Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное право зарубежных стран (часть 2)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституционное право зарубежных стран (часть 2) Курс лекций А.А. Троицкой Центральная и Восточная Европа Термин геополитический, нет точных границ Mitteleuropa (нем.), l’Autre Europ e (франц.) 2009 – Премьер Чехии – мы Центральная Европа, а не Восточная критерии отнесения: 1) геополитический 2) соц-экон 3) особенности КП развития
Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания, Черногория, Македония, Болгария
Геополитич – все они образуют единое пространство от Балтийского моря (серев) до Адриатич моря (юг), центр –плоскогорье Дунайского бассейна, юг – Балканы. Нет внутренних естественных границ; волны миграции всегда, населения перемешивается постоянно, территории постоянно подвергались захвату (Австрия, Германия, Россия, Османская империя). Слабое экон развитие, не сложилось единого мультикультурного общества. не было твёрдой террит основы. Язык и религия объединяли. Когда го-ва создавались в соврем границах в условиях заверш-я 1 мир войны – сильная склонность к автократическим режимам, изначально тип полит культуры, в кот проще признать сильную власть. Межвоенный период не смог изменить ситуацию, локальные конфликты, склонность к харизматическому лидеру, размытость электората, усиление бюрократич аппарата. 20е годы – небольшой сдвиг, затем назад. Послевоенные годы – освобождение от оккупации, влияние СССР, партийный спектр заужен, всё го развитие в русле советского гос-ва. Однозначных оценок о роли СССР дать нельзя. Сов система старалась культивировать сама себя – монолит, морально-политич единство, соц стабильность. Реально соц стабильности не было, итог – попытки сохранить => слом системы. К 80-90 – возм-ть сравнивать уровень жизни с ЗЕ. Курс ВЕ нельзя восприн как экон провал. Сущ разные модели развития, нужно учит взаимозависимость всех крупных политич и экон субъектов.
Соц-экон критерий contries in transition – переходные страны - от плановой к рыночной экономике, от авторит к дем режимам 2 процесса: реформы и революц перемены. Термин «рефолюция» Проблемы: Слишком резкая смена курса – Ком-зм – основа – экон сектор, гипертрофированность этой сферы; утверждение новой рыночной экономики – резкое соц расслоение, слом всех соц структур, появление олигархич структур, крупная капит собственность, отстранение народа от ср-в производства. Возвращение властных ф-ий народу, структурная перестройка эконмики. Забыта социальная ориентация экономики Обострение нац проблем – Сов – дружба народов и интернационализм; что делать теперь, как решать нац проблемы? Проблема как выстроить нац политику? Очень много ошибок: го-ва пытались построиться по нац принципу; созд полит партии по нац принципу; дискриминация (разный набор прав для разных национальностей). Проблема усугублялась, когда внутр меньшинство было внешним большинством. (Напр., сербские хорваты и Хорватия; сербское меньшинство в Хорватии). Нац самосознание всегда характерно человеку, оно не меняется… «Свой – чужой» Усиление соц дифференциации – прежде всего, по уровню доходов. Возм-ти соц накоплений, взрыв открытой безработицы
КП развитие 1) Время историч перехода от номинального конституционализма к реальному 2) Необх-ть выстраивать одновременно основы демократии, рыночной экономики и К порядка. (старая полит номенклатура; реформа цен; реформа собственности) <=> новые К основы для многообразия форм собственности <=> демократия (нужна легитимность К режима, согласие граждан). Но народ не одобряет повышение цен, приватизацию и т.д. В ЗЕ демократич основы =>К строй => рынок. Постепенно одно обуславливало другое В отличие от ЗЕ нет гражд общ-ва, нет новых полит сил при сущ-ии парламентов |=> непоследовательная политика 3) Правовой футуризм – закрепили такие нормы и институты, кот никак не соотв действительности, а были лишь целями на будущее. Тенденция была: дем силы => коммунисты => обратно 4) Происх шир заимствование К моделей 5) Поиск нац идентичности. ð постсоциалистическая система. Термин неудачный, акцент на явление, кот не существует. Пустое множество. Развитие всех гос-в происх на «разных скоростях». Это опред историч прошлым и их устремлениями в будущее (назад в Европу, вперёд к собств нац устремлениям).
