Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природоведческая и здоровьесберегающие компетентности

Поиск

1. Понятие «природосообразности» человека

Природосообразность в общем значении выражается в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.
В педагогике чуждым является то, что не свойственно натуре определенного ребенка. С одними детьми надо обращаться одним образом, с иными по-другому. Иной ребенок к музыкальным наукам не расположен, а в остальном же способен к обучению. У каких-то детей наоборот. Не следует толкать ребенка туда, куда не влекут способности. Учитель является только помощником природы, а не владыкой. Он образователь ребенка, а не его преобразователь. Если педагог видит, что ребенок принимается за дело без достаточных способностей к нему, не следует подгонять его вперед. Если учеников не принуждать к учению против их воли, то ничего не будет вызывать у них отвращения и притуплять силу мысли. Тогда ребенок будет легко идти вперед в том направлении, в котором его влечет скрытый инстинкт, и на своем месте будет служить человеческому обществу с пользой.

2. Роль и место предметов «Окружающий мир» и «Природоведение» в формировании природоведческой и здоровьесберегающей компетентностей.

Изучая курс «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в начальной школе ребенок усваивает некоторые сведения об окружающем мире, при­роде, о необходимости и целесообразности бережного от­ношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, Земли. Здесь должна быть создана атмосфе­ра благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника ес­тественного его развития. Программой природоведения предусмотрено научить детей приемам наблюдения за жи­вой природой, умению фиксировать эти результаты, делать на их основе выводы и обобщения.

Учитывая актуальность проблемы экологического об­разования и воспитания, в современные программы по естествознанию для начальной школы включено значи­тельное число понятий и представлений по экологии.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка,как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Это свойство личности ребенка, которое включает в себя:

  1. Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни
  2. Мотивы, имеющие эколого – сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни
  3. Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края.

Для формирования у детей природоведческой компетенции, необходимо особое внимание уделить развитию их эмоциональной сферы, формированию положительных чувств к природным объектам, которые, в свою очередь, будут мотивировать и приобретение природоведческих знаний, и гуманное поведение школьников в естественном окружении. Проблема преодоления негативного отношения младших школьников к животным является важной составной частью в системе экологического воспитания и важным фактором формирования природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности младших школьников.

 

3.Формирование навыков позитивного отношения к своему здоровью , к соблюдению правил личной гигиены.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт ваших детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без вашего родительского участия мы не сможем добиться хороших результатов, только вы являетесь самым ярким примером для своих детей.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети с ограниченными возможностями 7-8 лет должны более осознанно относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. На занятиях по СБО в результате практической деятельности приучаем правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В этой связи в программу по СБО в раздел «Воспитание здорового образа жизни» и «Самообслуживание» включены темы: «Умеешь ли ты чистить зубы», «Правильно умываться, мыть руки», «Гигиена приготовления пищи», «Уход за одеждой и обувью» и другие. Смоделированные на занятиях ситуации успешно переносим в повседневную жизнь.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и привитие навыков самообслуживания включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей и четкого выполнения действий, и правильной последовательности.

В младшем школьном возрасте необходимые навыки хорошо усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены и самообслуживания целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, моделировать различные ситуации. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены даю детям различные поручения, например, назначаю санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.153 (0.009 с.)