Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое биологическая обратная связь?↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Биологическая обратная связь (БОС) основана на допущении, что если человеку дать четкую информацию (обратную связь) о его внутренних физиологических процессах, то он научится их контролировать. Например, на запястье закрепляют датчик частоты сердечных сокращений (это может быть датчик мышечного напряжения, датчики электроэнцефалограммы, принцип неизменен), информация от которого доступна клиенту - современные приборы дают ее даже в виде увлекательных компьютерных игр, где, пока ваш пульс соответствует норме, космический корабль уворачивается от выстрелов или что-то подобное, детям такое нравится. Внимательно следя за информацией от датчика, клиент должен научиться (ему не говорят как, - просто «научиться») делать так, чтобы сигнал все время был «в зеленой зоне». На это уходит от 5 до 15 сеансов (как правило). Если вам кажется, что это похоже на выработку условного рефлекса, то так оно и есть... В работе А.С. Горева [11] исследовался вопрос о возможности использования биологической обратной связи для развития навыков релаксации (а ведь именно излишнее и постоянное перенапряжение считается одним из сопутствующих симптомов гиперактивности!) у детей 7-8 и 9-10 лет, которых сравнивали со взрослыми. Показателями качественной релаксации выступали сдвиги на ЭЭГ (повышение согласованности по дистантным связям) и повышение эффективности кратковременного запоминания. А.С. Горев показал, что для детей 7-8 лет БОС-тренинг малорезультативен, а вот для более старшей группы (9-10 лет) он имеет почти такую же эффективность, как и для взрослых (18-20-летние студенты). Работа по коррекции СДВГ у детей 6 и 12 лет методом БОС, основанной на ритмах ЭЭГ, велась А.О. Роик и С.А. Исайчевым [37]. Их целью было добиться снижения активности тета-ритма (связанного с поисковым поведением и эмоциональным напряжением, в основном этот ритм идет из подкорковых структур и гиппокампа) и повышения активности бета-ритма, связанного с работой лобных долей и произвольной регуляцией деятель- ности. Были достигнуты положительные результаты, особенно у шестилеток - им требовалось меньше сеансов для снижения активности тета-ритма. Видимые противоречия исследований А.С. Горева и А.О. Роик с С.А. Исайчевым связаны с их разной направленностью: первый автор добивался от детей расслабления телесной мускулатуры, измеряемой по кожному сопротивлению, а вторая группа исследователей - сосредоточения внимания. Между тем, Р.И. Мачинской с соавт. [26] показано, что между 6-7 и 7-8 годами лежит «рубеж» в развитии внимания: дети значимо лучше начинают справляться с заданиями с конфликтной инструкцией, заданиями на серийную организацию движений, пересказ рассказа, копирование фигуры Тейлора (сложная графическая деятельность) и др. При этом «сосредоточиться» и «расслабиться, распределить внимание» (так называемое постпроизвольное внимание - «не думать о белом медведе») - это две разные ступени развития внимания, и если первую из них шестилетки уже одолели, то вторая по силам уже более старшей возрастной группе. В чем проблема? Во-первых, деятельность, в которой клиент учится расслабляться или напрягать внимание, совершенно изолирована от его повседневных забот. Ребенку может быть весело играть в космический кораблик, которым он управляет, напрягая и расслабляя мышцы тела, но кто гарантирует, что он перенесет этот навык - произвольно расслабляться - в обычную жизнь. Тем более, при таком кратком курсе обучения. Во-вторых, несмотря на то, что БОС изучается уже свыше полувека, точные механизмы, позволяющие контролировать непроизвольные процессы (от частоты сокращений сердца до ритмов мозга), до сих пор неясны. Итог: в США, где этот метод был разработан, БОС используется при лечении гипертонии, мигрени и тревожности (эти расстройства связаны с мышечным перенапряжением), есть опыты использования в лечении невротических расстройств. Но - в качестве вспомогательного средства. Заменить собой медикаменты и помощь психолога биологическая обратная связь, увы, не сможет, как бы вас ни уверяли в обратном.
ний, есть ли среди них та часть, которой не достает твоей рыбке. Выбери ее и составь целую картинку». При помощи описанных в различных разделах пособия методов, которые прошли апробацию в практике Центра интеллектуального развития Московского психолого-социального института, удается существенно повысить уровень саморегуляции, а также развить другие познавательные процессы (мышление, речь, образы-представления) у детей с гиперактивностью.
Заключение
Даже краткое знакомство с проблемой гиперактивности показывает, что «мода на СДВГ» сыграла с врачами, психологами - да и с родителями непоседливых детей злую шутку. При многообразии методов диагностики, медикаментозного лечения и психологической коррекции четкого понимания - как именно помочь гиперактивному ребенку, чтобы он беспроблемно встроился в общество и не чувствовал себя изгоем, нет. На страницах этого пособия предложен один из подходов -вовсе не претендующий на «единственность» или «уникальность», к психологической, точнее, нейропсихологической коррекции СДВГ. Разработанные нами методы прошли апробацию в течение ряда лет в Центре интеллектуального развития МПСИ и других учреждениях и показали свою эффективность. Надеемся, что они пригодятся и вам. Автор всегда готов к обсуждению, - смотрите сайт www.npsy.ru. пишите!
