Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогите ребенку справиться со своим раздражением

Поиск

Чем младше ребенок, тем более «по-детски» он будет выражать свой гнев. Детям старшего возраста нужно учиться выражать его каким-то позитивным образом. И об этом должны позаботиться мы, родители.

Прекрасно понимаю, что родители часто так устают, что просто говорят своему ребенку: «Веди себя потише!» Но совершенно очевидно, что это неправильный подход. Этим они добьются лишь того, что ребенок «загонит» свой гнев внутрь. Мне хотелось бы рассказать, как можно более эффективно, чем простым окриком «Веди себя потише!», помочь детям и подросткам выражать свое раздражение позитивно.

Чтобы помочь родителям справиться со всеми сложностями процесса усмирения гнева их детей, я придумал специальную «лестницу раздражения». У нее пятнадцать ступенек, и каждая из них представляет собой способ поведения в случае возникающего раздражения (они приведены в порядке уменьшения эффективности каждого способа):

1. Вести себя хорошо, спокойно, несмотря на раздражение.

2. Попытаться найти решение проблемы.

3. Сфокусировать раздражение только на его источнике.

4. Высказать основные жалобы.

5. Рассуждать логически и конструктивно.

6. Громко выразить недовольство, плохо вести себя.

7. Выругаться.

8. Выплеснуть раздражение на кого-нибудь еще, а не на того, кто является его источником.

9. Высказывать жалобы, не связанные с источником раздражения.

10. Что-нибудь бросить.

11. Что-нибудь разбить.

12. Грубо выругаться, оскорбить кого-то.

13. Эмоционально разрушительное поведение, потеря контроля над собой.

14. Нанести физический вред.

15. Вести себя пассивно-агрессивно.

Нам нужно вести себя так, чтобы не приносить вреда никому. Как мы уже обсуждали раньше, пассивно-агрессивное поведение является наихудшим способом выразить свое раздражение. Потерять контроль и начать все крушить или же выругаться на кого-нибудь - плохо, но все же лучше, чем вести себя пассивно-агрессивно, поскольку справиться с таким состоянием легче и легче его предотвратить.

Еще один способ выразить свой гнев - припадок ярости. Вы будете ругаться и кричать, то есть направите свое раздражение не на его источник, а на того, кто случайно оказался поблизости. Насколько подобное поведение кажется плохим, настолько оно лучше пассивно-агрессивного.

«Поднимаясь» по этой «лестнице» снизу вверх, мы придем к словесному выражению гнева, когда поток слов обрушивается на того, кто случайно оказался рядом. И хотя это в принципе плохо, но все же лучше, чем крушить все вокруг и ругаться.

На верхних «ступеньках лестницы» мы обнаружим лучшие способы выражения гнева. Например, на третьей «ступеньке» - концентрировать свое внимание только на источнике раздражения. Вы можете ворчать или даже покричать, но относить свое раздражение будете только к тому, что его вызвало.

Средство унять гнев, расположившееся на верхушке «лестницы», - самое лучшее. Это наиболее приемлемый и рациональный способ выразить свои чувства к тому человеку, который вызвал у вас раздражение. Если поступите именно так, то есть будете вести себя сдержанно и разумно, вы можете надеяться, что этот человек, с которым у вас возникли проблемы, поступит так же; вы сможете рационально и логически разрешить спор, подискутировать и прийти к какому-то соглашению. Немногие люди понимают, что это - лучшее решение. Но если ваш подросток будет видеть хотя бы иногда, что вы справляетесь со своим гневом именно так, это послужит для него отличным образцом.

Для вас не должно быть неожиданностью, что ваш подросток время от времени будет очень раздражаться, но надо постараться, чтобы он выражал свой гнев словесно. Тогда вам будет легче определить, на какой ступеньке «лестницы гнева» он находится и на что ему следует обратить внимание. После того как вы оба успокоитесь, обсудите с ним его поведение, и если он выражал свое раздражение корректно, похвалите его за это и попросите обратить внимание на те аспекты его поведения, которые, по вашему мнению, следует изменить.

Позвольте мне прояснить данный вопрос. Речь идет о том, чтобы выражать свой гнев только словесно, а не какими-то иными поведенческими актами. Я рекомендую выражать свои чувства именно таким образом, поскольку это поможет со временем выработать наилучшие методы усмирения своего раздражения.

О том, как можно помочь подростку справиться со своим гневом, расскажу на примере своего друга, чей сын пришел однажды домой из школы с плохими отметками по математике. Джерри, обычно живой и веселый, вошел в дом, бросил сумку с книгами и тетрадями на столик в холле и с шумом протопал на кухню. Не обнаружив в холодильнике для себя ничего интересного, он резко захлопнул дверцу.

- Ты могла бы, мама, постараться, чтобы в холодильнике хоть что-нибудь было, - проворчал он и направился в свою комнату, споткнувшись по дороге о кубики младшего брата.

Он тут же закричал:

- Бобби, сейчас же убери свои игрушки! Тебе бы следовало всыпать! Я мог сломать себе ногу!

