Конституционное право зарубежных стран (часть 2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право зарубежных стран (часть 2)



Конституционное право зарубежных стран (часть 2)

Курс лекций А.А. Троицкой

Центральная и Восточная Европа

Термин геополитический, нет точных границ

Mitteleuropa (нем.), l’Autre Europ e (франц.)

2009 – Премьер Чехии – мы Центральная Европа, а не Восточная

критерии отнесения:

1) геополитический

2) соц-экон

3) особенности КП развития

 

Страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Албания, Черногория, Македония, Болгария

 

Геополитич – все они образуют единое пространство от Балтийского моря (серев) до Адриатич моря (юг), центр –плоскогорье Дунайского бассейна, юг – Балканы. Нет внутренних естественных границ; волны миграции всегда, населения перемешивается постоянно, территории постоянно подвергались захвату (Австрия, Германия, Россия, Османская империя). Слабое экон развитие, не сложилось единого мультикультурного общества. не было твёрдой террит основы. Язык и религия объединяли.

Когда го-ва создавались в соврем границах в условиях заверш-я 1 мир войны – сильная склонность к автократическим режимам, изначально тип полит культуры, в кот проще признать сильную власть. Межвоенный период не смог изменить ситуацию, локальные конфликты, склонность к харизматическому лидеру, размытость электората, усиление бюрократич аппарата. 20е годы – небольшой сдвиг, затем назад.

Послевоенные годы – освобождение от оккупации, влияние СССР, партийный спектр заужен, всё го развитие в русле советского гос-ва.

Однозначных оценок о роли СССР дать нельзя.

Сов система старалась культивировать сама себя – монолит, морально-политич единство, соц стабильность. Реально соц стабильности не было, итог – попытки сохранить => слом системы.

К 80-90 – возм-ть сравнивать уровень жизни с ЗЕ.

Курс ВЕ нельзя восприн как экон провал.

Сущ разные модели развития, нужно учит взаимозависимость всех крупных политич и экон субъектов.

 

Соц-экон критерий

contries in transition – переходные страны - от плановой к рыночной экономике, от авторит к дем режимам

2 процесса: реформы и революц перемены. Термин «рефолюция»

Проблемы:

Слишком резкая смена курса – Ком-зм – основа – экон сектор, гипертрофированность этой сферы; утверждение новой рыночной экономики – резкое соц расслоение, слом всех соц структур, появление олигархич структур, крупная капит собственность, отстранение народа от ср-в производства.

Возвращение властных ф-ий народу, структурная перестройка эконмики. Забыта социальная ориентация экономики

Обострение нац проблем – Сов – дружба народов и интернационализм; что делать теперь, как решать нац проблемы? Проблема как выстроить нац политику? Очень много ошибок: го-ва пытались построиться по нац принципу; созд полит партии по нац принципу; дискриминация (разный набор прав для разных национальностей).

Проблема усугублялась, когда внутр меньшинство было внешним большинством. (Напр., сербские хорваты и Хорватия; сербское меньшинство в Хорватии).

Нац самосознание всегда характерно человеку, оно не меняется… «Свой – чужой»

Усиление соц дифференциации – прежде всего, по уровню доходов. Возм-ти соц накоплений, взрыв открытой безработицы

 

КП развитие

1) Время историч перехода от номинального конституционализма к реальному

2) Необх-ть выстраивать одновременно основы демократии, рыночной экономики и К порядка. (старая полит номенклатура; реформа цен; реформа собственности) <=> новые К основы для многообразия форм собственности <=> демократия (нужна легитимность К режима, согласие граждан). Но народ не одобряет повышение цен, приватизацию и т.д.

В ЗЕ демократич основы =>К строй => рынок. Постепенно одно обуславливало другое

В отличие от ЗЕ нет гражд общ-ва, нет новых полит сил при сущ-ии парламентов

|=> непоследовательная политика

3) Правовой футуризм – закрепили такие нормы и институты, кот никак не соотв действительности, а были лишь целями на будущее. Тенденция была: дем силы => коммунисты => обратно

4) Происх шир заимствование К моделей

5) Поиск нац идентичности.

ð постсоциалистическая система. Термин неудачный, акцент на явление, кот не существует. Пустое множество.

Развитие всех гос-в происх на «разных скоростях». Это опред историч прошлым и их устремлениями в будущее (назад в Европу, вперёд к собств нац устремлениям).

 

Польша

Гос-во ВЕ, имеющ выход к Балтийскому морю. Нас-е – около 38 млн чел, титульная нация абс большинства (более 90 % - поляки). Бол-во по конфессиональному признаку – около 95 % - католики. Гос язык – польский. Столица – Варшава.

Одно из тех гос-в, кот имеют давнюю правовую традицию. Правда, по разл обстоятельствам, традиция эта то актуализировалась, то утрачивалась.

