Встречаемся и прощаемся с улыбкой»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Встречаемся и прощаемся с улыбкой»



Цель: усиление положительного эмоционального пе­реживания.

Описание задания. Психолог: «Сейчас мы поиграем в

такую игру. На моем лице будет появляться улыбка. Как только ты увидишь мою улыбку, должен тоже ответить мне улыбкой. Наши улыбки встретятся. Если на моем лице нет улыбки, ты тоже не должен улыбаться». Игра прово­дится 6—8 раз.

Занятие 3

2.11. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуа­ции.

Дидактический материал: одна картинка с изображе­нием, например, ванной комнаты. Другая — с'изображе-нием той же ванной комнаты, но предметы на ней пере­ставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть пер­вую картинку и запомнить расположение предметов. За­тем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.

Запомни и покажи»

(таблицы Ф.Е. Рыбакова)

Цель: развитие преднамеренного запоминания и при­поминания, долговременной памяти.

Дидактический материал: приложения 4, 5.

Описание задания. В течение 5 с показывается табли­ца с изображением четырех фигур, затем таблица с изоб­ражением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица за­крывается.

Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.

От улыбки станет всем светлей»

Цель: усиление положительных эмоциональных пе­реживаний, поднятие настроения.

Описание задания. Исполнить песню «От улыбки ста­нет всем светлей...».

Занятие 4

Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуа­ции в условиях уменьшения времени.

Дидактический материал: одна картинка с изображе­нием, например, ванной комнаты, другая — с изображе­нием той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть пер­вую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребе­нок должен назвать предметы, которые изменили свое

местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке.

2.17. «Купим мы, бабушка...»

Цель: обучение навыкам запоминания текста с помо­щью мнемонических приемов.

Описание задания. Психолог разучивает с ребенком текст, сопровождая его движениями.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Купим мы, бабушка, себе курочку.

Курочка по зернышку Дети указательным пальцем

кудах-тах-тах. одной руки постукивают по ладони другой руки.

Купим мы, бабушка, себе уточку,

Купим мы, бабушка, себе уточку. Уточка — та-та-та-та. Делают змеевидное движение

рукой,

Курочка по зернышку Указательным пальцем одной

кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони

другой руки.

Купим мы, бабушка, себе индюшонка,

Купим мы, бабушка, себе индюшонка.

Индюшонок — Поднимают вверх руки и пока-

шалды-балды. ивают ими в одну сторону, за­тем в другую. Уточка — та-та-та-та. Делают змеевидное движение

рукой.

Курочка по зернышку Указательным пальцем одной

кудах-тах-тах. руки постукивают по ладони

другой руки.

Купим мы, бабушка, себе коровенку,

Купим мы, бабушка, себе

коровенку.

Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок -

шалды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе собачонку,

Купим мы, бабушка, себе собачонку.

Собачонка — гав-гав.

Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок —

шадды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе кисоньку,

Купим мы, бабушка, себе кисоньку.

Кисонька — мяу-мяу.

Собачонка — гав-гав.

Коровенка — му-у-му-у.

Подставляют к голове указа-тельные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и пока-чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Индюшонок —

шадды-балды.

Уточка — та-та-та-та.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок»,

Купим мы, бабушка, себе «Жигуленок».

«Жигуленок» — би-би.

Кисонька — мяу-мяу. Собачонка — гав-гав. Коровенка — му-у-му-у.

Индюшонок —

шалды-бадды.

Уточка — та-та-та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Имитируют руками управле­ние автомобилем.

Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Поднимают вверх руки и пока­чивают ими в одну сторону, за­тем в другую.

Делают змеевидное движение рукой.

Указательным пальцем одной руки постукивают по ладони другой руки.

Подставляют к голове указа­тельные пальцы, изображая рожки.

Найди игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: спрятанные на прошлом за­нятии три игрушки.

Описание задания. Ребенок должен вспомнить и най­ти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (2.13) в кабинете психолога.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 1—4.

Тряпичная кукла»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения.

Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не мо­жешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван» и т.д.

Занятие 5

Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Психолог показывает ребенку лю­бую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Психолог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картин­ке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

2.22. «Свет, зажгись!»

Цель: развитие памяти на события.

Дидактический материал: настольная лампа или тор­шер.

Описание задания. Психолог со словами: «Свет, заж­гись!» включает настольную лампу. При зажженной лам­пе психолог рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» и вы­ключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее снова вклю­чает лампу со словами: «Свет, зажгись!» Игру нужно по­вторить 4—5 раз, меняясь ролями с ребенком.

Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: десять небольших игру­шечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ре­бенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребен­ку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивает­ся и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра прово­дится 5—6 раз.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 5—8.

Скульптура»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты -глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульпту­ру». «Скульптор» мнет «глину», делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Занятие 6

Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания и наблюда­тельности.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка, отличная от картинки, использованной в задании 2.21.

Описание задания. Психолог показывает ребенку лю­бую сюжетную картинку, просит внимательно рассмот­реть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые он запомнил.

Разучивание песни

Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти.

Описание задания. Разучить с ребенком один куплет любой песни о школе.

Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: десять игрушек небольшого размера.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ре­бенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребен­ку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет места­ми игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится 5—6 раз.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, все,упражнения.

