Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейное образование. Правовая база

Поиск

Система

Мудрецы говорят, что нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Наверное, под "обществом" подразумевалась "система", а слово "нельзя" следует понимать как "не нужно". Реально же, если детский сад и ясли родители еще могут обойти, то против школы так просто "не попрешь". По закону, если вашему ребенку исполнилось 8 лет, и он не учиться (подразумевается: не прикреплен, ни к какому общеобразовательному учреждению), через суд вас могут привлечь к ответственности. И, ребенок, будь добр 9 классов в школу "отходи", иначе у тебя и у твоих родителей будут серьезные проблемы. Контролем займутся органы опеки и попечительства. В системе предусмотрен механизм, в обязанности которого входит защищать систему от посягательств на ее (системы) "законные" права. Организационно он в штате каждого районного и городского управления образования. Называется красиво, напр. "комиссия по защите прав ребенка" или "инспекция по защите прав и интересов детей"...

Существовавший до начала 90-х годов крен в сторону обязанностей родителей перед системой противоречил ст.17 Конституции РФ, признающей, прежде всего, права и свободы человека и гражданина. Обязанность государства перед детьми была и остается недостаточной, что противоречит Конвенции ООН о правах ребенка.

Поэтому логичным было то, что в период с 1992 по 2002 у нас в стране принято ряд законов, постановлений и указов, исправляющих данное положение (в т. ч. о развитии альтернативной системы образования). Речь идет о праве граждан на выбор общеобразовательного учреждения (допущены частные школы) и о праве граждан на выбор формы получения образования (разрешено семейное! образование и экстернат). Богом данное родителям право по обучению своих детей, после многих лет забвения, начало проникать в систему образования.

"Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье" (пункт 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании").

В 1994г Министерством образованием принят к исполнению приказ №225 "Примерное положение о получении образования в семье", в котором декларированные законом права, наконец-то, приобрели конкретною форму. И хотя система в дальнейшем сделала все, чтобы о нем как можно меньше людей об этом Положении знало, а тем более применяло в жизнь, остановить стремление родителей самостоятельно обучать своих детей, уже было невозможно.

Примерно в это же время принимается "Положение о получении общего образования в форме экстерната". Данное Положение в дальнейшем получило несколько редакций.

Монополия системы на исключительное право по обучению ребенка разрушалась...

Но может и не стоит сразу отказываться от "всех благ" школы, тем более что с системой воевать в одиночку очень трудно?.. Быть может, там работают мудрые учителя, которые, окружив вашего ребенка любовью, заботой и вниманием, сформируют у вашего ребенка желаемое вами мировоззрение?..

Школьные учителя. Кто они?

Давайте признаемся хотя бы себе, что школьные учителя такие же, как и мы, родители, люди. Порабощены они системой не меньше чем, обучаемые ими дети. В школу ходят потому, что за это платят деньги. Это главная и единственная причина. У них свои семьи и дети, с которыми, так же как у подавляющего большинства людей, в чем-то да проблемы. Их дети учатся в этой же системе только другими педагогами. Учились они в таких же, как и мы, школах. Часто становились учителями потому, что в педагогический институт поступить было проще, чем в любой другой вуз. А многое из школьных учителей и не имеют высшего образования. Как и любому нормальному человеку, им претит пошлость, грубость и ложь, царящие в современных школах. Но поделать с этим ничего уже не могут (даже на своих уроках).

Все школьные учителя (и тем более учителя-новаторы) скованы ограниченной системой. Элементарная логика говорит, что если разделить 40 мин. (длительность урока ) на 20 учеников, то в лучшем случае только 2 мин. за урок учитель сможет уделить внимание вашему чаду. На самом деле эта цифра значительно меньше. При 6-ти часовом "нагруженном" учебном дне ребенок получает в школе внимание не более 10 мин. И все лишь только потому, что родители в этот момент заняты "более важными" делами. В рамках данной системы с этим в принципе ничего поделать нельзя, как и нельзя, полностью, исключить фактор "среднего темпа", когда одни дети постоянно не поспевают за другими (смиряясь с мыслью быть "отстающими"), а другие - вынуждены тормозить свою мысль, дожидаясь основной массы.

Исследования показали, что лишь 8 процентов врачей-новаторов нашли поддержку и понимание у главных врачей. В педагогике такие исследования не проводились, но вряд ли этот процент существенно выше.