На соврем этапе Польша – гос-ва, получившее опыт перехода к новому общ строю.

Хар-ка положения Польши:

1) Прошла путь дем реформ

2) Сохр традиции польской нации

3) Не изолируется ни от кого, путь на интеграцию в европ пространство (Совеит Европы, ЕС и др.).

Принята новая К.

Общая хар-ка К 97:

преамбула, 13 разделов, 243 статьи

1-2 разд – принципы обществ строя, правам, свободам и обяз-тям человека и гражданина

3 разд – источники права. Ст. 87 перечисляет источники права: К, з-ны, м/ун дог-ры и распоряжения; акты местных органов

помслед разделы – деят-ть органов госвласти, раздел о террит самоупр-ии, разд о публ финансах, о чрезвыч положениях

разд 12 – нормы об изм-ии самой К. «Жёсткая К». ст. 235 – инициатива: 1/5 Сейма, Сенат целиком или През-т.

Квалифиц бол-во Сейма и абс бол-во Сената.

Особо сложная процедура для разд.1,2,12. Может быть проведён референдум по треб-ю През-та, Сената, Сейма.

разд 13 – перех и закл положения

 

Основы К строя Республики Польши

Набор принципов – К самоидентификация гос-ва – см. разд 1: Третья Речь Посполита (преемственность). Принципы:

1. Верховенство власти народа

ч.1 ст.4 – невоз-ть возврата к власти одного лица или классу людей. Народ – прежде всего, граждане. Вопрос о вере не решился однозначно в пользу церкви.

През-т избирается народом.! Только соверш граждане.

Представит и непоср демократия. Равноправие обеих форм. Выборы, собрания граждан, референдумы, народная зак инициатива.

4 случая проведения нар референдума:

1)общенац референдум по делам, имеющим особое значение для гос-ва ст. 125. Рез-ты обязательны, если участвовали 50%+1

2)Ратификация м/ун дог-ра, по кот Польша передаёт часть своих полномочий м/ун орг-ии ст. 90. Референдум факультативный (может парламент квалифицир бол-вом). Напр., присоед-е к ЕС.

3)Референдум, end изм-я разд 1,2 и 12 К

4)Ст. 170 – местный референдум

Ч. 2 Ст. 118 – нар зак инициатива; 100 тыс человек => обязательное рассм-е. Спец З-н 99 г.

Принцип политич плюрализма

ст. 11 свобода созд-я и деят-ти полит партий

ст. 13 концепция воинствующей демократии – есть полит враги, кот придя к власти, уничт саму дем-ю. Запрет нек полит сил.

Гражд общ-во предполаг наличие др орг-ий для реализации разл интересов, они не ставят цель получения власти => их члены не толькотграждане.

ст. 12 – свобода созд-я профсоюзов

ст. 14 – свобода СМИ

ст. 25 – взаимоотн-я м/у гос-вом и религ орг-ями.

1993 – Конкордат м/у Польшей и Ватиканом. На его основе в школах введено религ образование. Но можно заменить на курс др религии или светской этики.

Независимость и суверенность гос-ва

Преамбула – благ-ть предкам за борьбу за независ-ть

ст. 5 – задачи гос-ва – нез-ть и суверенность

ст. 26 – роль вооруж сил

ст. 126 ч. 2 – През решает эту задачу

сув-т не противоречит идее интеграции Польши – ЕС, НАТО

ст. 90 – прямо предусм возм-ть передачи гос полн-ий м/ун орг-ии. К трибунал – не может передавать важнейшие гос полн-я: принятие з-нов, отправление правосудия, созд-е армии и др. Сложная процедура согласия.


 

Югославия

нояб 45 – Учред Скупщина под рук-вом коммунистов. З-н о провозглашении Федеративной Народной Республики Югославии

46 г – К

В составе 6 респ –

БиГ, Македония, Сербия (с Воеводиной и Косово), Словения, Хорватия, Черногория

Равные права граждан вне завис-ти от происх-я, проживания.

Восстан-е союза за счёт наци-ии сфер пр-ва, банк сферы и транспорта; аграрная реформа – конфискация земель помещиков и церкви, а также у этнич немцев (многоих также депортировали)

Идея включения Албании и Турции (у СССР)

Но в 1948 – разрыв отношений м/у СССР и Югославии (Бростито)

Коммунисты у власти, но все заводы под упр-ем труд коллективов, в 50е – отказ от идеи колллективизации с/х.

ð Стр-во соц-ма на основе самоупр-я трудящихся

63 – новая К. Закрепила пост Президента (учрежд в 53), новое наименование Социалистич Федеративная Республика Югославия

ненадолго – 5-паалтный парламент, но потом вернулись к 2 палатам

Принят з-н о КС

Отменена гос монополия на внеш торговлю, льготы для предприятий, осущ модернизацию пр-ва. Сокр-е дотаций для отстающих регионов.