Польша Гос-во ВЕ, имеющ выход к Балтийскому морю. Нас-е – около 38 млн чел, титульная нация абс большинства (более 90 % - поляки). Бол-во по конфессиональному признаку – около 95 % - католики. Гос язык – польский. Столица – Варшава. Одно из тех гос-в, кот имеют давнюю правовую традицию. Правда, по разл обстоятельствам, традиция эта то актуализировалась, то утрачивалась. На соврем этапе Польша – гос-ва, получившее опыт перехода к новому общ строю. Хар-ка положения Польши: 1) Прошла путь дем реформ 2) Сохр традиции польской нации 3) Не изолируется ни от кого, путь на интеграцию в европ пространство (Совеит Европы, ЕС и др.). Принята новая К. Общая хар-ка К 97: преамбула, 13 разделов, 243 статьи 1-2 разд – принципы обществ строя, правам, свободам и обяз-тям человека и гражданина 3 разд – источники права. Ст. 87 перечисляет источники права: К, з-ны, м/ун дог-ры и распоряжения; акты местных органов помслед разделы – деят-ть органов госвласти, раздел о террит самоупр-ии, разд о публ финансах, о чрезвыч положениях разд 12 – нормы об изм-ии самой К. «Жёсткая К». ст. 235 – инициатива: 1/5 Сейма, Сенат целиком или През-т. Квалифиц бол-во Сейма и абс бол-во Сената. Особо сложная процедура для разд.1,2,12. Может быть проведён референдум по треб-ю През-та, Сената, Сейма. разд 13 – перех и закл положения
Основы К строя Республики Польши Набор принципов – К самоидентификация гос-ва – см. разд 1: Третья Речь Посполита (преемственность). Принципы: 1. Верховенство власти народа ч.1 ст.4 – невоз-ть возврата к власти одного лица или классу людей. Народ – прежде всего, граждане. Вопрос о вере не решился однозначно в пользу церкви. През-т избирается народом.! Только соверш граждане. Представит и непоср демократия. Равноправие обеих форм. Выборы, собрания граждан, референдумы, народная зак инициатива. 4 случая проведения нар референдума: 1)общенац референдум по делам, имеющим особое значение для гос-ва ст. 125. Рез-ты обязательны, если участвовали 50%+1 2)Ратификация м/ун дог-ра, по кот Польша передаёт часть своих полномочий м/ун орг-ии ст. 90. Референдум факультативный (может парламент квалифицир бол-вом). Напр., присоед-е к ЕС. 3)Референдум, end изм-я разд 1,2 и 12 К 4)Ст. 170 – местный референдум Ч. 2 Ст. 118 – нар зак инициатива; 100 тыс человек => обязательное рассм-е. Спец З-н 99 г. Принцип политич плюрализма ст. 11 свобода созд-я и деят-ти полит партий ст. 13 концепция воинствующей демократии – есть полит враги, кот придя к власти, уничт саму дем-ю. Запрет нек полит сил. Гражд общ-во предполаг наличие др орг-ий для реализации разл интересов, они не ставят цель получения власти => их члены не толькотграждане. ст. 12 – свобода созд-я профсоюзов ст. 14 – свобода СМИ ст. 25 – взаимоотн-я м/у гос-вом и религ орг-ями. 1993 – Конкордат м/у Польшей и Ватиканом. На его основе в школах введено религ образование. Но можно заменить на курс др религии или светской этики. Независимость и суверенность гос-ва Преамбула – благ-ть предкам за борьбу за независ-ть ст. 5 – задачи гос-ва – нез-ть и суверенность ст. 26 – роль вооруж сил ст. 126 ч. 2 – През решает эту задачу сув-т не противоречит идее интеграции Польши – ЕС, НАТО ст. 90 – прямо предусм возм-ть передачи гос полн-ий м/ун орг-ии. К трибунал – не может передавать важнейшие гос полн-я: принятие з-нов, отправление правосудия, созд-е армии и др. Сложная процедура согласия.