- Ну, Джерри, хватит, - сказала ему мама, - вижу, что ты почему-то раздражен, но вряд ли из-за отсутствия еды в холодильнике и игрушек Бобби. Понимаю, что ты просто выплескиваешь свое раздражение. Постарайся успокоиться, - она ласково положила свою руку на плечо Джерри. - У тебя какие-нибудь неприятности в школе?

Джерри принес школьную сумку со стола в холле и достал тетрадку для контрольных работ.

- Да нет, если только двойку по математике не считать неприятностью, - произнес он саркастически.

- Ты хочешь поговорить об этом сейчас или чуть попозже?

- Не понимаю, почему у меня такая низкая оценка, мам, - сказал Джерри намного мягче. - Мне кажется, я все сделал как надо. И я не знаю, как быть.

- А что если поговорить с твоим преподавателем, например, завтра. Может быть, он сможет объяснить, почему поставил тебе двойку?

- Да он и слушать не станет. Он из тех, которые никогда не ошибаются.

- Но, может быть, если ты поговоришь с ним, Джерри, то обнаружишь, что он не такой уж и плохой человек? Учителя ценят тех, кто проявляет интерес к учебе.

Б конце концов Джерри решил поговорить с преподавателем. На следующий день он пришел из школы в приподнятом настроении.

- Угадай, что оказалось, мам! Ты была права. Учитель сам ошибся, проверяя мою работу, и теперь у меня не двойка, а четверка. Мама Джерри поступила мудро, дав ему возможность выразить свои чувства словесно и рассказать об истинных причинах раздражения.

Важно понять, что, общаясь с подростками, супругом, служащими, начальством, рано или поздно, вы неизбежно в какие-то моменты будете раздражаться. Раздражение является одним из результатов любых человеческих взаимоотношений. Мы должны также осознать, что если гнев не стараться сдерживать, то контролировать поведение станет все труднее, и это может окончиться вспышкой ярости. Чем больше раздражения накапливается, тем более «разрушительны» последствия.

Следовательно, мы должны научить наших детей, особенно подростков, «убивать гнев в зародыше». Если причиной его было непонимание или если гнев оправдан, нужно научить ребят изливать свое раздражение каким-либо позитивным образом, например, разобраться, чтобы разрешить проблему.

Человек не рождается с умением справляться со своим гневом. Мы, родители, должны позаботиться о том, чтобы у наших детей, когда они вырастут, это умение было. Мы должны научить их выражать свои чувства словесно, не допуская вспышек в виде каких-то поведенческих актов, и главное - учить их не направлять раздражение внутрь самих себя, иначе со временем они превратятся в пассивно-агрессивно настроенных взрослых.

Раздраженный человек не может быть деятельным. Он не в состоянии принять какие бы то ни было авторитеты, включая и духовные. «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).

Христианское воспитание

Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его (Пс. 102:13).

Я очень огорчаюсь каждый раз, когда читаю книги о воспитании, написанные видными христианскими лидерами, заявляющими, что крик, битье, шлепки - вполне оправданные методы, с помощью которых можно контролировать поведение ребенка. Эти «писатели» с легкостью перешагивают через то, в чем он нуждается в первую очередь, а именно - через безусловную любовь и одобрение.

В этой главе вы не прочтете, что порка и шлепанье являются нормальными методами воспитания, что ребенок - это испорченное и злое существо, которое просто необходимо все время наказывать. (Я привожу высказывания, которые давались этими «специалистами».) И, кроме того, вы не найдете здесь мыслей о том, что лучшим средством воспитания является предоставление им полной свободы.

Если, воспитывая своего ребенка, вы используете какие-то из только что названных методов и твердо верите, что все делаете правильно, то вам, возможно, не захочется читать дальше. Но, пожалуйста, не закрывайте книгу. Выслушайте меня. Вы не хотите читать эту книгу потому, что она не соответствует тому, к чему вы привыкли. А что если вы и ваш ребенок получите от нее много пользы? Если она поможет вам понять, что воспитывать ребенка можно с любовью, не теряя уверенности в том, что со временем он станет вполне приемлемым человеческим существом?

Вы поймете, что применение строгих дисциплинарных мер к ребенку - последнее, что нужно делать. Знаю, что если вы последуете моим советам и уделите несколько минут тому, чтобы понять причину дурного поведения ребенка, то этих строгих мер можно будет легко избежать. И ребенок будет вести себя плохо намного реже, если ваши отношения с ним будут основаны на безусловной любви.

Конечно, на это уйдет какое-то время и потребуется немало терпения, но кто важнее для вас, чем ваш собственный ребенок? Не требуется особого таланта, чтобы сказать ему: «Заткнись!» И совсем нетрудно просто шлепнуть его, когда он открывает рот, чтобы выразить свое несогласие с вами. К несчастью как для детей, так и для родителей, сейчас слишком много «специалистов» защищают подобные методы воспитания. И это очень жаль, потому что в итоге пассивно-агрессивное поведение детей, свойственное обычно лишь подростковому возрасту, не проходит, а, наоборот, закрепляется, и со временем они превращаются в пассивно-агрессивно настроенных взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.)