Литература 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Цветковой Л.С. - М.: МПСИ, 2001. 2. Афанасенкова Н.В., Яблонская Т.В. Особенности ЭЭГ у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана. - 2009. - № 2 (19). - С. 19-20. 3. Бершедова Л.И. Психологические новообразования критических периодов детства // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». - М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЭК. - 2008. - С. 23-29. 4. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. - СПб.: Речь, 2005. 5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Ин-т психотерапии, 2003. - 96 с. 6. Василовская Е.А. Возрастные и индивидуально-типологические особенности состояния «передних» функций у младших подростков // Сб. Материалов международной конференции «Физиология развития человека», Секция 1-2. - М.: Вердана. - 2009. - С. 17-18. 7. Волков A.M. и др. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. -М.: МГУ, 1987. 8. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. 9. Выготский Л.С. «Проблемы детской (возрастной) психологии», собр. соч. в 6 т., т.4, М.,Педагогика,1983 10. Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация. - М.: Смысл, 2003. - 335 с. 11. Горев А.С. Возрастные особенности влияния БОС-тренинга на механизмы произвольной регуляции функционального состояния (релаксация) // Сб. Материалов международной конференции «Физиология развития человека», Секция 1-2. -М.: Вердана, 2009. - С. 34-35. 12. Грибанов А.В., Подоплекин А.Н., Подоплекин Д.Н. Це-< ребральное энергообеспечение у детей с синдромом дефицита^ внимания и гиперактивности // Альманах «Новые исследова| ния». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 31-32. 13. Григал П.П., Дмитрик О.В. Воспроизведение ритма деть ми 6-8 лет // Сб. Материалов международной конференции «Фи| зиология развития человека», Секция 1-2. - М.: Вердана, 2009. -Л С.37-38. 14. Депутат И.С., Старцева Л.Ф., Иорданова Ю.А. Характеристика вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 34-35. 15. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? - М.: Цен-трполиграф, 2010. - 221 с. 16. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекци-онной работы с дошкольниками». - М.: МПСИ, 2002. 17. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности. / под ред. В.В. Давыдова, И. Лампшера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982. 18. Изард К. Эмоции человека. - СПб.: Питер, 2002. 19. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения. - М.: Наука, 1989. 20. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. 21. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: РПО, 2001. 22. Кошельков Д.А., Семенова О.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 47^8. 23. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики». - М.: МГУ, 1981. 24. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции личности в работах Л.И. Божович и в современных исследованиях // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». -М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - С. 80-87. 25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: пси-хокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. 26. Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семенова О.А., Кошельков Д.А. Возрастная динамика управляющих функций и избирательного зрительного внимания у детей предшкольного и младшего школьного возраста в норме // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии». -М.-Белгород: ИПЦ Политерра, 2007. - С. 80. 27. Менджерицкий A.M., Серов П.Н., Карантыш Г.В. Ней-ропсихологические и нейрофизиологические корреляты малой мозговой дисфункции и дефицита внимания // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 54-55. 28. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007.-186 с. 29. Назаренко В.В. Развитие мотивационной сферы современных детей 5-7 лет // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». -М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008.-С. 88-91. 30. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. - М.: Знание, 1986. 31. Политика О.И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ. - СПб.: Речь, 2005. 32. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения первоклассников / Сб. докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 33. Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Ахутина Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников // Вести. Моск. ун-та, Сер. XIV. Психология. - М: Изд. МГУ, 1997. - № 2. 34. Попова О.В., Трухина С.И., Трухин А.Н., Циркин В.И., Шушканова Е.Г. Характеристика психофизиологических показателей подростков 13-14 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 63-64. 35. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психологии, 1991.-№5. 36. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. 37. Роик А.О., Исайчев С.А. Влияние возрастных особенностей при использовании психофизиологических методов для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Сб. материалов III Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии». - М.: Белгород: ИПЦ Политерра, - 2007. С.124-125. 38. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии, 1990.-№4. 39. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. 40. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение // Лечащий врач, 2010. - № 1. 41. Сухотина Н.К., Красова А.В. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей // Журнал клинической и социальной психиатрии. - 2006. - № 2. - С. 44-46. 42. Сухотина Н.К., Крыжановская И.Л., Коновалова В.В., Куприянова Т.А. Опыт применения ноотропов при пограничных психических расстройствах у детей // Психиатрия и психофармакотерапия, 2004. - Т. 6. - № 6.
43. Учотова И. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: от предрассудков к практической помощи // Heftponews, 2008. - № 6. 44. Феоктистова С.В. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста// Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19), С. 73-74. 45. Функции лобных долей мозга / под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1982. 46. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и .. пути их решения. - М.: МПСИ, 2002. 47. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей, изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 48. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. 49. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юристь,1997. 50. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.-М.: 1974. 51. Юдина Т.А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л.И. Божович // Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович «Современные проблемы психологии личности: теория и практика». - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - С. 78-80. 52. Яблонская Т.В., Суранова И.В. Участие невролога в формировании маршрута коррекционной помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2009. - № 2 (19). - С. 80-81. 53. Childhood Symptoms of ADHD Strongly Linked to Adult Risk of Smoking // HealthNewsDigest.com. - October 03, 2005.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.011 с.) |