Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сверхъестественное в первобытном мышлении 52 страница

Поиск

 

К с. 10. Майер (Maier) Генрих (1867 — 1933) — немецкий философ. Создал обширную систему практического реализма. В исследованиях мышления особо подчеркивал чувственные и волевые компоненты, присутствующие во всяком мыслительном процессе.

 

К с. 11. Конт (Comte) Огюст (1798 — 1857) — французский философ, ведущий представитель позитивизма. Согласно его учению, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии (состояния):

 

теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей. На второй стадии — при господстве философов и юристов — явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами». На третьей, «позитивной», стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы.

 

К с. 12. Тэйлор (Tylor) Эдуард Бернетт (1832 — 1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Наряду с Г. Спенсером считается основоположником эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития, совершенствования не только орудий труда, но и видов искусства, верований, культов. Тэйлор —

 

 

создатель анимистической теории происхождения религии, согласно которой источник религии заложен в психической деятельности индивидов. Ввел в историю религии понятие развития, генетическую связь между первобытными и развитыми религиями. Книга Тэйлора «Первобытная культура» (1871) издана в русском переводе в 1939 г.

 

К с. 12. Фрэзер, Фрейзер (Frazer) Джеймс Джордж (1854 — 1941) — английский этнограф и фольклорист, крупнейший представитель эволюционного направления в этнографии. Автор многочисленных работ, большинство из которых ' посвящены истории религиозных верований. Самая известная и самая крупная из них — «Золотая ветвь». Первое ее издание вышло в 1890 г.; в дальнейшем книга была значительно дополнена автором и разрослась в 12-томный труд. Ее сокращенное издание в русском переводе вышло в 1928 г. Новое издание осуществлено в 1989 г.

 

Фрэзер, используя сравнительно-исторический метод, систематизировал обширный фактический материал по первобытным верованиям, составил классификацию магических и колдовских представлений и приемов. Главная идея Фрэзера — общая концепция последовательности стадий интеллектуального развития человечества — от магии через религию к науке, причем магию он сближает с наукой, противопоставляя ее религии. Ценность систематизированных Фрэзером фактов не вызывала сомнений ни у кого из исследователей, однако его теоретические выводы породили серьезную полемику. В частности, Леви-Брюль, которого «Золотая ветвь» воодушевила на занятия этнологией, не разделял многих взглядов Фрэзера.

 

К с. 12. Гартленд (Hartland) Сидней — видный представитель английской эволюционной школы. Подобно Фрэзеру, на основе сравнительного анализа богатого фактического материала отстаивал идею о преемственности стадий интеллектуального развития человечества.

 

К с. 12. Лэнг (Lang) Эндрю — английский этнограф и фольклорист. Первоначально последователь Э. Тэйлора. Автор ряда работ о мифологии. В своей книге «Создание религии» (The making of religion, 1898) указал на факт наличия в верованиях некоторых пер-589

 

вобытных народов образа небесного божества и творца. Этот факт лег в основу теории прамонотеизма, т. е. изначальной веры в единого Бога, которая, согласно Лэнгу, существует параллельно с магическими, амнистическими и т. п. верованиями; таковы, по Лэнгу, две линии развития религии.

 

К с. 16. Спенсер (Spencer) Герберт (1820 — 1903) — английски? философ, психолог и социолог. Широко использовал этнографические материал для иллюстрации своих воззрений. Идея эволюции прони зывает все мировоззрение и научные построения Спенсера: он пытался на ее основе вывести универсальный закон мироздания и связагь им разные области бытия.

 

Этнографический материал обильно фигурирует в «Основах социологии» (1876—1896), составляющих одну из частей его всеобъемлющего труда «Система синтетической философии» (1862 — 1896). Развитие общества Спенсер понимал как «надорганическос развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Стараясь крепче связать эти разные виды «эволюции» в одно целое, Спенсер видел зачаточные формы надорганического развития уже в животном царстве — у высших позвоночных, живущих стадами. Он пытался найти аналогию между надорганическим и органическим развитием, уподобляя общество животному организму.

 

Уделив особое внимание вопросам происхождения и развития религиозных верований, Спенсер старался вместе с Тэйлором обосновать анимистическую концепцию (хотя и не употреблял термин «анимизм»). Он выводил всю религию из первобытных идей о душе, из веры в ее посмертное существование и из культа мертвых. Эта концепция у Спенсера, в отличие от Тэйлора, носила более прямолинейный и упрощенный характер.