Югославия нояб 45 – Учред Скупщина под рук-вом коммунистов. З-н о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии 46 г – К В составе 6 респ – БиГ, Македония, Сербия (с Воеводиной и Косово), Словения, Хорватия, Черногория Равные права граждан вне завис-ти от происх-я, проживания. Восстан-е союза за счёт наци-ии сфер пр-ва, банк сферы и транспорта; аграрная реформа – конфискация земель помещиков и церкви, а также у этнич немцев (многоих также депортировали) Идея включения Албании и Турции (у СССР) Но в 1948 – разрыв отношений м/у СССР и Югославии (Бростито) Коммунисты у власти, но все заводы под упр-ем труд коллективов, в 50е – отказ от идеи колллективизации с/х. ð Стр-во соц-ма на основе самоупр-я трудящихся 63 – новая К. Закрепила пост Президента (учрежд в 53), новое наименование Социалистич Федеративная Республика Югославия ненадолго – 5-паалтный парламент, но потом вернулись к 2 палатам Принят з-н о КС Отменена гос монополия на внеш торговлю, льготы для предприятий, осущ модернизацию пр-ва. Сокр-е дотаций для отстающих регионов. Те, кто не нашёл работу в Югославии, могли выехать за рубеж без труда. Диспропорции в уровне жизни. На уровне республик – этно-бюрократич кланы. конец 60х-нач 70х – рост нац и религ розни. Границы были проведены произвольно без учёта этнич особенностей, состава населения. Словения и Хорватия – по уровню жизни впереди всех. Хуже всего – Косово (бол-во нас-я - албанцы) Албания хочет вернуть Косово Хорватия хочет самостоятельности, ограничения фин потоков от них 71 – Йосиф Бростито – это канун гржд войны Протесты пытались задавить силами армии и полиции; нек рук-лей Хорватии арестовали 74 – новая К. Скупщина – 2 палаты – избирала Президиум Югославии, сост из 8 чел-к – по одному от каждой республики и 2 от автономных краёв (Воеводина, Косово) – председательствовали по очереди. 80 г – смерть Й. Бростито Нац проблемы – гл политич ось жизни страны. Хуже всего ситуация в Косово. Изначально территория сербская, очень важная. Рядом – социалистическая Албания, влияние СССР. Санкции против албанцев в Косово => протесты с треб-ями предост-я Косово статуса республики. Но респ-ки могли отсоединяться – самоопределение вплоть до отделения. Итог: введено ЧП на территории Косово Одновременно – экон кризис, вместо единой систметы, по сути 8 – в республиках. Республики получили возм-ть контролировать цены – завышали их, особенно при экспорте в др республики. Внешний фактор с СССР – отпал к 80м. Косово и Сербия – демонстрации, столкновения, правоохранительные органы (но они общие -расходы) дек 89 – сербы и черногорцы в Косово объявили о намерении провести публ мероприятие в столице Словении Любляне. Им отказали и сказали, что не допустят. В ответ рук-во Сербии призвало граждан прекр все экон связи со Словенией. Ответ – вывод всех сил из Косово (Словения и Хорватия). Дистанцировались от проблемы Косово.
Националистич идеи Слободан Милошевич – лидер Сербии; игра на нац чувствах – эффективная тсратегия, но очень опасно. Коммунисты Словении и Хорватии покад очередной съезд коммунистов Югославии. С этого моента Ю как таковая перестаёт существовать. Создаётся мн-во пратий, часто на нац основе (не было запрещ) В Сербии и Хорваии – впервые выборы на многопарт основе Сербия – сув-т Хорватия и Македония – 91 – сув-т За сохр-е единого гос-ва боролась только Сербия. янв 92 – независ-ть Словении и Хорватии призн ЕС апр 92 –признана БиГ началась война – серия Балканских войн. югосл армия осталась под контролем Сербии, попытка силой остановить распад гос-ва У новых гос-в ещё нет армий; сербы в новых гос-вах тоже созд военизированные объед-я. Хорватская 91-95 Боснийская 92-95 – этнические войны 99 – события в Косово 2001 – Македония вооруж конфликт на почве албанского сепаратизма Сегодня: Словения и Хорватия вышли из этого кризиса, хотя ситуация экон сложная.
БиГ. Была созд по геогр признаку, а не нац. К 91 г на территории БиГ 3 осн нац-ти – боснийцы (мусульмане – это не религ прин-ть, а национальная в данном случае. Многие в БиГ – вероисповед-е – атеист нац-ть - мусульманин) – 44 %; сербы 32 % и хорваты 17 %. Нас-е всего – 4,4 млн чел-к. Первыевыборы в БиГ в нояб 90 г – побежд коалиция 3 нац партий, каждая представляла одну из этих 3 общин. Во главе правит-ва – хорват, парлам – серб, Пред Президиума Респ – босниец. нач 91 – коалиция распалась. окт 91 – мусульм депутаты провозглаш нез-ть БиГ – не свою, а всей республики – БиГ. Сербские деп-ты не согласились и создают свой парламент – Скупщина Сербского Народа в БиГ. В сербских общинах в ноябре референджум – 90% за сохр-е единог огос-ва. Боснийские сербы провозгласили созд-е собств гос-ва – Республики Сербской (Презх-т - Караджич) Мус и хорватские деп-ты в 92 г голосование – сущ-е независимой Биг, сохр в составе Респ-ку Сербскую. Проблема была вынесена на уровень европ сообщества. Лиссабон – переговоры в марте 92 – лидеры 3 общин 18 марта 92 – подписание Осн принципов гос устр-ва БиГ – единое гос-во с 3 нац единицами апрель – гос-ва-участницы начинают призн БиГ в прежнем варианте, кот провозгласили мусульмане. Боснийцы получили всё, что хотели. Республику Сербскую никто не признавал. С марта 92 – вооруж стычки в местах совм проживания конец апреля – террит-я всего региона охвачена военными действиями Сербы-мус-не сербы-хорваты мус-не-хорваты мус-не – мус-не Все против всех. Крайняя жестокость, особенно по отношению к мирному населению. май 92 – вывод из БиГ всех подразд-ий югославской армии под давлением Европы Санкции против Югославии. В итоге: полное торг эмбарго для Сербии, все фин операции, даже сербские журналы и газеты перестали попадать.