Те, кто не нашёл работу в Югославии, могли выехать за рубеж без труда.

Диспропорции в уровне жизни.

На уровне республик – этно-бюрократич кланы.

конец 60х-нач 70х – рост нац и религ розни.

Границы были проведены произвольно без учёта этнич особенностей, состава населения.

Словения и Хорватия – по уровню жизни впереди всех.

Хуже всего – Косово (бол-во нас-я - албанцы)

Албания хочет вернуть Косово

Хорватия хочет самостоятельности, ограничения фин потоков от них

71 – Йосиф Бростито – это канун гржд войны

Протесты пытались задавить силами армии и полиции; нек рук-лей Хорватии арестовали

74 – новая К.

Скупщина – 2 палаты – избирала Президиум Югославии, сост из 8 чел-к – по одному от каждой республики и 2 от автономных краёв (Воеводина, Косово) – председательствовали по очереди.

80 г – смерть Й. Бростито

Нац проблемы – гл политич ось жизни страны.

Хуже всего ситуация в Косово.

Изначально территория сербская, очень важная.

Рядом – социалистическая Албания, влияние СССР.

Санкции против албанцев в Косово => протесты с треб-ями предост-я Косово статуса республики. Но респ-ки могли отсоединяться – самоопределение вплоть до отделения.

Итог: введено ЧП на территории Косово

Одновременно – экон кризис, вместо единой систметы, по сути 8 – в республиках. Республики получили возм-ть контролировать цены – завышали их, особенно при экспорте в др республики.

Внешний фактор с СССР – отпал к 80м.

Косово и Сербия – демонстрации, столкновения, правоохранительные органы (но они общие -расходы)

дек 89 – сербы и черногорцы в Косово объявили о намерении провести публ мероприятие в столице Словении Любляне. Им отказали и сказали, что не допустят.

В ответ рук-во Сербии призвало граждан прекр все экон связи со Словенией.

Ответ – вывод всех сил из Косово (Словения и Хорватия). Дистанцировались от проблемы Косово.

 

Националистич идеи

Слободан Милошевич – лидер Сербии; игра на нац чувствах – эффективная тсратегия, но очень опасно.

Коммунисты Словении и Хорватии покад очередной съезд коммунистов Югославии. С этого моента Ю как таковая перестаёт существовать.

Создаётся мн-во пратий, часто на нац основе (не было запрещ)

В Сербии и Хорваии – впервые выборы на многопарт основе

Сербия – сув-т

Хорватия и Македония – 91 – сув-т

За сохр-е единого гос-ва боролась только Сербия.

янв 92 – независ-ть Словении и Хорватии призн ЕС

апр 92 –признана БиГ

началась война – серия Балканских войн.

югосл армия осталась под контролем Сербии, попытка силой остановить распад гос-ва

У новых гос-в ещё нет армий; сербы в новых гос-вах тоже созд военизированные объед-я.

Хорватская 91-95

Боснийская 92-95 – этнические войны

99 – события в Косово

2001 – Македония вооруж конфликт на почве албанского сепаратизма

Сегодня: Словения и Хорватия вышли из этого кризиса, хотя ситуация экон сложная.

 

БиГ.

Была созд по геогр признаку, а не нац.

К 91 г на территории БиГ 3 осн нац-ти – боснийцы (мусульмане – это не религ прин-ть, а национальная в данном случае. Многие в БиГ – вероисповед-е – атеист нац-ть - мусульманин) – 44 %; сербы 32 % и хорваты 17 %.

Нас-е всего – 4,4 млн чел-к.

Первыевыборы в БиГ в нояб 90 г – побежд коалиция 3 нац партий, каждая представляла одну из этих 3 общин.

Во главе правит-ва – хорват, парлам – серб, Пред Президиума Респ – босниец.

нач 91 – коалиция распалась.

окт 91 – мусульм депутаты провозглаш нез-ть БиГ – не свою, а всей республики – БиГ.

Сербские деп-ты не согласились и создают свой парламент – Скупщина Сербского Народа в БиГ. В сербских общинах в ноябре референджум – 90% за сохр-е единог огос-ва.

Боснийские сербы провозгласили созд-е собств гос-ва – Республики Сербской (Презх-т - Караджич)

Мус и хорватские деп-ты в 92 г голосование – сущ-е независимой Биг, сохр в составе Респ-ку Сербскую.

Проблема была вынесена на уровень европ сообщества.

Лиссабон – переговоры в марте 92 – лидеры 3 общин

18 марта 92 – подписание Осн принципов гос устр-ва БиГ – единое гос-во с 3 нац единицами

апрель – гос-ва-участницы начинают призн БиГ в прежнем варианте, кот провозгласили мусульмане.

Боснийцы получили всё, что хотели.