 

К с. 17. Янг, точнее, Ян — в древней китайской философии символ, обозначающий положительную сторону какой-либо целостности. Традиционно противопоставлялся Инь — отрицательному началу Ян — светлое, активное, мужское, духовное начало; Инь — темное, пассивное, женское, вещественное. Представление об изначальных силах, которое присутствует в верованиях многих народов Азии, тесно связано с этими противоположными понятиями китайской фило-590

 

софии. В III в. до н. э. философ Дун Чжуншань распространил эту систему на всю область человеческих отношений.

 

К с. 17. Тао, в современной транскрипции — Дао (кит, путь, метод, закономерность, учение, правда) — категория китайской философии и культуры,, отражающая всеобщий закон бытия космоса, человека и общества. Даосизм как форма религии и направление философии основан мудрецом Лао-цзы, автором трактата «Дао дэ цзин» («Книги о пути дао и благой силе дэ», VI — V вв. до н. э.);

 

восходит к религиозным верованиям древнейших китайцев, прежде всего шаманизму. Дао — всеобъемлющая общекосмическая сила, приводящая к благодати; отступления от Дао порождают иллюзии и заблуждения в умах людей, склонных дробить мир на отдельные сущности.

 

К с. 17. Сян, точнее, Сянь (бессмертный) — представление о Сянь сложилось примерно в V — IV вв. до н. э. в результате трансформации веры в бессмертие души в момент сожжения трупа умершего. Достижение состояния Сянь находилось в зависимости от принятия веществ растительного происхождения, минералов, некоторых древесных грибов и т. п.

 

К с. 21. Ассоцианистская (ассоциативная) психология, ассоциа-низм — направления в психологии, в которых понятие ассоциации (связи, образующейся при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями — ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями и т. п.) выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни. Ассоциативная психология стремилась утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В ее основу легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с внешним физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по тем же законам.

 

Сам термин «ассоциация» был впервые введен Дж. Локком (1698), который, однако, обозначил им «неверные и неестественные сочетания идей». В середине XVIII в. Д. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической

 

 

жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготени, Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлени'' действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мо было чрезвычайно велико. Оно распространилось не только на tici логию, но и на этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. Сво ственный ассоциативной психологии взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привел в начале XIX в. к механистической теории Дж. Милля, согласно которой все здание психической жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы. В начале XX в. вследствие становления новых психологических концепций влияние ассоцианизма было в значительной мере утрачено.

 

К с. 31. Сома — в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка. Питье сомы (по всей видимости, галлюциногенного свойства) вызывало экстатическое состояние. Сому жертвовали богам, особенно Индре, считая, что она дает бессмертие и силу для подвигов.

 

К с. 36. Полисинтетические языки — разновидность языков, в которых все грамматические значения обычно передаются в составе слова последовательностью морфем.

 

К с. 50. Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646 — 1716) — немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Считал, что без чувственного опыта невозможна никакая интеллектуальная деятельность. Лейбниц ввел разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины фактора, закрепив за первыми свойства необходимости, а за вторыми случайности.

 

К с. 54. Шэн и Квей, точнее, Шэнь и Гуй — в древнекитайской мифологии и космогонии особая категория, в известной степени соответствующая понятиям «дух», «Божество», «душа». Под Шэнь понимались и небесные духи, противоположные злым духам, бесам —

 

 

туй, а также некоторое одухотворяющее начало, управляющее живыми существами. Шэнь обозначает также светлую (Ян) душу чело-са.

 

'К с. 73. Гений — в римской мифологии первоначально божест-,5 — прародитель рода.

 

К с. 107. Мосс (Mauss) Марсель (1872 — 1950) — французский этнограф и социолог. Племянник и ученик Э. Дюркгейма, представитель его школы. В своих работах фактически отказался от резкого антипсихологизма Дюркгейма, сформулировал понятие о «тотальном» (целостном) человеке в единстве его биологических, психических и социальных черт.

 

К с. 121. Инессивный падеж — находящийся в чем-нибудь. Адессивный падеж — присутствующий где-нибудь.

 

К с. 124. ...приставки (в конце слова), — очевидно, имеются в виду суффиксы.

 

К с. 127. Боас (Boas) Франц (1858 — 1942) — американский этнограф, антрополог и лингвист; основатель американской культурной антропологии. Следуя разработанному им историческому методу, Бо-ас считал, что необходимо конкретно и всесторонне изучать отдельный народ, его язык, культуру, антропологический тип.

 

К с. 134. ...адвербильную частицу... Адвербилизация (от лат. adverbium — наречие) — переход в наречие словоформ, принадлежащих к другим частям речи.