Боснийская война 92-95 Борьба между общинами – захваты районов и вытеснение др общин. Преуспели сербы – контроль над 70% территории Сербы в осн жили в сельской местности. Хорваты немного расширили свою территорию. Европа призн гос-во мусульман, но они не контрол даже треть территории. окт 92 ВВС НАТО – контроль над возд пространством над гос-вами, режим запрета полётов июня 93 – в Адриатич море военные корабли – контрлль над режимом эмбарго. 94 – взрыв в Сараево. Отв-ть сербов никогда не была установлена, возм., это была провокация. С начала 94 –силы НАТо активизируют действия против боснийских сербов фев 94 – 2 амер самолёта сбивают 4 сербских. Это был первый бой НАТО в истории. апрель 94 – бомбовые удары по позициям боснийских сербов. 2 этап войны – март 94 – в Вашингтоне провозгл созд-е Фед-ии БиГ – террит-ии конролир мус и хорваты Межд контактная группа по урег-ию конфликта в БиГ – США, Франция, Россия, Италия и пр. План мирного урег-я конфликта – разд-е территории 51% - мусульмано-хорватскаят федерация 49% - сербы Но сербы тогда контролир болшую часть территории. Отклонено – не сод плана устр-ва гос-ва на будущее. 30 авг 95 – операция «Освобождённая сила» Самолёты НАТО с авиабазы в Италии, а также авианосцев в Адриатике – бомбовые удары по позициям сербов. Сербы потеряли территории, осталось менее 49% Дейтон (США) – мирные переговоры – Контактная группа + Юголавия Дейтонское (Рамочное, Мирное) соглашение 95 – 11 приложений. 4 приложение – К БиГ. Уник К. Создана на англ языке. Федерация БиГ. 2 обр-я: Мусульмано-хорватская федерация (боснийы и хорваты) 2,4 млн – столица в Сараево; Республика Сербская 49% территории 1 млн чел-к – столица – Бана-Лука.
Президиум БиГ – 3 члена – от 3 общин – серб, хорват и мусульманин. Серб – от Респ Сербской; а хорват и мусульманин – из фед-ии. Первый состав на 2 года, след – 4 года. Пред-ий – ротация. Все решения единогласно.
2-палатный парламент утв-е решения – все общины
Палата представит-лей – 42 чел-ка – прям выборы 14+28 Палата народа – 15 делегатов – изб парламенты субъектов. 5 – Серб, 1- - от фед-ии
Для прин-я любого з-на согласие 2 палат, решения бол-dkv? нонельзя более 2/3 от одной общины против. Жизненно важный интерес – аналог права вето – любая община может зарубить любое решение. ИВ – несколько центр мин-в – МИД, МЮ, беженцы и нек другие. Остальные вопросы – на уровне субъектов. Премьер – кандидатура – Президиум, а утверждает Палата представителей. Был случай, когда разделили пост м/у 3 людьми Но в 99 – КС – не соотв к Премьер – максимум 8 месяцев, потом назнач другого. Парлам может выразить недоверие и отправить в отставку. Субъекты – право созд свои правит-ва, вооруж силы, решать все свои внутр вопросы.
Район Брчко – прин Ресупблике Сербской и делит её на 2 анклава. Район выделен в особое управление Арбитражной комиссии из 3 чел-к – (один от Респ Сербской, 1 – Федерации, 1 – от м/ун сообщества – он пред-ль). Там есть нефть, но нет однозначных оценок. Идёт к тому, чтобы был особый статуси вход напрямую в БиГ, не был частью субъекта.
М/ун трибунал по расслед-ю прест-ий, соверш в бывшей Югославии (Гаага) – создан по Дейтонскому соглашению. Сильное политич влияние. Караджич – до сих пор его дело слушается
Дейтонсике соглашения – сильное вмешат-во внешних сил, но война была остановлена. В итоге не слишком жизнеспос гос обр-е, «гос-во – фантом»
Решение ЕСПЧ Сейдич и Финци против БиГ 2009 цыган и еврей – порядок формир-я Президиума БиГ. Ограничение пассивного изб права. К гос-ва оценивалась на предмет соотв-я Конвенции. Экспертные закл-я. Венецианская комиссия
Формир-е органов власти и недискриминация. Итог: решение К нарушает европ К. и её ст. 14. Это дискриминация. Да, не треб подтверждение нац-ти, знания языка. Ничто н емешало сказать им, что, напр., сербы. Но у них есть право на самоидентификацию. Особые мнения: Такой состав созд для устан-я мира м/у общинами и остановить войну. А ЕСПЧ решил это разрушить. Но прошло уже 15 лет. Но мир всё ещё очень хрупкий.
