Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием новых участников и Формирование коллектива экопоселения

Поиск

Если мы хотим просто жить в окружении живой природы, спать под звездами, учиться понимать замысел Творца, если мы действительно мечтаем о тонких чувствах и о сверхспособностях, то для этого не только не обязательно приобретать участок земли, но, скорее наоборот, чем меньше у нас хозяйства, тем легче и плодотворнее протекает этот процесс. И опыт моей жизни (на уединенном хуторе в 2002-2004 и в поместье в 2005-2008), и опыт тех людей, которых я знаю и о которых читал (включая Анастасию и Г.Д.Торо) - говорит о том, что в жизни отшельников волшебства намного больше, чем в жизни помещиков.

Следовательно, приобретать и официально оформлять землю (и завязывать контакты с администрациями) вообще имеет смысл лишь тогда, когда мы решили заниматься хозяйством, т.е. не просто жить на природе, а определенным образом переделывать эту природу под себя. Строить дом и хозяйственные постройки; сажать живую изгородь, лес и сад; копать пруд; выращивать огород; обустраивать цветники и альпийские горки; рыть колодец и т.д. Но в этом случае наша деятельность приобретает уже вполне осязаемые внешние формы, и, следовательно, нет никаких сложностей в том, чтобы описать ее людям со стороны. Более того, уже есть вполне употребительные и даже научные и юридические термины для обозначения всего того, что мы хотим сделать. Живая изгородь в нормативных документах официально именуется "защитной лесополосой", лес на участке - "защитными лесными насаждениями", взаимодействие ландшафта, растений и животных - "биосистемой" и т.д. Остается только составить из этих слов целостную картину - и вас начнут вполне хорошо понимать.

Можно даже составить официальную бумагу - информационный листок, - в котором цели и принципы экопоселения будут расписаны со всей обстоятельностью и приемлемо для любых проверяющих инстанций. С этим листком можно идти в администрацию, его же может хранить у себя каждый житель поселения для раздачи любым интересующимся лицам. Можно расписать основные направления текущей деятельности поселения, программу его развития, стратегию заселения и материально-финансового обеспечения, юридическую форму (а если она не совсем соответствует заявленным целям, то аргументированно разъяснить логику ее дальнейшего развития для приведение в такое соответствие), отношение к религиям (раз уж люди задают вопросы) и т.д.

При этом, если писать подобный документ, желательно, кончено, чтобы
он действительно адекватно отражал представления большинства поселенцев. Если документ будет отражать видение ситуации лишь какой-то отдельной группы поселенцев и не будет приниматься остальными, эффективность его неизбежно будет ниже. Конечно, немаловажно также соизмерять и реальные силы поселенцев, их способность к воплощению подобных деклараций.

Наличие у поселенцев подобного рода документа, столь обстоятельно разъясняющего в достаточно официальной, но в то же время удобочитаемой форме, чем они занимаются, должно в целом весьма способствовать достижению взаимопонимания с органами власти. Упоминание о международной организации Global Ecovillages Network уже явно свидетельствует об определенной образованности и эрудированности организаторов экопоселения, о том, что они в курсе основных тенденций мирового развития; фразы типа "в российских экопоселениях обычным размером земельного участка является..." указывают на то, что вы не какие-то одинокие энтузиасты, а, напротив, являетесь представителем массового движения. При этом на случай, если ваши собеседники заинтересуются подробностями этого массового движения, о котором они что-то не слышали, хорошо иметь какую-то подборку материалов - печатных, фото-, видео- - об уже действующих и успешных поселениях (скажем, телевизионные репортажи про Ковчег и СветоРусье, газетные и журнальные статьи, освещающие не столько идею и теорию, сколько практические достижения экологических поселений и т.п.).

Следует иметь в виду, что некоторые слова и термины, обозначающие по сути одно и то же, вызывают у людей противоположные эмоциональные реакции. К примеру, если говорить о гармонии с природой, о натуральном хозяйстве, о неиспользовании техники, то типичной будет реакция типа "Назад в каменный век что ли?!". Если же говорить об охране окружающей среды, об органическом земледелии и экологически чистых технологиях, то эти вещи вполне будут восприниматься как "прогрессивные". При том, что речь может идти об одном и том же.

(3) Теория и практика.
Естественно, что, общаясь не с властями, а обычными деревенскими жителями, нет нужды читать им крупные и сложные документы, но основные ключевые моменты идеи передать вполне можно. Хотя здесь есть своя особенность: сельские жители, имея обычно большой опыт ведения сельского хозяйства, моментально чувствуют, когда с ними говорит теоретик, не попробовавший еще свои идеи на практике. Поэтому о нетрадиционных методах земледелия говорить с деревенскими ни в коем случае не стоит до тех пор, пока вы не примените их и не получите более менее впечатляющий результат. Аргументы типа "Да, картошка у меня уродилась очень мелкая, и ее мало, но ее вкус совершенно несравним с обычной" - не проходят. Главные показатели успешного сельхозметода для современного сельского жителя - это количество, размер, трудоемкость. Причем, количество, бесспорно, на первом месте. Тем не менее, для деревенского человека в идее родового поместья есть множество вполне здравых моментов, в частности мысль объединить на одном участке сад, огород, лес и покос (пастбище) может быть очень хорошо понята теми, кто ездит на покос за 5-10 километров от дома. Однако, произведя простейший расчет, они тут же выдадут, что в этом случае гектара на все мало, т.к. только на одну корову нужно гектар покоса. Поэтому рано или поздно придется признаться, что вы, оказывается, решили растить сады или заводить пчел )).