 

К с. 171. ...ассиро-вавилонских верований — имеется в виду ак-кадская мифология, т. е. мифология народов, населявших долины рек Тигра и Евфрата (Двуречье, Месопотамию или Междуречье), языком которых был аккадский.

 

К с. 172. Матри — в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Число Матри колеблется от 7 до 16.

 

38 Зак. ?» 23!

 

 

К с. 172. Адитийа, точнее, Адитьи — в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити'. Число Адитьи в ранних текстах обычно 7.

 

К с. 172. Данава — один из демонов-асур в ведийской и индуистской мифологии. Данавы — гиганты, которые борются с богами. Обычно упоминают семерых Данавов.

 

К с. 173. ...джайнской религии — комплекс мифологических представлений религиозно-философской системы джайнизма, получившей название от одного из титулов, присваиваемого вероучителям. Джайнизм возник в Индии в VI в. до н. э.

 

1954) — немец-К с. 265. Турнвальд (Thurnwald) Рихард (1869 кий антрополог, путешественник.

 

К с. 304. Беркли (Berkley) Джордж (1685 — 1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма. Утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления;

 

бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

 

К с. 330. Бергсон (Bergson) Анри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма. Первоосновой всего сущего считал «чистую» (нематериальную) деятельность, аспектами которой выступают память, инстинкт, сознание, свобода, дух. Постижение длительности осуществляется путем интуиции как противоположного разуму логического акта непосредственного постижения.

 

К с. 363. Юм (Humt) Дейвид (1711 — 1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, предшественник позитивизма. Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти).

 

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В ПЕРВОБЫТНОМ МЫШЛЕНИИ

 

Настоящая книга печатается по изданию, вышедшему в свет в 1937 г. в государственном антирелигиозном издательстве и представляет собой перевод выпущенной во Франции одной из последних работ Л. Леви-Брюля (Le surnaturel et la Naturel dans la mentalite'primitive, 1935).

 

К с. 378. Расмуссен (Rasmussen) Кнуд Йохан Виктор (1879 — 1933) — датский этнограф и исследователь Арктики, изучал антропологию, язык и быт эскимосов.

 

К с. 461. Pidgin-english — англо-китайский гибридный язык.

 

К с. 382. Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875—1965) — немецко-французский мыслитель, теолог, врач, музыковед. Основной принцип мировоззрения Швейцера — факт жизни (противопоставляемый факту мысли как производному). Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Швейцер выступал против господства «всеобщего» над конкретно-личным. По мысли Швейцера, «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации».

 

К с. 525. Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 — 1942) — английский этнограф и социолог, один из основателей функциональной школы в этнографии. На базе большого фактического материала, собранного на Новой Гвинее и в Меланезии, сформулировал основные положения функционализма.

 

38·

 

 

Основные труды Л. Леви-Брюля

 

L'idée de responsabilité, 1884

 

L'Allemagne depuis Leibniz, essai sur le développement de la

conscience nationale en Allemagne, 1890

 

La Philosophie de Jacobi, 1894

 

Lettres inédites de J. St. Mill ^ A. Comte, 1899

 

History of Modem Philosophy in France, Chicago, 1899

 

La Philosophie d'Auguste Comte, 1900

 

La Morale et la Science des moeurs, 1903

 

Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures, 1910

 

Quelques pages sur Jean Jaurès, 1916

 

La Conflagration européenne, 1917

 

La Mentalité primitive, 1922

 

Jean Jaurès, esguisse biographigue, 1924

 

L'Ame primitive, 1927

 

Le Surnaturel et le Naturel dans la mentalité primitive, 1931

 

La mythologie primitive, 1935

 

Morceaux choisis, 1936

 

L'Expérience mystique et les symboles chez les primitifs, 1938

 

 

 

 

 

Именной указатель

 

 

д

 

 

Анри В. 139

Аристотель 105

 

 

Вангеман Т. 437

Варнек 483

Веньяминов 121

Вестерман Д. 130, 132, 465

Виэн 382

 

 

 

 

 

Барага 48

 

Бенкфорт 80

 

Бентли В. 285, 289, 290, 297,

 

298, 489, 493, 531

Бергсон А. 330, 332

Бергэнь А. 174, 175, 196

Беркли Дж. 304

Бест Э. 57

Блик 413

Блэнд 270

Боас Ф. 127, 156, 181, 189, 190,

 

248, 446

Богораз 447

Босман В. 296, 330

Бош Фр. 479

 

Брайан 395, 537, 538, 553

Бринкер 532

Броун 180

Брукэ 291

Брутцер 392

Брэн 220

Бэн А. 21

 

Валькер 498, 499

 

Валь фон 31

 

Ван-Винг 389, 390, 487, 531

 

 

 

 

Гаген Г. 297

 

Ган Т. 318

 

Гартлэнд 12

 

Гауит 50

 

Гевара 307

 

Гертли 21

 

Герц Р. 250, 252 — 254

 

Гетервик 109, 113

 

Гилл У. 147

 

Гиллен — см. Спенсер Б. и Гил-

 

лен Ф.

