Второй этап. Графическое действие



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап. Графическое действие



Вводятся условные обозначения: "хозяева" изображаются разноцветными кружками, классы принадлежащих им предме­тов обозначаются символическими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересече­ниям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем действия производятсяна вербальномуровне — ре­бенку называют свойства фигур, а он указывает их "хозяев", и наоборот, упоминались "хозяева", а учащийся описывал при­надлежащие им фигуры, т.е. в данной серии у ребенка форми­руется умение ориентироваться при классификации не на от­дельные признаки предметов, а на их соотношение и на этом

194

основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных умений можно использовать и дру­гое упражнение, в котором действия производятся на матери­альном уровне: ребенку даются коробочки разных цветов, в каждой из которых лежит кубик. По цвету кубик либо совпа­дает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выстурает "хозяином" какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает ус­ловные позиции и определяет, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемеща­ют кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и опреде­ляет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предла­гается система стрелок, которыми обозначается переход пред­мета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система стрелок и условные обозначения представляют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как опери­рования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работой). Это обеспечивает возможность перехо­да к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированное™ действия является умение ре­бенка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за его выполне­нием.

Формирование умения принять учебную задачу тесно связа­но с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является про­стейшее умозаключение. В связи с этим можно использовать следующее упражнение.


Учебный материал составляют геометрические тела, различ­ные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см), и по цвету — о цветов.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их названиебик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур).Их названиегур.

3 группа: низкие цилиндры(3 фигуры). Их названиецев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их названиелаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу: "Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твое­му, могут называться бик".

На следующих этапах аналогично дети учатся отбирать фи­гуры гур, цев и затем лаг. На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребенком. При этом необходимо до­биваться, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, может служить выде­ление одновременно двух признаков, которые учитель также пытается выявить совместно с ребенком. Теперь, отбирая об­разцы выделенного класса, дети должны обосновать свой

выбор двумя признаками. Учебная задача может считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъяв­ленные фигуры на группы, называет их и дает общее опреде­ление принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание может быть модифицировано использованием другого дидак­тического материала.

Упражнение № 60. "Формирование умения планировать свои действия"

Для формирования данного умения необходимо использо­вать упражнения, побуждающие обучаемого ребенка изме­нять свою позицию. Изменяя позицию (т.е. рассматривая си­туацию как бы с точки зрения другого участника деятельнос­ти), ребенок учится выделять те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются не-расчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста "центра-ция" на отдельных сторонах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать изменение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально дей­ствуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявля­ется в практических действиях и не осознается детьми. На втором (основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку решение задачи, которую раньше он делил с парт­нером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним прежде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение опе­раций за другого еще не обеспечивает принятие позиции дру­гого. Однако в данном обучении принятие позиции достигает­ся благодаря организации специальной игры, по ходу кото­рой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: "Давай теперь Леше (называется имя партнера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него". Далее, уже в процессе выполнения учитель спра­шивает: "Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?" и т.д. Такая организация обучения обеспечивает ребенку "двой­ную позицию" (одну из разновидностей условно-динамичес-

197


кой). Обучение происходит на следующем дидактическом ма­териале.

Игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на него кружками. Два крайних кружка (один из которых об­ращен к одному из играющих, другой — к другому) отмечены звездочками. Кружки соединяются линиями (дорожками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка. Играю­щие по очереди передвигают ее. За один ход фишка может "шагнуть" на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездоч­ке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть, нужно зара­нее проделать в уме возможные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к "своей" звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать про­тиводействие. Сначала дети просто тренируются в игре на раз­ных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в последней серии ребенок действует "один за двоих". В таком условии игры "за двоих" сами практические действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую на­личием у партнеров противоречащих друг другу целей). Это и позволяет детям успешно переходить к предварительной ори­ентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступающее для ре­бенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяет­ся на отдельные последовательные операции (ходы).

Упражнение № 61. "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)"

Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре черте­жей (на одном из них изображается фасад, на другом — зад­няя стена одного и того же здания). Всего детям было предло­жено воспроизвести по чертежам 8 усложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:

Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответ­ствии с методом П.Я.Гальперина поэтапного формирования ум­ственных действий.

На следующем этапе дети строят домик вдвоем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обра­щенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по оче­реди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставлен­ный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.

Наконец, на заключительном этапе дети обучаются исходя из выработки у них "двойной позиции". Первый домик строит-


ся двумя детьми совместно (как на втором этапе), затем ребе­нок собирает домики, действуя "за двоих" (свой кубик — кубик партнера и т.д.). В зависимости от позиции, занимаемой ребенком, изменяется цель, с точки зрения которой произво­дится ориентировка. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятель­ность (выделив в ней отдельные операции), так и поставлен­ную задачу (выделив каждое из ее условий).

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий:

планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвер­тый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.01 с.)