Самое главное, что следует понять в отношении с простыми сельскими людьми - они не воспринимают никакие теории. И уж тем более они не поймут вас, если вы заговорите с ними о любви к земле, о родине и т.п. материях (если вы еще не знакомы достаточно близко). Мне довелось быть свидетелем того, как на одном из концертов Каравана Солнечных Бардов, проводившемся в поселении "Чистые Ключи" Челябинской обл., присутствовало несколько местных жителей, и один из них - здоровый мужик, в одиночку вручную заготавливающий в год 2 тонны сена (как он о себе сказал) - после концерта спокойно и презрительно сказал: "Врут они все".

Только дело - практика, практика, и еще раз практика - вот то, что заставит их уважать вас. Совсем не обязательно, что это будет именно практика ведения сельского хозяйства. Уже то, что вы просто переселитесь жить на свои поместья и не сбежите на следующий год - уже это будет означать, что вы чего-то стоите. Ковчеговцы, например, рассказывали, что очень благоприятное впечатление на жителей села Ильинское произвел концерт их хора (подобное я слышал и о других поселениях). Но надо иметь в виду, что это был хор из людей, постоянно живущих в поселении, и здесь большая разница по сравнению с гастролирующими бардами-горожанами: если эти люди пели о земле, то они сами не понаслышке знают, что это такое. То, что люди живут на земле уже несколько лет, растят сад и огород, но при этом еще играют на фортепиано, балалайке, домре и флейте и хорошо поют - действительно заслуживает уважения. Тем более, что культурная жизнь в большинстве российских сел практически отсутствует.

И вот что еще важно. Если группа заявляет о том, что хочет организовать поселение и жить на земле, но проходит уже пятый год, как получена земля, а ни одного жителя в поселении нет, то это тоже аргумент явно не в пользу поселенцев. Лучше всего заранее все-таки сесть и прикинуть, насколько мы готовы переехать на землю уже сейчас, при нынешней финансовой, семейной и прочей ситуации, и если кто-то готов, то какой это процент от всей группы. И если чувствуется, что готовность невысока, то гораздо честнее будет заявить о себе, что вы строите дачный поселок. И хотя высказывание о том, что "как вы лодку назовете, так она и поплывет" весьма справедливо, но явное несоответствие между тем, что заявляется, и тем, что реально делается (а по сути - не делается), пожалуй, все-таки хуже.

Кстати сказать, неэффективная и даже в определенном смысле проигрышная практика - ждать с активными действиями до того момента, пока вам оформят все документы. У нас в России с властями в полной мере работает принцип "легче получить прощение, чем разрешение", т.е. гораздо чаще узаконивается то, что уже по факту сделано, чем позволяется сделать что-то новое и малообиходное. Власти остерегаются давать землю малознакомым людям, к тому же неместным и с не совсем понятными целями. И убедить их это сделать при помощи слов получается не всегда. Поэтому лучше всего начинать активное освоение земли сразу, как только получено самое первичное общее согласие. Процедура оформления (сначала прав на землю, потом разрешения на строительство, потом узаконивание населенного пункта), скорее всего, затянется на годы, но если эти годы просто сидеть и ждать, то, скорее всего, процесс этот так и не дойдет до конца. Если же за эти годы на полях встанут дома, будут высажены живые изгороди и плодовые саженцы, будут выкашиваться дороги и тропинки (это очень впечатляет: выкошенные дороги - один из важнейших признаков того, что земля используется, даже если на ней ничего не посажено), несколько семей переедут на постоянное жительство (а заодно, станет ясно и кто чего стоит в самом коллективе, кто готов что-то делать с землей, а кто - нет) и т.д. - то отказ в оформлениии будет становиться все менее и менее реальным. Власти почувствуют, что сюда пришли люди с действительно серьезными намерениями, и, скорее всего, будут искренне рады этому. Так, Камышловская районная администрация начала активно помогать поселению СветоРусье на 3-й год, когда там уже жило около десятка семей; в Ковчеге говорят, что ощутили явную волну потепления со стороны Ильинского сельсовета в 2007 году, т.е. на 6-й год жизни поселения. В удмуртских Родниках получили добро на восстановление статуса населенного пункта в 2008 году - тоже на 6-й год. В то же время, свердловские Родники, присмотревшие и разметившие землю еще в 2003 году и решившие с самого начала быть законопослушными и не строиться до получения разрешения, до сих пор не могут получить документы на землю: дело встало, Ревдинская районная власть в серьезности их намерений засомневалась. И время теперь работает явно не в пользу поселенцев (если они, конечно, не сменят политику).

