Речам мудрости, в изобилии и неустанно: но я -- хочу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речам мудрости, в изобилии и неустанно: но я -- хочу



вина!

Не всякий, как Заратустра, пьет от рожденья одну только

воду. Вода не годится для усталых и поблекших: нам

подобает вино -- только оно дает внезапное выздоровление

и импровизированное здоровье!"

При этом удобном случае, пока прорицатель просил вина,

удалось и королю слева, молчаливому, также промолвить слово. "О

Вине, -- сказал он, -- мы позаботились, я с моим братом,

Королем справа: у нас вина достаточно -- осел целиком нагружен

им. Так что недостает только хлеба".

"Хлеба? -- возразил Заратустра, смеясь. -- Как раз хлеба и

Не бывает у отшельников. Но не хлебом единым жив человек, но и

мясом хороших ягнят, а у меня их два:

-- пусть скорее заколют их и приправят шалфеем: так

Люблю я. Также нет недостатка в кореньях и плодах, годных даже

Для лакомок и гурманов; есть также орехи и другие загадки,

Чтобы пощелкать.

Мы скоро устроим знатный пир. Но кто хочет в нем

Участвовать, должен также приложить руку, даже короли. Ибо у

Заратустры даже королю не зазорно быть поваром".

Это предложение пришлось всем по сердцу; только

Добровольный нищий был против мяса, вина и пряностей.

"Слушайте-ка этого чревоугодника Заратустру! -- сказал он

Шутливо. -- Для того ль идут в пещеры и на высокие горы, чтобы

Устраивать такие пиры?

Теперь понимаю я, чему он некогда нас учил, говоря: "Хвала

малой бедности!", почему и он хочет уничтожить нищих".

"Будь весел, как я, -- отвечал Заратустра. -- Оставайся

при своих привычках, превосходный человек! жуй свои зерна, пей

свою воду, хвали свою кухню -- если только она веселит тебя!

Я -- закон только для моих, а не закон для всех. Но кто

Принадлежит мне, должен иметь крепкие кости и легкую поступь,

--

-- находить удовольствие в войнах и пиршествах, а не быть

Букой и Гансом-мечтателем, быть готовым ко всему самому

Трудному, как к празднику своему, быть здоровым и невредимым.

Лучшее принадлежит моим и мне; и если не дают нам его, мы

Сами его берем: лучшую пишу, самое чистое небо, самые мощные

мысли, самых прекрасных женщин!" --

Так говорил Заратустра; но король справа заметил:

"Странно! Слыханы ли когда-нибудь такие умные речи из уст

Мудреца?

И, поистине, весьма редко встречается мудрец, который был

бы умен и вдобавок не был бы ослом".

Так говорил король справа и удивлялся; осел же злорадно

Прибавил к его речи И-А. Это и было началом той продолжительной

беседы, которая названа "тайной вечерей" в исторических книгах.

Но за нею не говорилось ни о чем другом, как только о высшем

человеке.

О высшем человеке

Когда в первый раз пошел я к людям, совершил я глупость

Отшельника, великую глупость: я явился на базарную площадь.

И когда я говорил ко всем, я ни к кому не говорил. Но к

Вечеру канатные плясуны были моими товарищами и трупы; и я сам

Стал почти что трупом.

Но с новым утром пришла ко мне и новая истина -- тогда

научился я говорить: "Что мне до базара и толпы, до шума толпы

и длинных ушей ее!"

Вы, высшие люди, этому научитесь у меня: на базаре не

Верит никто в высших людей. И если хотите вы там говорить, ну

что ж! Но толпа моргает: "Мы все равны".

"Вы, высшие люди, -- так моргает толпа, -- не существует

Высших людей, мы все равны, человек есть человек, перед Богом

-- мы все равны!"

Перед Богом! -- Но теперь умер этот Бог. Но перед толпою

мы не хотим быть равны. Вы, высшие люди, уходите с базара!

Перед Богом! -- Но теперь умер этот Бог! Вы, высшие люди,

Этот Бог был вашей величайшей опасностью.

С тех пор как лежит он в могиле, вы впервые воскресли.

Только теперь наступает великий полдень, только теперь высший

человек становится -- господином!

Поняли ли вы это слово, о братья мои? Вы испугались:

Встревожилось сердце ваше? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не

Лает ли здесь адский пес на вас?

Ну что ж! вперед! высшие люди! Только теперь гора

человеческого будущего мечется в родовых муках. Бог умер:

теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

Самые заботливые вопрошают: "Как сохраниться человеку?"

Заратустра же спрашивает, единственный и первый: "Как

превзойти человека?"

