Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Оценка предприятия (бизнеса) сравнительным подходом. Решение задач.

Поиск

Сравнительный подход является одним из трех подходов, исполь­зуемых в оценочной практике. Оценщик использует в качестве ори­ентира реально сложившиеся на рынке цены на сходные предприя­тия (акции). Важнейшим условием применения сравнительного под­хода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыночной информации. Сравнительный подход в зависимости от целей, объекта оценки и источников информации включает три метода:

Ø метод компании-аналога (метод рынка капитала);

Ø метод сделок;

Ø метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, основным элементом базы сравнения служит цена на единичную акцию акционер­ных обществ открытого типа.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наи­более оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотно­шений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между це­ной и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффици­енты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специ­альными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В ре­зультате обобщения были разработаны достаточно простые формулы опре­деления стоимости оцениваемого предприятия. Например, цена бензозапра­вочной станции колеблется в диапазоне 1,2 – 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 – 1,5 величины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудо­вания и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

Технологии применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадают, а различие ограничивается в типе исход­ной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких эле­ментов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного рас­пространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оценива­емому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприя­тию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив ве­личину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцени­ваемой компании, получим ее стоимость.

Пример. Необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 950 тыс. руб. Аналитик знает, что недавно была продана сходная компания за 8000 тыс. руб., чистая при­быль которой за аналогичный период составила 800 тыс. руб.

1. Рассчитаем по компании-аналогу мультипликатор цена/чистая при­быль: 8000:800= 10.

2. Определим стоимость оцениваемой компании: 950- 10 = 9500 млн. руб.

Процесс оценки предприятия методами компании-аналога и сделок вклю­чает следующие основные этапы:

I этап. Сбор необходимой информации.

II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.

III этап. Финансовый анализ.

IV этап. Расчет оценочных мультипликаторов.

V этап. Выбор величины мультипликатора.

VI этап. Определение итоговой величины стоимости.

VII этап. Внесение итоговых корректировок.

 

Для оценки компании сравнительным подходом используется це­новая и финансовая информация по предприятиям-аналогам. Спи­сок критериев сходства начинается с отраслевой принадлежности и зависит от конкретных условий оценки, однако окончательное ре­шение об аналогичности принимается по результатам финансового анализа. Сравнительный подход применим, если список содержит не менее трех компаний-аналогов.

Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода основана на использовании ценовых мультипликаторов, отражаю­щих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отра­жающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рас­считывается по аналогам и используется как множитель к адекватно­му показателю оцениваемой компании.

В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:

• «Цена / Прибыль»;

• «Цена / Денежный поток»;

• «Цена / Дивиденды»»;

• «Цена / Выручка от реализации»;

• «Цена/Физический объем»;

• «Цена / Балансовая стоимость».

 

Задача.Определить рыночную стоимость компании методом компании-аналога на основе следующих данных:

1. темп прироста дивидендов компании-аналога на ближайший период постоянен и составляет 5 % в год;

2. текущий дивиденд, приходящийся на 1 акцию компании-аналога, составляет 42,4 руб.;

3. требуемая доходность акционеров компании-аналога - 18 %;

4. общее количество акций компании-аналога - 420 т. шт., из них 70 т. шт. компанией выкуплено;

5. мультипликатор цена/денежный поток компании-аналога составляет 6,5;

6. остальные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели

Оцениваемая компания

Компания-

аналог

Чистая прибыль, т. руб.

Процентные платежи, т. руб.

Амортизационные отчисления, т. руб.

-

 

Определить стоимость компании по мультипликаторам компании-аналога: цена/прибыль до уплаты процентов и налогов, цена/чистая прибыль, цена/денежный поток.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.008 с.)