После этого необх-ть менять К. 2010 – выборы в Президиум. Исправят, но после выборов. Пока ничего не поменяли.
Чехия 623-624 – держава Саму в рез-те межобщинных воин за территорию (Южная Маравия) IX век – возн Пражское укреплённое городище князь Маравский – формирование нац единство, это не прост овоенно-плем союз Вел Маравия разв с 846 г – король Ростислав – опора на Папский престол Он обращ и к Византийскому императору Михаилу III и просит направить мессионеров Константин Философ (Кирилл) и Мифодий–славянский язык, укрепление гос-ва Регенсбург 871 г – Ростислав ослеплён племянник Святополк => Ростислав погиб; Святополк продолжил дело дяди и при нём было созд централиз гос-во. Существенно расширились территории, но правил он по сути только Маравией, на др землях.Князья платили трибут – плату за мир и выставляли военные силы по его требованию => возн-е Вел Маравии – конгломерат территорий с военно-адм связями
Признание автономии славянской литургии в конце 800х – Папская Булла с одобрением Слав литургии и того, что сделали Кирилл и Мефодий после 885 г. – разрушение союза – сначала Чехия, 887 – сербы Но христинизация всего пространства, славянский язык, начала гос-ти, кото потом получили разв-ие в Венгрии, Чехии. Слав нас-е Чехии обрет гос-ть династия Прежмысловцев – первое упоминание в 882 – сотруд-во со Святополком Маравским с князем … Внук того князя Вацлав. Был канонизирован 1189 – Статуты Конрада Отты – начало формир-я прав традиции закрепл-е насл права на приобр земли, ограничение на этих землях прав князя, права шляхты по сбору податей и по суду над вассалами. Шляхта была заинтер в сохр-ии чешского права (лок обычное право). Увелич зем владиния церкви, т.к. монархич власть нужд в надёжн опоре от угроз шляхты, поэтому гос-во формируется благодаря сакральному ресурсу церк корпорации 1/3 земель в Чехии и Маравии уже принадл церкви 1333 – Карл IV – имп-р Свящ Римской империи герм народов (титул к 1355 официально оформл) – король Чехии Золотая Булла Карла IV – действовала до конца Римской империи: 1. избр-е короля Сеймом Чехии, если прекращ династия 2. приоритет избрания Чешского короля по отн-ю к форм назначению. Имп-р лишь утв короля в его статусе. 3. Король- право чеканить монету, а его подданные – право быть судимыми только чешским судом. 4. Король приобр право приобр-ть право и земли в империи (никто не мог из курфюрстов) После 1526 г до конца XIX века – не было прочной основы, опред роль сыграло Гуситское движение, но настрой на обретение сув-та
Маестас Каролина 1617 г 1355 – Карл попытался провести его через Сейм, но чешская шляхта опасалась за свою власть. Но с конца XIII в сформир надёжная прав основа для доминирования короля в чешских землях благодаря экон независ-ти корол власти – исключит право на нек виды деят-ти (чеканка монеты, спец налоги с монастырей и городов, платежи от деят-ти судов, в т.ч. от суда каждого города), часть общих налогов (размеры опред шляхта). Гуситское движение – самое мощное антифеодальное движение в Европе – против церкви и феодалов. Объективно говоря, рез-ты движения спос укрепл-ю прав основ гос-ва. до 1471 - гуситские войны. 1 этап – церковная реформация, идеология гуситства – заверш смертью Яна Гусса – сожжён на костре. сформулир 4 Пражских статьи: 1. Реформация веры – причащение мирян (не только духовенства) от чаши, свобода богослужения, 2. секуляризация цер имущ-ва, 3. признание гор права 2 этап – Гусстские войны Итог: 1. расширение соц базы гос власти Чехии, активизации гор элиты 2. признана протестантская конфессия. Селезия и Лужицы – католики. В XV-XVI – утвердилось двоеверие. 3. Полит превосх-во пришло к сословной общине. Без её согласия король не мог взымать налоги и форммир вооруж силы. 3 сосолвия на террит-ии Чехии и 1 на террит Маравии. Земский Сейм 1. Высшая шляхта 2. Низшая шляхта 3. Королевские города в лице наиболее уважаемых жителей 4. Маравия – прелаты Сословная община обсужд внутриполиитч вопросы, а коороль заним внеш политикой Формир Земский Суд как стабильный орган и Королевский Совет (советы Королю и контроль за ним).