Было бы несправедливо, говоря об школьных учителях, не выразить благодарность подвижникам, благодаря мыслям и энергии которых человечество окончательно не деградировало. Речь о великих педагогах прошлого и настоящего. К сожалению, полностью остановить деградацию человеческого сознания они не смогли. Их материальное состояние и благополучие зависело от благосклонности той системы, в которой работали и которую мечтали преобразовать. А влияние, чаще всего, не выходило дальше узкого круга единомышленников и учеников. Лишь в исключительных случаях (при сильном устремлении и воле) педагог "официально" получал для экспериментов школу или класс, где доказывал системе свою правоту. Как будто бы система собиралась потом распространять этот передовой опыт...

"В вашей школе отсутствует самый главный предмет, предназначение которого - увеличение скорости мышления. Этот главный предмет заменён на множество других, предназначение которых - уменьшить уже имеющуюся скорость мысли".
(В. Мегре "Энергия жизни")

"Своих детей отдавший в неизвестность сам лишается своих детей. Вот потому и забывают матерей те дети, которых отдают матери кому-то в обученье".
(В. Мегре "Сотворение")

"Но главное не только в педагогах образованных и мудрых. Родители своих детей в тех новых школах будут обучать, и сами у своих детей учиться".
(В. Мегре "Сотворение")

"… познание предметов и наук не нужно самоцелью делать. Как стать счастливыми главное познать, такое только родители своим примером могут показать".
(В. Мегре "Сотворение")

Последние 11 лет (с перерывом в 3 года) в нашей семье дети обучались и продолжают обучаться дома. Окончили школу старшие дочь и сын. Дочь поступила в институт, а сын пошел работать в строительную фирму. Теперь на семейном образовании наши младшие дети. Дети учились самостоятельно. Если возникали трудности - приходили им помочь. Учителей на дом не приглашали. С учебой, вообще, никаких проблем не было. Занимаясь дома, по времени, в несколько раз меньше, чем, если бы это было в школе, они опережали своих сверстников.

Учебники, по которым занимаемся, часто выбирали сами. Так, например, четыре года назад попался хороший справочник по математике для начальной школы. Весь первый класс дочь занималась по нему. В конце учебного года выяснилось, что дочь прошла половину учебника - а это два класса. Или еще пример. Год назад просмотрел букварь, по которому сын должен был заниматься в 1-м классе. Рисунки примитивные. Тексты искусственные. Учебник мне не понравился - нет в нем жизни и красоты. Пришлось отложить этот учебник подальше… Сын научился читать по азбуке Н. Жуковой.

Методики у нас нет. Поступаем в соответствии с опытом, знаниями и чувствами. Все естественно как дыхание и сама жизнь. Радостно и прекрасно.

На самом деле в семейном обучении ничего нового нет. В каждой семье, в той или иной степени, родители участвуют в обучении своих детей. В данном случае, отличие, в полной ответственности и в исключении системы.

Обучение дома на Руси существовало издревле. В 18-19 вв. получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. После 1917 семейное образование практически прекратило существование.

И еще, несколько замечаний.

  1. Мы ни в коем случае не собираемся агитировать за семейное образование.
    • На самом деле, в сложившейся системе, заниматься семейным образованием трудно. И речь совсем не об усвоении ребенком школьной программы.
    • Все относительно. Есть семьи, в которых родители, к сожалению, не могу дать своим детям и того, что дает современная школа. Очевидно, что ребенок из такой семьи, в школе сможет интереснее провести время и что-то узнать.
  2. Если родители чувствуют в себе силы дать своим детям больше, чем дает школа, у них получиться. И закон на их стороне. А примеры из неблагополучных семей, выпячиваемые системой, ни в коем случае не должны и не могут помешать нормальным семьям жить естественно...

Право всех родителей дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании".

Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 "Положения о получении образования в семье"). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение(школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования. В приказе о переводе ребенка это также отмечается.

Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 "Положения"). Главное в договоре - порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации.

Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором предоставляет (п. 2.3 "Положения"):

 учебники, программы учебных курсов и другая литература, имеющаяся в школьной библиотеке;

 методическую и консультативную помощь;

 осуществляет промежуточную аттестацию.

Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 "Положения").

Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 "Положения").

Родителям, выбравшим эту форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании"). Сумма выплат не облагается подоходным налогом (п. 4.1 "Положения"). До введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого ребенка в семье выплачиваются родителям по местным нормативам, исходя из финансово-экономических условий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.55 (0.007 с.)