Республику Сербскую никто не признавал.

С марта 92 – вооруж стычки в местах совм проживания

конец апреля – террит-я всего региона охвачена военными действиями

Сербы-мус-не

сербы-хорваты

мус-не-хорваты

мус-не – мус-не

Все против всех.

Крайняя жестокость, особенно по отношению к мирному населению.

май 92 – вывод из БиГ всех подразд-ий югославской армии под давлением Европы

Санкции против Югославии.

В итоге: полное торг эмбарго для Сербии, все фин операции, даже сербские журналы и газеты перестали попадать.

 

Боснийская война 92-95

Борьба между общинами – захваты районов и вытеснение др общин.

Преуспели сербы – контроль над 70% территории

Сербы в осн жили в сельской местности.

Хорваты немного расширили свою территорию.

Европа призн гос-во мусульман, но они не контрол даже треть территории.

окт 92 ВВС НАТО – контроль над возд пространством над гос-вами, режим запрета полётов

июня 93 – в Адриатич море военные корабли – контрлль над режимом эмбарго.

94 – взрыв в Сараево. Отв-ть сербов никогда не была установлена, возм., это была провокация.

С начала 94 –силы НАТо активизируют действия против боснийских сербов

фев 94 – 2 амер самолёта сбивают 4 сербских. Это был первый бой НАТО в истории.

апрель 94 – бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

2 этап войны –

март 94 – в Вашингтоне провозгл созд-е Фед-ии БиГ – террит-ии конролир мус и хорваты

Межд контактная группа по урег-ию конфликта в БиГ – США, Франция, Россия, Италия и пр.

План мирного урег-я конфликта – разд-е территории

51% - мусульмано-хорватскаят федерация

49% - сербы

Но сербы тогда контролир болшую часть территории. Отклонено – не сод плана устр-ва гос-ва на будущее.

30 авг 95 – операция «Освобождённая сила»

Самолёты НАТО с авиабазы в Италии, а также авианосцев в Адриатике – бомбовые удары по позициям сербов.

Сербы потеряли территории, осталось менее 49%

Дейтон (США) – мирные переговоры – Контактная группа + Юголавия

Дейтонское (Рамочное, Мирное) соглашение 95 – 11 приложений.

4 приложение – К БиГ. Уник К. Создана на англ языке.

Федерация БиГ. 2 обр-я: Мусульмано-хорватская федерация (боснийы и хорваты) 2,4 млн – столица в Сараево; Республика Сербская 49% территории 1 млн чел-к – столица – Бана-Лука.

 

Президиум БиГ – 3 члена – от 3 общин – серб, хорват и мусульманин.

Серб – от Респ Сербской; а хорват и мусульманин – из фед-ии.

Первый состав на 2 года, след – 4 года.

Пред-ий – ротация.

Все решения единогласно.

 

2-палатный парламент

утв-е решения – все общины

 

Палата представит-лей – 42 чел-ка – прям выборы 14+28

Палата народа – 15 делегатов – изб парламенты субъектов. 5 – Серб, 1- - от фед-ии

 

Для прин-я любого з-на согласие 2 палат, решения бол-dkv? нонельзя более 2/3 от одной общины против.

Жизненно важный интерес – аналог права вето – любая община может зарубить любое решение.

ИВ – несколько центр мин-в – МИД, МЮ, беженцы и нек другие. Остальные вопросы – на уровне субъектов.

Премьер – кандидатура – Президиум, а утверждает Палата представителей.

Был случай, когда разделили пост м/у 3 людьми

Но в 99 – КС – не соотв к

Премьер – максимум 8 месяцев, потом назнач другого. Парлам может выразить недоверие и отправить в отставку.

Субъекты – право созд свои правит-ва, вооруж силы, решать все свои внутр вопросы.

 

Район Брчко – прин Ресупблике Сербской и делит её на 2 анклава. Район выделен в особое управление Арбитражной комиссии из 3 чел-к – (один от Респ Сербской, 1 – Федерации, 1 – от м/ун сообщества – он пред-ль). Там есть нефть, но нет однозначных оценок.

Идёт к тому, чтобы был особый статуси вход напрямую в БиГ, не был частью субъекта.

 

М/ун трибунал по расслед-ю прест-ий, соверш в бывшей Югославии (Гаага) – создан по Дейтонскому соглашению. Сильное политич влияние.

Караджич – до сих пор его дело слушается

 

Дейтонсике соглашения – сильное вмешат-во внешних сил, но война была остановлена.

В итоге не слишком жизнеспос гос обр-е, «гос-во – фантом»

 

Решение ЕСПЧ Сейдич и Финци против БиГ 2009

цыган и еврей – порядок формир-я Президиума БиГ. Ограничение пассивного изб права.

К гос-ва оценивалась на предмет соотв-я Конвенции.

