Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и развитие (генезис) К гос-ти ПольшиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1 этап развития – 1569 г. – Люблинская уния – Rzeczpospolita (Республика Польша) – централиз гос-во с монархич формой правления с привилегиямидля феод землевладельцев (шляхта). Уже тогда шляхта была представлена в Сейме, кот избирал монарха. Сословно-представит монархия. Совет из крупных феодалов при монархи с сильным влиянием. 2 этап – 3 мая 1791 г. – Четырёхлетний Сейм прин первую польскую К – Ustawa Rzadowa (пер. Правительственный устав) – закрепл гос устр-во, орг-ию органов власти, права и свободы граждан – это К по предмету регулирования. К просущ чуть больше года. Первая в Европе К. Идея созд-я К как единого прав док-та. Важный шаг формирования единого польского народа. Сейчас 3 мая – гос праздник. Идеи в К: 1. власть – из воли народа; 2. огранич полномочия монарха; 3. принцип разд-я властей, главенствующая роль у двухпалатного Сейма (органа представительства всего народа, нет наказов избравших дворян) – Сейм мог осущ зак днятельность. Leberum veto отменен (один депутат мог зарубить весь процесс). Вместо это принцип большинства. 4. Парлам контроль за правит-вом – вотум недоверия правительству, юридичекая ответственность. министров можно было привлек к Сеймовому Суду за нарушение норм К. 5. Вопросы бюджета и контроль над его исполнением – у Сейма 6. Закрепление прав и свобод граждан. В основном – шляхте, но опред гарантии для крестьянства и мещанства. Радикальный документ. Даже бунт в Тарговице (синоним полит измены в политич сленге Польши). 1795 г. – Третий раздел Польши. Гос-во перестаёт сущ. Пруссия, Австрия и Россия поделили территории. Различ польские К-ии и К для польских территорий
3 этап – начало XX века – появл возм-ти для восстан-я польской гос-ти и развития польского конституционализма. Возраждение нац-освоб движения. Германия, Австрия и Пруссия – обещали привилегии за мобилизацию. Итог – поражение. Врем правит-во и большевики объявляли, что собир сделать Польшу независимой. По итогам Первой мир войны польское гос-во было признано. 1918 – Декрет о высшей представительной власти Польской Республики 1919 – Учредительный Сейм прин Малую К. – врем документ до прин-я осн К. Малая К сохраняла пост за главой освоб движения – «Начальник гос-ва». После войны продолжался процесс определения границ Польши. В частности, Зап Украина и Зап Белоруссия вошли в Польшу. 1921 – принята К, преемственность Речи Поспалитой, осн принципы дем гос-ва (сув-т народа, разд-е властей, гарантированность прав человека, в т.ч. соц-экон (2 поколение)) Форма правления: парлам республика: През-т изб парламентом, при назначении правит-в учёт расстановки полит сил в парлам, парлам контролир правит-во и мог отправить в отставку его. К предусматривала и коллект, и инд отв-ть отд министров перед Сеймом. През-т мог объявлять войну и мир с согалсия Сейма, конрассигнатура 1926 г – Юзеф Пилсудский – гос переворот – на тот момент в Польше не было устойчивого правит большинства => идеи усиления ИВ и президента. Пилсудский был избран Президентом, но отказался от должности в пользу др чел-ка (учёный, слабый политик). Пилсудсукий – Премьер; военные полномочия… Конструкция разд-я властей пересмотрена: равновесие властей, а не их противостояние. К 35 – источник и носитель всей гос власти – през-т; През-т отвечает только перед Богом; роль парламента сужена; права человека ограничены правами коллектива (фактически гос-ва). Пилсудский умер, другой подобной фигуры не было => фашизма в Польше никогда не было
4 этап – 1 сентября 1939 – нападение Германии на Польшу, оккупация территории, уничтожение 17 сент 1939 – СССР вводит войска в Польшу, Зап Украина и Белорусь – прикрытие для введения войск 28 сент 1939 – СССР и Германия Лог-р «О дружбе и границе м/у СССР и Германией» - фактически раздел Польши Сопротивление официальное было подавлео, ноне прекр полнеостью; правит-во эмигрировало (Фр, затем Англия) През-т в 39 г => Румыния (пойман) => Франция Франция – «Правит-во в эмиграции» к 42 г Правит-во контролир армию Крайова; Польская раб партия (ПРП) – связи с СССР – блок «Армия Людова» С июля 44 – освоб-е польской территории от нем захватчиков; ПРП созд Польский комитет национального освоб-я (ПКНО) ПКНО стремиться укрепить свою соц базу Самоуправление => советы. От власти отстранялись те, кто был реакционными (были за независ-ть) и сотрудничали с оккупантами Аграрная реформа – конфискация земель у «помещиков»; передача земли малозем крестьянам, инвалидам войны, многосемейным середнякам Нац-я ряда предприятий /=> укрепление союза рабочих и крестьян Врем правит-во нац единствам (ВПНЕ) – вошли нек из Правит-ва в эмиграции, но ПРП доминировала ПРП стала именоваться Польская объед раб партия Затем новая Малая К, но гос-во активно отстраивалась по сов модели Новая К Польской Народной Республики, образец – К 36 г СССР – единство гос власти; верх орган – Сейм (выразитель воли трудящихся города и деревни); остальные органы (в т.