Правление Владислава II Ягелона 1490 – вступил на престол. Матеш Корвин – умер в 1490. Ему удалось погасить сопротивление богатой шляхты и магнатов. Народ его очень любил. Расширение территорий, гл задачей было созд-е Дунайской монархии. Но не было наследника. Договор с Ягелонами – если у него не будет законного наследника, то они станут наследниками. Так и произошло. Власть перешла к Ягелонам.
Середина XIX века – династия Габсбургов. Земли под патронажем Австро-Венгрии. 1849 – мартовская рев-ия. 1867 – чехи получают возм-ть созд-я своих самост интитутов публ власти. Автро-венгерское соглашение – преобр-е в Австро-Венгрию. Особая разновидность дуалистич монархии, сост из 2 парлам монархий (Земли Венгерской короны – Транслейтания – Венгрия, Хръорватия и Словония) и Цислейтания. Скорее, конфедеративное объед-е. Упр-е (ИВ), суд власть, самост реш-е бол-ва хоз и фирн вопросов – сами. Общее – единая тамож территория, упр-е вооруж силами, внеш политики и наиболее важными фин вопросами Чехия в Цислейтании (австрийские земли) – деление на кололевства. Одно из них –Чехия. Но чешских королевств было несколько, в каждом – своё представит учреждение для реш-я вопросом местного значения (выработка земского устава, местные избир з-ны, обработка земли, строит-во, сод-е дорог и т.д.) Мечта о тройтсвенной унии – Чешско-венгерско-австрийской. 1871 – проект такой Унии. Внесён в чешский представит орган. Венгры и австрийцы не позволили усилиться чешской аристократии.
после 1 мир войны – на обломках Австро-Венгрии возн неск независимых: БиГ, Чехия, Венгрия и др.
С этого момента самост Чехословацкая респ-ка. 28 окт 18 –З-н об обр-ии самомт Чехо-словацкого гос-ва – начало первой чехослов респ-ки
Особ-ти: 1. Высокий авторитет права как ценности (самост юрид школа начала формир ещё в доконст период, в рамках общ европ права – профессорское право – попытка приспособить римские тексты к соврем потребностям общ-ва, согласоватьт с философскими и теологич доктринами римские законы; удалено от практики, но сформир особенная модель чехословацкого права, влияние немецкого и австр права) 2. Сильное влияние протестантизма – созд-е плюралистич структуры полит жизни 3. Миссионерские амбиции – весьма значимый период в разв-ии чешской гос-ти спос формир-ю идеи вел Чехии, кот несёт христ миссию в Европу. 4. Важна роль полит лидера. В соврем институте през-та Чехии – мощный потенциал власти, несмотря на парлам респ-ку. «През-т – не тот, кто откр выставки хризантем» (де Голль). Полн-я, треб контрасигнатуры – през-т уведомляет ИВ о том, что решение принято. Вацлав Клаус очень часто этим пользуется.
28 окт 18 –З-н об обр-ии самомт Чехо-словацкого гос-ва – начало первой чехослов респ-ки Врем К Чехословакии 13 нояб 18 КНР Социалистическая система права в принципе на примере Китая. Система по форм признакам очень похожа на романогерманскую. Статут – осн источник права. Но сильна идеологич нагрузка. Выделение на основе ценностного подхода. 1. доминирование одной партии в гос структуре 2. сращение парт и гос хар-ра 3. декларативность нек К пол-ий (особ прав чел-ка) 4. отрицание разд-я властей – дем централизованная власть
Сове система предложила систему институтов, кот впоследствии воспринимались соц лагерем – это страны с разной историей, традициями, правом. Общее для соц системы: 1. Впервые разработаны конструкции – гос рук-во экономикой как главного игрока и гос собственность, коллект общенар формы собств-ти, план ведение нар хоз-ва 2. Обоснование в пользу трудового народа 3. Идейная основа: марксизм-ленинизм. Позднее доп, изм или замещалась новыми доктринами лидеров гос-в. 4. Отрицание ЧС – слом прав системы для всех гос-в. Более или менее жёстко ограничивается, сущ-е личной собств-ти в той или иной мере. 5. Значение парт док-тов. Подрыв принципа верховенства з-на. Зак-во начинает трактовать широко: вкл даже акты ИВ. Потом очень сложно от этого отойти. Законов принималось мало: 36-88 гг – принят 81 закон + столько же з-нов о бюджете и фин планах. Значение з-нов невелико. Реш-я судов не явл источниками, но практика разъяснений нижестоящим судам. Часто практика судов стан главнее, чем з-н. Иногда нормы зак-ва объявлялись секретными. Напр, в 30е годы – труд зак-во не доводилось до трудящихся. 6. Нет независимого суда, так как нет разд-я властей.