Экспертные закл-я.

Венецианская комиссия

 

Формир-е органов власти и недискриминация.

Итог: решение К нарушает европ К. и её ст. 14.

Это дискриминация. Да, не треб подтверждение нац-ти, знания языка. Ничто н емешало сказать им, что, напр., сербы. Но у них есть право на самоидентификацию.

Особые мнения:

Такой состав созд для устан-я мира м/у общинами и остановить войну. А ЕСПЧ решил это разрушить.

Но прошло уже 15 лет.

Но мир всё ещё очень хрупкий.

 

После этого необх-ть менять К.

2010 – выборы в Президиум. Исправят, но после выборов.

Пока ничего не поменяли.

 

Чехия

623-624 – держава Саму в рез-те межобщинных воин за территорию (Южная Маравия)

IX век – возн Пражское укреплённое городище

князь Маравский – формирование нац единство, это не прост овоенно-плем союз

Вел Маравия разв с 846 г – король Ростислав – опора на Папский престол

Он обращ и к Византийскому императору Михаилу III и просит направить мессионеров Константин Философ (Кирилл) и Мифодий–славянский язык, укрепление гос-ва

Регенсбург 871 г – Ростислав ослеплён

племянник Святополк => Ростислав погиб; Святополк продолжил дело дяди и при нём было созд централиз гос-во. Существенно расширились территории, но правил он по сути только Маравией, на др землях.Князья платили трибут – плату за мир и выставляли военные силы по его требованию => возн-е Вел Маравии – конгломерат территорий с военно-адм связями

 

Признание автономии славянской литургии в конце 800х – Папская Булла с одобрением Слав литургии и того, что сделали Кирилл и Мефодий

после 885 г. – разрушение союза –

сначала Чехия, 887 – сербы

Но христинизация всего пространства, славянский язык, начала гос-ти, кото потом получили разв-ие в Венгрии, Чехии.

Слав нас-е Чехии обрет гос-ть

династия Прежмысловцев – первое упоминание в 882 – сотруд-во со Святополком Маравским с князем …

Внук того князя Вацлав. Был канонизирован

1189 – Статуты Конрада Отты – начало формир-я прав традиции

закрепл-е насл права на приобр земли, ограничение на этих землях прав князя, права шляхты по сбору податей и по суду над вассалами. Шляхта была заинтер в сохр-ии чешского права (лок обычное право).

Увелич зем владиния церкви, т.к. монархич власть нужд в надёжн опоре от угроз шляхты, поэтому гос-во формируется благодаря сакральному ресурсу церк корпорации

1/3 земель в Чехии и Маравии уже принадл церкви

1333 – Карл IV – имп-р Свящ Римской империи герм народов (титул к 1355 официально оформл) – король Чехии

Золотая Булла Карла IV – действовала до конца Римской империи:

1. избр-е короля Сеймом Чехии, если прекращ династия

2. приоритет избрания Чешского короля по отн-ю к форм назначению. Имп-р лишь утв короля в его статусе.

3. Король- право чеканить монету, а его подданные – право быть судимыми только чешским судом.

4. Король приобр право приобр-ть право и земли в империи (никто не мог из курфюрстов)

После 1526 г до конца XIX века – не было прочной основы, опред роль сыграло Гуситское движение, но настрой на обретение сув-та

 

Маестас Каролина 1617 г

1355 – Карл попытался провести его через Сейм, но чешская шляхта опасалась за свою власть.

Но с конца XIII в сформир надёжная прав основа для доминирования короля в чешских землях благодаря экон независ-ти корол власти – исключит право на нек виды деят-ти (чеканка монеты, спец налоги с монастырей и городов, платежи от деят-ти судов, в т.ч. от суда каждого города), часть общих налогов (размеры опред шляхта).

Гуситское движение – самое мощное антифеодальное движение в Европе – против церкви и феодалов. Объективно говоря, рез-ты движения спос укрепл-ю прав основ гос-ва.

до 1471 - гуситские войны.

1 этап – церковная реформация, идеология гуситства – заверш смертью Яна Гусса – сожжён на костре.

сформулир 4 Пражских статьи:

1. Реформация веры – причащение мирян (не только духовенства) от чаши, свобода богослужения,

2. секуляризация цер имущ-ва,

3. признание гор права

2 этап – Гусстские войны

Итог:

1. расширение соц базы гос власти Чехии, активизации гор элиты

2. признана протестантская конфессия. Селезия и Лужицы – католики. В XV-XVI – утвердилось двоеверие.

3. Полит превосх-во пришло к сословной общине. Без её согласия король не мог взымать налоги и форммир вооруж силы.

3 сосолвия на террит-ии Чехии и 1 на террит Маравии.