ч. суды) подчин Сейму; През-та нет, есть Госсовет (коллег); Правит-во назнач Сеймом; В промежутках м/у сессиями Сейса – Госсовет. Упор на соц-эк права. Комм режим не был столь жёстким: не был ликвид частный сектор в экономике, не было такой коллективизации сельского хоз-ва Ещё две партии, кроме ПОРП, Объед крестьянская партия и Дем партия. Сохранялось влияние в общ-век католической церкви, никогда не уничтожалась, не быовоинствующего атеизма, после 78 года влияние церкви увеличилось с избрания Папы Римского Иоанна Павла II. После XX съезда 54 – культ личности Сталина; в Польше программа стр-ва соц-зма в польских условиях Экономика действовала преимущественно по командному принципу; одна партия стремилась доминир в полит и дух сферах 1968 г – волнения в Польше Итог: масштабное привлечение кредитов на Западе = > модернизация экономики (особенно промышленности), но не удалось, поэтому снова кризис, увеличение цен без увеличения зарплат 1976 – Новая редакция К, усилившая черты авторитаризма – рук роль ПОРП в стр-ве соц-зма (по сути, в общ-ве и гос-ве)
5 этап – 80е годы образовано профсоюзное объед-е «Солидарность», затем приобрело политич хар-р многомиллионное выступление трудящихся против существующего режима Итог: военное положение. Идея: не допустить вмешательства Варшавского дог-ра Не получилось решить проблему => переговоры с оппозицией Создан Высший адм суд; К трибунал; Гос трибунал – К контроль, Уполномоч по правам чел-ка 1989 – Круглый стол (длит переговоры). Рез-т: союзники ПОРП перешли на сторону оппонентов; ПОРП осталась на обочине истории. Черты Круглого стола: 1) Власть была вынуждена пойти на переговоры, потеряв поддержку населения 2) Стороны: оппозиция была структурирована. Орг-я, выдержавшая годы преследований, множество сторонников. Согласованная кандидатура: Лех Валенса. Со стороны власти – министр МВД. Все радикальные приверженцы (с обеих сторон) были устранены из переговоров. 3) Большое значение католич церкви – на всех этапах она за продолжение переговоров; Церковь поддерживала Солидарность, но и не противостояла правящей партии. 4) Судьба политич заключённых была решена до переговоров. Лех Валенса мог сесть за переговоры, не потеряв лица. 5) Круг вопросов жёстко ограничен: полит реформа, профсоюзный плюрализм; экон преобразования. Особ-ти переговорного процесса: 1) Структурированность оппозиции, оформленность 2) Изоляция деструктивных сил 3) Предметность обсуждаемых вопросов 4) Спос-ть политиков отделять главное от второстепенного
Итог: апрельская реформа. Восстановлена двухпалатная тсруктура Парлам – Сенат 1000 чел-к от воеводств (избирались); досрочные выборы в Сейм, согласовано кол-во победителей (ПОПР не менее 65% голосов) – отказ от монополии на власть; восстановлен пост Президента. Сейм – 65 – ПОПР и 35% - Солидарность В июне выборы в Сенат – 99 из 100 от Солидарности После этого бол-во депутатов Сейма перешли в Справедливость Президент –избирать должен был Сейм. През-т – от правящей партии, но правит-во в большинстве оппозиционное. 89 – Реформа К. Народная убрана из названия, теперь Польская республика; положения о соц-pvt удалены; республика – дем, правовое гос-во. Политич плюрализм, многообразие форм собственности; свобода предприн деят-ти. Соц режим мирно уходил в прошлое. 89 – в парлам-те создана Конституционная комиссия. Проблема: все полит баталии переносились на обсуждение К. В итоге процесс был затянут. Проекты и замечания: През-т, парламентарии, граждане. 90 – През-т – Лех Валенса. Постепенное движение к през республике Самороспуск Сейма, так как выборы были нелегитимны (65 %). Итог: опять слишком пёстрый состав парламента. Вмешат-во католич церкви в политику и созд-е К. Призыв не поддерживать полит силы за эвтаназию, легализцию абортов и т.д. Ключ вопросы: форма правления; судьба соц прав; положение католич церкви. Хотели принять к 91 г, но не получилось. 92 г – Малая К (третья в истории) – взаимод-е зак и ИВ; террит устр-во Принята новая К. Общая хар-ка К 97: преамбула, 13 разделов, 243 статьи 1-2 разд – принципы обществ строя, правам, свободам и обяз-тям человека и гражданина 3 разд – источники права. Ст. 87 перечисляет источники права: К, з-ны, м/ун дог-ры и распоряжения; акты местных органов помслед разделы – деят-ть органов госвласти, раздел о террит самоупр-ии, разд о публ финансах, о чрезвыч положениях разд 12 – нормы об изм-ии самой К. «Жёсткая К». ст. 235 – инициатива: 1/5 Сейма, Сенат целиком или През-т. Квалифиц бол-во Сейма и абс бол-во Сената. Особо сложная процедура для разд.1,2,12. Может быть проведён референдум по треб-ю През-та, Сената, Сейма. разд 13 – перех и закл положения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.009 с.) |