Дыхание»

Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для сня­тия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

Описание задания, 1. Дышать обычным способом. 2. Вы­дох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выпол­нять 5 мин.

Занятие 7

(групповое)

Шапокляк»

Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить информацию; целенаправленного запоминания и при­поминания; вербальной памяти.

Задача: создание условий, которые бы вызвали у детей потребность в целенаправленном запоминании и припо­минании; обучение навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.

Дидактический материал: десять картинок с изобра­жениями: яблока; груши; хлеба; колбасы; бананов; кон­фет; варенья; рыбы; яиц; чупа-чупс и пять картинок с изображением любых других продуктов, овощей, фрук­тов; список с наименованием десяти продуктов (см. выше); сумка и кошелек; подставка для картинок.

Участники: дети с низким уровнем развития памяти; психолог; Шапокляк с Лариской.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Занятие проводит психолог.

Психолог. Ребята, вы уже стали совсем большими. Скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. Вы будете часто вспоминать свой детский сад. Мы с вами начали разучивать песню. Как она называется? (Дети разучивали песню «Прощай, детский сад», на мелодию «Спо­койной ночи малыши!» или другую по выбору психолога.) О чем рассказывается в первом куплете? Кто грустно смот­рит на ребят? Кому вы говорите до свидания? Что лежит в сумках? Как нужно исполнять эту песню: грустно или весело? Почему? Сделайте грустное лицо, а теперь весе­лое. (Исполняется первый куплет песни.)

Куклы, мишки и петрушки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. В сумках — новые тетрадки, Ручки и карандаши. До свидания, лошадки. Мы уже не малыши!

Припев

Прошай, детский сад.

Прошай, детский сад.

Молодцы, мне понравилось ваше исполнение песни. Я предлагаю вам разучить второй куплет. Я прочитаю весь второй куплет, а вы внимательно слушайте и запо­минайте, о чем в нем рассказывается.

Зайки, мышки и матрешки Грустно смотрят на ребят. До свидания, игрушки, До свиданья, детский сад. Мы споем вам на прощанье, Вместе с вами погрустим. До свиданья, до свиданья. Мы еще вас навестим.

Припев.

Кто во втором куплете грустно смотрит на ребят? А как одним словом можно назвать: куклы, мишки, петрушки, зайки, мышки, матрешки? (Игрушки.) Давайте разучим второй куплет. (Дети разучивают второй куплет, а затем исполняют два куплета вместе.) Самое главное занятие в школе — учеба, а в детском саду — игра. Я знаю, что вы все очень любите играть. Вы знаете много интересных игр. В какую хотите поиграть? (Проводится игра.) Ребя­та, кто-нибудь из вас знает, зачем человеку нужна па­мять? (Ответы детей.) Если бы человек ничего не мог запомнить, он бы не смог читать, писать, учиться, рабо­тать и даже играть.

Выходит Шапокляк.

Шапокляк. Здравствуйте, ребята! Это магазин? По­чта? Клуб? (Ответы детей.)

Ой, я совсем забыла, куда должна пойти... Где я? (От­веты детей.)

Как же мне вспомнить, куда я собралась? Так... я взя­ла сумку и кошелек, значит, мне нужно попасть в..? Ла­риска, куда ты меня привела?

Психолог. Уважаемая Шапокляк! У тебя, видимо, очень плохая память. Приходи на наши занятия — и память у тебя станет великолепной.

Шапокляк. И не подумаю! Не нужна мне память. Мне бы только вспомнить, что я в магазине хотела ку­пить. А вот список того, что нужно купить: яблоко, грушу, хлеб, колбасу, бананы, конфеты, варенье, рыбу, яйца, чупа-чупс. (Незаметно «теряет» список.)

Вот видите, мне память-то и не нужна. Записала все, что нужно, на бумажку и живу себе спокойно.

Психолог. А ты можешь без бумажки повторить свой

список?

Шапокляк. Нет, я лучше по бумажке. (Ищет бумаж­ку и не может найти.) Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать?

Психолог. Дети, давайте поможем Шапокляк вспом­нить, что ей нужно купить в магазине.

(Дети отвечают, а психолог повторяет названия про­дуктов.) Ребята, выберите картинки, на которых нари­сованы нужные Шапокляк продукты. (Дети из 15 кар­тинок выбирают десять.) Все ли картинки вы вспомни­ли? Каких не хватает? (Ответы детей.)

Шапокляк. Даже я запомнила! (Перечисляет про­дукты.)

Психолог. Молодец, Шапокляк! Ребята, а кто из вас может назвать все эти продукты? (Ответы детей.) Мо­лодцы!

Шапокляк. До свидания, ребятки! Я побежала в ма­газин! Спасибо! Лариска, за мной! (Убегает в магазин.)

Психолог. Ребята, вам понравилось, как вы отвеча­ли сегодня на занятии? Мне тоже очень понравилось. До свидания!

Рекомендации педагогам и родителям

» Развивать умение произвольно вызывать необхо­димые воспоминания.

* Обучать культуре запоминания.

* Учить вспоминать последовательность событий.

* Учить использовать при запоминании мнемотех-нические приемы.

* Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

* Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при при­поминании.

* Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)