Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что я даю уже советы тебе. Но Знай, что это я, самый
Безобразный человек, -- у которого самые большие и тяжелые ноги. Где я Шел, там дорога плохая. Я обращаю все дороги в смерть и позор. Но по тому, как ты прошел молча мимо меня, как ты Покраснел, я это видел, -- я узнал в тебе Заратустру. Всякий другой бросил бы мне милостыню свою, сострадание Свое, взором и речью. Но для этого -- я недостаточно нищий, это Угадал ты -- -- для этого я слишком богат, богат великим, ужасным, самым безобразным и невыразимым! Твой стыд, о Заратустра, почтил меня! С трудом ушел я из толпы сострадательных, -- чтобы найти единственного, который учит нынче: "Сострадание навязчиво", -- тебя, о Заратустра! -- будь оно божеским, будь оно человеческим состраданием -- оно перечит стыду. И нежелание помочь может быть Благороднее, чем эта путающаяся под ногами добродетель. Но сострадание называется сегодня у всех маленьких людей Самой добродетелью -- они не умеют чтить великое несчастье, Великое безобразие, великую неудачу. Поверх всех их смотрю я, как смотрит собака поверх спин Овец, копошащихся в стадах своих. Это маленькие, мягкошерстные, Доброхотные, серые люди. Как цапля, закинув голову, с презрением смотрит поверх Мелководных прудов, -- так смотрю я поверх копошения серых Маленьких волн, воль и душ. Давно уже дано им право, этим маленьким людям, -- так что дана им наконец и власть -- теперь учат они: "Хорошо только то, что маленькие люди называют хорошим". И "истиной" называется сегодня то, о чем говорил Проповедник, сам вышедший из них, этот странный святой и защитник маленьких людей, который свидетельствовал о себе: "Я -- истина". Этот нескромный давно уже сделал маленьких людей Горделивыми -- он, учивший огромному заблуждению, когда он учил: "Я -- истина". Отвечал ли кто нескромному учтивее? -- Но ты, о Заратустра, прошел мимо него и говорил: "Нет! Нет! Трижды нет!" Ты предостерегал от его заблуждения, ты первый Предостерегал от сострадания -- не всех и не каждого, но себя и Подобных тебе. Ты стыдишься стыда великих страданий; и поистине, когда ты
говоришь: "От сострадания приближается тяжелая туча, берегитесь, люди!" -- когда ты учишь: "Все созидающие тверды, всякая великая любовь выше их сострадания", -- о Заратустра, как хорошо кажешься ты мне изучившим приметы грома! Но и ты сам -- остерегайся ты сам своего сострадания! Ибо многие находятся на пути к тебе, многие Страждущие, сомневающиеся, отчаивающиеся, утопающие, Замерзающие. -- Я предостерегаю тебя и против меня. Ты разгадал мою Лучшую, мою худшую загадку, меня самого и что свершил я. Я знаю Топор, сразивший тебя. Но он -- должен был умереть: он видел глазами, Которые все видели, -- он видел глубины и бездны человека, весь Его скрытый позор и безобразие. Его сострадание не знало стыда: он проникал в мои самые Грязные закоулки. Этот любопытный, сверх-назойливый, Сверх-сострадательный должен был умереть. Он видел всегда меня: такому свидетелю хотел я Отомстить -- или самому не жить. Бог, который все видел, не исключая и человека, -- этот Бог должен был умереть! Человек не выносит, чтобы такой свидетель жил". Так говорил самый безобразный человек. Заратустра же встал И собирался уходить: ибо его знобило до костей. "Ты, невыразимый, -- сказал он, -- ты предостерег меня от Своего пути. В благодарность за это хвалю я тебе мой путь. Смотри, там вверху пещера Заратустры. Моя пещера велика и глубока, и много закоулков в ней; там Находит самый скрытный сокровенное место свое. И поблизости есть сотни расщелин и сотни убежищ для Животных пресмыкающихся, порхающих и прыгающих. Ты, изгнанный, сам себя изгнавший, ты не хочешь жить среди людей и человеческого сострадания? Ну что ж, делай, как я! Так Научишься ты у меня; только тот, кто действует, учится. И прежде всего разговаривай с моими животными! Самое Гордое животное и самое умное животное -- пусть будут для нас обоих верными советчиками!" Так говорил Заратустра и пошел своей дорогою, еще Задумчивее и еще медленнее, чем прежде: ибо он вопрошал себя о