Земский Сейм

1. Высшая шляхта

2. Низшая шляхта

3. Королевские города в лице наиболее уважаемых жителей

4. Маравия – прелаты

Сословная община обсужд внутриполиитч вопросы, а коороль заним внеш политикой

Формир Земский Суд как стабильный орган и Королевский Совет (советы Королю и контроль за ним).

 

Правление Владислава II Ягелона

1490 – вступил на престол.

Матеш Корвин – умер в 1490. Ему удалось погасить сопротивление богатой шляхты и магнатов. Народ его очень любил. Расширение территорий, гл задачей было созд-е Дунайской монархии. Но не было наследника.

Договор с Ягелонами – если у него не будет законного наследника, то они станут наследниками. Так и произошло.

Власть перешла к Ягелонам.

 

Середина XIX века – династия Габсбургов. Земли под патронажем Австро-Венгрии.

1849 – мартовская рев-ия.

1867 – чехи получают возм-ть созд-я своих самост интитутов публ власти.

Автро-венгерское соглашение – преобр-е в Австро-Венгрию. Особая разновидность дуалистич монархии, сост из 2 парлам монархий (Земли Венгерской короны – Транслейтания – Венгрия, Хръорватия и Словония) и Цислейтания. Скорее, конфедеративное объед-е. Упр-е (ИВ), суд власть, самост реш-е бол-ва хоз и фирн вопросов – сами.

Общее – единая тамож территория, упр-е вооруж силами, внеш политики и наиболее важными фин вопросами

Чехия в Цислейтании (австрийские земли) – деление на кололевства. Одно из них –Чехия.

Но чешских королевств было несколько, в каждом – своё представит учреждение для реш-я вопросом местного значения (выработка земского устава, местные избир з-ны, обработка земли, строит-во, сод-е дорог и т.д.)

Мечта о тройтсвенной унии – Чешско-венгерско-австрийской.

1871 – проект такой Унии. Внесён в чешский представит орган.

Венгры и австрийцы не позволили усилиться чешской аристократии.

 

после 1 мир войны – на обломках Австро-Венгрии возн неск независимых: БиГ, Чехия, Венгрия и др.

 

С этого момента самост Чехословацкая респ-ка.

28 окт 18 –З-н об обр-ии самомт Чехо-словацкого гос-ва – начало первой чехослов респ-ки

 

Особ-ти:

1. Высокий авторитет права как ценности (самост юрид школа начала формир ещё в доконст период, в рамках общ европ права – профессорское право – попытка приспособить римские тексты к соврем потребностям общ-ва, согласоватьт с философскими и теологич доктринами римские законы; удалено от практики, но сформир особенная модель чехословацкого права, влияние немецкого и австр права)

2. Сильное влияние протестантизма – созд-е плюралистич структуры полит жизни

3. Миссионерские амбиции – весьма значимый период в разв-ии чешской гос-ти спос формир-ю идеи вел Чехии, кот несёт христ миссию в Европу.

4. Важна роль полит лидера. В соврем институте през-та Чехии – мощный потенциал власти, несмотря на парлам респ-ку. «През-т – не тот, кто откр выставки хризантем» (де Голль). Полн-я, треб контрасигнатуры – през-т уведомляет ИВ о том, что решение принято. Вацлав Клаус очень часто этим пользуется.

 

28 окт 18 –З-н об обр-ии самомт Чехо-словацкого гос-ва – начало первой чехослов респ-ки

Врем К Чехословакии 13 нояб 18

КНР

Социалистическая система права в принципе на примере Китая.

Система по форм признакам очень похожа на романогерманскую. Статут – осн источник права. Но сильна идеологич нагрузка. Выделение на основе ценностного подхода.

1. доминирование одной партии в гос структуре

2. сращение парт и гос хар-ра

3. декларативность нек К пол-ий (особ прав чел-ка)

4. отрицание разд-я властей – дем централизованная власть

 

Сове система предложила систему институтов, кот впоследствии воспринимались соц лагерем – это страны с разной историей, традициями, правом.

Общее для соц системы:

1. Впервые разработаны конструкции – гос рук-во экономикой как главного игрока и гос собственность, коллект общенар формы собств-ти, план ведение нар хоз-ва

2. Обоснование в пользу трудового народа

3. Идейная основа: марксизм-ленинизм. Позднее доп, изм или замещалась новыми доктринами лидеров гос-в.

4. Отрицание ЧС – слом прав системы для всех гос-в. Более или менее жёстко ограничивается, сущ-е личной собств-ти в той или иной мере.

5. Значение парт док-тов. Подрыв принципа верховенства з-на. Зак-во начинает трактовать широко: вкл даже акты ИВ. Потом очень сложно от этого отойти. Законов принималось мало: 36-88 гг – принят 81 закон + столько же з-нов о бюджете и фин планах. Значение з-нов невелико.

Реш-я судов не явл источниками, но практика разъяснений нижестоящим судам. Часто практика судов стан главнее, чем з-н.