К сверхчеловеку лежит сердце мое, он для меня

первое и единственное, -- а не человек: не ближний, не

Самый бедный, не самый страждущий, не самый лучший.

О братья мои, если что я могу любить в человеке, так это

Только то, что он есть переход и гибель. И даже в вас есть

Многое, что пробуждает во мне любовь и надежду.

Ваша ненависть, о высшие люди, пробуждает во мне надежду.

Ибо великие ненавистники суть великие почитатели.

Ваше отчаяние достойно великого уважения. Ибо вы не

Научились подчиняться, вы не научились маленькому благоразумию.

Ибо теперь маленькие люди стали господами: они все

Проповедуют покорность, скромность, благоразумие, старание,

осторожность и нескончаемое "и так далее" маленьких

Добродетелей.

Все женское, все рабское, и особенно вся чернь: это

Хочет теперь стать господином всей человеческой судьбы -- о

отвращение! отвращение! отвращение!

Они неустанно спрашивают: "как лучше, дольше и

приятнее сохраниться человеку?" И потому -- они господа

Сегодняшнего дня.

Этих господ сегодняшнего дня превзойдите мне, о братья

мои, -- этих маленьких людей: они величайшая опасность

для сверхчеловека!

Превзойдите мне, о высшие люди, маленькие добродетели,

Маленькое благоразумие, боязливую осторожность, кишенье

муравьев, жалкое довольство, "счастье большинства"! --

И лучше уж отчаивайтесь, но не сдавайтесь. И поистине, я

люблю вас за то, что вы сегодня не умеете жить, о высшие люди!

Ибо так вы живете -- лучше всего!

Есть ли в вас мужество, о братья мои? Есть ли сердце в

вас? Не мужество перед свидетелями, а мужество

Отшельника и орла, на которое уже не смотрит даже Бог?

У холодных душ, у мулов, у слепых и у пьяных нет того, что

Называю я мужеством. Лишь у того есть мужество, кто знает

страх, но побеждает его, кто видит бездну, но с

гордостью смотрит в нее.

Кто смотрит в бездну, но глазами орла, кто хватает

Бездну когтями орла -- лишь в том есть мужество.

"Человек зол" -- так говорили мне в утешение все мудрецы.

Ах, если бы это и сегодня было еще правдой! Ибо зло есть лучшая

Сила человека.

"Человек должен становиться все лучше и злее" -- так учу

я. Самое злое нужно для блага сверхчеловека.

Могло быть благом для проповедника маленьких людей, что

Страдал и нес он грехи людей. Но я радуюсь великому греху как

великому утешению своему.

Но все это сказано не для длинных ушей. Не всякое слово

Годится ко всякому рылу. Это тонкие, дальние вещи: копыта овец

не должны топтать их!

О высшие люди, не думаете ли вы, что я здесь для того,

Чтобы исправить то, что сделали вы дурного?

Или что хочу я отныне удобнее уложить вас спать,

Страдающих? Или указать вам, беспокойным, сбившимся с пути и

Потерявшимся в горах, новые, более удобные тропинки?

Нет! Нет! Трижды нет! Все больше все лучшие из рода вашего

Должны гибнуть, -- ибо вам должно становиться все хуже и

Жестче. Ибо только этим путем --

-- только этим путем вырастает человек до той высоты, где

молния порождает и убивает его: достаточно высоко для молнии!

На немногое, на долгое, на дальнее направлена мысль моя и

Тоска моя -- что мне до вашей маленькой, обыкновенной и

короткой нищеты!

По-моему, вы еще недостаточно страдаете! Ибо вы страдаете

собой, вы еще не страдали человеком. Вы солгали бы, если

бы сказали иначе! Никто из вас не страдает тем, чем страдал

я. --

Мне недостаточно, чтобы молния не вредила больше. Не

Отвращать хочу я ее: она должна научиться работать -- для

меня.

Моя мудрость собирается уже давно, подобно туче, она

Становится все спокойнее и темнее. Так бывает со всякою

мудростью, которая должна некогда родить молнии. --

Для этих людей сегодняшнего дня не хочу я быть

светом, ни называться им. Их -- хочу я ослепить: молния

мудрости моей! выжги им глаза!

Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная

Лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих.

Особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают

Недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, эти

Комедианты --

-- пока наконец они не изолгутся, косые, снаружи

Окрашенные, но внутри разъедаемые червями, прикрытые великими

Словами, показными добродетелями, блестящими поддельными

Делами.

Будьте тут особенно осторожны, о высшие люди! Ибо нет для



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.024 с.)