Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В.этом случае объективными показателями измене-лия деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О" (или цифру "О"). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — "5", то надо красиво писать не менее 1 страницы. Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина) Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень "полезной тревоги". Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную /дТ, высказывания № 21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = ei — Е2 + 35, где ei — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Eg — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ = ei — Е2 + 35, где е]^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Eg — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с Целью показать себя "в лучшем свете". Шкала самооценки Фамилия Фамилия__________________ Дата_ Инструкция: а "Прочитайте внимательно каждое из g ^ о. приведенных ниже предложений и щ f" S зачеркните соответствующую цифру ё, ^ S справа в зависимости от того, как вы S Ц & я себя чувствуете в данный момент. Над " s 9 вопросами долго не задумывайтесь, Я И S поскольку правильных или w о неправильных ответов нет". 1. Я спокоен....................... 1 2 3 4 2. Мне ничто не угрожает............. 1 2 3 4 3. Я нахожусь в напряжении........... 1 2 3 4 4. Я испытываю сожаление............ 1 2 3 4 5. Я чувствую себя свободно........... 1 2 3 4 6. Я расстроен...................... 1 2 3 4 7. Меня волнуют возможные неудачи..... 1 2 3 4 8. Я чувствую себя отдохнувшим........ 1 2 3 4 9. Я встревожен.................... 1 2 3 4 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения................... 1 2 3 4 11. Я уверен в себе................... 1 2 3 4 12. Я нервничаю..................... 1 2 3 4 13. Я не нахожу себе места............. 1 2 3 4 14. Я взвинчен...................... 1 2 3 4 15. Я не чувствую скованности, напряженности................... 1 2 3 4 16. Я доволен....................... 1 2 3 4 17. Я озабочен...................... 1 2 3 4 18. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1234 19. Мне радостно.................... 1 2 3 4 20. Мне приятно..................... 1 2 3 4 }Дкала самооценки фамилия Дата_ Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из 5й приведенных ниже предложений и 8 я И зачеркните соответствующую цифру справа | & 8 и в зависимости от того, как вы себя g § Я g чувствуете обычно. Над вопросами долго |? " ^ не задумывайтесь, поскольку правильных Д Д или неправильных ответов нет". 21. Я испытываю удовольствие.......... 1 2 3 4 22. Я очень легко устаю............... 1 2 3 4 23. Я легко могу заплакать............ 1 2 3 4 24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.................... 1 2 3 4 25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения. 1234 26. Обычно я чувствую себя бодрым...... 1234 27. Я спокоен, хладнокровен и собран.... 1234 28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня................... 1 2 3 4 29. Я слишком переживаю из-за пустяков. 1234 30. Я вполне счастлив................ 1 2 3 4 31. Я принимаю все близко к сердцу..... 1234 32. Мне не хватает уверенности в себе.... 1234 33. Обычно я чувствую себя в безопасности. 1234 34. Я стараюсь избегать критических ситуаций 1234 35. У меня бывает хандра............. 1 2 3 4 36. Я доволен....................... 1 2 3 4 37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1234 38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них..................... 1 2 3 4 39. Я уравновешенный человек.......... 1234 40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. 1234 АНКЕТА для определения школьной мотивации
Днализ результатов. За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный — \ балл, последний — 0 баллов. Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 25-30 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. 20-24 балла — отношение к себе как к школьнику практически сформировано. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 10-14 баллов — отношение к себе как к школьнику не сформировано. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)* Описание теста Тест "Кинетический рисунок семьи" направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. Процедура эксперимента следующая: Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Инструкция испытуемому "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М., Издательство Московского Университета, 1987. этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спра. шивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повто. рить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастли -вый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему? Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п. 118 Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач: -рИ из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три — позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в иИрк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, цо один из вас заболел и должен остаться дома. Я/тго он? 3. Ты. строишь из конструктора дом (вырезаешь Оумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты, позовешь на помощь? 4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто ос -танется дома? 5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком боль -те, чем надо. Кто не будет играть? Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе. Интерпретация результатов теста Рисунок семьи" Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части: 1) анализ структуры "Рисунок семьи"; 2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи; 3) анализ процесса рисования. 1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное бда. гополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает при. стального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмо. циональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых; а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости; в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний); г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком. Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему. В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию. Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутст- аде в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих дтвержение, неприятие. Презентация в рисунке только "я" может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик. Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это ука-зувают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то яожно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций. Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желание замять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к.фугим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.). Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие не-гативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье. Расположение членов семьи Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок — субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает. Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными рука- 'чи, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмо-"пональных связей. Близкое расположение фигур, обусловлен-' е замыслом поместить членов семьи в ограниченное про- странство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цедц ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки). В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдалено, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребеа. ка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.009 с.) |