Гиллтаут 190

Гоуитт А. 126, 147, 276, 288,

 

Гроот де Ж. 17, 33, 37 — 39, 42,

 

44, 45, 195, 228, 240, 254,

 

256, 262, 366

Грубб В. 289, 426, 531

Грэй 221

Грэй В. 92

Гумилла 528

Гутман Б. 442, 444, 445, 448,

 

Гэддон А. 69, 126, 148, 151, 152,

 

154, 159

 

 

 

 

Гэдж 73

Гэтчет А. 116, 121, 124, 133,

 

156, 157, 170, 224

Гюбер 112, 113

 

Д

 

Даппер О.· 84, 289

 

Дендас 479

 

Деннет М. 107, 165

 

Джыоитт Дж. 143

 

Дильс 163

 

Дитерлен 294

 

Добрицгоффер M. 25, 61, 82,

 

121, 126, 145, 146, 169, 202,

 

255, 307

Дорси 240

Драйберг 530

Даль 465

 

Дюмаре 424, 428

Дюркгейм Э. 9, 13, 107, 350,

 

 

Ж

 

Жалла Н. 513

 

Жетте 309

 

Жюно Г. 85, 119, 198, 199, 206,

228, 231, 260, 325, 326, 470,

474, 477, 487, 492 — 494, 496,

505, 507, 508, 538, 549

 

И

 

Иохельсон 427

Ирле 505

 

 

 

 

К

 

Кавацци Г. 311

 

Калауэй 320

 

Кингсли M. 44, 54, 57, 72, 73,

 

211, 212, 221, 228, 237, 246,

 

323, 405

Кодгринггон Р. 25, 112, .118,

 

119, 154, 157, 309

Койяр 513, 514

Конант Л. 153, 158, 159

Конт О. 11, 12, 23

Коотц-Крегмер 392, 476

Копперс В. 22

Кох-Грюнберг 467, 468

Крейт А. 86, 351, 399, 401, 420,

 

426, 519

 

Кропф 438, 473, 518, 529, 536

Крукс В. 172

Кунце 222

Кэтлин Г. 38, 65, 98, 99, 143,

 

167, 456

Кэшинг Ф.-Г. 32, 33, 43, 57, 83,

 

127, 128, 152, 165, 197, 229,

 

353, 359

 

Л

 

Лаге 434, 496, 497

Ландтман М. 342, 383, 384, 412,

 

451, 459, 461, 463, 468, 481

Лежен 46

 

Лейбниц Г. В. 50, 175

Леонард А. 300, 331

Ле-Тестю 300

 

Ливингстон Д. 93, 137, 183, 225

Линдблом 422, 501

Лихтенштейн 511, 517

 

 

 

 

Ллойд 413

 

Лоос &. 118

 

Лохман 490

 

Лумгольц Ч. 101 - 104, 253

 

Льюис Дж. 21

 

Лэнг Э. 12, 15, 355

 

M

 

Майер Г. 10, 437

 

Мак-Альпин 218

 

Мак-Ги М. 164

 

Макинтош 450

 

Маклин 488, 492, 510

 

Малиновский Б. К. 525

 

Маллери 126, 129

 

Маллинкродт 527

 

Мальбранш 82, 268, 486

 

Маннгардт 449

 

Мансфельд 317

 

Марциус К. 203, 344

 

Мейнгоф 324, 325

 

Метыос Р. 205

 

Милис 359

 

Миль Дж. 21

 

Монтейро 295

 

Mocc M. 107, 112, 113, 164, 169,

 

185. 350, 351

 

Муни 46, 167, 181, 212, 215

Мьеберг 450, 527

Мэкензи Дж. 382, 408, 409, 501,

 

Мэтир С. 203

 

H

 

Нассау Р. 54, 186, 211, 246, 284,

 

 

 

 

Нейвид М. 456

Ныовенгей С. 413, 512

Ньютон И. 21

 

О

 

Оссенбругген ван 505

 

?