Китай. Гражданство – расплывчатые формулировки. Проблема – Тайвань. Принцип крови приоритетен. Равнество м и ж Запрет злоупотребления правами – гражданин не должен осущ свои права в ущерб интересам гос-ва, общ-ва и других граждан Личные права: свобода личности, неприкосновенность и достоинство, неприкосн-ть жилища, тайна переписки ст. 38 – запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле (рез-т культурной рев-ии) не закреплено право на жизнь. Смертная казнь в Китае сущ. Свобода вероисповедания. Право родителей давать соответствующее воспитание детям. запрет жестого обращения женщин, детей, пожилых.
Полит права: изб право – всеобщее, кроме тех, кто был лишён (санкция в УК, в частности) равное избир право, но соотн-е ценности голоса 1:4 (1 голос рабочего=4голоса крестьян). Иначе не было бы рабочих, поэтому решили так проблему. Раньше было 1:8. Теперь поэтому представителей от рабочих и крестьян примерно равно. Как правило, и акт, и пасс изб право с 18 лет. Пред-ль респ-ки и зам – 45 лет. Другие права: свобода слова, печати, союзов, уличных шествий и демонстраций. Но особенности! О классовой борьбе уже ничего нет.
Соц-эк права: право на соц обеспечение на случай болезни или потери трудоспособности. ст. 45 – гос-во и общ-во помогают инвалидам в получении работы и обр-я. Прогрессивное положение, хоть и декларативно. право на труд обр-е, здравоохранение, нравств, умств и психич развитие всех граждан, в т.ч. молодёжи.
Обяз-ти: соблюдение К и з-нов защита Отечества (граждане) и соблюдение интересов Родины уплата налогов планирование семьи: 1 семья – один ребёнок – для городов! Раньше было даже так: 3ий ребёнок лишался всех прав. Сельские территории: 1,5 ребёнка! Родители могут завести второго ребёнка, если первым оказалась девочка. Смертность среди девочек гораздо выше. Нац меньшинства – не распространяется эти правила
Если оба супруга были единственными детьми в семье, то могут иметь двух. Эта политика введена с 80х. Проблема соотношения М и Ж. М сильно больше. Старение нации. Много пенсионеров. Во многих сельских местностях нет вообще соц обеспечения.
Глава 3 К – органы гос власти Монополизация власти, нет разд-я властей. Вся полнота власти – Собрания нар представителей. Сущ на всех уровняхвласти. Особенность: напрямую избирателями формируются только собрания низшего звена, остальные избираются нижестоящими – многостепенные выборы. Высший орган – Всекитайское собрание нар представителей. Всеобщие, не вполне равные, альтернативные. Другие партии могут выставлять своих кандидатов, но могут и не выставлять. При этом хотя бы 2 кандидата должно быть. Выборы по мажорит принципу. Сроки: зависят от уровня 3-5 лет. Низшее – 3 года, вышестоящие – 5 лет. Императивный мандат – отв-ть перерд избирателями, возм-ть давать наказы, возможен отзыв населением или нижестоящим собранием. В бол-ве случаев это осущ на уровне партийных структур.
Всекит собр-е нар представителей (ВСНП) – однопалатный орган, полн-я 5 лет. Изб собраниями провинций, автономных районов. Обязательно входят представители вооруж сил и нац меньшинства (не пропорционально численности, представлено больше их). Самый многочисленный орган в мире – до 3 000 человек. Нет постоянной численности. Собирается на одну сессию в году. Конец фев-нач марта на 2-3 недели. Полн-я: 1. Прин-е и изм-е К 2. Прин-я основных з-нов – ГП, УП, избирательные 3. К контроль. Специализированного органа в Китае нет. 4. Избрание Председателя КНР и зама. (главу гос-ва и зама) 5. По предл-ю Пред-ля утв Премьер-министра Госсовета. 6. По предл-ю Премьера утв отсальных членов Госсовета 7. Утв-е Пред-ся Верх нар суда и Ген нар прок-ра и смещ-е с должности 8. Утв-е планов экон развития и отчёты об исполнении 9. Утв-е бюджета и отчёты об исполнении 10. Изм-е границ м/у отд территориями и внеш границ 11. Война и мир
Постоянный комитет ВСНП – мини-парламент нет точной численности 150-300 чел-к срок: 5 лет. Формир каждым Всекит собранием. Полн-я: 2 группы: собств (в К только за ним), полн-я вместо Всекит собрания (в период м/у сессиями): Собств: 1. Толк-е К и з-нов 2. Зак деят-ть – нельзя прин основные з-ны, остальные можно 3. Контроль за работой Госсовета, Верх нар суда и Ген нар прок-ры 4. Ратификация и денонсация м\ун дог-ров 5. Введение ЧС на всей территории или части 6. Реш-е о мобилизации населения и др. 7. Созыв на внеочередную сессию Всекит собрания Вместо Всекит собр-я: 1. Изм-е террит 2. Война и мир 3. Корректировка планов соц-экон разв-я.