Иногда нормы зак-ва объявлялись секретными. Напр, в 30е годы – труд зак-во не доводилось до трудящихся.

6. Нет независимого суда, так как нет разд-я властей.

 

Китай.

Гражданство – расплывчатые формулировки. Проблема – Тайвань.

Принцип крови приоритетен.

Равнество м и ж

Запрет злоупотребления правами – гражданин не должен осущ свои права в ущерб интересам гос-ва, общ-ва и других граждан

Личные права: свобода личности, неприкосновенность и достоинство, неприкосн-ть жилища, тайна переписки

ст. 38 – запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле (рез-т культурной рев-ии)

не закреплено право на жизнь. Смертная казнь в Китае сущ.

Свобода вероисповедания. Право родителей давать соответствующее воспитание детям.

запрет жестого обращения женщин, детей, пожилых.

 

Полит права:

изб право – всеобщее, кроме тех, кто был лишён (санкция в УК, в частности)

равное избир право, но соотн-е ценности голоса 1:4 (1 голос рабочего=4голоса крестьян). Иначе не было бы рабочих, поэтому решили так проблему. Раньше было 1:8.

Теперь поэтому представителей от рабочих и крестьян примерно равно.

Как правило, и акт, и пасс изб право с 18 лет.

Пред-ль респ-ки и зам – 45 лет.

Другие права: свобода слова, печати, союзов, уличных шествий и демонстраций. Но особенности!

О классовой борьбе уже ничего нет.

 

Соц-эк права:

право на соц обеспечение на случай болезни или потери трудоспособности.

ст. 45 – гос-во и общ-во помогают инвалидам в получении работы и обр-я. Прогрессивное положение, хоть и декларативно.

право на труд обр-е, здравоохранение, нравств, умств и психич развитие всех граждан, в т.ч. молодёжи.

 

Обяз-ти:

соблюдение К и з-нов

защита Отечества (граждане) и соблюдение интересов Родины

уплата налогов

планирование семьи: 1 семья – один ребёнок – для городов! Раньше было даже так: 3ий ребёнок лишался всех прав. Сельские территории: 1,5 ребёнка! Родители могут завести второго ребёнка, если первым оказалась девочка.

Смертность среди девочек гораздо выше.

Нац меньшинства – не распространяется эти правила

 

Если оба супруга были единственными детьми в семье, то могут иметь двух.

Эта политика введена с 80х.

Проблема соотношения М и Ж. М сильно больше.

Старение нации. Много пенсионеров. Во многих сельских местностях нет вообще соц обеспечения.

 

Глава 3 К – органы гос власти

Монополизация власти, нет разд-я властей.

Вся полнота власти – Собрания нар представителей.

Сущ на всех уровняхвласти.

Особенность: напрямую избирателями формируются только собрания низшего звена, остальные избираются нижестоящими – многостепенные выборы.

Высший орган – Всекитайское собрание нар представителей.

Всеобщие, не вполне равные, альтернативные.

Другие партии могут выставлять своих кандидатов, но могут и не выставлять. При этом хотя бы 2 кандидата должно быть.

Выборы по мажорит принципу.

Сроки: зависят от уровня 3-5 лет. Низшее – 3 года, вышестоящие – 5 лет.

Императивный мандат – отв-ть перерд избирателями, возм-ть давать наказы, возможен отзыв населением или нижестоящим собранием. В бол-ве случаев это осущ на уровне партийных структур.

 

Всекит собр-е нар представителей (ВСНП) – однопалатный орган, полн-я 5 лет. Изб собраниями провинций, автономных районов. Обязательно входят представители вооруж сил и нац меньшинства (не пропорционально численности, представлено больше их).

Самый многочисленный орган в мире – до 3 000 человек. Нет постоянной численности.

Собирается на одну сессию в году. Конец фев-нач марта на 2-3 недели.

Полн-я:

1. Прин-е и изм-е К

2. Прин-я основных з-нов – ГП, УП, избирательные

3. К контроль. Специализированного органа в Китае нет.

4. Избрание Председателя КНР и зама. (главу гос-ва и зама)

5. По предл-ю Пред-ля утв Премьер-министра Госсовета.

6. По предл-ю Премьера утв отсальных членов Госсовета

7. Утв-е Пред-ся Верх нар суда и Ген нар прок-ра и смещ-е с должности

8. Утв-е планов экон развития и отчёты об исполнении

9. Утв-е бюджета и отчёты об исполнении

10. Изм-е границ м/у отд территориями и внеш границ

11. Война и мир

 

Постоянный комитет ВСНП – мини-парламент

нет точной численности 150-300 чел-к

срок: 5 лет. Формир каждым Всекит собранием.

