицание истор. прогресса; Абсолютная власть полит. отношений (господство и подчинение). Система рекрутирования элит: 1.Система гильдий. 2.Антрепренёрская система. Эти системы в чистом виде не сущ-ют. Система гильдий хар-на для закрытых тоталитарных общ-в (Япония, Великобритания). Антрепренёрская система сущ-ет в демократ. общ-ве. Система гильдий: 1.хар-но отбор претендентов из нижестоящих слоёв самой элиты. 2.Наличие большого кол-ва норм. требований для занятия должностей - институциональный фильтр. 3.Небольшой закрытый круг электората, сами члены элиты выбирают лидера. 4.Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Антрепренёрская система: 1.Открытость, возможность для любых групп претендовать на занятие лидирующих позиций. 2. Небольшое число форм. требований. 3.Широкий круг электората, выбирает всё общество. 4. Высокая конкурентность отбора. 5. Первостепенная значимость личных качеств претендента. Глав. особ-ть в процессе формирования соврем. полит элиты России зак-ся в том, что она приобрела черты во многом аналогичные с полит элитами демократ. гос-в. Это обусловлено процессом становления демокр. гос-ва и многопартийной полит системы в России. В составе новой полит элиты России произошли значит. изменения в образовательном, возрастном и проф. планах. Новая рос. политико-адм-ная элита ближе к номенклатурной, нежели к запад. типу политико-адм-ной элиты. Такую систему можно назвать номенклатурно-демократ., поскольку власть фактически не избирается, а распр-ся, но в рамках не одного полит центра, а нескольких. Затем идет борьба за перераспр-ние м/д несколькими центрами. Образовательный уровень рос. полит элиты и его профиль в целом соотв-ет уровню зап. элиты. Др. структурные показатели политико-адм-ной элиты России в целом близки показателям западноевропейской. 17. Классические концепции политических элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс). Политическая элита – это та часть общ-ва, которая имеет непоср. доступ к власти и обладает проф-ми и личными кач-ми, которые помогают ей удерживать власть. Политическая элита – это меньш-во, управляющее общ-ом с помощью гос-ой машины. Признаки правящей элиты: 1. Контроль основных рычагов власти. 2. Привилегированное положение в обществе. 3. Более высокий, чем у остального населения, уровень жизни. Г айтано Моска. Общ-во делится на 2 класса: правящий и управляющий. Правящ. класс – хорошо организ. меньш-во, поэтому власт нах-ся в его руках. Управл-ый класс не организован. В общ-ве никогда не будет демокр., потому что управл-ый класс не обладает кач-ми властителя. Вильфредо Парето: В общ-ве всегда правит элита (Э), поэтому полит. жизнь – это борьба и смена Э. Люди от природы не равны по своим спос-м и только у немногих есть спос-ть руководить и навязывать другим свою волю. Сущ-ет 2 типа Э: - львы (консерваторы), которые стремятся сохр. сущ-ее положение вещей и исп-ют жёсткие методы управления; - лисы (либералы), которые польз-ся обманом, компромиссом и различ. полит. комбинациями. Э, придя к власти, в начале активна, а затем успок-ся и на достигнутом и нач-ет вырождаться. Она замыкается и перестаёт обновляться. Одновременно в общ-ве форм-ся контрэлита из тех, кто может руководить, но не может войти в прав. Э. Контрэлиту поддерж-ет население и они свергают старю Э и всё нач-ся сначала. Роберт Михельс: Демокр-ия нужд-ся в управл-ем меньш-ве, т.к. больш-во не может и не хочет участв. в полит. деят-ти. Оно безразлично к политике и некомпетентно, но, со временем, Э начинает отдаляться от больш-ва и предаёт его интересы. Поэтому, любая демокр-я обязательно превр-ся в олигархию, т.е. власть немногих богатейших людей. 18. Современные концепции и типологии политических элит. Политическая элита – это та часть общ-ва, которая имеет непоср. доступ к власти и обладает проф-ми и личными кач-ми, которые помогают ей удерживать власть. Политическая элита – это меньш-во, управляющее общ-ом с помощью гос-ой машины. Признаки правящей элиты: 1. Контроль основных рычагов власти. 2. Привилегированное положение в обществе. 3. Более высокий, чем у остального населения, уровень жизни. Совр-е теории Э были созданы в середине XXв. В США. Маккеавеллистское направление. Авторы этих теорий считают, что способы прихода Э к власти не имеют значения, потому что политика безнравтсв. и моральн. оценку правления Э давать нельзя. Её нужно оценивать по тому, как она справл-ся со своей руковод. ролью. Э есть всегда. Это активное меньш-во, состоящ. сегодня в основн. из науч. Кадров и тех спец-ов. Они знают, как управлять и поэтому легко справл-ся с управл. ф-ей и на произ-ве, и в полит. Современ. Э – технократы (чиновник + тех. спец.). Она монополизировала все общ-ые привилегии, замкнулась и сама себя воспроизвлдит. Образ. Такой Э идёт во всех совр-ых гос-ах. Это приведёт к тому, что на планете возн-ет единое общ-во, которое будет возглавлять комитет технократов. Либеральное направление. Полит-я Э – защитница либеральных ценностей, её главн. признак – высокий авторитет, которым она пользуется в общ-ве. Совр-я Э приходит к власти с помощью инф-ой обработки неправящего больш-ва. Структурно-функциональное направление. Э – важнейший элемент полит. сист. общ-ва, к ней относ-ся люди, заним-е ключевые позиции в полит. и эконом. и выполняющие управл. ф-ии: партийные функционеры, политю идеологии, советники, учёные и эксперты, разраб. полит. реформы и полит. решения. Э – это управленч. комитет, состоящий из представителей правящего класса. 15. Принцип разделения властей, его смысл и значение. Шарль Луи Монтескьё сформулировал принцип разделения властей. Законы должен принимать орган власти, представляющий интересы всей страны. Законодат. власть должна принадлежать парламенту и он должен следить за соблюдением закона, а исполнять их должен монарх. Власти не должны вмеш-ся в дела друг друга и подменять друг друга. Суд д.б. отделён от них, но не должен быть властью Суд должен решать частные конфликты граждан (гражданское право). Принцип разделения властей – это признак свободного гос-ва. Свобода закл-ся в том, что у каждого есть право делать то, что разрешено законами, и никто не м.б. принуждён делать то, что запрещено законами. В конституции РФ содерж-ся принцип разделения властей на 3 ветви: 1. Законодательная власть, принадлежит представительным органам власти. 2. Исполнительная власть, принадлежит главе гос-ва – президенту и правительству. 3. Судебная власть, принадлежит всем судам всех уровней. Разделение властей – один из рычагов, предотвр. монополиз-ию власти. Они меют равное значение, независимы друг от друга и не имеют права вмешиваться в дела друг друга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.009 с.) |