Нет чёткого деленрия полн-ий м/у этими органами
Глава гос-ва – Пред-ль КНР. В К 54 г – не было единоличного главы гос-ва К 82 – вернула. Идея: укрепление гос системы, надлеж представит-во на м/ун арене, соотв-е нац кит традиции. Ф-ии: традиционные для главы гос-ва: представит-во, прин-я дипломатов, опублик-е з-нов, назн-е и смещение нек высших долж лиц (совместно с Всекит собранием), почётные звания и награды. Его реш-я фактически оформляют реш-я Всекити собрания. Право вето – никак не урег в К. На практике проблем не возникает. Пред-ль реп-ки (максимум 2 срока) – глава гос-ва и Генсек ЦК компартии на практике. Ху Цзиньтао – в ноябре на 18съезде партии – переизбрании Генсека. Теперь – Си Цзиньпинь. В марте 2013 – выборы в ВСНП + новый председатель КНР.
Зампред – запасная фигура, просто помгает. Никаких спец полн-ий К на него не возлагает.
Гос совет – правит-во. Формир-е на первой сессии вновь избранного ВСНП. Это исп орган ВСНП, а не самост орган. Подчиняется ВСНП и исп его реш-я. Глава –Премьер-министр. Но осн принцип деят-ти – коллегиальность. Все осн вопросы решаются на пленарных заседаниях – прим-е правила бол-ва. Гос Совет рук всей адм работой в общегос масштабе и контролирует деят-ть местных адм органов. Полн-я: 1. Составление планов соц-экон разв-я, проектов бюджета 2. Исп-е планов и бюджета 3. Упр-е экономикой и обороной. По расходам на оборону 4 место в мире (после США, России, Японии) 4. Упр-е внеш связями 5. Обр-е и наука 6. Защита прав китайцев за рубежом и нац меньшинств в КНР Гос Совет издаёт постан-я и распоряжения. Может собств реш-ем отменять акты местных адм орагнов по любым причинам.
Высший суд орган – Верх нар суд. Осущ деят-ть самостоятельно и независимо, но несёт отв-ть перед ВСНП. Надзор за суд деят-тью местных и специализир судов. Может издавать руководящие указания нижестоящим судам. Суды включены в систему правоохр органов. Нет понятия самост суд власти. Суды ОЮ, военные суды (в ВС - палата), нек др суды (нет адм и К юстиции). Роль суд системы менее значима.
Адм-терр устр-во Унит гос-во, постр на централизованных началах. Деление на провинции, автономные районы и города центрального подчинения (Шанхай и Пекин). Провинции и авт районы вкл в свой состав авт округа, уезды, авт уезды и города В уездах сущ волости, нац волости и посёлки. 3 уровня. Причины: 1. Крупная территория с неравномерным эк развитием 2. Населения много 3. Нац состав гос-ва – 56 национальностей. 93% - нац-ть хань. Остальные 7% расселены по площади более 60 % территории. Необх-ть сохр-я целостности гос-ва и стабильного развития. Особенность – включение автономных образований. Сущ 30 авт округов, 124 авт уезда, огромное число авт волостей. Одна автономия может наход в составе другой. Это способ реш-я нац вопроса. Сущ з-ны, рег статус автономий; з-ны, рег в т.ч. их статус; акты автономий. ст. 4 К – сплочённость и взаимопомощь всех нац-тей. За нац меньшинствами опред набор прав. Территория Китая единая и неделимая! Реализация прав строго в границах гос-ва. Борьба с сепаратизмом отд нац-тей и с великоханьским шовинизмом. Права автономий: только они имеют права МСУ. Остальные – только органы гос власти на местах. Формир-е собств бюджетов ОМСУ, полн-я по реш-ю культ вопросов (обр-е, традиции, язык), формир-е собств сил общ безопасности
Собрания нар представителей на местах создают ОИВ. двойное подчинение: Собраниям нар представителей своего уровня + Гос Совет сверху над ними, кот даёт указания и отм реш-я. Автономии: гарантии для нац меньшинств – Пред-ли нар собраний представителей и/или Пред-ли исп органов – представители нац меньшинства. Право пользования языком в т.ч. в органах го
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.014 с.) |