Полн-я:

2 группы: собств (в К только за ним), полн-я вместо Всекит собрания (в период м/у сессиями):

Собств:

1. Толк-е К и з-нов

2. Зак деят-ть – нельзя прин основные з-ны, остальные можно

3. Контроль за работой Госсовета, Верх нар суда и Ген нар прок-ры

4. Ратификация и денонсация м\ун дог-ров

5. Введение ЧС на всей территории или части

6. Реш-е о мобилизации населения и др.

7. Созыв на внеочередную сессию Всекит собрания

Вместо Всекит собр-я:

1. Изм-е террит

2. Война и мир

3. Корректировка планов соц-экон разв-я.

 

Нет чёткого деленрия полн-ий м/у этими органами

 

Глава гос-ва – Пред-ль КНР.

В К 54 г – не было единоличного главы гос-ва

К 82 – вернула. Идея: укрепление гос системы, надлеж представит-во на м/ун арене, соотв-е нац кит традиции.

Ф-ии: традиционные для главы гос-ва: представит-во, прин-я дипломатов, опублик-е з-нов, назн-е и смещение нек высших долж лиц (совместно с Всекит собранием), почётные звания и награды. Его реш-я фактически оформляют реш-я Всекити собрания.

Право вето – никак не урег в К. На практике проблем не возникает.

Пред-ль реп-ки (максимум 2 срока) – глава гос-ва и Генсек ЦК компартии на практике.

Ху Цзиньтао – в ноябре на 18съезде партии – переизбрании Генсека. Теперь – Си Цзиньпинь. В марте 2013 – выборы в ВСНП + новый председатель КНР.

 

Зампред – запасная фигура, просто помгает. Никаких спец полн-ий К на него не возлагает.

 

Гос совет – правит-во.

Формир-е на первой сессии вновь избранного ВСНП. Это исп орган ВСНП, а не самост орган. Подчиняется ВСНП и исп его реш-я.

Глава –Премьер-министр. Но осн принцип деят-ти – коллегиальность. Все осн вопросы решаются на пленарных заседаниях – прим-е правила бол-ва.

Гос Совет рук всей адм работой в общегос масштабе и контролирует деят-ть местных адм органов.

Полн-я:

1. Составление планов соц-экон разв-я, проектов бюджета

2. Исп-е планов и бюджета

3. Упр-е экономикой и обороной. По расходам на оборону 4 место в мире (после США, России, Японии)

4. Упр-е внеш связями

5. Обр-е и наука

6. Защита прав китайцев за рубежом и нац меньшинств в КНР

Гос Совет издаёт постан-я и распоряжения. Может собств реш-ем отменять акты местных адм орагнов по любым причинам.

 

Высший суд орган – Верх нар суд.

Осущ деят-ть самостоятельно и независимо, но несёт отв-ть перед ВСНП.

Надзор за суд деят-тью местных и специализир судов. Может издавать руководящие указания нижестоящим судам.

Суды включены в систему правоохр органов. Нет понятия самост суд власти.

Суды ОЮ, военные суды (в ВС - палата), нек др суды (нет адм и К юстиции).

Роль суд системы менее значима.

 

Адм-терр устр-во

Унит гос-во, постр на централизованных началах.

Деление на провинции, автономные районы и города центрального подчинения (Шанхай и Пекин).

Провинции и авт районы вкл в свой состав авт округа, уезды, авт уезды и города

В уездах сущ волости, нац волости и посёлки.

3 уровня. Причины:

1. Крупная территория с неравномерным эк развитием

2. Населения много

3. Нац состав гос-ва – 56 национальностей. 93% - нац-ть хань. Остальные 7% расселены по площади более 60 % территории. Необх-ть сохр-я целостности гос-ва и стабильного развития.

Особенность – включение автономных образований.

Сущ 30 авт округов, 124 авт уезда, огромное число авт волостей. Одна автономия может наход в составе другой.

Это способ реш-я нац вопроса.

Сущ з-ны, рег статус автономий; з-ны, рег в т.ч. их статус; акты автономий.

ст. 4 К – сплочённость и взаимопомощь всех нац-тей.

За нац меньшинствами опред набор прав.

Территория Китая единая и неделимая! Реализация прав строго в границах гос-ва.

Борьба с сепаратизмом отд нац-тей и с великоханьским шовинизмом.

Права автономий:

только они имеют права МСУ. Остальные – только органы гос власти на местах.

Формир-е собств бюджетов ОМСУ, полн-я по реш-ю культ вопросов (обр-е, традиции, язык), формир-е собств сил общ безопасности

 

Собрания нар представителей на местах создают ОИВ.

двойное подчинение: Собраниям нар представителей своего уровня + Гос Совет сверху над ними, кот даёт указания и отм реш-я.

Автономии: гарантии для нац меньшинств – Пред-ли нар собраний представителей и/или Пред-ли исп органов – представители нац меньшинства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.31 с.)