многом и нелегко находил ответы. "Как беден, однако, человек! -- думал он в сердце своем. -- Как безобразен, как он хрипит, как полон скрытого позора! Мне говорят, что человек любит себя самого, -- ах, как велико должно быть это себялюбие! Как много презрения противостоит ему! И этот столько же любил себя, сколько презирал себя, -- По-моему, он великий любящий и великий презирающий. Никого еще не встречал я, кто бы глубже презирал себя, -- а это и есть высота. Горе, быть может, это был Высший человек, чей крик я слышал? Я люблю великих презирающих. Но человек есть нечто, что должно превзойти". -- Добровольный нищий Когда Заратустра покинул самого безобразного человека, ему Стало холодно и он почувствовал себя одиноким; ибо много Холодного и одинокого пронеслось по чувствам его, так что даже Тело его похолодело. Но едва он поднялся дальше, по горам и Долинам, миновав зеленые пастбища и пустое, каменистое русло, Где прежде нетерпеливый ручей пролагал себе ложе, -- ему сразу Стало теплее, и сердце его укрепилось. "Что со мной? -- спросил он себя. -- Что-то теплое и живое Подкрепляет меня, оно должно быть вблизи от меня. Уже я не так одинок, неведомые спутники и братья бродят вокруг меня, их теплое дыхание волнует мне душу". Осматриваясь кругом и ища утешителей в одиночестве своем, Он увидел коров, столпившихся на возвышении; их близость и Запах согрели сердце его. По-видимому, эти коровы старательно Слушали кого-то, говорившего к ним, и не обращали внимания на Вновь прибывшего. Когда же Заратустра подошел совсем близко к ним, услыхал Он отчетливо человеческий голос из стада коров; и видно было, Что все они повернули свои головы к говорившему. Тогда Заратустра стремительно бросился на возвышение и Разогнал коров, ибо он боялся, чтобы здесь не случилось с Кем-нибудь несчастья, которому едва ли помогло бы сострадание Коров. Но в этом он ошибся; ибо перед ним сидел человек на Земле и, казалось, убеждал животных, чтобы они не боялись его, -- миролюбивый человек и нагорный проповедник, из глаз которого проповедовала сама доброта. "Чего ищешь ты здесь?" -- Воскликнул Заратустра с удивлением. "Чего я здесь ищу? -- отвечал он. -- Того же самого, чего ищешь и ты, нарушитель мира! ищу счастья на земле. Ему хотел я научиться у этих коров. Ибо, знаешь ли, Половину утра говорю я к ним, и они только что собрались Отвечать мне. Зачем помешал ты им? Если мы не вернемся назад и не будем как коровы, мы не Войдем в Царство Небесное. Ибо одному должны мы научиться у них -- пережевыванию. И поистине, если бы человек приобрел целый мир и не научился одному -- пережевыванию: какая польза была бы ему! Он Не избавился бы от скорби своей, -- от великой скорби своей; но она называется сегодня отвращением. А у кого же сегодня сердце, уста и глаза не полны отвращения? И у тебя! И у тебя! Но взгляни на этих коров!" -- Так говорил нагорный проповедник и поднял взор свой на
Заратустру: ибо до сей поры глядел он с любовью на коров -- и вдруг преобразился он. "Кто это, с кем говорю я? -- воскликнул Он в испуге и вскочил с земли. -- Это человек, свободный от отвращения, это сам Заратустра, Победитель великого отвращения, это глаза, это уста, это сердце самого Заратустры". И, говоря так, он с глазами, полными слез, поцеловал руку Тому, кому он говорил, и вел себя совсем как тот, кому Неожиданно падает с неба драгоценный дар или сокровище. А Коровы смотрели на все это и удивлялись. "Не говори обо мне, ты, странный, милый человек! -- сказал Заратустра, защищаясь от его нежности. -- Говори сперва о себе! Не тот ли ты добровольный нищий, который некогда отказался от Большого богатства, -- -- который устыдился богатства своего и богатых и бежал к Самым бедным, чтобы отдать им избыток свой и сердце свое? Но они не приняли его". "Но они не приняли меня, -- сказал добровольный нищий, -- Ты хороню знаешь это. Так что пошел я наконец к зверям и коровам этим". "Там научился ты, -- прервал Заратустра говорившего, --
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.031 с.) |