Бубен, колокольчик, дудочка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бубен, колокольчик, дудочка»



Цель: развитие активного внимания, умения соотно­сить свои действия со звучанием нескольких разных ин­струментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика — бегать по кругу в противоположном на­правлении, а во время звучания дудочки — стоять на месте.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание задания. Приложение 3, упражнения 1—3.

Делай то, что я говорю и показываю»

Цель: тренировка на дифференциацию заданий взрос­лого.

Описание задания. Взрослый медленно совершает разные движения и называет их («Сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...»)- Часть движений не должна совпадать со сло­весным описанием. Ребенок должен выполнять задания «правильные», а «неправильные» (ловушки) выполнять не должен.

Занятие 5

Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать вни­мание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин (время фиксируется).

Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, ка­рандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку психолога рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две кле­точки вверх и так до конца строчки.

Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Психолог выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в тече­ние 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй на­бор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил психолог. Повто­рить 2—3 раза.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 4—6.

Приятное воспоминание»

Цель: обучение приемам и методам овладения своим волнением.

Описание задания. Ребенку предлагают представить си­туацию, в которой он испытывал полный покой, расслаб­ление, и представить ее как можно ярче.

Занятие 6

Текстура»

Цель: обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям.

Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок.

Описание задания. Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.

Затем ребенку закрывают глаза и дают в руки пооче­редно каждый предмет. Ребёнок должен с помощью так­тильных ощущений узнать предмет и назвать его.

Узор»

Цель: развитие слухового внимания, Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку психолога ри­сует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки ребенок рисует узор под диктовку пси­холога. Затем продолжает рисовать узор до конца строчки самостоятельно.

Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Психолог: «Сейчас ты пойдешь гу­лять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (По­казывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».

Упражнение выполнить 5—6 раз.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 7, 8.

Тряпичная кукла»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения.

Описание задания. Ребенок лежит на диване. Психо­лог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю, и она тоже падает на диван» и т.д.

Занятие 7

Мышка — птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструк­ции.

Описание задания. Психолог называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточ­ки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребе­нок должен сосредоточиться только на словесной инст­рукции и не обращать внимание на помехи.

Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Психолог: «Посмотри на эти две кар­тинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображение\г солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Выполняется аналогично заданию 1.28.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, все упражнения.

Скульптура»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Ты -глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульпту­ру». «Скульптор» мнет глину, делая легкий массаж плеч. рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

* Развивать слуховое внимание с помощью дидакти­ческих игр.

* Часто менять формы деятельности.

* Использовать на занятиях элементы игры.

* Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

» Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

* Учить сознательно направлять внимание на опре­деленные предметы и явления.

* Учить управлять вниманием в соответствии с це­лью.

* Учить сосредоточиваться на известной деятельно­сти, концентрировать свое внимание на ней, не от­влекаясь.

* Создавать средства-стимулы, которые будут орга­низовывать внимание ребенка.

* Для развития внимания использовать игры с пра­вилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвеча­ет на них, но при этом не должен называть запре­щенные цвета и не говорить «да» и «нет».

* Игры-головоломки.

* Загадки.

* «Найди отличия».

* «Найди два одинаковых предмета».

* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических уп­ражнений по словесной команде,

* «Волшебное слово». Взрослый показывает упраж­нения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»

* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, ле­жащие на столе; затем он отворачивается. Взрос­лый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин дол­жен назвать как можно больше предметов, нахо­дящихся в комнате.

* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая вни­мание на его действия.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Занятие 1

Запомни картинки»

Дел»; развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, каст­рюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем кар­тинки переворачивают. Психолог показывает на пере­вернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и на­звать предмет, изображенный на ней.

У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Пси­холог, проговаривая текст игры, сопровождает его движе­ниями.

— Заяц, заяц, забегай!

Вытягивают руки вперед.

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит:

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Дети скрещивают руки над го­ловой, изображая крышу. Руки перед лицом изображают окно.

Производят движение руками, как при беге.

Кулачком имитируют стук в дверь.

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охот­ник.

Лапу подавай!

Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повто­рять слова. Начинать нужно с одного слова, затем на­звать два. Ребенок должен их повторить в той же пос­ледовательности. Затем психолог называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.

2.5. «Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мыш-Цами лица; обучение свойствам невербального общения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем Расслабляет мышцы лица. Повторить 6—8 раз.

Занятие 2

2.6. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти в условиях умень­шения времени.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стола, груши, стакана, пла­тья, шапки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показы­вает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспом­нить и назвать предмет, изображенный на картинке.

2.7. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Упражнение то же, что и упраж­нение 2.2 «У оленя дом большой». Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания тек­ста.

2.8. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой па­мяти.

Описание задания. Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последователь­ности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ре­бенок не справляется со словесным рядом, нужно повто­рить ряд еще 2—3 раза.

1) доска;

2) окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холо­дильник, пуговица, ковер, антенна.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.048 с.)