Ну, наконец, само собой, нежелательны для поселенцев какие-либо явные проявления неуважения к властям или деревенским - очевидно, что такие вещи, как попытки учить кого-то жизни, проповеди о силах света и силах тьмы (рассказывают, что Сергей Трапезников, первый организатор поселения Радомир, говорил в лицо Челябинским властям, что они служат Системе, а Система подчинена Темным Силам ) и т.п. должны быть исключены. Равно как и следует остерегаться покушений на некоторые исконные, закрепленные обычаем, права местных жителей (выпас скота на прилегающих к поселению территориях, сбор ягод и грибов в прилегающих лесах, рыбалка или купание в близлежащих водоемах и т.п.). Людям можно объяснить, что вот этот огороженный участок находится теперь в вашей собственности, но объяснить запрет на хождение по дорогам поселения или на матерные выражения во время рыбалки - это крайне сложно. Лучше заранее, еще на этапе поиска земли, выяснить, имеют ли обыкновение местные жители что-то делать на этой земле и в ее окрестностях, чтобы потом не пришлось разруливать бессмысленные конфликты.

Подводя итог, хочу повторить мысль, которую высказал в одной из анастасиевских газет один экопоселенец, показавшуюся мне очень здравой: Не спешите думать, что негативное или настороженное отношение властей или местных жителей, является признаком того, что эти люди "служат темным силам" и т.п. Скорее, это означает, что вы сами еще пока не способны донести до людей свою идею, а это, в свою очередь, оттого, что вы еще недостаточно четко или слишком отвлеченно-теоритически ее представляете. На самом деле хорошее отношение к экопоселенцам со стороны окружающих - это такой же естественный и зависящий от них результат их труда, как и дома, что они строят и овощи, которые они выращивают на своей земле.

(1) Соседство в экопоселении и вопрос о доверии.
Разные поселения по-разному подходят к вопросу о приеме новых участников и формировании коллектива. Где-то действует очень строгая процедура, и даже часты отказы (Ковчег), где-то, наоборот, принимают любого, кто хотя бы слышал о книгах Мегре ("Ты читал книги Мегре?" - "Да, еще пятнадцать лет назад, все 11 штук." - "Ну, приходи к нам в клуб".) и хочет взять землю (курганские Родники). Где-то определяющим фактором является готовность уплатить достаточно большую сумму денег за землю (пермская Благодать). Однако следует заметить, что результаты во всех этих случаях неодинаковые, и наблюдаются даже некоторые довольно характерные закономерности, хотя, конечно, вам самим решать, какие результаты считать для себя подходящими, а какие - не очень. Все зависит от той цели, которую организаторы и основная часть группы ставит (осознанно или неосознанно) перед собой.

В городских анастасиевких клубах и инициативных группах люди часто говорят, что ищут себе соседей. Однако далеко не всегда при произношении этого слова в него вкладывается именно тот смысл, который оно несет применительно к реальной совместной жизни в экопоселении. Сосед - это человек, с которым мы рядом живем, а не просто встречаемся по вечерам один раз в неделю в клубе. Причем, соседство в сельской местности и тем более в экопоселении, предполагает куда более тесную связь между людьми, чем соседство по городской квартире. В городе можно жить годами и так и не узнать, кто же твои соседи по лестничной площадке - и ничего от этого не потерять. В поселении же соседство - это постоянное тесное взаимодействие. Это:
-- вопросы о границах и приграничных посадках и об уходе за пограничной территорией (например, прокос дороги-межи между участками),
-- постоянная соседская помощь (одолжить инструмент, попросить семян или продуктов, присмотреть за домом, полить цветы и покормить домашних животных при отъездах и т.д.),
-- совместное пользование множеством общих объектов - родниками, колодцами, баней, гаражом, генератором и т.д. (причем вещь может быть как формально общей, скажем, Общий Дом поселения или родник, или общей по соглашению или по смыслу ситуации, например, когда баня стоит на участке конкретного помещика, но пользуются ей многие, ибо они помогали ее строить, или когда кому-то достается участок с уникальными для поселения ресурсами - например, в СветоРусье одной помещице достался прекрасный малиновый сад, в который за малиной до этого всегда ходили не только другие поселенцы, но и даже деревенские),
-- постоянное участие во множестве совместных дел, касающихся как всего поселения, так и отдельной группы поселенцев (поселенческая школа; совместное предприятие, например, столярная мастерская и пилорама в Ковчеге; совместные вечера и праздники, общие дела по приему гостей поселения, взаимоотношениям с внешним миром и т.д.),
-- круг общения и идейное окружение (имейте в виду, что именно эти люди будут влиять и даже формировать ваше настроение и ваши мысли), и многое другое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.211.173 (0.009 с.)