 

Паркер Л. 507

 

Паркинсон Р. 98

 

Пергэм 316, 317

 

Перхэм 401, 407

 

Перро ?. 181

 

Петито 447

 

Петри Т. 287

 

Пехуэль-Леше Э. 53, 58, 60, 72,

 

84, 93, 94, 306, 311

Плотин 370

Поуэлл Дж. 25, 47, 57, 124, 156

 

?

 

Расмуссен К. 378, 379, 395, 404,

 

446, 542 — 544

Рибо Г. 10

Роде Э. 69

Рот В. Э. 92, 126, 128, 270, 287,

 

291, 414, 525, 548

Рэттрей 385

 

С

 

Савилль 399

Carap ?. 60

Скит 85, 171

Смит Б. 221, 266

 

 

 

 

Смит Р. 234

 

Смит Э. 441, 465, 475, 478, 501,

502, 510

 

Сократ 105

 

Спенсер Г. 16, 21, 435, 458, 459

 

Спенсер Б. и Гиллен Ф. 30, 47,

50, 60, 68, 74—77, 92, 96,

97, 99, 100, 101, 112, 125,

142, 145, 169, 193 — 195, 202,

217, 252, 253, 266, 271, 273,

278, 288, 314, 341, 349, 354,

357, 381, 412, 455, 457, 458,

524 — 526, 529

 

Стефансон 404, 542

 

Стивенсон M. 165, 170

 

Стидмен 405

 

Тальбитцер 396

 

Тальбот 489

 

Танхе Б. 424

 

Текфильд 118

 

Тернер 25

 

Турнвальд Р. 285, 336, 337

 

Тэйлор Э. 12, 15, 19—22, 25,

 

26, 39, 46, 66-69, 74, 83,

 

85, 113, 234

Тэн И. А. 50

Тэплин Дж. 315

 

У

 

Узенер 163 — 165

Уэбстер Г. 276, 278

 

 

 

 

?

 

Файзон Л. 276

 

Феддер 462

 

Феттер 203

 

Филип Дж. 285

 

Фишер Г. 126

 

Флетчер А. 85, 110

 

Фоке Г. 341

 

Фриг 490

 

Фрэзер Дж. 12, 13, 15 — 17, 26,

 

46, 53, 83, 85, 141, 197, 218,

 

234, 278, 359

Фьюкс Дж. 465

 

X

 

Харделанд 393, 402, 413, 419,

 

425, 502, 527, 534

Хобли 309, 496, 529, 538

Хорн 404

Хэттон Д. 377, 386

 

Ц

 

Цваан де К. 472

 

Ч

 

Чемберлэн А. 175

Чомерс 151, 288

 

Ш

 

Шадэ 377, 386, 419, 527

Шалью-дю П. 52, 78, 186, 201,

 

Шарльвуа П. 93, 111, 145

 

 

 

 

Швейцер А. 382, 489, 531

Шмидт В. 22

Шомбургк Р. 222, 266

Шпейзер Ф. 468

Шпекман 437, 500, 506

Штейнен-фон-ден К. 63, 75, 77,

 

92, 95, 98, 203, 244, 258

Штеллер 426

 

Штрелов 381, 457, 458, 486, 526

Шюрман 270

 

Э

 

Эванс 429

Эвре И. 424

Эдельфельт Э. 58

Эдэр 424

Эйльман Э. 314

Эйр Э. 135

 

Эллис А. 67, 69, 262

Эльсон-Бест 210

Эннепен 40

Эренрейх П. 349

 

Ю

 

Юбер 185, 330

Юм Д. 363

 

 

 

 

 

 

 

Научное издание

 

Леви-Брюль Люсьен

Сверхъестественное в первобытном мышлении

 

Зав. редакцией В. А. Луков

Редактор Л. М. Штутина

Художник Н. Н. Аникушин

Художественный редактор Е. К. Мазанова

Компьютерная верстка М. Я. Баранова

Техническое редактирование Т. Е. Морозова

Корректоры В. С. Антонова, В. Н. Рейбекель

 

ИБ № 1962

 

ЛР № 010 236 от 21.04.92 г.

 

Сдано в набор 16.04.94. Подписано в печать 31.08.94.

 

Формат 60х90 1/16. Бумага офс. № 1. Печать офсетная. Гарнитура тайме.

 

Усл. печ. л. 38,38. Уч.-изд. л. 40,10. Усл. кр.-отг. 39,13. Тираж 5 000 экз. Зак. № 232.

 

Издательство "Педагогика-Пресс" Комитета Российской Федерации по печати

и Министерства образования Российской Федерации

119034, Москва, Смоленский 6-р, 4

 

Отпечатано с оригинал-макета в Тульской типографии

300600, г. Тула, пр. Ленина, 109

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.009 с.)